Протестантский неомодернизм игумена Евмения
Наряду с огромным количеством цитат психологов мы можем найти в рассматриваемой нами книге множество высказываний другого клирика РПЦ иерея Владимира Лапшина (приложение 2), известного своими яркими выступлениями на протестантском радио «София» и своей активной неообновленческой деятельностью. Именно в его трудах и высказываниях игумен Евмений нашел единодушие и очень часто цитирует его для подтверждения своих мыслей. Это происходит, потому, что автор считает иерея Владимира непререкаемым авторитетом и без сомнения прибегает к его трудам. Чтобы убедится в неправославности взглядов отца Владимира Лапшина, достаточно взглянуть на некоторые факты в его биографии. Для этого стоит прочитать начало статьи под вызывающим названием: «Протестантствующие модернисты, типа отцов Александра Борисова, Владимира Лапшина, Георгия Кочеткова, Николая Балашова и других, всё более определяют лицо русского православия», которая расположена на католическом сайте «Крестоносец» (альманах русских католиков). «23-го марта 1998 года московский священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения на Успенском вражке (в Газетном переулке) был вызван в Епархиальный совет, где ему было предъявлено обвинение в публичной проповеди ереси на Христианском церковно-общественном радиоканале и было предложено принести публичное покаяние и более на радио не выступать. Основанием для обвинения послужили сборники цитат, составленные специально назначенными «радиослушателями», которые записывали каждое выступление и внимательно его исследовали на предмет наличия еретических фраз. Подобные сборники цитат уже не первый год готовились к каждому Епархиальному собранию, проходящему в Москве в конце года, но лишь теперь они стали основанием для «оргвыводов». Окончательное решение по вопросу будет принято, естественно, Патриархом, но на совете речь шла о запрещении в служении»[55]. Далее все на этом же католическом сайте следует, как и следовало ожидать, целая тирада в защиту этого священника. Подобные проповеди и выступления в радиоэфире, которые только вводят в заблуждение прихожан и слушателей абсолютно неприемлемы, так как порочат Православную Церковь. Считая мнение православного священнослужителя голосом всей Церкви, новообращенные, сами того не замечая, в итоге приходят не к православию, а к протестантизму или католицизму, а порой совсем уходят из Церкви. Но не только лишь в словах проповедует неообновленчество отец Владимир, но и на деле. Так в храме, настоятелем которого он является, все службы совершаются на русском языке, а также регулярно проводится экуменистическая «Молитва Тезе», чем вызываются нескончаемые возмущения прихожан. Впрочем, что можно ожидать еще от человека, наставником и духовным руководителем которого был печально известный Александр Мень? Но не будем отходить от темы и снова вернемся к книге «Духовность как ответственность». В ней отец Владимир также оставляет, свойственный ему, отпечаток модернизма. Остановимся отдельно на теме духовничества, которое, как нам известно, не распространено ни в католицизме, ни в протестантской среде. «Духовник или старец ответственен за те благословения и указания, которые он дает этому человеку. – Можем мы найти рассуждение отца Владимира на страницах книги «Духовность как ответственность» и вполне согласиться с ним. – Но ответственность за жизненные ситуации и уместность выполнения (выд. К.Р.) того или иного совета все равно остается на самом человеке»[56]. А здесь стоит остановиться и задуматься над словами священника Владимира. Иными словами, отец Владимир Лапшин считает необязательным выполнение благословения духовника и пытается под маской ответственности доказать это. Но для православной традиции невыполнение послушания или благословения духовника является неприемлемым и каждый православный христианин с младенчества знает это. «Говорили старцы: если брат имеет доверенность к старцу и вдаст себя ему в послушание, с такого брата уже не взыскивается исполнение заповедей Божиих по разумению, но он должен отречься от всей воли своей пред своим духовным отцом: повинуясь во всем, он не может согрешить пред Богом»[57].