Замечание для ученых и исследователей

Предисловие

Несколько лет назад мне позвонил руководитель теле­программы Эн-Би-Си «Предсказания». С тревогой в голо­се он спрашивал, не знаю ли я предсказаний на грядущее тысячелетие. Прежде всего я объяснил ему, как велико различие между всякого рода экстрасенсами-ясновид­цами и теми, кто связан с духовной традицией, т. е. людь­ми, имеющими доступ к духовному наследию и обладаю­щими поэтому различными сиддхи (мистическими способностями), в число которых входит и прорицание. Я сказал, что все современные предсказания вторичны по отношению к ведическим пророчествам. Веды — это древ­нейший в мире источник подобной информации. Они со­вершено аутентичны и заслуживают полного доверия, потому что пророчества, которые в них содержатся, были даны человечеству Самим Богом или Его посланцами. Эти посланцы, обладавшие полным сознанием и наделен­ные особой силой, не только прозревали прошлое, насто­ящее и будущее, но и принимали определенное участие в созидании и устройстве этого будущего. Я рассказал ему, что Веды — единственное из всех Писаний, которое не ог­раничивается пределами этой планеты и даже этой Все­ленной. Многие события, подробнейшим образом описан­ные в Ведах или предсказанные добросовестными последователями ведической традиции, происходят или уже произошли на других планетах, а позже произойдут и на нашей планете. Я послал своему собеседнику Шримад-Бхагаватам (Бхагавата Пурану), тот том, который со­держит пророчества. Эта книга написана великим учите­лем — Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведан-той Свами Шрилой Прабхупадой. И, хотя информация, которую она содержит, совершенно достоверна, оказа­лось, что грядущее тысячелетие описано в ней не так, как хотелось бы моему собеседнику. Позже я понял: чтобы по достоинству оценить тот драгоценный дар, который он получил, ему нужна была некоторая подготовка.

Когда я вспоминаю этот случай, я всегда сожалею о том, что в те времена у меня не было этой небольшой, но поистине блестящей книги моего коллеги, Стивена Кнап-па (З^ерЬеп Кпарр). В ней собраны важнейшие предска­зания о судьбах мира из самых священных и аутентич­ных Писаний, относящиеся ко всем планетам и ко всем традициям. Стивен Кнапп совершил большое служение, сделав эти пророчества доступными как для опытных трансценденталистов, так и для новичков.

В индийской философии описано 10 праман (различных способов постижения истины):

1. Арша — утверждение, сделанное почитаемым святым или полубогом.

2. Упамана — уподобление (что-то подобно чему-то другому).

3. Артхапатти — предположение, сделанное на основе другого известного факта.

4. Абхава — отсутствие (осознание отсутствия предмета)

5. Самбхава — включение (большее количество заключает в себе меньшее).

6. Артхья — традиция.

7. Честа — знак или символ (если кто-то делает рукой жест (например, «V») или какую-нибудь мудру)

8. Пратъякша — прямое восприятие.

9. Анумана — умозаключение (основанное на обобщенном опыте, полученном путем рассуждения или дедукции).

10. Шабда — звук (откровение).

Святые — например, Джива Госвами или Мадхвача-рья — те, кто занят постижением божественной науки, принимают лишь последние три способа познания. Наи­высшим же и наилучшим считается десятый, шабда пра-мана, — знание, явленное в Ведах и происходящее из сверхчеловеческого источника. В одной из моих книг, которая называется «Духовное воинство. Проявление ду­ховной истины в физических феноменах», я иногда опи­раюсь на ануману, которая стоит ниже шабды. Автор книги «Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее» ос­новывает свои толкования пророчеств почти исключи­тельно на шабда прамане. Какой прекрасный дар! Благода­ря такому подходу читатель узнает об уже исполнившихся пророчествах, о начале Кали-юги (по­следней эпохи, эпохи раздоров), об изменениях, которые произойдут в течение этой эпохи, об особом веке просве­щения (Золотом Веке) в Кали-югу, о грядущем воплоще­нии Бога и о разрушении мира. После такого насыщенно­го повествования автор дает нам отдохнуть в путешествии по святым местам Индии. (Многие пророче­ства связаны с этими местами и жившими там мудрецами и святыми.) И даже рассуждение автора о системе Феде­рального Казначейства дает читателю понять, как уже сейчас оказывает свое пагубное воздействие Кали-юга.

