Сценки для представления темы дискуссии на утреннем собрании

Дискуссия 1

«Один Бог» не означает «Тот же Бог»

Сцена: стойка бара с напитками, стулья.

Действующие лица: Аня, Лиза.

Входит Аня, одетая по-деловому, подходит к бару. Достает стаканчик, наливает воды.

Лиза: (входит следом через небольшой промежуток времени, устало взды­хает). А я думала, что вчера был тяжелый день! (Пьет воду).

Аня: Такими темпами мы скоро установим рекорд по продажам.

Лиза; (сжимает голову ладонями). У меня ужасно болит голова. У тебя нет чего-нибудь от головной боли?

Аня: (хитро улыбается). Конечно (ищет в сумочке). Вот (протягивает конфе­ту для освежения дыхания, например, «Ментос»).

Лиза: Очень смешно!

Аня: Что?

Лиза: Ну, это же для свежести дыхания.

Аня: Вовсе нет. Это избавит тебя от головной боли. Возьми.

Лиза: «Ментос» не лечит голову.

Аня: а вот здесь ты ошибаешься. Смотри, это только выглядит как«Ментос», ана самом деле - самый мощный ликвидатор головной боли.

Лиза: (иронично}. Ну, конечно!

Аня: Действительно! Если по-настоящему поверить в силу этого средства, оно избавит тебя от головной боли.

Лиза: А! я понимаю, к чему ты клонишь. Ты ведь не о лекарстве говоришь, а о нашем вчерашнем споре, о религии.

Аня: Я даю тебе средство от головной боли. Оно поможет тебе.

Лиза: Хорошо. Ты высказала свою точку зрения.

Аня: Какую точку зрения? Я тебе предложила лекарство.

Лиза: (потирает ладонями виски). Ну хорошо, если тебе от этого станет легче, я готова согласиться с тем, что мой бог, возможно, не такой же, как твой. А теперь ты можешь дать мне настоящее лекарство?

Аня: (ищет в сумочке, достает упаковку аспирина, протягивает ее). Прости что заставила тебя так долго мучиться. Я просто хотела провести параллель'

Лиза: (берет упаковку, глотает таблетку). Ты, наверное, думаешь, что я слегка легкомысленна в своих взглядах?

Аня: Я? Нет (иронично). Это же вполне нормально для человека - менять религию хотя бы раз в месяц.

Лиза: Поверь мне, эти новые проповедники говорят весьма убедительно, я имею в виду, что они хорошо чувствуют потребности времени. И я уверена:

это именно то, что мне нужно.

Аня: Ну, что ж, я очень рада, что ты нашла этуединственно истинную религию (снова предлагает «Ментос»), А вот здесь другое средство от го­ловной боли.

Лиза: Я знаю, что ты просто смеешься надо мной. Но как ты можешь быть уверена, что ты и я верим не в одного и того же Бога?

Аня: Потому что, говоря «один бог», мы не имеем в виду, что наши боги со­вершенно идентичны. Библия совершенно определенно говорит о том, Кто есть Бог. Иисус - не просто великий духовный учитель, подобный Будде. Иса в Коране - не тот Иисус, Которого мы знаем по Евангелиям.

Лиза: Почему это?

Аня: Будда говорил, что он указывает путь, который приведет к просветле­нию и избавлению от страданий, а Иисус Сам есть Путь к спасению и вечной жизни. Коран говорит, что Иса - это один из пророков, а не Бог во плоти Ии­сус Христос, что однозначно утверждает Библия.

Лиза: Библия действительно говорит об этом?

Аня: В десятке мест. Так что ты можешь считать, что Будда - то же самое, что Иисус, но на самом деле они так же отличаются друг от друга, как «Ментос» от аспирина.

Лиза: Допустим, но как ты можешь узнать, кто настоящий?

Аня: Существует книга, в которой подробно описаносотворение мира. Ты знаешь, что это за книга?

Лиза: Подозреваю, что ты хочешь сказать - Библия.

Аня: В Библии 4000 лет назад было записано, что не только материя, но и время и пространство были сотворены из ничего. Сегодня даже атеистические ученые соглашаются с тем, что пространство и время имеют свое нача­ло.

Лиза: Да... я читала об этом где-то.

Аня: Кроме того, ни одна другая книга не содержиттаких точных предсказа­ний будущего, как Библия.

Лиза: Ни одна?

Аня: Ни писания ислама, ни буддизма, ни индуизма, ни Конфуция, ни... какой новой религией ты увлеклась на этой неделе?

