Для счастья необходима осмысленность своего существования
«Первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все её обстоятельства, всех людей, которые в неё вошли – иногда так мучительно – принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, всё без остатка её содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста».
Митрополит Антоний Сурожский
Интервью на тему «Счастье. Как стать счастливым человеком»
– Андрей Николаевич, считаете ли вы себя счастливым человеком и почему?
– Я не знаю, откуда взял это Константин Райкин, но однажды именно из его уст я услышал самую замечательную формулировку того, что представляет собой счастье. Он сказал, что счастье – это не точка на карте и не цель путешествия, а средство перемещения в пространстве и времени. И если говорить о том, хорошо ли я перемещаюсь в пространстве и весело ли мне это удается, то могу сказать, что, вне всяких сомнений, я крайне счастливый человек. То задуманное, что я себе наметил когда‑то, в чем‑то с Божией помощью достигается, и это доставляет мне огромное удовольствие оттого, что я понимаю, что всё не зря, не напрасно, и мое путешествие по карте жизни не бесцельно, хотя бы относительно. Поэтому да, считаю себя счастливым человеком.
– Андрей Николаевич, а есть ли у вас свое собственное определение счастья, представление о том, как отличить настоящее счастье от того, что им не является?
– Давайте пойдем от противного, от понимания того, что же такое несчастье. Несчастье – это несоответствие вашего представления о своей жизни и той действительности, которая вас окружает. Ваше путешествие, вместо того, чтобы двигать вас навстречу теплу и радости, ведет вас во тьму, бездну и ужас. Причем ошибиться тут невозможно, совесть и сердце не обмануть. Поэтому получается так, что если ваши чаяния, желания и возможности совпадают с тем, что вы себе представляете правильным и нужным для вас, то это счастье. Если же вы вдруг понимаете, что ваши мечты, ваши надежды не совпадают с тем, что окружает вас каждый день, это, вне всяких сомнений, повергает вас в уныние, и вы, вне всяких сомнений, несчастливы, потому уныние – смертный грех.
В этой связи утверждение «мечтать не вредно» и основанная на нем вера в то, что иллюзорная составляющая нашей жизни может частично или полностью подменить собой действительность, видятся мне неверными и даже опасными, да и не только мне. Всё это тем или иным образом только искушения, побег из реальности в мир грез, часто небезопасных.
«Опасайтесь мечтать – мечты сбываются!» (с), а я добавлю: сбываются с поразительным постоянством и самые лукавые.
Помыслы и желания у всех разные, и я, например, опасался бы даже подумать о том, о чем мечтают каннибалы‑язычники. Впрочем, их искусительные мечты мало отличимы по тяжести греха от мечтаний о беззаботной жизни «овоща‑под‑солнцем» с обложки «глянца», когда сердце разрывается в клочья от несоответствия манящей картинки и ваших реалий, когда вера в Интернет и мечты о раскрашенной бумаге, в это кукольное «счастье», подменяет Веру в Бога, категорически не связанную с суетными ценностями тленного мира.
Перед тем, как желать чего‑либо и затем стремиться к этому, нужно смотреть на источник нашего желания, на ту духовную его составляющую, которую мы могли бы оценить, используя имеющиеся у нас границы и критерии дозволенного. Получается так, что наше счастье находится близко от таких понятий, как делание, создание и созидание, мы действительно являемся творцами собственного счастья в той мере, в которой мы являемся творцами собственных планов, задач, основанных на нашем знании жизни, на нравственном воспитании и его текущем результате внутри нас. А также в той степени, в которой мы обладаем силами, которые необходимы для того, чтобы выполнить планы и задачи, нами же поставленные.
Но при всем этом я убежден, что вообще мысль о том, что счастье социального бытия естественно для человека и happy end в конце любой критической ситуации – ее необходимая и аксиоматическая составляющая – вранье. С долей цинизма можно утверждать, что «жизнь – это продолжительная болезнь, передающаяся половым путем, в конце которой неминуемый летальный исход» (с). Что есть более чем повод принять единственно возможное «лекарство» – право на жизнь вечную в Боге!