Рассмотрим некоторые пророчества о Кали-юге, взя­тые из других источников. Нострадамус писал, что в 1999 году с неба низойдет Король Устрашения. Эдгар Кэйс (Ес1§аг Саусе) предсказывает, что Япония канет в воды Тихого Океана, Калифорния будет разрушена зем­летрясением, многие прибрежные области уйдут под во­ду, но при этом появятся Новые Земли. Некоторые пред­сказатели, связанные с буддизмом, говорят, что тибетский буддизм просуществует всего 2 500 лет и пре­кратит свое существование вскоре после того, как будет низложен тринадцатый Далай Лама. Буддизм уже про­существовал 2 500 лет. И Далай Лама уже низложен. Пирамидологи утверждают, что пропорции и размеры Ве­ликой Пирамиды в Гизе указывают на конец нынешней цивилизации в 2001 году. Упадок же ее начался, как го­ворят, в 1965 году. Индейцы хопи и ацтеки предрекают наступление Новой Эпохи в течение ближайшего деся­тилетия. Ислам утверждает, что конец наступит, когда нога человека ступит на Луну. (Сделали мы это или нет?) Дженни Диксон и Рут Монтгомери говорят, что мир бу­дет уничтожен огнем в 1999 году, когда сдвинутся полю­са Земли. Гордон-Майкл Скаллион предрекает серьез­ные изменения и начало новой эры в истории человечества уже в ближайшие несколько лет. Фатима пророчествует об огненном разрушении, изменении ли­ка Земли и начале новой эры в ближайшем будущем. В библейском Откровении тоже немало говорится о разру­шении цивилизации.

Автор передает нам сказанное в Бхавишья Пуране — старейшем и самом надежном в мире источнике предска­заний. Именно в этой Пуране точно предсказано появле­ние Иисуса, Магомета, Будды и т.д. Там же говорится, что глобальная катастрофа и разрушение начнутся в мае 2000 г. н. э. Автор приводит также сведения из Брахма-вайварта Пураны, в которой Кришна рассказывает Ганге Деви о Золотом Веке Кали-юги, который начнется спустя 5 тыс. лет от начала Кали-юги и продлится 10 тыс. лет. То есть, через 15 тыс. лет после начала этой эпохи сила Ка­ли снова проявится во всей полноте. Значит, мы оказа­лись в самом начале Золотого Века, потому что Кришна покинул эту планету 5 тыс. лет назад. Следовательно, не-ведические предсказания о новом тысячелетии совпада­ют с посланием Кришны.

Впрочем, Стивен не бросает нас наедине с мрачными пророчествами, он рассказывает, как освободиться от влияния Кали-юги, повествует о волне духовного про­буждения, которая распространится по миру, и, самое главное, говорит о появлении новой расы людей.

Вот цитата из Гл. 5.

Произойдет — как это и предсказано в ведических писани­ях — прогрессивный сдвиг энергии высшего порядка. На са­мом деле, он уже происходит. Планетарные изменения, со­провождающие этот переворот (неважно, покажутся они приятными или суровыми) явятся очистительным процес­сом, результатом которого станет прогресс и появление новых рас людей — по крайней мере, на то время, что будет продолжаться Золотой Век Кали-юги.

Это означает, что мы живем в решающий момент. Мир будет изменен. Это может быть совершено как насильст­венным путем, путем апокалипсиса, так и путем сотруд­ничества и пробуждения всей планеты.

Я уверен, что если вы обладаете желанием внести практический вклад в наступление Золотого Века, вы, так же как и я, оцените эту книгу по достоинству.

Свами Кришнапада

Ведический психотерапевт

Консультант мирового уровня

Автор следующих книг:

Руководство в век высшего сознания Духовный воин. Проявление духовной истины в физичес­ких феноменах

Духовный воин 2. Превратить вожделение в любовь Нищий. Размышления о Всевышнем Господе и молитвы

Введение

О предсказаниях будущего написано немало книг, но в этой книге внимание впервые сосредоточено на пророче­ствах, содержащихся в ведической литературе — несо­мненно древнейшей и самой духовной литературе мира. Прочитав эту книгу, вы узнаете, как появились данные пророчества и что они могут значить для вас и для буду­щей жизни всей планеты.

Все хотят знать, что ждет мир в будущем. Футуристи­ческие прогнозы, публикуемые в популярных изданиях, рисуют жизнь через несколько сотен или тысяч лет весь­ма радужными красками. Многие люди думают, что бла­годаря успехам технологии жизнь станет долгой, здоро­вье — крепким и каждому человеку будут доступны всевозможные удобства, да такие, что и вообразить нель­зя. Некоторые из этих ожиданий действительно сбудут­ся. Однако в ведических писаниях содержатся и другие пророчества, прямо противоречащие этим радужным прогнозам. Там есть предсказания, которые даже шоки­руют вас, ибо они вовсе не похожи на все то, что вы предт ставляли себе раньше.