Лиза: Хари Кришна.

Аня: Хари Кришна! (Насмешливо). Эй, они тоже верят в одного бога, ты не думаешь, что он тот же самый?!

Лиза: Ты меня точно держишь за идиотку.

Аня: Я думаю, что тебе следовалобы выбросить все это из головы.

Лиза: Да, но христианство такое... простое. Нет никаких жестких требова­ний, ничего не нужно делать.

Аня: В этом ты отчасти права. Бог совершил все необходимое длянашегоспасения. Но это вовсе не означает, что тебе не нужно внести своегородаплату за это.

Лиза: я знаю, я должна следить за своей жизнью. Это так скучно.

Аня: Хорошо, можешь податься к мормонам или свидетелям Иеговы, они тоже верят в единого бога.

Лиза: Да, но это тот же бог?

Аня: (протягивает «Ментос»).Вот что они тебе говорят: «Это - лекарство от головной боли!».

Лиза: (поднимается, чтобы уходить). Видишь ли, из того, что они так гово­рят, вовсе не следует, что бог не один и тот же.

Аня: (встает следом, говорит с легкой усмешкой). Какая глубокая мысль. Наверное, у тебя еще есть надежда.

Обе уходят.

Дискуссия1

Бог-есть...

Пантомима, в которой участвуют один парень и две девушки. Ведущий чита­ет текст. Все действия происходят непринужденно, не обязательно после каждого описания.

От начала времен люди осознавали, что помимо них в этом мире существует Некто, и назвали Его Богом. Но кто такой Бог? Мы никогда не видели Его поэтому откуда мы можем знать, какой Он? В нашем, человеческом мире мы рассуждаем о Нем человеческими категориями. Для некоторых Он - тиран, вечно погоняющий хлыстом своих подчиненных и приносящий им одни ли­шения и трудности; тот, кого нужно непрестанно ублажать.

Парень, олицетворяющий Бога, входит, заставляя двух девушек усерд­ней работать, они падают на колени, умоляют о снисхождении, протя­гивают приношения.

Для других Он - Судья, творящий справедливость стальным жезлом.

Парень садится в кресло на середине сцены, руки скрещивает на гру­ди, смотрит строго и т.д. Он восклицает: «Справедливость!» - и дела­ет жест, призывающий одну девушку к ответу, а другую отпускает.

Или Он - полицейский на небесах, который только и ждет, когда мы нарушим правила,

Полицейский, регулирующий движение, раздражен на двух девушек, перебегающих дорогу. Одна из них останавливается, чтобы завязать шнурок, и т.п.

Некоторые думают о Нем, как о никчемном полицейском, который не спосо­бен противостоять злу.

Полицейский по-прежнему стоит на посту, но теперь он выглядит робким и неуверенным. Одна девушка связывает его руки за спиной, затем подходитко второй и вырывает у нее сумочку, машет ею перед лицом полицейского. Обиженная девушка «кричит» (мимика) полицей­скому, чтобыон сделал хоть что-нибудь, но у того руки по-прежнему за спиной.

Для других Бог - Создатель Вселенной, кто сотворил этот мир и все, что в чем, но с тех самых пор Он больше не вмешивается в его дела.

Парень «вдыхает жизнь» в девушек, они начинают двигаться, как ро­боты, а парень тем временем садится в кресло и засыпает.

Кто-то представляет Бога безликой силой, которая ими совершенно не инте­ресуется.

Девушки совершают рассеянные телодвижения, изображающие их бурную и разностороннюю деятельность, в то время как парень под­нимается с кресла и выходит со сцены.

Некоторые люди верят, что Бог во всем: в камне, куске доски, в цветке; ты и я есть Бог.

Девушки подбирают со сцены разные предметы: камни,палочки, цве­точки - показывают друг другу и восхищаются этим.

Но Бог не может быть всем этим мусором, не правда ли? Способны ли мы с помощью нашего разума решить, каким быть Богу? Мы ничего не сможем знать о Боге до тех пор, пока мы не начнем верить тому, что Он Сам сказал в Библии. Так что же говорит нам Библия?

Девушки изображают недоумение, озираются по сторонам. Затем, словно их осенила какая-то мысль, показывают на голову, потом вверх, на Бога, «открывают Библию» (мимика).

Она говорит, что Бог вездесущий, Он даже объемлет самую дальнюю галак­тику.