Поэтому когда меня спрашивают, как бороться со злом, которого так много в мире, отвечу так – меня много лет окружает ужас и боль этого мира, борюсь я с ними единственно возможным для меня способом, пытаясь не уподобиться злу, безрассудно и вопреки опыту, сохраняя тепло и Любовь в своем избитом сердце. Что‑то у меня получается в этой борьбе, не мне судить о результатах, потому как потери мои чудовищны, но что они значат в сравнении с высшей Целью!
Помимо не самой беззаботной жизни у меня и работа – Боже упаси: как заспанный пожарный в обгорелых портках «мчу на адрес» и занимаюсь чьими‑то проблемами и бедами, это называется «антикризисное управление». Вызывают, приезжаю, там – полный зад, и мне приходится нырять в него с разбега и в который раз разгребать чужие ошибки, подлость и предательства. Я то ли санитар леса, выгребающий падаль, то ли сантехник с лопатой и корытом. Выходит, что моя жизнь и мой профессиональный опыт заставляют меня искренне удивляться беззаботно счастливым людям, неужели они ещё не разобрались, в каком мире они живут?
…Жена – красавица, дети – симпатяги, дом – полная чаша, друзья – голубчики, бизнес – картинка. Какую‑то хрень делает, но прет всё, как на дрожжах. У меня никогда так не было. Никогда. Я всё ёжика рожаю, вот что ж такое‑то? Поэтому насчет того, чтобы добро победило – я этого в мире в полной мере не видел, если не считать того, что Воскресение Господа нашего – это и есть вселенская Победа над злом. БЕЗ СОМНЕНИЙ – ВЕЛИЧАЙШАЯ ПОБЕДА НА ВСЕ ВРЕМЕНА! Но какой ценой, какой жертвой… И что мы сделали для этой Победы и не оскорбляем ли мы Её своими пораженческими поступками? И нет у нас права не отдать всего себя за Веру нашу, за Победу в любом деле во имя Господа нашего и Крест. Это то малое, что ждет каждого из нас, и нет большего счастья пройти этот путь за Богом, по Его стопам…
Жизнь, лишенная божественных целей, – это суета и блуд насекомых. С одной стороны, люди мы все современные, и нам, что греха таить, хочется тепла, взаимности, пирожков с повидлом и картинок из журналов про маленькое, личное счастье. Это всё понятно, потому что так как‑то принято, что ли… Нас американцы научили, они модные. А с другой стороны, живешь‑живешь, и вдруг с болью понимаешь: это всё такая бессмыслица. Смотришь на Марата Гарипова, боксера парализованного, и думаешь: «Блин. Ну как вот так, молодой парень… А ведь могло в тебя рвануть…» И куда потом приладить планы, несбывшиеся мечты? Где им тогда место, кроме унитаза!?. Пройдя по самому краю пропасти, утирая холодный пот с лица, без разночтений понимаешь, что нет разницы, в чем ты ездишь, где живешь и что ешь, – важно, что милостью Божьей пока жив, и что возьмешь с собой, кроме Души бессмертной, туда, где ждет тебя вопрос: «Что скажешь, раб Божий, о грехах своих тяжких?»
…Еще раз – слова Христа: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?»
О как! Если праведники гибнут, то как смеем мы дерзить мыслью, что всё у нас в порядке? А вы говорите: «добро побеждает…» Нет. Оно победит лишь в конце мира, по славном Пришествии Спасителя, когда сбудутся предсказания в полной мере, – Верую!
Счастье и добро – это как средство передвижения и конечная цель существования, заключенная именно в этом движении. Ты, открывая сердце свое, говоришь себе: вот это я могу, вот это я должен, а вот это я не приемлю и не свершу ни при каких условиях, потому что противно сердцу и Вере моей.
И это есть твой путь во Вселенной, путь, проложенный по карте жизни Законом Божьим, и с каждым шагом времени всё меньше и ответственность за ошибки всё жестче. И ты идешь по этой земле, улыбаясь вопреки всему, понимая, что идешь к Богу. И должно быть только так, и это – Победа. А всё остальное – не знаю, не видел, я иначе не жил. Мне, видимо, не везло, а скорее – повезло небывало.