Эти откровения касаются не только ближайшего буду­щего. Они позволяют представить, какой будет жизнь много тысяч лет спустя — вплоть до конца времен и раз­рушения Вселенной. Естественно, некоторые из этих пророчеств перекликаются с предсказаниями других ис­точников — например с прорицаниями индейцев майя, Нострадамуса или Библии, — а иногда и совпадают с ни­ми. Но большинство ведических пророчеств абсолютно уникально и непохоже ни на какие другие. Поэтому они позволяют совершенно иначе, по-новому взглянуть на будущее.

В этой книге собраны воедино и снабжены пояснения­ми пророчества и сведения о будущем, разбросанные по многочисленным томам ведических писаний. Ведические тексты — древние, но не утратившие своей ценности ду­ховные источники — содержат откровения о Всевышнем, Его воплощениях, материальном творении, а также точ­ное описание нашей собственной духовной сущности и важнейшего духовного метода, с помощью которого чело­век может освободиться от материального бытия. Неко­торые из этих аспектов прямо связаны с будущим нашей эпохи, имя которой — Кали-юга. Думаю, что без этой ду­ховной части знания книга была бы неполной, ведь я хо­тел представить ведические пророчества как можно ши­ре. Веды не просто рассказывают о событиях будущего, но и предлагают пути решения проблем этой эпохи. Поэто­му я представил ведическое знание настолько широко, насколько это необходимо для материального умственно­го и духовного понимания того, что говорится в ведичес­кой литературе о будущем. Я старался как можно чаще цитировать ведические тексты, поскольку они говорят сами за себя.

Читая эти цитаты, вы заметите, что разные Пураны предсказывают одно и то же. При этом сказанное в одной Пуране зачастую помогает понять и уточняет пророчества другой. Это усиливает достоверность и выразительность предсказаний.

Я старался не перегружать книгу проведением парал­лелей между ведическими пророчествами и нашим вре­менем. Впрочем, в некоторых случаях я все же прибегаю к этому, например там, где говорится о золотом запасе или где требуется дополнительная информация. В конце концов, каждый может почитать сегодняшнюю газету или послушать новости по радио, а потом сравнить про­читанное и услышанное с тем, что предрекают Веды.

Кому-то содержание этой книги покажется странным, фантастичным и даже противоречивым. А для кого-то оно окажется полным смысла и такого понимания жизни, которого он, может быть, давно искал. В чьем-то сердце эта книга пробудит воспоминания о вещах, которые он когда-то уже знал, но не мог вспомнить. В любом случае, если у вас возникнут вопросы или вы захотите получить еще несколько книг по этой теме, я буду рад ответить вам в любое время, когда я не в Индии. Во время своих путе­шествий по Индии я общаюсь почти исключительно со своим ближайшим окружением, которое зачастую меня­ется каждые несколько дней. Поэтому пишите, пожалуй­ста, по адресу:

Тhе Wоrld Relief Network

Р.О.Вох 15082

Dеlroit, Мiсhigаn U.S.А.

48215-0082

Буду рад помочь вам.

Если вам потребуются адреса храмов и организаций Запада, деятельность которых основана на восточной философии, напишите мне, и я пришлю вам бесплатный каталог.

Чтобы сделать эту книгу более авторитетной и полной, я включил в нее обзор духовной культуры Индии.

Глава первая

Видение Вьясадевы

Пять тысяч лет тому назад в Индии и Гималаях про­живало множество мудрых и могущественных от­шельников. Они занимались совершенной духовной практикой, благодаря которой становились обладателя­ми таинственных, сверхъестественных сил. Одним из та­ких великих и могучих мудрецов был Вьясадева. Силой своей глубокой медитации он мог входить в духовное со­стояние сознания, называемое лабдхопашанти. На живое существо, находящееся в этом состоянии, не влияет раз­рушительное время, которое управляет даже обитателя­ми небесных планет и полубогами. На такую личность не действуют ни ложное эго, ни материальная природа, ни составляющие материальной природы — благость, страсть и невежество, создающие видимость прошлого, настоящего и будущего. Вьясадева находился за преде­лами всех материальных склонностей и влияний.

В этом состоянии Вьясадева постигал происходящее в любой части материального космического творения, про­зревал и прошлое, и будущее. Он видел сотворение и рас­ширение Вселенной, видел, как бесчисленные живые су­щества входят в разнообразные тела, заселяя Вселенную. Он видел будущие перемены в обществе, упадок цивили­зации и грядущие изменения физического состояния и умственных способностей людей. Он видел также плане­тарные катаклизмы и разрушение мироздания — время, когда это материальное творение прекратит свое сущест­вование. Он видел все это и был чрезвычайно обеспокоен.

