Об отношении к св. Ангелам и угодникам Божиим: воспоминании, прославлении их и призывании в молитвах

Небесные исповедники Христовы объединены с земными:

Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефес. 1, 10).

Они участвуют в нашей жизни:

«Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии... Там, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук. 15, 7. 10).

Про Ангелов и их служении людям говорится: «не все-ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1-, 14).

Мы близки к небесным исповедникам:

«Сограждане святым и свои Богу» (Ефес. 2, 19).

«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22-23).

Как должно относиться к Ангелам к угодникам Божиим

Воспоминать и подражать им:

Необходимо подражать незлобию Архангела Михаила, спорившего с диаволом (Иуд. 9).

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

Ап. Павел воспоминает ветхозаветных праведников, которым должно подражать (Евр. 11 гл.).

«В пример злострадания и долготерпения возмите, братия мои, пророков» (Иак. 5, 10).

Угодников должно прославлять:

Господь сказал: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2, 30).

Восхваляются все величайшие праведники ветхозаветные (Иис. Сир. 44-50 глл.).

«Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды. Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвышать их хвалу» (Иис. Сир. 44, 13-14).

«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» (Иис. Сир. 46, 15).

Христос передал славу Свою угодникам:

«Отче, - молился Христос, - славу, которую Ты дал Мне. Я дам им» (Иоан. 17, 22).

Праведников почитает даже Бог Отец:

«кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12, 26).

Угодников прославляют люди:

«мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак. 5, 11).

«народ прославлял их» (Деян. 5, 13).

Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли:

«Вы, - пишет ап. Павел Галатам, - приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4, 14-15).

Ангелов всегда прославляли люди.

Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортунати и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» (1 Кор. 16, 18).

Поклонение Ангелам:

Лот поклонился Ангелам (Быт. 19, 1).

Валаам поклонился Ангелу (Числ. 22, 31).

Иисус Навин поклонился Ангелу (Иис. Нав. 5, 14. 15).

Прав. Маной поклонился Ангелу (Суд. 13, 20).

Прор. Даниил, павши на лице свое, поклонился Ангелу (Дан. 10, 9. 15).

Поклонение угодникам:

Ученики поклонились Елисею (4 Цар. 2, 15). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам (Иоан. 17, 22).

Страж темничный - Павлу и Силе (Деян. 16, 29).

Поклонение преселившимся угодникам:

Саул поклонился Самуилу (1 Цар. 28, 14).

Просьба молитвы

Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан:

«молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16).

«молитесь о нас» (1 Фес. 5, 25, ср. Кол. 4, 3).

«не перестаем молиться о вас» (Кол. 1, 9).

Значение молитвы угодников Божиих:

«много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 16, 18).

«Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петр. 3, 12).

Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама (Быт. 20, 7. 17).

За собеседников Иова мог помолиться только многострадальный Иов: «пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас»... (Иов. 42, 8).

Если угодники могут молиться за других в настоящей жизни, то они могут молиться и в загробной, потому что любовь их не может прекратиться:

«любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8).

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук, 20, 38).

Небесная Церковь знает живых:

Спаситель сказал о детях: «что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф. 18,10; Лук. 15, 7. 10).

Ангел молился об Иерусалиме: «Господи, Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься надъ Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные» (Зах. 1, 12).

Когда прор. Даниил молился Ангелу, тогда Ангел ходатайствовал пред Богом за иудеев и сказал Даниилу: «слова твои услышаны» (Дан. 10, 12-13).

Ангел помогал семейству Товии, и говорил: «когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святого» (Тов. 12, 12).

Угодники могут ходатайствовать пред Богом:

«Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня» (Ис. 43, 27).

«сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему; отгони их от лица Моего» (Иер. 15, 1).