Девушки жестикулируют, словно о чем-то рассуждают, потом «смотрят в телескоп».

Бог знает все, вплоть до строения мельчайшего атома. Девушки «смотрят в микроскоп».

Бог всемогущий и контролирует абсолютно все. Бог не только создал весь этот мир, но Он до сих пор поддерживает в нем жизнь.

Девушкиизображают, что лепят руками шар, потом держат его перед собой.

Но самое удивительное - то, что Бог есть любовь, и Он заинтересован в каж­дом из нас лично.

Девушки поворачиваются друг к другу, начинают удивляться и восхи­щаться тем, что видят, показывают друг на друга.

Он стал плотью и ходил среди нас, но нам не понравилось, как Он говорил о наших грехах, и мы распяли Его.

Возвращается парень, проходит между девушками, они с брезгливо­стью отскакивают от него, потом хватают за руки, разводят их в сто­роны, словно на крест. Его голова падает на грудь, словно Он умер.

Но Он воскрес из мертвых, простил все грехи, которые мы когда бы то ни было совершили, и забросил их глубоко в море.

Девушки сгорблены под тяжестью, парень подходит, берет их ношу и выбрасывает назад.

Он не беспомощен перед лицом зла - Бог допускает человеку делать то, что ему заблагорассудится, но вскоре будет судить все его дела.

Повторяется прежняя сцена с полицейским. Только теперь он не глу­пый и робкий, а строгий и уверенный, и его руки свободны. Девушка вырывает сумочку у подружки и идет мимо полицейского. Обиженная плачет и молит полицейского о помощи. Он останавливает воровку за плечо, поворачивает ее лицом к себе. Она закрывает лицо руками и падает перед ним на колени. Полицейский забирает у нее сумочку и отдает хозяйке.

Он справедливый Судья, но тех, кто признает Иисуса Господом, Он прощает.

Парень нежно улыбается той, что склонилась перед ним на колени, и бережно помогает ей встать.

Мы можем думать о Нем, как об Отце, Отце света, от которого исходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный.

Парень достает подарки и дает их девушкам, которые с радостью от­крывают их.

Мы также можем называть Его Господом нашей жизни. Которому мы прино­сим все наши беды, а взамен получаем вечную жизнь.

Девушки встают перед парнем на колени и показывают, что отдают ему свои сердца. Он опускает на них свои руки, словно благословляет.

Все замирают в этом положении.

Дискуссия 2

Кто я?

Действующие лица: Ведущий (голос), Светлана (выпускница университета, одетая в мантию и шапочку). Бог (голос за сценой).

Инвентарь: «горящий куст» или любая его имитация, мантия и шапочка вы­пускника, несколько разноцветных карнавальных масок, скрывающих глаза.

Сцена: Светлана, одетая в мантию и шапочку, на лице маска. С одной сторо­ны сцены - «горящий куст».

Ведущий: (читает Исход 3:1-15. Пока читается Писание, Светлана примеря­ет разные маски). Бог не забыт в этом мире, хотя часто все выглядит так, как будто Его забыли. Хотя о Нем и помнят, но часто ему дают все новые и новые определения и даже вполне официально преобразуют во все новые образы. Утверждение «Я есмь...» из Писания перевернули в «Кем бы вы хотели, что­бы я был?». В результате во многих потеряно сознание того, кем являются они сами. Кто вы на самом деле? Знаете ли вы свою сущность? Тот, Кто по­звал Моисея, - Тот же Бог, Который ныне зовет тех, кого избирает.

Бог: (нежно, но настойчиво). Светлана, Светлана!

Светлана: (избегая смотреть на огонь). Я здесь.

Бог: Не подходи ближе. Сними обувь... Ты стоишь на святой земле.

Светлана: Святая земля?

Бог: Да. Когда бы ты ни пришла в Мое присутствие, ты оказываешьсяна свя­той земле. А теперь сними свою обувь.

Светлана: (снимая туфли). А кто ты?

бог; я Бог Авраама, Исаака и Иакова.

Светлана: Я слышала о них, но какое отношение это имеет ко мне?

бог: я так же и твой Бог, даже если ты этого не понимаешь.

Светлана: (закрывает лицо руками). Ой!

Бог: Что это на тебе?

Светлана:Ах, это... это моя выпускная мантия... видишь ли, сегодня я...

Бог: Нет... на твоем лице.

Светлана:А... это... маска.

Бог: Сними ее.

Светлана:Что?!

Бог: Сними ее.