Однажды утром, когда солнце взошло над горами Ша-мьяпраса, в той части Гималаев, которая называется Ба-дарикашрамом, Вьясадева сидел в одиночестве на запад­ном берегу реки Сарасвати. Он видел, что по мере развития нынешнего века — Кали-юги — люди все более и более увлекаются преходящими материальными удо­вольствиями и ценностями, забывая о своей духовной сущности. Он видел, как продолжительность человечес­кой жизни сокращается, а сами люди становятся раздра­жительными, жадными, похотливыми, несчастными и беспокойными.

Вьясадева знал, что в будущем земля перестанет ро­дить достаточно зерна, коровы постепенно перестанут давать молоко, станет меньше фруктов и овощей и они уже не будут такими питательными. Из-за этого ухуд­шится здоровье людей, а также их ум и память, продол­жительность жизни сократится, а мораль придет в упа­док. Люди будут опускаться все ниже и ниже, пытаясь выжать из своего жалкого существования все мыслимые удовольствия. Появятся неизвестные прежде неизлечи­мые болезни, которые вызовут эпидемии. Вьясадева предвидел также, что духовная практика, направленная на достижение истинной цели жизни, будет прекращена. Постепенно люди утратят духовное знание и доброде­тель, отчего станут еще более испорченными, нечестны­ми и лицемерными.

Чтобы предотвратить такой быстрый упадок цивили­зации, Вьясадева составил первые духовные тексты, из­вестные как Веды. Он развил их содержание в Упанишадах, Веданта-Сутре, Пуранах, Махабхарате и др. и с помощью своих учеников донес до людей. Таким образом он объе­динил различные уровни духовного осознания, так что теперь даже самый неразумный человек этой эпохи мог изучить и принять это знание. Но даже создав такое ко­личество текстов, Вьясадева был все же внутренне не удовлетворен своей работой. И он задумался о причинах этой неудовлетворенности.

И вот, когда однажды утром Вьясадева сидел, погру­женный в размышление, перед ним предстал Нарада Муни, мудрец среди полубогов. Будучи духовным учите­лем Вьясадевы, Нарада Муни повелел ему написать еще одну книгу, в которой раскрывалось бы самое важное и тайное знание о духовной сущности человека, а также описывались бы качества и игры Всевышнего, Шри Кришны. В этой книге Вьясадева должен был указать способ достижения высших уровней духовного сознания.

Получив от Нарады Муни такие наставления, Вьяса­дева сосредоточил свой ум на бхакти-йоге и узрел Абсо­лютную Истину, а затем, ради блага всех людей, написал Шримад-Бхагаватам. Таким образом Вьясадева составил собственный комментарий ко всему, что было им написано раньше. А поскольку Вьясадева являлся воплощением Бога, наделенным особым могуществом, в процессе на­писания был сосредоточен на Абсолютной Истине, не имея никаких материальных мотивов, Шримад-Бхагава­там также считается литературным воплощением Бога, которое может избавить от невежества всякого, кто при­бегнет к нему. Вьясадева передал Шримад-Бхагаватам своему сыну, Шукадеве, который впоследствии в боль­шом собрании мудрецов поведал его великому императо­ру Парикшиту.

В древних текстах Шримад-Бхагаватам и других Пуран содержится великое множество предсказаний о будущем этого мира. Вьясадева и Шукадева ради общего блага со­ставили Шримад-Бхагаватам, а мы сейчас используем его, как, впрочем, и другие разделы ведической литературы, чтобы рассказать, какими разнообразными путями будет изменяться наш мир по мере продвижения в будущее.

Глава вторая

Начало эпохи Кали

Согласно Ведам, быстрое разложение общества и раз­рушение окружающей среды начинаются только с началом Кали-юги. Однако Кали-юга — дело не далекого туманного будущего. Кали-юга — а вместе с ней и упа­док — началась 5 тыс. лет назад.

Существует четыре эпохи, или юги. Продолжитель­ность этих эпох указана в Бхагавад-гите (8.17), в Шримад-Бхагаватам (3.11.19), в Вана Парве (одной из книг Махабха-раты) и в других источниках. Там говорится, что Кали-юга продолжается 432 тыс. лет, из которых мы про­жили уже 5 тыс. лет. Перед Кали-югой была Двапара-юга, которая длилась 800 тыс. лет, а перед нею — Трета-юга, продолжавшаяся 1 млн. 200 тыс. лет. Трета-юге предшествовала Сатья-юга, длившаяся 1 млн. 728 тыс. лет. (Подробности вычисления продолжительности этих эпох — в Приложении 1.)