– Насколько, на ваш взгляд, счастье объективно или субъективно? Насколько каждый человек способен стать счастливым, успешно удовлетворяя свои желания вне зависимости от того, что именно он желает? Например, желания, подобные тем, которые были у Чикатило, или те цели, которые стояли и стоят перед вами?
– У Апостола Иоанна Богослова:
1 Ин. 4: 20 «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?».
Блаженный Августин: «…возлюби Господа, и делай что хочешь». Я это неустанно повторяю и не перестану это делать. Так вот, счастье наступает тогда, когда мы обретаем те нравственные границы, тот духовный инструментарий, уж извините за столь материалистический оборот, который позволяет, в случае своего обретения, любому человеку быть счастливым в малом. Когда я был на Афоне, то был поражен тем аскетическим укладом жизни, который принят среди храмов, монастырей и монашеских поселений.
Расскажу коротенькую историю. Отец Макарий, мой очень близкий друг и во многом мой духовный наставник, монах монастыря Дохиар на Афоне, подарил мне греческие шерстяные чётки. Я намотал их на руку и продолжил свое паломническое путешествие по Афону. Прихожу в один из монастырей, и подвизающийся там послушник, а ныне монах Роман, говорит мне: «Да это же чётки Макария!» Я спросил у него, как он их узнал, потому что это были обыкновенные для тех мест черные чётки, которые на Афоне носят многие монахи. Он объяснил мне, что узнал эти чётки потому, что сам сделал их для Макария, а заодно рассказал, что теперь у отца Макария больше ничего нет, потому что из личного имущества у него и были только эти чётки. Правда, у отца Макария остался еще чайник, но он уже давно не пользовался им, поскольку чаепития были запрещены игуменом, который обосновал этот запрет тем, что они производят много разговоров и суждений среди монахов, отвлекая их диспутами от молитвенного созерцания и внутреннего делания.
Так вот, счастлив ли человек, у которого остался один только чайник, которым он к тому же не может пользоваться? Отец Макарий, поверьте мне, счастлив. Потому что он находится в состоянии постоянного творения высшего порядка, поэтому он не нуждается в той куче вещей, которая окружает обычного человека.
Хочешь взлететь высоко, выкинь мелочь из карманов, облегчи полетный вес!
Общество потребления, которое было нам навязано еретической западной культурой, никак не может совпасть в своей директории с той простотой и с тем аскетизмом материального быта, которым окружают себя люди, озаренные внутренним светом. И это не мои домыслы, дело в том, что уже более тысячи лет на Руси и более двух тысяч лет в мире Православие говорит о том, что именно в пустыне человек порой обретает поразительное ощущение счастья, освобождения от суетного и ложного, которое невозможно обрести в миру. Батюшка Серафим каждому приходившему к нему говорил: «Христос Воскресе! Здравствуй, радость моя!» Любой человек, встреченный им, был для него радостью встречи с Образом и Подобием Божьим, то есть встречей с Промыслом Божьим, сиюминутным проявлением Воли Его. Готовы ли мы радоваться каждому человеку, с которым встречаемся, невзирая на то, что он про нас думает, что и как он может для нас сделать и как он будет себя в отношении нас вести? А вот отец Серафим изменял мир своим внутренним озарением, когда душа его стремилась стать частью того великого, что называется Волей Бога, когда его человеческая воля соединялась силой Любви с Волей Божественной и таким образом приобщала его Богу.
Напомню, что мы все – Образ и Подобие Божие, и Адам, и Ева были созданы как боги, и жили как боги, и лишь искушенные князем мира сего, стали людьми в нашем понимании, искалечив божественную природу до человеческого состояния, совершив первородный грех познания и гордыни, то есть всего того, что терзает сегодня наш мир и мешает нам быть счастливыми. Дело‑то в малом: оставьте эту суету и вы поймете, что малые радости ваших внутренних и собственных побед дают чувство такого удовлетворения жизнью, что всё остальное, все эти железяки или тряпки, и прочая «косметика счастья, подмена жизни», (о. Иоаким (Парр)), которую можно купить за деньги, – всё это становится просто грудой хлама, не пускающей нас в Рай. И чем выше гора этого мусора, тем сложнее нам перепрыгнуть её по дороге в Рай.