Светлана: Я не могу... это часть меня. Это то, кем я являюсь... моя сущность.

Бог: (по-прежнему вежливо, но еще более настойчиво). Светлана, сними маску.

Светлана: (продолжая прикрывать лицо рукой и отворачиваясь от огня). Что Тебе нужно от меня?

Бог: Я хочу поговорить с тобой о твоем будущем. Я вижу тебя несущей в этот грешный мир Мою любовь и сострадание.

Светлана: Кто я такая, чтобы делать что-то подобное? Я не могу...

Бог: Ты можешь... и ты будешь. Я буду с тобой. Я люблю тебя, Светлана. Я не только сотворил вселенную, но Я сотворил и тебя. Я знаю тебя лучше, чем ты сама себя знаешь. Я видел страх в твоих глазах и беспокойство в твоем сердце. Я знаю твое недоверие, слабости и ошибки. Светлана, Я знаю твои грехи. Ничто из этого не будет помехой для тебя, когда ты будешь со Мной.

Светлана: Да, но...

Бог: Но - что? Ты по-прежнему цепляешься за свою маску? Это не настоящая ты, ты это знаешь. Это просто способ спрятаться, в то время как настоящая ты, та, которую Я создал, постепенно исчезает. Светлана, ты Мое дитя, соз­данное по Моему образу. Сними маску.

Светлана: Но я не хочу терять мою индивидуальность и становиться клоном или роботом.

Бог: Именно это и делала с тобой маска до сих пор. Это уловка сатаны; ни одна маска не принесет тебе добра. Твоя маска помогает тебе влиться в этот мир, создавая иллюзию успеха и привлекательности. Моя цель - изменить тебя в образ Моего Сына. Подобие Иисусу поможет тебе раскрыть свой уни­кальный потенциал. Маска, которая одета на тебя, делает с тобой совсем обратное. Она опасно ограничивает твои возможности. Нося эту маску, ты не способна понять, какие благотворные изменения могла бы совершать в жиз­ни людей, с которыми сталкиваешься. Но, несмотря на это, Я не сниму с тебя эту маску сам. Это должна сделать ты.

Светлана: Но как? Это ведь часть меня самой.

Бог: Сорви ее... постарайся сделать это, даже если тебе будет очень больно и тяжело. Стать самой собой - первый шаг от уподобления этому миру. Что­бы делиться Моей любовью, тебе не нужно быть совершенной, но ты должна быть естественной, быть самой собой. Ты познаешь, что такое безопасность, но не потому, что на тебе будет маска, а потому что Я держу тебя в Своих руках. Ты познаешь, что такое счастье, но не потому, что наденешь свер­кающую маску успеха, а потому, что Я источник радости. Ты по-настоящему свободна только тогда, когда на тебе нет маски.

Светлана: Некоторые люди не узнают меня без маски. Что я скажу им о том, кто меня послал, и почему я больше не ношу маску?

Бог: Скажи им, «Бог послал меня поделиться Его Любовью с вами». А когда люди спросят тебя, где твоя маска, просто ответь им: «Он пригвоздил еекокресту».

Светлана снимает маску.

Дискуссия 3

Как узнать волю Божью

По Римлянам 12:1-2

Действующие лица: Молодой человек; Бог (голос за сценой).

Инвентарь: кресло; журнальный столик; монетка,игральные кубики, колодакарт и автомобильный журнал.

Сцена 1. Молодой человек входит в комнату и садится.

Итак, время совершить молитву. (Тянется за Библией и принимает вид моля­щегося человека). Дорогой Господь, покажи мне, что Ты хочешь, чтобы я прочитал сегодня. (Смотрит вниз и замечает журнал). О, новый номер «За Рулем». (Откладывает Библию и просматривает новый журнал, читая описа­ние машин).

Господь, я хотел бы иметь новую машину. Господь, мне просто необходима новая машина. (Листает страницы и читает описания). Вот! Это именно то что мне нужно – Аudi А6.

Господь, Ты знаешь меня. Я люблю Тебя. Ты знаешь об этом. Я уже 6 лет как христианин. Ты знаешь, что я хочу делать только то, что Ты хочешь, чтобы я делал... Господи! Покажи мне Твою волю в этой ситуации. Хорошо, Господи? (Сосредоточенно обдумывает то, каким образом он это собирается сделать, а затем поднимает голову вверх, когда снова готов говорить с Богом), я вот что предлагаю. Я подброшу монету, и если выпадет орел, это будет означать что ты хочешь, чтобы я купил новую машину. Если выпадет решка, - значит нет. (Подбрасывает монету). Решка? (Смотрит вверх). Не лучше ли два раза из трех? (Снова подбрасывает монету и выглядит явно разочарованным).