Описания отличительных черт каждой эпохи содер­жатся во многих Пуранах. В Шримад-Бхагаватам (12.3.18 и далее) говорится, что Сатья-юга — это эпоха доброде­тели, мудрости и религии. В ней нет ни порока, ни неве­жества. Людям Сатья-юги свойственны правдивость, милосердие, аскетизм и чистота. Эти качества — «четы­ре ноги» религии, общепризнанные черты благочести­вой жизни, присутствующие в любом истинном духов­ном методе. Люди в Сатья-югу удовлетворены собой, дружелюбны, спокойны, сдержанны и терпимы. Их ра­дость заключена в них самих, а не во внешней деятель­ности, направленной на услаждение чувств. Они знают свою духовную сущность и живут в гармонии с Богом, природой и друг с другом. Они видят все вокруг равным и всегда стремятся к духовному совершенству. Нахо­дясь под влиянием благости, люди Сатья-юги живут до 100 тыс. лет.

Подробно о Сатья-юге, или Крита-юге, говорится в Парада Пуране (1.41.7-11). В Крита-югу не было разде­ления на различные виды божественных и демоничес­ких существ, таких как дэвы, данавы, гандхарвы, якши, ракшасы или наги (змеи). Все обладали достоинствами дэвов (полубогов). Все были прекрасны и добродетель­ны. Купли и продажи не существовало. Веды представ­ляли собой единое целое. Люди с удовольствием выпол­няли свои обязанности, свойственные их образу жизни. Выло лишь одно Божество — Господь Нараяна, и все били Его преданными, погруженными в аскезу и меди­тацию, свободными от вожделения и других пороков, самообузданными и полными добродетели. Их ум был занят поиском смысла дхармы (духовного долга), и не было в них ни зависти, ни ревности, ни гордыни, ни ли­цемерия. Все были правдивы и весьма сведущи в науке Вед. Жизнь каждого человека сопровождалась священ­ными обрядами, соответствовавшими его общественно­му положению.

В Сатья-югу, продолжает Курма Пурана (1.29.14-17), даже появление человека на свет происходило в соот­ветствии с авторитетным духовным методом, так что каждый уже с рождения обладал высокоразвитым со­знанием. Средства к существованию добывались без жадности. Граждане всегда были довольны, им были до­ступны все удовольствия и развлечения. Никаких раз­личий между ними не было, а потому не было и разделе­ния на высших и низших. Все жили одинаково долго и были одинаково прекрасны. Они не знали горя и были весьма привязаны к истине, медитации и аскезе. Ум их всегда был умиротворен.

В Падма Пуране (7.26.2-5) также сказано, что в Сатья-югу все были преданными и поклонниками Вишну, ни­когда не болели и не испытывали горя. Они были правди­вы, добры и долговечны. У всех было вдоволь зерна и всего остального. Они не причиняли вреда другим суще­ствам и были лишены религиозного лицемерия. Никто не совершал неправедных поступков.

В Бхагаватам (12.3.20 и далее) говорится, что в следу­ющую эпоху, Трета-югу, религия падает на четверть, и на столько же возрастает порок. Падение религии выра­жается в появлении лжи, жестокости, неудовлетворен­ности и ссор. По мере того, как люди утрачивают связь со своей духовной сущностью, эти проявления усиливают­ся. В Трета-югу люди ревностно совершают различные обряды и суровые аскезы как ради духовных, так и ради материальных целей. Их благосостояние зиждется на выполнении наставлений трех Вед. Люди еще не слиш­ком жестоки и не так вожделеют чувственного наслаж­дения. Однако в эту эпоху общество уже разделяется на классы: брахманов (богословов и священников), кшатриев (правителей и воинов), вайшьей (торговцев, банкиров и фермеров) и шудр (простых рабочих). В Трета-югу люди живут 10 тыс. лет.

В Падма Пуране (7.26.6-9) сказано, что с началом Трета-юги в мире появилось горе и поразило некоторых людей. Большинство же людей были добры и занимались покло­нением Вишну. Ум их был невозмутим, они были счаст­ливы и вели духовную жизнь, последовательно проходя все ее стадии. Брахманы учили людей Ведам, были благо­родны и верны слову. Они творили аскезы и соблюдали обеты, обуздывали чувства и не любили принимать мило­стыню или подарки.

В Двапара-югу, как говорится в Шримад-Бхагаватам, религия, добродетель и духовные ценности сокращаются где на четверть, а порок на столько же возрастает. Люди стремятся к славе, известности и почету. Они богаты, имеют большие семьи, наслаждаются жизнью и занима­йся изучением Вед. Живут они одну тысячу лет.

В Падма Пуране (7.26.10-13) сказано, что, когда наступила Двапара-юга, некоторые люди еще были добродетельны, но другие уже погрязли в грехах. Одни были сча­стливы, а другие очень несчастны. Из-за своей алчности дари принялись опустошать собственные земли.

В Ваю Пуране (58.24-25) говорится, что в Двапара-югу появляется различие мнений, жизнь становится напря­женной, тело человека истощается. Жадность, войны, бо­лезни, убийство животных, нарушение общественных установлений, страсть и ненависть — все это появляется И развивается в Двапара-югу.