У тувинки Саинкхо Намчилак – пожалуй, самой яркой на сегодня джазовой певицы в мире, есть поразительный альбом, который она назвала «Уйду голой». Странноватый парень, бравший у нее интервью и, видимо, хотевший блеснуть остроумием, спросил у нее: «Что означает этот эротический подтекст?» Зрелая, мудрая женщина посмотрела на него и сказала: «Я пришла в этот мир голой и уйду отсюда голой».
Мы ничего не возьмем отсюда с собой, кроме одного: того счастья, которое мы сумели стяжать и сохранить в своей душе, когда мы были в этом мире, когда мы были людьми и каждый день собирали по крупинке то, что называется нашей совестью, нашей Душой, и то, что будет жить вечно. Верую в это свято и мечтаю о том, что Господь дарует мне, грешному, силы и времени хоть немного, чтобы сделать еще что‑нибудь, хоть чуть‑чуть для той вечности, куда мы все уйдем. Как бы это грустно ни звучало с точки зрения обывателя, который боится не успеть насладиться еще чем‑то, но перед смертью не надышишься!
Счастье – это способ перемещения в пространстве. А перемещаться проще всегда налегке, чем тащить на себе тяжелые рюкзаки никчёмных вещей, подгибая колени и источая потный смрад больной ожирением жизни.
– Вы очень интересно рассказали о том, почему, по вашему мнению, наше счастье не может и не должно зависеть от каких‑либо материальных ценностей. Действительно, многие наши современники считают, что их счастье прямо зависит от того, смогут ли они разбогатеть или отдать долги, смогут ли они обладать теми вещами и удовольствиями, которые можно приобрести, имея деньги. Однако многие наши современники, как и люди прошлых времен, страдают не только и не столько от отсутствия в их жизни денег или продаваемых за деньги вещей, но и от невозможности исполнить свои желания, не связанные с ними. Так, многие совершенно уверены, что их счастье зависит от того, смогут они или не смогут занять какой‑либо социальный статус, вернуть себе здоровье, реализовать свои предполагаемые таланты…
…Когда Бог решает сделать подарок, он заворачивает его в проблему, и чем больше тот подарок, тем большую «упаковку» вам придется развернуть (с).
В моей жизни был один интересный эпизод. Когда‑то, в 90‑е годы, у меня было очень прилично с деньгами. И мне почему‑то очень‑очень хотелось новый «Yaguar XJ», который тогда только появился на автомобильном рынке. Он был таким фантастически красивым, неземным автомобилем, что совершенно поразил мое воображение, и я долго выбирал, какая же именно его комплектация и цвет мне лучше всего подойдут. Будучи человеком крайне скрупулёзным, любящим разбираться в деталях, перфекционистом, я не хотел делать поспешную покупку, выбирал, не торопясь принимать решение. В итоге Господь, видя мои мелочные искушения, забирает у меня деньги. Все, до копейки… Это было первое, по‑настоящему жестокое предательство близких, ставшее божественным лекарством для меня.
Долгие годы потом мне прямо до брезгливости противно было смотреть на эти бумажки, я даже в руки старался их не брать, это правда. Потому что я достаточно нагляделся на то, как за них убивают людей, как из‑за них люди превращаются только в подобие того, что я бы мог называть человеком. Очень болезненно это всё было, но я пережил эту ситуацию и ее последствия, не особенно стараясь сделать из этого какие‑то глубокие выводы, не заполняя таблиц и не ведя заметок, где были бы отражены результаты моего анализа произошедшего. И тут вдруг мой сын, которому сейчас уже двадцать шесть лет, заканчивает университет и поражает меня фразой: «Папа, мне нужны деньги. Вот бы меня куда‑нибудь устроить!»