Угодники и Ангелы Божии, действительно, ходатайствуют пред Богом о живущих на земле:

Иуда видел видение: «видение же его было такое: онъ видел Онию, бывшаго первосвященника, мужа честного и доброго. почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившого все, что касалось добродетели, - видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это - братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Мак. 15, 12-15).

Ангел предстательствует с христианскими молитвами: «и пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он, с молитвами всех святых, возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3-4).

«Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полныя фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5, 8).

Души убиенных молятся о мести (Откр. 6, 9. 11).

Угодники знают наши нужды:

Прор. Елисей и его слуга Гиезий (4 Цар. 5, 26).

Прор. Елисей и царь Сирийский (4 Цар. 6, 12).

Прор. Ахия и жена Иеровоама (3 Цар. 14, 4. 9).

Ап. Петр знает, что на душе Анании и Сапфиры (Деян. 5, 3-4).

Прор. Самуил знает все о Сауле (1 Цар. 28, 14).

Авраам увидел день Спасителя и возрадовался (Иоан. 8, 56).

24 старца знают, о чем молиться за святых (Откр. 5, 8).

Ангелы знают о людях все (Дан. 10, 12-13; Тов. 12, 12; Матф. 18, 10).

Господь дает милость ради праведных:

«ради Давида» (3 Цар. 11, 11-15).

Поэтому и молится: «вспомни Авраама» (Исх. 32, 13).

Само собой понятно, что если люди, живущие на земле, молятся друг за друга, то они не теряют этой возможности и в загробном Мире, что и доказано от Писания. Сектанты отвергают всякую связь Церкви земной с небесной, посему не прославляют Ангелов и угодников Божиих, не просят их молитв о себе, потому что в бесовской гордости считают себя безгрешными и спасенными уже. Посему и должно спрашивать сектантов: что за церковь у вас, что не «соединена» она с небесным собранием Христовым? Где вычитали вы себе право отвергать угодников Божиих, их прославление и молитвы?

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5).

Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1 Тим. 2, 1-2), и в 2 Кор. 1, 11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис. 43, 27; Иер. 15, 1; Откр. 5, 8; 8, 3-4 -говорит о ходатайстве пред Богом за других.

Значит, сектантам не нужны ничьи молитвы, а в том же послании не так говорится: (1 Иоан. 5, 16).

Сектанты говорят: 1 Иоан. 2, 12: нам посему и не нужны молитвы угодников.

Православный ответ: Православные надеются не на угодников, а на Господа, Который милостивей к угодникам, чем к нам, грешным: 1 Петр. 3, 21.

Сектанты говорят: Иер. 17, 5: «проклят человек, который надеется на человека». Мы поэтому и не надеемся на угодников.

Православный ответ: Мы не делаем «плоть своею опорою» и «сердце наше» не удаляется от Господа чрез угодников, а приближается к Нему.

Сектанты говорят: Нельзя кланяться угодникам, потому что ап. Петр не позволил, чтобы Корнилий ему поклонился: (Деян. 10, 26).

Православный ответ: Ап. Петр потому не позволил поклониться, что Корнилий, как язычник, принял апостола за Бога, как было с апп. Павлом и Варнавою, когда им даже жертвы хотели приносить (Деян. 14, 11-15). Но если кланялись Апостолам, как служителям Божиим, тогда они не возражали: Деян. 16. 29 - Павлу и Силе темничный страж.

Сектанты говорят: Откр. 19, 10; 22, 8-9: Ангел не позволил, чтобы ап. Иоанн поклонился ему: значит, нельзя кланяться Ангелам и угодникам.

Православный ответ: Ангел не допустил ап. Иоанна, чтобы он поклонился ему, потому что здесь был престол Божий, и Господу здесь следовало поклониться. Если, например, стоит царь и генерал, и кто, пришедши, будет почтение воздавать генералу, а не присутствующему здесь царю, - конечно, скажут такому, чтобы царя, а не генерала почтил, хотя в другом случае нужно и генерала почитать. Ангелам и угодникам должно поклоняться: Быт. 19, 1; Иис. Нав. 5, 14-15; Дан. 10, 9. 15; 4 Цар. 2, 15; Деян. 16, 29.