– можем мы прочитать в творениях святителя Игнатия Брянчанинова. Послушание, возложенное старцем, ставится очень высоко, но требует полного отсечения своей воли. Вот как раз об этом отец Владимир и забыл упомянуть, или просто не захотел. Но и на этом он не останавливается. Читая далее книгу, можно проследить тонкую ниточку, проходящую через нее, которая навязчиво вторит читателю о бесполезности духовничества, и порой очень незаметно и замаскировано. Так, например, в очередной главе, ведя разговор о духовном росте человека и о его самостоятельности, отец Владимир утверждает следующее: «Для духовного роста христианина очень важно научиться самому принимать решения. Даже самый важный, самый толковый совет человеку не будет полезен, как самостоятельное ответственное решение. Главная задача священника – каким-то образом подвести пасомого к той черте, когда решения он будет принимать сам».[58] Речь здесь идет не о совете какого-нибудь друга или родственника, а совете духовного наставника. Сначала отец Владимир сопоставляет совет духовника и собственное решение человека и приходит к выводу, что второе намного лучше и правильнее. Можно задать вопрос: А как же святоотеческая традиция и опыт Церкви, которые говорят об обратном? Видимо о них сей священник либо не знает, либо их просто игнорирует. Далее отец Владимир Лапшин видит основную цель священника в том, чтобы довести человека до такого состояния, в котором он бы понял, что не нуждается в духовничестве, что пора действовать только своим разумом, без благословения и самому разрешать все трудные ситуации. В данном случае можно наблюдать чисто протестантский подход, который полностью отвергает духовное руководство и который стоит всегда на позиции, что нужно полагаться лишь на себя и свой разум. Об это мы уже говорили в главе о глоссолалии, когда рассматривали заблуждения харизматов происходящие, в основном, из-за понимания Священного Писания своим умом. Но совсем не случайно цитирует священника Владимира Лапшина в своей книге игумен Евмений. Именно через эти цитаты игумен Евмений отстаивает свою точку зрения. Он мечется между Православием и протестантским учением, пытаясь найти что-то общее и оправдать это, взятыми из контекста, цитатами святыми отцов. От таких метаний автор часто впадает из крайности в крайность, запутываясь сам и, тем более, запутывая читателя. «Если пастырь хочет, чтобы прихожане думали о нем, как о человеке знающем, духовно мудром, – пишет игумен Евмений, – то пусть будет активным, энергичным, директивным, пусть направо и налево раздает наставления, отвечает на все вопросы, преподает советы на все случаи жизни. Кстати это «сэкономит» его время»[59]. Но разве духовная мудрость заключается только лишь в том, чтобы «направо и налево раздавать наставления»? Опять здесь умаляется значение «духовности», а также насмешливо «утрируется» такое понятие, как «духовное наставление». «Однако подобное душепопечение стоит на пути личностного роста духовных чад, на пути принятия ими ответственности. – продолжает автор, – Если же духовник озабочен духовным ростом своих духовных детей – пусть ищет другие формы окормления людей»[60]. Очередную крайность мы можем наблюдать в этих словах. Автор полностью отвергает возможные советы и наставления, которые ранее было возможно раздавать «направо и налево», подводя итог, что все это приводит лишь к безответственности окормляемого. Более того, советы и наставления, по мнению автора, характеризуют духовника, как совсем не заботящемся о духовном росте своих чад. Не это, ли явным образом, свидетельствует о духовных отклонениях, как автора цитат, так и автора самой книги? Также стоит заметить, что игумен Евмений при цитировании не дал ссылку ни на один труд отца Владимира, а в списке использованной литературы имя иерея Владимира Лапшина отсутствует. Это говорит либо о желании автора не афишировать именем данного священника, либо о том, что игумен Евмений общался с ним лично (но, видимо, побоялся указать это).