И, наконец, в Кали-югу — утверждает Бхагаватам — Происходит полное падение добродетели, которая к кон­цу Кали-юги практически исчезает. Непрерывное нара­стание безверия сводит все заповеди религии к нулю, от­крывая путь раздорам, пороку, невежеству и разнообразной внедуховной деятельности. Жизнь все Усложняется, а для ищущих духовного сознания стано­вится особенно опасной из-за множества ложных путей, не приводящих к истине. В эпоху Кали духовность по­степенно становится не более чем туманной и неопреде­ленной формой буддизма. Из-за раздоров, трудностей и собственных пороков люди Кали-юги живут, в лучшем случае, лет сто. По окончании Кали-юги приходит Господь Калки, Который уничтожает неверующих царей, прокладывая путь новому веку просвещения, и снова на­ступает Сатья-юга.

В Падма Пуране (7.26.15-17) говорится, что в Кали-югу, которая есть обитель греха, все заняты греховной деятельностью. Люди отвергают Веды, духовную исти­ну, и занимаются игрой и воровством. Даже брахманы начинают мошенничать, чтобы выжить. Все привязаны к сексу и помрачающим разум напиткам. Люди похи­щают чужое имущество. На первый план выдвигаются еретики и атеисты. Говорится также (3.7.13-14), что люди, родившиеся в Кали-югу, гневливы, жадны, бес­честны, ревнивы, горды, злы, лживы, хитры и совер­шенно лишены блеска.

Период времени, состоящий из четырех юг, называется циклом. Такой цикл продолжается 4 млн. 160 тыс. лет. В конце Кали-юги является Господь Калки и открывает но­вую Сатья-югу. Начинается новый цикл из четырех юг — Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Тысяча таких циклов образует кальпу, или день Брахмы. Столько же длится и его ночь, в течение которой происходит час­тичное уничтожение вселенной. Когда заканчивается ночь Брахмы, космос творится вновь, циклы из четырех юг сме­няют друг друга еще тысячу раз, проходит еще одна каль-па. Господь Брахма живет 100 лет, состоящих из 365 таких дней и ночей. Таким образом, его жизнь длится 311 трил­лионов 40 миллионов лет по земному летосчислению. А Господь Кришна является в этом мире один раз в сутки Брахмы (то есть приблизительно раз в 8 320 млн. лет).

Знатоки Вед говорят, что Кали-юга началась непо­средственно перед приходом Господа Кришны 5 тыс. лет тому назад, но, благодаря присутствию Господа, ее вли­яние не ощущалось. Однако, когда Кришна покинул этот мир, Кали-югу уже ничто не сдерживало. Это подтверж­дается в Шримад-Бхагаватам (12.2.29-33) и в Вишну Пура­не (4.24), где говорится также, что Кали-юга продолжает­ся 1 200 лет полубогов, или 432 тыс. земных лет. Итак, принято считать, что Кали-юга началась 20 февраля 3102 г. до н.э.

Начало Кали-юги

Очевидно, что до той поры, когда Шри Кришна покинул эту планету, Его духовная мощь сдерживала разлагаю­щее влияние эпохи Кали. Однако еще до ухода Господа Кришны, говорится в Брахма Пуране (101.29-35), в небе и на земле являлись зловещие знамения, предвещавшие скорый Его уход. Сам Кришна предсказал, что, когда династия Яду прекратит свое существование и ядавы покинут Его островной город Двараку, море затопит город, а Сам Кришна удалится в Свою обитель. Это и произошло. Он Сам и вся семья ядавов отправились на побережье, в Драбхасу, на территории современного Гуджарата. Там ядавы вступили в драку друг с другом, и все погибли в этом побоище. После этого Кришна уселся под деревом и стал обдумывать Свой уход из этого мира.

Об окончании игр Господа Кришны в этой вселенной повествует Шримад-Бхагаватам (11.30.28 и далее). Кришна сидел под деревом пиппала, положив левую стопу, подошва которой своим красноватым оттенком напоминает цветок лотоса, на правое бедро. С помощью Своей энергии Он сделал так, что оказавшийся в этом месте охотник по ошибке принял Его стопу за морду оленя. Охотник, которого звали Джара, прицелился и выстрелил в стопу Кришны. Приблизившись, чтобы осмотреть добычу, Джара понял свою ошибку. Он узрел четырехрукого Шри Кришну, излучавшего ослепительное сияние, которое Рассеивало тьму во всех направлениях. Нежная улыбка Играла на Его лотосоподобном лице с прекрасными, как Лепестки лотоса, глазами. Его руки были украшены раз­нообразными браслетами, на шее красовались ожерелья, Цветочные гирлянды и камень Каустубха. Всевышний, Чье тело соткано из вечности, знания и блаженства, нес Атрибуты царской власти. Его сопровождали вечные Путники: Цветок лотоса, Раковина, Булава и Диск, кото­рые стояли рядом с Ним, олицетворенные. Даже они приняли свою духовную форму, чтобы вернуться вместе с Господом в духовный мир.