Сектанты говорят: Мы боимся и не допускаем прославления праведников, чтобы не впасть в идолопоклонство.

Православный ответ: Псал. 52, 6: «делающие беззаконие... там убоятся они страха, где нет страха». Так и сектанты, но мы отличаем славу Божию от прославления и почитания угодников. Иис. Сир. 44-49 главы; Евр. 11 гл.; Евр. 13, 7-8.

Сектанты говорят: Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи: Матф. 4, 10; ср. Исх. 20, 3-5.

Православный ответ: Царь не возбраняет получать почести своим подчиненным, но только бы не стремились занять место царя: мы угодниками Царя Небеснаго не отменяем, а что славим угодников, то это им даровал Сам Спаситель - Иоан. 17, 22.

Сектанты говорят: Кол. 2, 18: Никто да не обольщает нас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безразсудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы.

Православный ответ: У нас не самовольное служение ангелов, но по воле Божией (Евр. 1, 14; Деян. 5, 19; 12, 7-11). Второе, в приводимом тексте не говорится о служении Ангелам, а о служении Ангелов, о чем учили еретики гностики, отвергавшие Главу-Христа.

О почитании Божией Матери

Пресвятая дева Мария есть действительно Божия Матерь:

Прор. предсказал: «Сам Господ даст вам знамение: се, Дева во чреве, приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

Апостол пишет; «все сие произошло да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф. 1, 22-23).

«Сказал Ей Ангел»: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он, будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лук. 1, 30-32).

Апостол говорит: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4, 4).

«И безпрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).

Елисавета называет Деву Марию Богоматерью: «откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне?» (Лук. 1, 43).

Божия Матерь родила Спасителя не от мужа, но чудесно от Духа Святого:

«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1, 30-35).

«Ангел Господень явился во сне (Иосифу) и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Матф. 1, 20).

Божия Матерь была Приснодевою и детей других не имела:

Прор. Иезекииль предсказал о Ней: «сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иезек. 44, 2).

Архангел возвеличил Божию Матерь:

«Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лук. 1, 28).

Праведная Елисавета ублажила Богоматерь от Духа Божия:

«Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лук. 1, 41-42).

Божия Матерь предсказывает, что Ее будут ублажать:

«отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук. 1. 48).

Божия Матерь признает Свое величие, которое сотворил Ей Сильный:

«сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его» (Лук. 1, 49).

Так должно спрашивать сектантов: 1) почему вы не восхваляете Богоматерь, как восхвалил Ее Архангел Гавриил? Почему не подражаете Ангелу? Неужели считаете себя выше? 2) Почему не величаете Богоматерь, как Елисавета? Ведь она от Духа Святого говорила; 3) Почему не ублажаете Богоматерь, раз Она Сама признала это и предсказала, что будут ублажать Ее все роды? 4) почему не величаете Богоматерь, раз сотворил Ей величие Сильный? Кто позволил вам отнимать то, что Господь даровал Богородице?

Разбор возражений сектантов

Толстовцы говорят: Богородица не Приснодева, ибо у Ней были другие дети - братья Господа.

Православный ответ: Если бы Пресвятая Дева имела других детей, кроме Иисуса, то Он не стал бы Ее поручать ученику Своему Иоанну, говоря с креста Своего: «Жено! Се, сын Твой» - и ученику: «се, Матерь твоя. И от того часа ученик сей взял Ее к себе» (Иоан. 19, 26-27), хотя Иаков, брат Господень, долго пребывал епископом Иерусалимским (Гал. 1, 19) и другие сыновья Иосифа были в Иерусалиме (Матф. 13, 55).

Сектанты говорят: Спаситель отвергал Божию Матерь. Он сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф. 12, 50).