Наряду с такими, откровенно протестантскими воззрениями, рассмотрим отрывок из главы «Ответственность и чувство вины». В этой главе можно увидеть воззрения игумена Евмения кардинально противоречащие православному учению о таинствах. «Станьте самым лучшим другом себе самому! – пишет он. – Простите себя, поскольку Христос простил вас, примите себя».[61] Чисто протестантский подход, лукаво отвергающий покаяние! Так в основном догматическом положении лютеран «Аугсбургском исповедании», составленным Филиппом Мелангтоном, мы можем прочитать, что «…мы получаем прощение грехов и очищаемся пред Богом из милости, по вере во Христа, мы верим, что Христос пострадал за нас и ради Него нам прощен грех, даруется праведность и жизнь вечная»[62]. Совпадение налицо. Это вероучение лютеран о предопределении никак не вписывается в рамки Православия. Таким образом, мы можем увидеть, как автор незаметно подмешивает в книгу еретические взгляды Лютера и его последователей. Но опять же, все начинается с невинного гуманизма – «станьте самым лучшим другом себе». Но не о себе мы должны заботиться, в первую очередь, не холить и лелеять собственное «эго». В деле собственного спасения важно стать лучшим другом не самому себе, а ближнему, возлюбив его как самого себя. Нужно, по примеру, апостола Павла для всех сделаться всем, а не только лишь для себя. Далее игумен Евмений призывает простить самого себя, при этом обманывая читателя, что Христос простил уже его. Но мы не протестанты и православию чужд такой подход. Да, Христос пришел на землю и пострадал ради нас! Он искупил нас от греха Своей кровью и Он обязательно нас простит, но лишь при условии нашего покаяния. А об этом автор умело замалчивает. Интересное совпадение взглядов автора и вероучения протестантов мы можем наблюдать, так как у протестантов нет таинств вообще и покаяние для спасения им не нужно. Они считают себя уже прощенными и спасенными. Но Православная Церковь признает великое таинство Покаяния и его богоустановленность, ибо Христос в Евангелии непрестанно нас призывает к покаянию и очищению от грехов. Покаяние – это необходимое условие для спасения. Православные подвижники молились всю жизнь, чтобы Господь простил им их согрешения, а у игумена Евмения все намного проще – «Христос простил вас» – говорит он. Также его призыв простить себя означает то, что можно грешить бесконечно, лишь бы человек сам на себя не обижался и при этом каждый раз прощал себя.
Увлекшись подобными рассуждениями, игумен Евмений порой забывает: кем он является на самом деле. Рассуждая о лидерстве и об особом избранничестве, он говорит уже против Церкви, о ее потери авторитета в обществе. «Если у Церкви нет ответственности за жизнь общества, – смело рассуждает автор, – то у нее нет нравственной власти и влияния в обществе. Но если кто-то из верующих людей выйдет и скажет: «От меня это будет зависеть! И я гарантирую не только инициативу. Я гарантирую и результат!» – придет власть, придет сила, произойдет прорыв»[63]. Автор пытается умалить и принизить значение Церкви, пытаясь оправдать это ее безответственностью. Но Церковь основал Господь наш Иисус Христос: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), поэтому отвергать важное значение Церкви, подобно протестантскому учению о «Церкви невидимой», нельзя. Потому, что «умалив значение Церкви, лютеране отвергли значение и молитвенного общения Церкви земной с Церковью Небесной»[64]. Вероятно, подобный путь пытается предложить нам и игумен Евмений. Также в этих словах открывается весь смысл христианства в представлении игумена Евмения. Главное – быть первым, быть лидером, суметь повести народ за собой. Следуя этим принципам, игумен Евмений взял на себя инициативу и стал одним из лидеров в деле внедрения проекта «Альфа-курс» в Православную среду. В видео-курсе «Альфа и Омега», выпущенном псевдопросветительским центром «Свет Православия», игумен Евмений вот как характеризует лидера: «Стержень лидера – это энергия. Ведомые это энергетически слабые люди. Лидеры это энергетические излучатели и преобразователи. Будущий лидер может освоить эти качества (лидера) только у учителя, поэтому одно из качеств лидера почтение к учителям»[65]. Такие не просто не православные, но даже антихристианские мысли завладели игуменом Евмением теперь, хотя все начиналось с его невинных книжек, которые так нравились многим. Но на этом он совсем не собирается останавливаться. Ведь лидер – это он сам, на него возложена неизвестно кем, миссия просвещения, согласно которой он, нисколько не смущаясь, проповедует свои кощунственные взгляды. «Лидер это импровизатор. Начиная с Иисуса заканчивая Ельциным. – говорит он. – Не знаешь, что будет с импровизировано, это всегда интересно»[66]. Вот до чего может довести слепая жажда тщеславия и нескончаемая жажда лидерства, которые до этого времени так тщетно прятались в душе игумена Евмения. Приравнивать нашего Спасителя к простому человеку и умалять Его Божественную сущность может только либо еретик, либо безбожник,
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». (Мф.6:24) – научает нас Спаситель в Евангелии. Нельзя на страницах одной книги уместить и православный взгляд на проблему, и взгляд сектантский и испорченный. Так как и если положить в одну корзину фрукт здоровый и фрукт испорченный, то через некоторое время и здоровый начнет гнить. Так и здесь – нельзя уместить и здоровое, и испорченное, так как книга становится опасной для прочтения.