Проект «Альфа-курс» как харизматическое явление в Церкви
воспитанника V курса
пастырского факультета
чтеца Ростислава Кузнецова
научный руководитель:
Солодков Андрей Иванович
Работа допущена к защите________________
Завкафедры_____________________________
Дата защиты____________________________
Оценка_________________________________
МОСКВА
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Происхождение проекта «Альфа-курс» и его путь в Россию……….8
§ 1. Зарождение проекта «Альфа-курс», его задачи и цели……………..8
§ 2. Антимиссионерская направленность «Альфа-курса»……………..12
§ 3. Распространение проекта «Альфа-курс» на территории России….20
Глава 2. Глоссолалия в «Альфа курсе», как основное доказательство приверженности к харизматическому сектанству………………….29
§ 1. Понятие глоссолалии………………………………………………...29
§ 2. Аспекты, позволяющие увидеть ложность «дара языков»………..30
Глава 3. Книга «Духовность как ответственность», как фундамент для сомнительной деятельности игумена Евмения……………………..41
§ 1. Склонность к психологии и практике НЛП игумена Евмения……41
§ 2. Гуманистические тенденции в книге……………………………….45
§ 3. Протестантский неомодернизм игумена Евмения…………………47
§ 4 Психосоматика и ее неправославное направление…………………54
Заключение……………………………………………………………………...56
Источники и литература………………………………………………………58
Использованные видеоматериалы…………………………………………...61
Приложения……………………………………………………………………..62
Приложение 1. Свидетельства очевидцев, пострадавших от «Альфа-курса»………………………………………………………………...…………...62
Приложение 2. Фотоматериалы………………………………………….71
Введение
“Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы.”. (Мф. 7:15)
Произнося Нагорную проповедь перед огромным скоплением народа, Господь предостерегает нас от зла невидимого, которое во многом опаснее зла явного. Слова Христа нисколько не потеряли актуальность в наши дни. Они заставляют нас с большим вниманием относиться ко всем, в последнее время особенно приумножившихся, проповедникам, деятельность которых мы всегда обязаны сверять со Священным Писанием и с творениями отцов и учителей Церкви. Прикрываясь «маской православия» такие лжеучителя увлекают множество людей в погибель. Поэтому во всем нужны трезвый взгляд и рассудительность. «Лживые и льстивые чем скрытнее, тем опаснее. – предостерегает нас святитель Иоанн Златоуст. – Знают они, как свою ложь прикрывать; они языком гладко говорят, а сердцем иначе думают; на языке мед, а на сердце желчь носят; языком хвалят, а сердцем козни плетут; устами целуют, а сердцем продают». Очень горестно видеть, как опасность для Церкви исходит изнутри, зачастую даже от самого священства.
Нельзя не заметить деятельность неохаризматических движений, растущих в последнее время как «грибы после дождя». Такие новомодные течения ставят во главу угла даже не личное благочестие, как у «классических» протестантов, но харизмы – «дары Духа Святого». Является ли человек подлинным учеником Христовым или нет, определяется исключительно по его видимым харизмам. Но как говорит святой апостол Павел, что даже «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий»(1Кор. 13:1). Быстрое и не требующее практически никаких усилий «неожиданное вторжение» Духа Святаго является огромным соблазном для людей, ищущих истину. Такая искусная подмена легко воспринимается умом «новопросвященных», но так тяжело выходит из него. Гораздо сложнее путь, предложенный Православием, но именно в конце этого пути человек достигнет Истины, которой так долго искал. Именно вера Православная позволяет человеку ощутить благодать Святого Духа через таинства Святой Церкви. Дар чудотворения в Православной Церкви даровался лишь единицам – великим подвижникам, посредством свои подвигов доказавших Господу свою Любовь к Богу. Посмотрим, для примера, на жития преподобного Серафима Саровского или преподобного Сергия Радонежского, прославившихся не столько своими чудесами, сколько своей нестяжательностью, непрестанной молитвой и бесконечной любовью к Богу и людям. Дар чудотворения им был дарован как награда за их труды. Разве можно поставить в один ряд с этими святыми несметные полчища харизматиков, утверждающих, что Дух Святой сходит на них гораздо чаще и обильнее?! Но утверждать свою веру на факте чуда вообще очень опасно. Ведь чудеса бывают и ложные. Не все что с неба, то от Бога. И Господь Наш Иисус Христос и Апостолы предупреждали о лжепророках и ложных знамениях. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных» (Мф. 24:24).