Православный ответ: Спаситель здесь говорит о духовной связи Его с учениками. Но Господь не отвергал Матери. Даже на кресте Он позаботился о Ней: Иоан. 19, 26. Его Пречистая Матерь тоже была Ученицей Его проповеди и не отделялась от Его учеников: «все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса» (Деян. 1, 14).

Неужели же Божия Матерь не исполняла волю Отца Небесного? Несомненно больше всех! Тем более Она достойна почести. Чрез слова Христа (Матф. 12, 50) Божия Матерь не отстранена.

Должно спрашивать сектанта: если ты мать Спасителя, неужели достоин ты, чтобы к тебе обратиться: радуйся, благодатный, Господь с тобою, благословен ты, между мужиками.

Неужели можешь ты сказать о себе, как Богоматерь, что отныне будут тебя ублажать все роды, что сотворил тебе величие Сильный.

Сектанты говорят: Зачем говорите: Пресвятая Богородица, спаси нас! - раз один Спаситель-Христос?

Православный ответ: А зачем ап. Павел пишет Тимофею: так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16)? Зачем ап. Павел пишет: «не спасу-ли некоторых» (Рим. 11, 14).

И еще: «почему ты знаешь, жена, не спасешь-ли мужа»... (1 Кор. 7, 16).

Молитвы за умерших

Живущие здесь на земле и умершие близки друг другу, так как соединены под Главою-Христом:

Бог положил «все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Ефес. 1, 10).

Между живущими и умершими нет разницы:

«Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем-ли - для Господа живем; умираем-ли - для Господа умираем. И потому, живем-ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим. 14, 7-9).

Все должны любить друг друга, а любовь выражается прежде всего и главнейше в молитве:

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время... о всех святых», т.е. о христианах.

Молиться должно и о мертвых, потому что у Бога все равны:

«Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» (Лук. 20, 38).

Все нуждаются в милости Божией, и милость получить можно, ибо:

Христос есть умилостивление за грехи наши, и «не только за наши, но и всего мира». Христу и молимся об умерших (1 Иоан. 2, 2).

«Должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18, 1).

«если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15, 7).

Христос может облегчить участь живущих в загробном мире грешных христиан:

«дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28,18).

Молитвы за умерших были в Ветхом Завете:

После войны «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требует долг, перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященный иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грех». Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая благочестивая мысль! - посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Мак. 12, 39-45).

Прор. Варух молился: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!... Не вспоминай неправд отцов наших» (Вар. 3, 4-5).

«Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умерщего не лишай милости» (Иис. Сир. 7. 36).

«Я не ел (от десятины, посвященной Богу) в печали моей... и не давал из нее для мертвого... (Втор. 26, 14).

Молитва за умерших в Новом Завете:

«Да даст Господь милость дому Онисифора», «да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2 Тим. 1, 16-18).

Грехи могут прощаться и в загробном мире:

«если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12, 32). Значит, другие грехи могут прощаться в будущем веке.

Вопросы сектантам: любите-ли умерших братьев? Если да, то в чем ваша любовь? Кроме молитвы, она ни в чем не проявится. Если не молитесь, то любовь ваша прекратилась, не так, как любовь христианская, не перестающаяся (1 Кор. 13, 8).

Разбор возраженин сектантов

Сектанты говорят: напрасно молиться за умерших, так как в загробномъ мире нет перехода из ада в Рай, как сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре (Лук. 16, 19-31).

Православный ответ: Верно, перехода из ада в Рай не было, доколи Христос не победил ада (Откр. 1, 18) и не вывел из ада души с верою ожидавших его, как сказано об этом: 1 Петр. 3, 18-20; 4, 6; Ефес. 4, 8-10. С этого часа возможно облегчение участи умерших.

Истинный смысл притчи тот, что, если и мертвый воскреснет, противники Христовы не поверятъ Господу. Так и случилось, когда воскрес Лазарь.

Сектанты говорят: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Псал. 48, 8).