Отвечаю ему: «Нет, не так. Тебе не нужны деньги: ты хочешь работать. И совершенно не факт, что тебе будут платить». Он говорит: «Да нет! Мне нужны деньги, и поэтому я готов работать!» И тогда я отвечаю ему: «Понимаешь, в чем штука: тебе нужно много‑много разных нужных, полезных вещей. Ты торопишься жить. Ты торопишься выглядеть так, как выглядят твои более «успешные» друзья, у которых, предположим, более успешные родители. Не понимая одного, что именно сейчас, именно в этот период своей жизни ты можешь создать что‑то такое, на что потом сможешь встать ногами, чтобы оттуда увидеть гораздо более далекие и высокие перспективы, чем те, которые видишь сейчас, глядя на калькулятор и стоя на полусогнутых ногах. Нужно делать что‑то такое, что тебе очень нравится, и через какое‑то время тебе начнут за это платить. Это реальный факт».
С юмором вспоминаю, насколько важно было для меня в молодости иметь дорогое пальто, дорогую машину, дорогие очки и Бог знает что еще. С какой легкостью я отношусь ко всему тому, что меня сейчас окружает. Это больше не ранит мою душу, не оказывает на меня давление, не лежит кирпичом на моем сердце. Но через что мне пришлось пройти для того, чтобы научиться разумно относиться к деньгам, чтобы понять, что они всего лишь неплохой помощник, но отвратительный хозяин!
Постоянно повторяю себе: несколько лет назад я собирал бутылки на улице Ушинского, мне было нечего есть. Но я относился к этому совершенно спокойно, и совершенно не факт, что мне снова не придется вернуться на эту улицу за этими же бутылками, и СЛАВА БОГУ!
Я взрослый человек: реально понимаю, что все мы ходим под Богом, и промысел Его о нас часто бывает для нас непостижимым. Но именно Промыслом Божьим вещи и деньги больше не владеют мной, и, поцарапав машину, я не бьюсь в истерике на асфальте. Это всего лишь железяка, которая возит меня из точки «А» в точку «Б», сколько бы она ни стоила, как бы она ни смотрелась и ни называлась.
Поразительный случай рассказал мне мастер на кузовном участке: дедушка приехал на техосмотр, открыл дверь своей машины и в эту дверь врезался проезжающий мимо автомобиль. Он вышел, постоял, сел в свою машину и умер. Умер от расстройства, от переживания того, что его новую машину только что искалечили. Насколько же эта история была для меня шоком! Я понимаю: дедушка был стареньким, понимаю, что у него, видимо, было больное сердце. Но, тем не менее, его убила его машина.
Стоила ли она оставшихся этому человеку минут, часов и дней? Стоила ли она того, чтобы его радость нахождения с близкими на этой земле была прервана столь трепетным отношением к этому куску железа, который жрет ржавчина и крадут воры? Мы уйдем голыми, как это прекрасно!
Что же касается достижений в профессиональной области или еще в чем‑то, понимаете, самое основное – это не иметь свободного времени. Не в том плане, чтобы заниматься, чем попало, а в том плане, что нужно торопиться. У меня есть только один день – сегодняшний. Подаренный мне самим Богом, когда он открыл утром мои глаза, а не закрыл их навсегда этой ночью. Очень тороплюсь сделать что‑нибудь важное, и это желание является для меня двигателем жизненного процесса. Недавно Ваню Охлобыстина спросили: «Почему вы постоянно мечетесь из одной ипостаси в другую? Вы постоянно пытаетесь таким образом себя найти?» Он ответил: «Да нет. Я просто постоянно себя нахожу, это совсем другое». Так и у меня. Я сам крайне не люблю многостаночников, крайне подозрительно отношусь к людям, которые умеют всё и везде. Но сам ощущаю состояние счастья, когда ставлю перед собой невыполнимые, как кажется, задачи, прилагаю все возможные усилия и вдруг у меня, с Божьей Помощью, получается то, что не получалось до меня. Это действительно счастье (хоть это и раздражает всех не успевших). Но и оно не может быть конечным, потому что конец любого процесса означает остановку движения, а значит деградацию, смерть по сути своей. Так вот, находиться в постоянном счастье свершения, в постоянном счастье движения к чему‑то большему, имея в душе достойные ориентиры нравственности и духовности – это самое важное в человеческой жизни. Находясь в таком состоянии, человек просто обязан быть счастливым, потому что он видит зримые подтверждения Помощи Божьей и поддержки Его.
