Деятельность Неемии и священника Ездры.
Деятельность священника Ездры:
С момента восстановления храма прошло сорок три года. Персидский
престол занял царь Артаксеркс I (465–424 гг.). В Вавилоне жил тогда
иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из
Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи
пренебрегают своими религиозными обязанностями и что им грозит
смешение с окрестными арабскими племенами, с которыми они
постоянно заключают браки. Ездра был уже стар, но, тем не менее решил
вернуться на родину, чтобы свой народ направить на истинный путь.
Артаксеркс, к которому он обратился за разрешением на выезд, отнесся к
его просьбе очень благосклонно и не только разрешил ему уехать, но
подарил много золота и серебра для украшения Иерусалимского храма.
Большие средства жертвовали также евреи, оставшиеся в Вавилоне.
Вместе с Ездрой в 458 году в Иудею отправилась вторая партия
репатриантов в количестве тысячи пятисот семидесяти шести человек.
Прибыв в Иерусалим, священник Ездра энергично взялся за проведение
реформ, которые должны были возродить Иудею. То, что он увидел на
родине, привело его в ужас. Многие иудеи из-за того, что еврейских
женщин было мало, женились на дочерях ханаанеян, хеттов, филистимлян,
иевусеев, моавитян и египтян. Даже у священников и вождей народа были
жены-чужестранки. На улицах Иерусалима звучал многоязычный говор,
избранный народ стоял перед угрозой исчезновения. Ездра был потрясен.
Он разорвал свою одежду и долго сидел печальным у храма. Затем он
собрал иудейский народ в Иерусалим и потребовал, чтобы все иудеи,
женатые на чужестранках, расторгли свои незаконные браки и отправили
своих жен обратно на родину. Только такими жесткими мерами Ездре
удалось сохранить иудейский народ от ассимиляции. Главная заслуга
священника Ездры заключалась в том, что он восстановил действие
Моисеева законодательства, которое являлось основой религиозной и
гражданской жизни иудейского народа. Не менее важной его заслугой
было также и то, что он собрал все боговдохновенные книги и таким
образом создал канон священных книг Ветхого Завета. Книги
размножались и распространялись по всей Иудее. Для того, чтобы народ
знал содержание священных книг, Ездра распорядился построить в городах
и селениях синагоги (молитвенные дома), где бы верующие каждую
субботу могли слушать чтение и толкование Священного Писания.
Толкованием священных книг занимались ученые люди, которых называли
книжниками. Они носили также название раввинов, т.е. учителей. Ездра
основал Великую Синагогу – верховное судилище из священников и
левитов, которым, кроме того, было поручено хранить и размножать
священные книги.
Деятельность Неемии. Книга Неемии:
Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли
громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа,
но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще
являл собой груду развалин.
В это время при дворе Артаксеркса I в Сузах занимал высокий пост
Неемия. Он был главным виночерпием царя. Однажды к нему пришел
еврей и рассказал о трагическом положении Иудеи. Столица так и не
поднялась из развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и
дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты.
Печальные вести потрясли Неемию. Много дней он плакал, постился и
молился Богу, чтобы как-то исправить положение в Иудее. Однажды царь
заметил его состояние и спросил его: «Отчего лице у тебя печально?»
Неемия поведал царю причину своего горя и высказал ему свое желание:
«Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом
твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я
обстроил его» (Неем. 2:2:5).
Артаксеркс любил Неемию и полностью доверял ему. Он не только
разрешил ему уехать, но назначил наместником Иудеи и дал ему письмо к
хранителю царских лесов с приказанием выдать нужное количество дерева
для восстановления Иерусалима.
Неемия прибыл в Иерусалим в 445 году. Осмотрев разрушенные стены
города, он немедленно принялся за дело. Неемия распределил участки стен
для восстановления по семьям, не исключая семей даже священников, и
жители города, воодушевленные его энтузиазмом и энергией, дружно
принялись за дело. Когда начались работы по восстановлению стен города,
самаряне и другие враждебные иудеям племена всячески старались
помешать и грозились напасть на Иерусалим. Неемия не дал запугать себя
и организовал сопротивление. Он вооружил строителей мечами, копьями,
луками и щитами. Часть их работала на стройке, а часть охраняла город.
Работа велась днем и ночью. Энтузиазм строителей позволил им закончить
строительство стен за пятьдесят два дня, и столица вздохнула с
облегчением.
После этого Неемия приступил к разрешению социальных проблем.
Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных
поставок на содержание своего дома. Затем он созвал собрание и велел
богатым поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и
вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов.
Неемия также продолжил дело Ездры по расторжению незаконных браков.
Выполнив свою миссию, Неемия вернулся в Сузы, ко двору
Артаксеркса. Во время правления Неемии Иудеей Господь послал Своему
народу последнего ветхозаветного пророка Малахию. Посланник Божий
призывал евреев очистить свои сердца и подготовить себя к славному
пришествию в мир Помазанника Божия – Мессии. Пророк предсказал, что
перед пришествием Мессии Господь пошлет им великого Пророка,
который приготовит путь к пришествию Сына Божия.
После Неемии власть над иудейским народом сосредоточивается в
руках первосвященников, которые стояли во главе Великой Синагоги,
впоследствии переименованной в Синедрион (Верховный суд). Синедрион
состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой
категории причислялись, кроме выбранного на этот период
первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники
священнических чред. По талмуду число членов Синедриона было 70.
Сосредоточивая в своих руках политическую и религиозную власть,
Синедрион в то же время подчинялся сначала персидскому, а затем –
греческому владычеству.