Православный ответ: Здесь говорится про избавление от смерти телесной, что сколько ни старайся, а всякий человек должен умереть. Это объясняют дальнейшие стихи, которых не желают вычитывать сектанты: Псал. 48, 9-10. Если же понимать, что не должно молиться за умерших, тогда нужно признать, что и за живых нельзя молиться, однако, за живых и сектанты молятся.

Сектанты говорят: Рим. 8, 1: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу: мы веруем, что не будем судимы и молитвы нам не нужны.

Православный ответ: Кто верит, тот не будет судиться за безв-ерие, но должен дать отчет во всяком деле, а «все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2). Для совершенствования и нужна молитва.

Сектанты говорят: Рим. 6, 7: «умерший освободился от греха» - ему и молитвы не нужны.

Православный ответ: Умерший не может пьянствовать и блудить, но отвечать за свои грехи будет (Откр. 14, 13), посему и молитва нужна для благодатного освобождения от старых пороков и озлоблений.

Вопросом о молитвах за умерших заканчивается общее изложение христианского мировоззрения, предлагаемого в противовес извращенному мировоззрению сектантов, погрешивших против догмата Церкви Божией. Все другие вопросы сектантского мудрования являются частными вопросами, имеющими то, или другое отношение к изложенному уже и рассматривать их следует, хотя и в связи со всем мировоззрением христианским, но как вопросы частные. Их мы предлагаем без особой системы, а по м-ере необходимости и возможности изложить их. Таковы вопросы, поднятые адвентизмом и толстовщиной.

25. Частные вопросы веры Божией извращаемой сектантами

О бессмертии души

(Против адвентистов)

Учение Ветхого Завета

Господь создал тело человека из земли, а душу от Своего дуновения:

«Создал Господь Бог человека из праха земного... вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7).

И у жнвотных есть «душа», но она не от дуновения Божия, а прямо от природы:

«и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» (Быт. 1, 20-24).

В Пнсании потому и говорится, что душу (животных) есть возможно; но это законом запрещено:

«Все движущееся, что живет, будет вам в пищу: как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9, 3-4).

«Никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3, 17).

Значит, в Писании должно отличать душу человеческую от души животной (Лев. 17, 11; Втор. 12, 23).

Душа жнвет в теле, как в жилище:

«Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою: Он (т.е. Бог) отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» (Ис. 38, 12).

Бог «слугам Своим не доверяет; и в Ангелах Своих усматривает недостатки, тем более в обитающих в храминах из брения» (Иов. 4, 18-19).

Душа представляется самостоятельной, выходящей и входящей в тело человеческое:

«Услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил» (3 Цар. 17, 22).

Отшествие души в загробный мир называется также отшествием к Богу:

«И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7).

Душа после разрушения тела жнвет как бы в особой обители:

После смерти «отходит человек в вечный дом свой» (Еккл. 12, 5).

Товит молился Богу: «Повели освободить меня в вечную обитель» (Тов. 3, 6).

Преисподняя, как жилище душ умерших людей, налолнена живыми, сознающими и говорящими душами:

По поводу смерти Навуходоносора прор. Исаиа пишет: «ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! И ты стал подобен нам» (Ис. 14, 9-10; ср. Иез. 31, 3-18).

Загробное состояние душн в Писании называется различно: то «домом Своим» (Еккл. 12, 5), то «вечной обителью» (Тов. 3, 6), то «местом отцов», то преисподней и др. названиями:

Такая неопределенность зависит от того, что человек не может представить себе загробного бытия, так как не переживал его. Подобно тому, как слепой не имеет представления о цветах - красном, зеленом и др., хотя и знает от других людей, что таковые цвета есть, и не имеющий обоняния не различает запахов, хотя верит в их существование, - так же и человек, не испытавший загробной жизни, не знает какова она, но верит в нее чрез достоверные свидетельства Божии. Посему и называет загробную жизнь разными словами, не определяющими места, но дающими предстанление о загробных душевных переживаниях - хороших, или тяжких.