М-м-м. Господи, я вот что Тебе хочу сказать. Чтобы мне быть абсолютно уве­ренным, давай попробуем еще вот так. Я возьму бабушкины карты, и если вытащу из колоды красную карту, значит. Ты даешь «добро» на покупку ма­шины. Если будет черная карта, это будет означать... что мы не совсем уве­рены. (Тянет карту). Восьмерка крестей. (Снова тянет карту). Десятка пик, (Тянет еще одну карту). Туз пик.

Молодой человек тянет карты одну за другой. Наконец, явно огорченный, откладывает карты в сторону. Медленно поднимает голову вверх и вдруг с новым оптимизмом начинает говорить к Богу.

Господи, Ты меня знаешь. Я хочу делать только то, что Ты хочешь, чтобы я делал, и я хочу быть уверен: то, о чем я думаю, как о Твоей Воле, было дей­ствительно от Тебя. И вот что я предлагаю. Я брошу кубики. Если выпадет двенадцать, Ты хочешь, чтобы я купил красную машину. Если выпадет один­надцать, то черную. (Перечисляет наугад числа и цвета до 3). Ну что, поеха­ли! (Бросает кубики). Не верю своим глазам!!! (Тяжело вздыхает и погружа­ется в тяжелую задумчивость).

Минутку! Я не читал. Может быть, мне следует почитать Библию и там найти ответ, который Бог хочет мне дать. (Снова поднимает голову вверх). Господи, направляй меня сегодня утром и говори ко мне через слово Твое. Ты меня знаешь. Я лишь хочу делать то, что Ты хочешь. Пожалуйста, покажи мне Твою волю! (Начинает наугад листать Библию). Иакова 1:17: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше». (Улыбается и листает дальше). 3 Царств 10:29: «Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра...». (Улыбается еще шире и продолжает листать). Исход 14:25: «И отнял колеса у колесниц их, так что они влеклись с трудом». (Улыбка пропадает). Матфей 13:42: «И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов». (Захлопывает Библию).

О, Господь, если бы Ты только показал мне понятное знамение. Дай мне точ­но знать Твою волю. Господи, пошли мне знамение. Что-нибудь сверхъесте­ственное. Что-нибудь необычное, и тогда я буду уверен, что Ты желаешь для меня новую машину. (Замолкает, ждет). Ничего. Полная тишина. Как стран­но. Как необычно! Это и есть ответ! Он не воспротивился! Какое удивитель­ное знамение! У меня будет новая машина! (Поворачивается к залу). Господь непременно действует чудесным образом, не так ли? (Выходит).

Сцена 2. Герой возвращается и снова усаживается. Его вид смиренный и покорный. Он что-то услышал или прочел, и теперь настроен на серьезный разговор с Богом. Голос Бога может звучать просто из-за сцены или из дина­мика.

Господи, я вернулся. Послушай, м-м-м... О нашем прошлом разговоре. Зна­ешь, я подумал. Я действительно был недостаточно искренен с Тобой. Я со­жалею об этом, но я действительно хочу знать Твою волю для меня. Я уже не говорю о машине. Господь, я имею в виду мою жизнь.

Я иногда отвлекался от этого и заблуждался в своих мыслях и делах, Ты зна­ешь это. Как мне сделать мою жизнь лучше для Тебя? Как я могу по-настоящему служить Тебе? Если бы Ты сейчас сказал мне специально, чего Ты хочешь, я бы сделал это. Я хочу следовать Твоему плану, но чувствую, что никогда не смогу быть твердо уверен в том, что знаю его. И это сильно печалит меня. Я хочу знать Твою волю. И еще, я хочу быть уверен, что это от Тебя. Если Ты вдруг напишешь Свою волю на стене для меня, тогда я испол­ню ее. Хочешь ли Ты, чтобы я продолжал свою учебу, или сменил ее на что-то другое? Какой Твой план для нас с Катей? Хочешь ли Ты, чтобы я стал миссионером? Господи, как мне узнать Твою волю?

Бог: (сочувственно, как отец). Дай Мне твое тело.

Молодой человек: Что?

Бог: Дай Мне твое тело.

Молодой человек: Что Ты имеешь в виду?