Более того, уныние есть грех тяжкий, потому что оно означает, что человек сомневается в том, что всё в его жизни происходит либо по Воле Божией, либо по попущению Его. И он, по гордыне своей, ищет право на недовольство, начинает ныть и хныкать «о несправедливости» отношения к нему и о том, что он заслуживает лучшей или большей доли, буквально по эгоцентрическому факту своего существования. Так вот, всё по Воле Божией, мы заслуживаем каждую секунду, каждый эпизод своей жизни и всё во благо наше, либо как поддержка в трудную минуту, либо как тренировка нашего Духа, данная по силам нашим и никогда более тех сил!
…Если вам не нравится цепь событий, значит, вы ещё не видите её окончания (с). Потому как: любая весть изначально благая, просто ты к этому ещё не привык! (с) – Если это понимают даже безбожники, как же остро должны понимать это мы, рабы Божьи, принимающие Волю Его как единственно возможную, вопреки воле нашей, и «…Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня. Впрочем, Я знаю, что должно совершиться не то, чего Я хочу, а чего хочешь Ты» (Мк. 14, 36).
И только по неверию нашему, по алчности, слабости и гордыне нашей Господь попускает совершаться вещам, нам явно не приятным, смиряющим нас. Но я заметил одну поразительную вещь: чем более горьким бывает лекарство, тем лучше оно помогает. Так вот, Божественное лекарство столь очевидно помогает человеку стать лучше, что спорить с этим не имеет никакого смысла. Часто это лекарство имеет смертельную дозу для тех, кто не готов изменяться и принимает его как некое наказание, а не путь к улучшению собственной личности. Лечитесь и не погибните! Умирают созревшие и безнадежные.
– Хотелось бы поговорить также о насущной для многих молодых людей проблеме, которая, как они считают, стоит на их пути к счастливой жизни: проблеме отсутствия в их жизни любви. Люди редко считают себя счастливыми, когда у них нет пары и их сексуальные желания не удовлетворены, особенно остро одиночество переживается в юности. Насколько, на ваш взгляд, удовлетворенность в любви необходима для счастья?
– Я скажу крамольную вещь: понимаете, пока обретение пары является для вас важнейшей целью вашей жизни, пока вы считаете, что обязаны иметь самую красивую девушку побережья, и пока вы, сгорая от желания и предчувствия плотской любви, сучите ногами и пускаете слюну, вы находитесь максимально далеко он внимания объекта ваших вздохов. Если, извините за вульгарность, посмотреть на поведение тех, кого считают сердцеедами, и попытаться понять, почему у них так легко всё получается, то станет ясно, что всё дело в том, что они холодны и бесстрастны. Их пресыщенная мужская составляющая не зависит уже от сиюминутного результата общения с какой‑либо конкретной женщиной. И вот это почему‑то и поражает женщин больше всего. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», – писал Пушкин. И к этому даже нечего добавить, кроме того, что страстность не полезна даже в таком спорном по добродетели занятии, как пылкая влюбленность.
Пока вы разговариваете с объектом «вашего интереса» с абсолютной уверенностью, это производит на женщину буквально гипнотическое впечатление и подтверждает тот факт, что перед ней тот самый альфа‑самец, кем бы он при этом ни был в социальном плане и как бы он ни выглядел сию минуту. Как только вы начинаете, сгорая и трепеща от порывов желаний, что‑то лепетать, то это дорога с точностью в никуда. Потому что женская психика устроена крайне странным образом: ей нужна ваша тотальная уверенность, чтобы дама понимала, что рядом с вами не дует и ее уже не собьет проезжающая рядом машина. Любая настоящая женщина бессознательно ищет в мужчине признаки отца ее будущих детей. Если она не шлюха, конечно.
Но как только она понимает, что является хозяйкой тому, кто пытается с ней познакомиться или связать с ней свою жизнь, и что именно от ее волеизъявления зависит настроение, состояние счастья и успешность жизни данного молодого человека, поверьте, она вытрет о вас ноги с чисто женским сладострастием и цинизмом змея‑искусителя.