Тем не менее всюду в Ветхом Завете свидетельствуется о сознательной жизни души за гробом.

Мертвые даже могут ходатайствовать за жнвых:

«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер. 15, 1).

«Праотец твой согрешил, ходатаи твои отступили от Меня» (Ис. 43, 27).

Иуда «видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго... что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский». О другом муже, также молящемся, сказалъ Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе - Иеремия, пророк Божий» (2 Мак. 15, 12-14).

Ветхозаветное Писание описываемыми вндениями доказывает, что умершие жнвут в загробномъ мире, хотя и без тела, но в полном сознании и разуме:

Самуил, по вызову волшебницы, вышел к Саулу, обличил царя в нечестии и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши; «завтра ты и сыны твои будете со мною»; значит, в таком же сознательном состоянии, как и Самуил, знающий все, что делается, находятся и все души людей. (1 Цар. 28, 11-19).

Это же подтверждает и Иисус Сирахов, говоря о Самуиле; «он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (Иис. Сир. 46, 23).

Итак, весь Ветхий Завет учит, во 1-х, что душа самобытна и отличается от тела, а во 2-х, что она живет после смертной разлуки с телом, живет разумной, сознательной жизнью.

Так же об отличии души от тела и о бессмертии души научает Господь Спаситель и Его Апостолы

Душа ничем не может быть уничтожена:

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне» (Матф. 10, 28).

Душа может жить без тела:

«Знаю человека во Христе, который назад тому 14 лет, - в теле-ли - не знаю, вне тела-ли - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьяго неба. И знаю о таком человеке - только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает - что он был восхищен в Рай»... (2 Кор. 12, 2-4).

Значит, ап. Павел верил, что душа и без тела может быть в Раю.

В Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии мертвецов нет:

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20, 38).

Живые и мертвые всегда живут, и над ними царствует Христос.

«Никто из вас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем-ли - для Господа живем; умираемъ-ли - для Господа умираем, И потому, живем-ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми.» (Рим. 14, 7-9).

Апостолы желали разлуки души от тела и водворения Господа;

«Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5, 8).

«Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 21-24).

Жизнь души человеческой и бытие наше, за гробом и воскресение Господъ открыл христианам в Своей жизни.

Спаситель, умирая, так говорит о Своей душе:

«Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23, 46).

Душа Спасителя не умерла; подобно всем душам пошла во ад, но не осталась там: «Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда... Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления; Ты дал мне познать путь жизни»...

Христос, действительно, был в аду, в преисподней:

«Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Ефес. 4, 9).

В аду Христос проповедовал спасение всем ожидавшим Его и вывел их оттуда в Рай:

«Христос... быв умершвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнце духам, сошед, проповедал (1 Петр. 3, 18-20).

Мертвым, живущим по духу, действительно, было благовестие Спасителя:

«Мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4. 6).

Христос был подобен нам по своей человеческой природе:

Христос, будучи Богом, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2, 6-7).

«Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы небесные» (1 Кор. 15, 48).

Следовательно, наша душа не должна умирать, как не умирала душа Христова. Посему и молился Стефан первомученик: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7. 59). И наши души пройдут тот же путь, какъ душа Господа, но будут испытывать, или доброе состояние «живя по Богу духом» (1 Петр. 4. 6), или, страдая маловерием, или озлоблением, или терзанием совести за свои злодеяния.А затем, все души соединятся со своими телами, как душа Спасителя и воскреснут, или для вечного блаженства, или вечных мучений. Посему,

Как научает Спаситель, в Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии, мертвецов нет:

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20. 38).

Спаситель засвидетельствовал бессмертие души за гробом, сказав разбойнику на кресте:

«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лук. 23. 43).

Мертвые жнвут сознательной жизнью:

Спаситель говорил Иудеям: "Авраам отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался» (Иоан. 8. 56).