На сегодняшний день одной из наиболее волнующих проблем в нашей Церкви, является введение сомнительного проекта под названием «Альфа-курс». Вряд ли есть те, кто о нем не слышал ничего вообще, так как он довольно успешно распространяется практически во всех регионах Российской Федерации. Также еще более полутора сотни стран подверглись нещадной экспансии Альфа-проекта. В чем же секрет его популярности? Можно предположить, в том, что он не был представлен как что-то новое и «свалившееся сверху на голову». Альфа, путем внедрения в традиционные религии стран, в которых ведется его распространение, привлекает к себе множество верующих. Православная Церковь не является исключением. Множество православных оказались на таких курсах, не сумев отличить истинное от ложного. Действительно, очень сложно не верить тем, кто долгое время являлся добрым пастырем, предстоял пред престолом Божиим и был путеводной звездой ко спасению для многих христиан. В рассматриваемом нами случае, священник, тем более монашествующий, соблазняет свою паству, проповедуя богохульные ереси. Речь идет о бывшем клирике Ивановской епархии игумене Евмение (Перистом). Наше священноначалие уличило его в этой сектантской деятельности далеко не сразу. Но и после этого многие люди яростно кричат в защиту его псевдоправославных форм миссионерства.
В нашей работе мы рассмотрим методы и способы проведения «Альфа-курса» в Православной Церкви на примере игумена Евмения и неохаризматических движений, его распространяющих. Исследуем наиболее распространенный труд игумена Евмения, который, как будет видно далее, насквозь пропитан духом протестантизма. А также попытаемся исследовать и найти отличительные черты миссионерства настоящего от псевдомиссионерства. Данная работа является попыткой анализа деятельности «Альфа-курса» и сопоставлением его с православной традицией. Она может быть использована как руководство для тех христиан, которые стоят перед выбором: впускать ли «Альфу» в свою жизнь или идти к Богу без нее.
Вопросам сектантской экспансии, так популярной сегодня, на наш взгляд, следует уделить особое внимание. Очень важно своевременно изучить и вовремя предупредить общественность об опасности, сокрытой под маской православного миссионерского движения. «Альфа-курс» с каждым днем набирает «обороты», под его влияние попадает огромное количество людей, в том числе православных.
Стоит отметить, что актуальность темы данного научного исследования обусловлена огромной опасностью, которую представляет проект «Альфа-курс» для душеспасения. Так как проект «Альфа-курс» прикрывается Миссионерским отделом Русской Православной Церкви, этим ставится под вопрос авторитет Православной Церкви и чистота ее учения. Возникает неправильное отношение к ней и в итоге она отвергается как Апостольская и Вселенская. На место Православной Церкви приходят протестантские и харизматические лжецеркви, в которые активно переходит множество участников проекта «Альфа-курс»
Научная проблема состоит в том, что православной миссиологии и сектоведению востребован опыт изучения вопросов новых движений, распространяющихся на территории Российской Федерации.
Объектом исследования является миссионерский проект «Альфа-курс», причины его быстрого распространения и причины его привлекательности для людей. Также мы рассмотрим роль игумена Евмения как лидера и духовного руководителя проекта.
Предметом научного исследования является харизматическая деятельность проекта «Альфа-курс» и его доктрина. На основании высказываний его лидеров и видеоматериалов, ими предлагаемых, мы сможем увидеть еретические стороны проекта, что будет свидетельствовать о недопустимости его введения для миссионерской деятельности РПЦ.
Цельюдипломной работы является определение возможных путей и форм предотвращения распространения проекта, а также предупреждение для тех людей, которые уже столкнулись или, которым еще предстоит столкнутся с деятельностью движения «Альфа-курс».
Новизна разработки данной темы обусловлена немногочисленностью научных исследований в данной области. Более того, общедоступной является лишь единственная работа священника Александра Усатова под названием: «Альфа-курс – путь в никуда». Она ценна тем, что в ней содержатся некоторые материалы богословских конференций, созданных для рассмотрения «Альфа-проекта» и мнения православных богословов о деятельности «Альфа-курса». Но, тем не менее, деятельность проекта процветает и в его сети попадает огромное количество неокрепших душ. На страницах Интернета содержится бесчисленное множество статей как в защиту миссионерского движения «Альфа-курс», так и с критикой в его адрес. Большое количество ссылок на Интернет-порталы объясняет практически полное отсутствие печатной литературы по нашей теме. Исходя из важности поднимаемого нами вопроса, приходим к выводу, что новые исследования, которые бы разрушили миф о «безвредности» проекта просто необходимы.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в практической деятельности православных миссионеров.