Мужчина остается мужчиной лишь тогда, когда он именно воин, хозяин, муж, отец, любое снижение статуса ведет к поражению в семейных правах. Я понимаю, что этими словами я могу обидеть прекрасных дам, но я взрослый парень и давно уже здесь.
Всё больше убеждаюсь, что спокойное, ровное отношение к женщине, как бы вы себя по отношению к ней ни чувствовали, является важнейшим залогом того, что ваши чувства с ней состоятся. Отношения, взаимность, семья, Любовь, дети. Но если вы понимаете, что вам остро этого не хватает, и вы начинаете рыскать глазами вокруг, ища объект своей Любви за каждым углом, то вы и потеряете Любовь. Не похоть, не желания, а именно Любовь – как высшую форму проявления человеческой души. Потому что Бог есть Любовь, не оскорбляйте Его призывами явиться и поисками под кроватью… в темноте… на ощупь, руки испачкаете. Любовь к Маме, Любовь к Родине, Любовь к товарищам и Любовь к женщине абсолютна по сути своей и идентична, это высшее чувство и высшая категория, потому что это всё производные от Любви Бога. Это то, что принес в наш мир Спаситель: он принес религию Любви – Православие. Что же до конкретных отношений между полами, меня поразила одна фраза: «Любовь – это то, что остается, когда проходит влюбленность». Когда эмоциональный туман рассеялся, биохимия крови схлынула, остается составляющая высшего порядка. Любовь – это когда ты вдруг понимаешь, что обожаешь даже глупости человека, который находится перед тобой. Он совершает порой проступки или оплошности, странные, но такие умилительные, такие очаровательные в своей искренности, непосредственности!
Любят кого‑то, а не за что‑то… Любят, чтобы Любовью спасти, изменить, поддержать, согреть – ТО ЕСТЬ ОТДАТЬ, а не получить!
Любая чрезмерность в чувствах и желаниях является следствием очарования, впадения в прелесть, чрезмерное влечение к противоположному полу – это прямое отражение Адамова искушения.
Меня поразило одно исследование, хотя я не очень серьезно к нему отношусь. Речь шла о том, что изучался психотип людей, ставших жертвами нападения акул. Оказалось, что, как правило, эти люди были крайне ревнивы. Попущением Божиим они теряли в результате собственное тело, расплачиваясь тем самым за собственный грех ревности к тем людям, которыми они обладали.
Ревность – антипод Веры, а Любовь это и есть Вера в объект Любви! Ревнуешь – значит, не веришь, не веришь – значит, не любишь… Значит, боишься, значит, трус и неудачник! Наши женщины нас не предают, нас бросают учебно‑боевые подруги, чтобы закалить наш Дух, и нет повода для расстройств при их потере – на списание в утиль и снова в бой! Ожидая Дар Божий – Любовь и любимую.
Еще раз говорю: ревность, страстное желание обладать другим человеком – это проявление слабости, потому что мы выражаем через них сомнение в собственных силах, собственном значении и не верим при этом тому, кого, как мы считаем, любим. За всё за это мы расплачиваемся сжигаемым сердцем. Потому что слабость и Любовь – как вода и масло: смешать их возможно, но крайне ненадолго. Любовь дает силу. И всегда было так. С любовью Спаситель взошел на Крест и простил весь мир с Любовью, с Любовью уйдя из него и оставив нам его таким, что и мы сами можем изменить его только Любовью. И солдат, воюющий со своим противником, должен делать это, при всем цинизме этих слов, с Любовью к тому, что он делает. Нет большего горя, чем убийство человека, и о нем придется молиться и каяться в этом до конца своих дней. А сладострастие и животная радость от убийства и ненависти к врагу – это уже слабость, кормление диавола. Это уже антипод Любви, антипод состраданию. Не жалости, а состраданию, когда человек страдает вместе с тем, кому плохо. Даже если это лютый враг вашей Веры, вашего народа, Родины и он достоин смерти, но он в равной мере достоин сострадания, как падшее существо.
– На ваги взгляд, чем действительно необходимо обладать и кем быть, чтобы стать счастливым человеком?