Когда Джара узрел Всевышнего в Его четырехрукой форме, он очень испугался, поняв, что совершил оскорб­ление. Он преклонил голову к стопам Кришны и попросил прощения. Кришна сказал, что бояться не нужно. Слу­чившееся произошло по Его собственной воле, а Джаре предстоит отправиться в духовный мир. Потом Кришна велел Своему колесничему предупредить жителей Двараки, Своей островной столицы, чтобы они покинули го­род, которому после ухода Кришны с этой планеты суж­дено было скрыться в океане.

Вскоре после этого на сцене явились полубоги и другие высшие существа, чтобы стать свидетелями ухода Все­вышнего из этого мира. Небо наполнилось их воздушны­ми кораблями, а воздух огласился славословиями. Затем Шри Кришна закрыл глаза, сосредоточился на Самом Себе и вошел в Свою духовную обитель. Многие из полу­богов не смогли увидеть, как Кришна уходит в Свою оби­тель, так же как обычный человек не в силах постичь путь сверкающей молнии. Некоторым, однако, все же удалось заметить мгновенный блеск Его движения, и они пребывали в изумлении. Именно так Всевышний входит во вселенную, сотворив ее. Некоторое время Он играет в ней, как актер на сцене, а затем покидает космическое проявление и уходит в Свою обитель.

За уходящим Кришной немедленно последовали Ис­тина, Религия, Честность, Слава и Красота, поэтому вли­яние Кали на этой планете смогло распространиться и усилиться. В заключение Шримад-Бхагаватам (12.2.29-34) объясняет, что, когда Всевышний Господь, Кришна, по­добный сияющему солнцу, возвратился в духовные сфе­ры, Кали вошел в этот мир, и большая часть населения этой планеты принялась извлекать удовольствие из гре­ховной деятельности. Пока Кришна пребывал на этой планете, Кали не мог полностью проявить свою силу. Од­нако когда созвездие Семи Мудрецов, которое западные астрономы называют Большой Медведицей, проходит лунный дом Магха, наступление Кали-юги неизбежно. Она длится двенадцать веков полубогов, или 432 тыс. земных лет. Когда великие мудрецы созвездия Саптарши переходят из Магхи в Пурвашадху, Кали-юга наби­рает полную силу. Это время правления царя Нанды. В Писаниях говорится, что эпоха Кали началась, когда Господь Кришна ушел из этого мира в Свою обитель. Далее Вредсказывается, что через тысячу небесных лет, с приходом Господа Калки, вновь начнется Сатья-юга.

Начало эпохи Кали описано в Пуранах. Вот о чем повествует Бхагавата Пурана (1.4.16 и далее). Однажды, вса­мом начале Кали-юги, великий святой Вьясадева сидел около своей хижины, пребывая в медитации. Будучи ос­вобожденной душой, он был способен видеть прошлое, настоящее и будущее. Вьясадева видел разложение всего материального. Продолжительность жизни людей со­кращалась, они становились все нетерпимее, злее и бес­покойнее. Невежество не давало им возможности понять цель жизни, их все более привлекал временный блеск Материализма, и они все менее были способны осознавать что-либо духовное. Это заставляло их напрасно тратить свою жизнь, ибо они отказывались искать изначальное духовное знание и слушать о нем. И Вьясадева пожелал сделать что-нибудь, чтобы облегчить жизнь людей этой эпохи. Он разделил четыре Веды на множест­во частей, чтобы людям было легче постичь духовное знание. (Все это подробно описано в предыдущих томах этой серии «Тайное учение Вед» и «Путь просвещения Для всех», поэтому здесь мы не будем останавливаться на этом.)

В это же самое время, примерно 5 тыс. лет назад, как говорится в Шримад-Бхагаватам (1.14.1 и далее), закончи­лась битва на Курукшетре, и Махараджа Юдхиштхира стал правителем мира. Арджуна, ближайший друг Кришны, поехал в Двараку, чтобы повидать Господа. Ма-хараджа Юдхиштхира с нетерпением ждал возвраще­ния Арджуны, чтобы узнать последние новости. Арджу-на, однако, не вернулся в срок, и Юдхиштхира стал беспокоиться об Арджуне и о благополучии Двараки. Царь начал замечать в своих владениях неблагоприят­ные и пугающие предзнаменования и заподозрил, что Господь Кришна покинул этот мир.