Небесное общество умерших называется торжествующим собором, к которому приступили живущие христиане:

«вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцов, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12. 22-23).

Мертвые в загробном мире могут слышать благовестие (1 Петр. 4, 6), понимать проповедь (1 Петр. 3, 18-20) и вообще сохраняют полную разумную самобытность:

«Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6, 9-11).

«Увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса» (Откр. 20, 4).

Итак, ясно, что все Писание совершенно согласно паучает, что душа отличается от тела и что она безусловно не умирает, когда разлучается с телом, но сохраннет разумность и сознание. Адвентисты утверждают, что бессмертие души выдумал диавол, что душа не отличается от тела, но есть кровь человеческого организма, и когда умирает человек, то разумность его, помышления его, сознательность его и вообще вся жизнь совершенно прекращаются. Это явно противно Божию слову, хранящемуся в Церкви. Посему должно спрашивать сектантов»:

1) Что вы за христиане, что отвергаете научение Писания вет-хозаветного и новозаветного о бессмертии души?

2) Мы, христиане, приступили к горе Сиону, ко граду Бога живого (Евр. 12, 22-23), а вы к чему приступили? К самим себе, или прогнившим трупам своих главарей?

3) Была-ли у Христа душа? Умерла-ли она? Если умерла, то что такое снисходило во ад и проповедало «духам» (1 Петр. 3, 18-20; 4, 6), чтобы они «жили по Богу»?

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Душа - кровь: Втор. 12, 23: душу можно есть.

Православный ответ: Это душа животного, его жизнь - кровь. Человек создан не так, как животные: Быт. 2, 7; ср. Быт. 1, 20. 24.

Сектанты говорят: Еккл. 9, 2. 5. 9: после смерти нет никакой жизни.

Православный ответ: В книге Екклезиаста изложены мнения двух лиц: безбожника и верующего. Суждения безбожника изложены в приводимой 9 гл. Еккл., но так Соломон не учит, но он верит в загробную жизнь, как и говорит в той же книге: 12, 5 и 7 ст. и о суде загробном 12, 14.

Сектанты говорят: Псал. 145, 4: о человеке говорится: «выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его», значит загробного разумного сознания у человека нет.

Православный ответ: В Псал. 145, 4 говорится: «не надейтесь на князей, на сына человеческаго, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его (профтесис). т.е. все предположения, проекты, обещания сильной помощи. Ты понадеялся, а вельможа помер и надежда исчезает. «Блажен, кому Бог помощник!,». Но здесь о смертности души ничего не говорится, потому что это противно всему Божию Писанию.

Сектанты говорят: Псал. 113, 25: «Не мертвые восхвалят Господа, не нисходящее в могилу». Значит, мертвые и не живут.

Православный ответ: Это говорится о духовных мертвецах, своей нечестивой жизнью умертвивших в себе возможность благословлять Господа. Подобно тому, как глухой мертв для самых дивных звуков и слепой мертв для самых красивых видов, так и нечестивый мертв для славословия Божия. Но благочестивые не могут никогда умереть: «мы будем благословлять Господа отныне и во век» (26 ст.), значит, бесконечно. Следовательно, не умрет душа наша никогда.

Сектанты говорят: «Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Псал. 12, 4); «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Псал. 6, 6).

Православный ответ: говорится о той же нравственной смерти людей греховных, не способных благословлять Господа Бога.

Сектанты говорят: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления?» (Псал. 87, 11-12).

Православный ответ: Излагается пророчество царя Давида о нисхождении во ад (1 Петр. 3, 18; 4, 6) и проповеди душам, об этом чудесном утешении умерших.

Сектанты говорят: «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Псал. 29, 10).

Православный ответ: О плоти и крови, но не о безсмертной душе, которая, хотя и низводилась во ад, но жива была; Спасителева же душа в аду не осталась: Псал. 1

Наши рекомендации