– Нужна осмысленность своего существования. Осмысление, осознание, умоположение – три этапа работы сознания как такового. Мы, люди, обладающие сознанием и душой бессмертной, понимающие, что вся наша жизнь – это эволюция души, должны и просто обязаны иметь необходимый духовный инструментарий. Я, человек религиозный и Православный, придерживаюсь Православного взгляда на этот мир, свое место в нем и на то, что я должен в этом мире сделать. В связи с этим я рассматриваю всю свою жизнедеятельность в критериях Веры моей, и когда я понимаю, что я – воин Христов и мне собственными поступками придется менять этот мир, стяжая «дух мирен» (с), это ли не счастье?
Если преуспею на этом пути, то мир действительно изменится. Мир всегда меняется вокруг тех людей, которые меняют сами себя. И именно эти люди находятся в состоянии счастья, потому что нет большего счастья, чем видеть собственные изменения в лучшую сторону, чем двигаться по тому пути, который ты однажды избрал, приняв его разумом и сердцем, и делиться своей радостью с теми, кто тебя окружает. Щедрые люди стяжают гораздо больше, чем люди накапливающие. Отдавая свою Любовь, отдавая собственные знания, мы всегда приобретаем гораздо больше – мы делимся тем праведным грузом, который хранит наше сердце.
Надо постоянно раздавать всё то богатство, что накопил в душе и уничтожать всё то, что, как свинцовые гири, мешает двигаться дальше: злость, ненависть, алчность и гордыню, которые, как черви, пожирают наши силы.
Сильный человек – человек смиренный в силу того, что ему не надо никому ничего доказывать. Ему не надо ни перед кем оправдываться. Это совершенно необязательно, и даже категорически неприемлемо в силу того, что единственный судья, являющийся авторитетным для человека верующего – это Господь на небесах. И суд Божий – над всеми нами, и только он имеет значение. Так вот, с Верой в Господа, возлюбим Его и будем делать всё, что нам вздумается, понимая, что ничего, оскорбляющего Бога, мы уже сделать не сможем. Аллилуйя!
– Андрей Николаевич, что бы вы могли сказать тем, кто сейчас по каким‑либо причинам несчастлив и переживает тяжелые для себя времена, о том, какие шаги следует предпринять, чтобы выйти из этого тяжелого состояния? Что может предпринять несчастливый человек для того, чтобы измениться или изменить свою жизнь?
– Понимаете, я не могу советовать кому‑то что‑то, потому что это было бы крайне высокомерно с моей стороны. Поэтому я скажу просто, исходя ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из своего опыта: чтобы начать движение в направлении счастья, нужно прежде всего найти равновесие в Душе вашей. Свое равновесие я нашел, став Православным человеком. Придите в храм, не на службу, а просто так, между богослужениями, когда в нем никого нет. Просто сядьте на лавочку и посидите. Почувствуйте этот воздух, разлитые в нем ароматы свечей и ладана. Посмотрите в высоту храмовых сводов, на фрески, где изображены Спаситель и Богородица, на свет, льющийся с Небес через окна под куполом. Вы поневоле ощутите ту Благодать, которая и поведет вас за собой дальше. Я понимаю, тяжело прийти в место, которое вам не знакомо и даже пугающе. Вот почему я предлагаю познакомиться с ним в комфортном для вас варианте. Поверьте, вам захочется прийти еще и еще, потом захочется прийти на службу, а потом – поговорить с человеком, который научит вас той духовной азбуке, без которой не прочитать священную книгу жизни. Которая укажет те духовные и нравственные ориентиры, по которым вы и проложите свой жизненный курс. Я по сию пору помню, как первый раз оказался в Храме, я просто пытался доказать себе, что не испугаюсь зайти… Забежал – глянул и выбежал, переведя дух… Чтобы потом прийти и остаться на всю жизнь, по Милости Божьей.
Мы – те, кем мы себя представляем, во что веруем, что мы едим, и что нас окружает. Поэтому было бы здорово, если бы нас окружали великие книги, замечательные люди, и те свершения, о которых не стыдно будет рассказать внукам, а когда мы чистим зубы, то нам не противно было бы смотреть в зеркало.