Юдхиштхира заметил нарушения в смене времен го­да, например, появление зимы среди лета и наоборот. Люди, ставшие слишком жадными, злыми и лживыми, теперь добывали средства к существованию неправед­ными путями. Обычное общение, даже между друзья­ми, осквернилось мошенничеством. В семьях, даже в отношениях между мужьями и женами, воцарились не­понимание, напряжение и ссоры. Люди стали восприни­мать жадность, злобу, гордость и лицемерие как долж­ное, и эти качества распространились в обществе. Видя все эти признаки Кали-юги, Юдхиштхира пришел в изумление. (Это означает, что раньше в царстве Маха-раджи Юдхиштхиры такого не было. Так что мы можем только догадываться, что это было за прекрасное цар­ство до того, как свойства Кали стали просачиваться в жизнь людей.)

Вокруг Юдхиштхиры выли на восходящее солнце сам­ки шакалов, ухали совы и каркали вороны, собаки безбо­язненно лаяли на царя. В воздухе клубами носился дым, в ясном небе раздавались удары грома и сверкали молнии. Земля и горы содрогались, чего раньше никогда не случа­лось. Ураган поднимал тучи пыли, затмевавшие солнце. Само же солнце потемнело и заволоклось тучами, шел дождь. Звезды, казалось, затеяли сражение в небе. Все живое в отчаянии рыдало, озера, реки и их притоки пому­тились и покрылись волнами. Коровы не давали молока, телята не сосали вымя. Они плакали, и слезы лились из их глаз, быки отказывались выходить на пастбища.

Божества в храмах, казалось, в сокрушении плакали и вздыхали. Большие и маленькие города, сады и рощи по­темнели, радость и счастье покинули их. Юдхиштхира спрашивал себя: «Что происходит? Что это за необычайные явления? Какие еще испытания ждут нас?»

В это время Арджуна вернулся из Двараки и расска­зал Махарадже Юдхиштхире, что Кришна оставил этот Мир. Как сказано в Шримад-Бхагаватам (1.15.36), с того дня, как Кришна покинул эту вселенную, все свойства эпохи Кали проявились в полной мере, создав крайне не­благоприятные условия для тех, кто наделен скудным запасом знаний.

Увидев, что влияние Кали-юги в форме жадности, неправды, мошенничества и жестокости — всего, что так обычно в наше время, — распространяется по всему госу­дарству, Махараджа Юдхиштхира приготовился покинуть дом и посадил на царство своего старшего внука, Махараджу Парикшита. Затем он очистил свое сознание вскоре покинул этот мир, достигнув духовных сфер.

Шримад-Бхагаватам (1.17) повествует о том, как, став В(а»рем, Махараджа Парикшит однажды встретился с Олицетворенным Кали. Низкий, как чандала (низкорож­денный, невоспитанный человек), Кали был разодет ца­рем, но в руках его была палка, которой он избивал коро­ли быка. Махараджа Парикшит схватил преступника, Чтобы убить его. Парикшит сказал этому олицетворению вражды, что хотя он и одет как царь, но, находясь в цар­стве Махараджи Парикшита, обижает слабых и беззащитных, а потому признан виновным и приговорен к смерти.

Когда Махараджа Парикшит извлек свой меч, гото­вый уничтожить Кали, причину бездуховности и несча­стья, тот немедленно оставил свою спесь и распростерся Черед Парикшитом. Будучи царем, Махараджа Парик-ЙИт не убил Кали, но велел ему покинуть пределы цар­ства. Ведь в присутствии Кали принципы бездуховности: алчность, ложь, разбой, вероломство, неучтивость, несчастье, мошенничество, вражда и суета — расцветут и умножатся.

В страхе Кали молил Махараджу Парикшита выде­лить ему место, где он мог бы постоянно жить под защи­той царя. Тогда Махараджа Парикшит разрешил Кали жить в притонах игры, пьянства и разврата, а также на бойнях.

Таковы основы бездуховности. Где они, там развива­ется Кали-юга и приходит в упадок человеческая циви­лизация. Так, бойни уносят милосердие и способность сострадать другим. Они способствуют развитию себя­любия и жестокости и приводят к утрате обществом по­нимания своей духовной сущности. Проституция и бес­порядочная половая жизнь ведут к утрате чистоты тела и ума. Они усиливают привязанность к грубым теле­сным удовольствиям, а это ускоряет деградацию обще­ства и порождает болезни. Пьянство и привязанность к иному дурману отравляют тело и ум в буквальном смысле слова. Они лишают человека способности дости­гать высшего духовного сознания и разрушают принцип аскетизма, ответственности и сосредоточенности на ис­тинной цели жизни. Это ведет к безответственности, к философии типа «делай все, что тебе нравится». Такое

Наши рекомендации