Глава 1. Происхождение проекта «Альфа-курс» и его путь в Россию
§ 1. Зарождение проекта «Альфа-курс», его задачи и цели
Прежде чем рассматривать проект с позиции Православной Церкви и анализировать его, немаловажным и небезынтересным будет вопрос о его происхождении. Издавна известно, что ни одна появившаяся ересь, ни одно новое течение не являлись чем-то полностью новым. «Альфа-курс» не является исключением. Поменялись только оболочка (название) и некоторые задачи, но харизматический ярлык остался нетронутым. Несомненно, за долгие годы миссионерский проект претерпел изменения и провел своеобразную «работу над ошибками». Теперь он вводится в традиционные христианские конфессии как внеконфессиональный, то есть стоящий за рамками любой конфессии. Таким образом, по словам создателей «Альфа-проекта», его можно внедрять для миссионерской цели и православным, и католикам, и протестантам, не оглядываясь на его прошлое. Для этой цели были умышленно скрыты методы, используемые на «Альфа-треннингах». В частности, речь идет о ярко выраженном протестантском оттенке, о использовании технологий НЛП (нейролингвистического программирования) и о харизматических дарованиях.
Исследуя проблему столь стремительного распространения «Альфа-курса» на территории различных стран, довольно часто возникают вопросы: В чем секрет популярности? Почему столько людей попадается на крючок псевдомиссионеров? Ответ лежал бы на поверхности, если бы мы видели огромное количество рекламы в метро, на автобусных остановках, на радио и телевидении. Но этого нет! Если несколько лет назад, когда Альфа-движение набирало оборот в нашей стране, можно было встретить людей, раздающих листовки с рекламой «Альфа-курса», то сейчас этого нет. Тем не менее, «Альфа-курс», по-прежнему, продолжает широко использоваться в миссионерских целях, причем занятия посещает огромное количество людей. Более того, чувствуя критику и неприязнь со стороны священноначалия, он преобразовывается, меняя обертку, но оставляя прежнюю сущность. Так в Москве, «Альфа-курс» был видоизменен по принципу наибольшей адаптации к Православной Церкви, в миссионерскую программу «Путь». Нечто подобное произошло и в Санкт-Петербурге, где с недавнего времени появилось дотоле неизвестное движение «Альфа и Омега», в основе которого лежит не что иное, как «Альфа-курс». Так каким же образом происходит привлечение людей? Все дело в том, что распространители «Альфа-курса» действуют, в основном, по принципу: приглашение только родственников и друзей. Возможно, такой способ вербовки используется в целях обезопасить себя, ведь в числе «непрошенных гостей» могут пожаловать и те, кто знает, что такое беснование (лишь этим термином можно объяснить состояние, в которых пребывают эти бедные люди, а именно – катание по полу с выкрикиваниями нечленораздельных фраз в эпилептических припадках «святого смеха»). «Харизматическое движение, как правило, пополняется за счет прежних друзей, а также за счет тех, кто контактирует с уже «обращенными» пятидесятниками. Причем, каждый новый обращенный занимается вербовкой другого».[1] Именно таким способом развивалось харизматическое сектанство в США в середине ХХ-го века. Именно так вырастали многочисленные армии сектантов, которые шли проповедовать по всему миру.
Возьмем для рассмотрения отдельную программу, которая была в то время широко распространена в Соединенных Штатах. «… важную роль для введения в католическое харизматическое движение играет так называемый семинедельный курс «Life in the Spirit Seminars», который предшествует реальному присоединению к движению. Когда человек выражает желание получить крещение «Святого Духа», его приглашают посетить этот курс, состоящий из обсуждения различных теологических проблем, дискуссий и молитв. Как сообщают лидеры католического харизматического движения, три главные темы являются предметом обсуждения на этом семинаре – «Союз с Богом и друг с другом», «Реориентация жизни каждого к Богу», «Получение крещения в Святом Духе». Прошедших это своеобразное обучение и получивших крещение «в Святом Духе» приглашают принять участие в двенадцатидневном семинаре»[2]. Программа «Альфа-курс» имеет прямую аналогию с проявлением харизматического течения в Америке. Подобно и «Альфа» строит методологию своей проповеди. В отличии от своего американского предшественника, «Альфа-курс» состоит из пятнадцати семинаров на различные темы. Некоторые из них звучат так: «Кто такой Иисус?», «Зачем Иисус умер?», «Как я могу быть уверен в своей вере?», «Кто такой Святой Дух?», «Как я могу быть исполнен Духом Святым?». Любой православный христианин согласится, что даже сами темы уже имеют протестантское звучание. Стоит ли подвергать свою душу опасности, чтобы посещать эти семинары, даже просто ради праздного интереса?
Своей главной и первостепенной задачей кураторы «Альфа-курса» ставят миссионерскую деятельность, призванную приводить людей, «ходящих во мраке» неверия к Свету Истины. По словам руководителей движения, проект «Альфа-курс» «надконфессионален» и предназначен для того, чтобы человек получил первоначальное понятия о Боге и христианстве, в результате чего, мог бы самостоятельно избрать к какой Церкви ему присоединиться. Эти цели были озвучены, чтобы проект был одобрен миссионерским отделом Русской Православной Церкви и допущен в храмах и монастырях, чего в дальнейшем и произошло. Настоящие же цели были тщательно сокрыты и замаскированы. На самом деле, цели псевдопроповедников, внедривших курс в нашу Церковь, были совершенно иные. Во-первых, в основе «Альфа-курса» содержатся явные признаки харизматического сектантства, с характерными ему протестантскими заблуждениями. Во-вторых, миссионерский проект стал заниматься явно не миссионерской деятельностью. Вместо того, чтобы обращать к Богу неверующих, «Альфа-курс» стал привлекать на свои семинары православных христиан. В итоге, получилось некое «переманивание» людей из лона Православной Церкви в ряды альфакурсистов, которые впоследствии в Православную Церковь возвращаться совсем не собираются. Получается некое уподобление книжникам и фарисеям, о которых Спаситель говорил: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф.23:15). Митрополит Кирилл в своем докладе «Благовестие и культура» довольно четко дает оценку и характеристику подобным псевдомиссионерам. «К нам ринулись полчища миссионеров, которые считают Россию и другие республики бывшего Советского Союза необъятной миссионерской территорией, – говорит он. – Они действуют так, будто здесь не существует поместной Православной Церкви, будто здесь вообще не было провозглашено Евангелие. Не потрудившись не только приобщиться к наследию русской культуры, но даже и выучить русский язык, они начали свою проповедь, во многих случаях ориентированная не на Христа и Евангелие, а на то, чтобы оторвать наших верующих от их традиционной Церкви и привлечь в свои общины. Может быть эти горе-миссионеры искренне убеждены, что имеют дело с варварами-язычниками, и не догадываются о том, что культура нашего народа была создана христианством, что христианство сохранилось кровью мучеников, исповедников, мужеством иерархов, богословов и мирян, отстоявших свою веру»[3]. Митрополит Кирилл не случайно подчеркивает важность исторического фактора, который является одним из основополагающих в становлении всего народа и всей нации. Православная культура, плодотворно насаждавшаяся в нашей стране на протяжении тысячелетия, отложила свой благодатный отпечаток, в той или иной мере, в сердце каждого человека. Поэтому, стоило бы напомнить всем неустанно приезжающим к нам миссионерам, о том, что в нашей стране Благая Весть была проповедана еще при святом равноапостольном князе Владимире, а также, что как и в те времена, так и во все последующие православные миссионеры обходились без «Альфа-курса». Неужели сейчас нам не обойтись без него?