Бог: я хочу, чтобы ты предоставил Мне свое тело, как жертву живую.

Молодой человек: Но, Господь, Ты просто покажи мне Твою волю, ия буду её исполнять.

Бог: Ты не понимаешь. Ты помнишь, что Мой слуга Павел сказал в Послами к римлянам? Он сказал: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная».

Молодой человек: Господь, покажи мне Свою волю.

Бог: Дай Мне твое тело, зануда.

Молодой человек: Покажи мне Свою волю.

Бог: Дай Мне твое тело. Когда Мне принадлежит твое тело, я знаю, что ты полностью принадлежишь Мне. Если Мне принадлежит твое тело, Я знаю что Мне принадлежат и все желания твоего сердца, и ты будешь послушен Мне.

Молодой человек: Покажи мне Свою волю.

Бог: Зачем? Ты не принадлежишь Мне. Даже если бы Я открыл тебе Свою волю, даже если бы ты был способен увидеть и понять ее, Я знаю, что ты никогда не был бы способен ее исполнить. Я пока не могу доверять тебе. Когда ты откажешься от своей воли в пользу Моей, когда ты всего себя пре­доставишь Мне, как жертву живую, тогда ты узнаешь, поверишь и поймешь, в чем состоит Моя воля.

Молодой человек: Господи, покажи мне Свою волю.

Бог: Дай Мне твое тело.

Молодой человек; Я не уверен, что смогу сделать это. Господь.

Бог: Вот, о чем мы с тобой и говорим, не так ли?

Дискуссия 4

Старые привычки

Действующие лица: Человек, Философ, Доктор, Наркодилер, два Психоана­литика, Иисус (все действующие лица должны быть одеты так, чтобы был понятен род их занятий).

Декорации: на сцене стоят в ряд два или несколько стульев.

Входит Философ и присаживается на ближайший стул.

Человек: (входит следом).Мне очень жаль, но вы не можете здесь сидеть.

Философ: Прошу прощения?

Человек: Вы не можете здесьсидеть.

Философ: Почему нет?

Человек: Это мое место. Вы можете сесть на соседний стул.

Философ: А какая вам разница?

Человек: Это моя привычка. Я должен сидеть именно здесь.

Философ: Привычка?

Человек: Да. Я сажусь на этот стул вот уже несколько лет подряд.Поэтому, будьте столь любезны, подвиньтесь.

Философ: Эти стулья абсолютно одинаковы. Что изменится,если сегоднявы сядете вот на этот стул? (Показывает на соседний стул).

Человек: Я же сказал вам. Это моя привычка.

Философ: То, что это привычка, не обязывает вас повторять ее снова и сно­ва, не так ли?

Человек: Нет, обязывает. Я по-прежнему прошу вас пересесть с моего стула.

Философ: Для вас это настолько важно, что вы не можете сидеть на другом стуле, да?

Человек: Да нет, в общем-то, могу.

Философ: В таком случае, вы без особого вреда для своего здоровья може­те занять другой стул.

Человек: (пауза, после недолгого размышления). Хорошо! Я признаюэто.Это не просто привычка. Это потребность - сидеть именно здесь, я немогу иначе. Вы довольны?!

Философ: (послушно пересаживаясь на соседний стул). Не стоит так горя­читься! Я просто спросил!

Человек садится и тут же кривится от боли.

Философ: Что случилось?! Что-то не так?

Человек: (сквозь слезы). Да, я сел на гвоздь! (Плачет).

Философ: Видите? Вот что привычка сделала с вами. Я не могу смотреть, как люди, считая только себя правыми, углубляются в привычки и доставляют себе столько неприятностей.

Человек: (продолжая плакать). Да не стойте же вы просто так! Сделайте что-нибудь! Мне же больно! По-настоящему больно!

Философ: Я всегда готов помочь. Но я уже оказал вам огромную услугу тем что помог вам увидеть вашу проблему (уходя), с остальным вам придется справиться самому.

Человек: (плача). Помогите! Кто-нибудь поможет мне?!

Наркодилер: (входит). Привет, чувак, прикалываешься?

Человек: Да, я сел на гвоздь. Ужасная боль! Пожалуйста, помоги мне.

Наркодилер: (оглядываясь по сторонам). Послушай-ка, чувачок, тебе не­сказанно повезло, что я оказался поблизости. У меня как раз предостаточно того, что тебе поможет, от легких колес до самых сильных (достает две раз­ноцветные пилюли). Или, может быть, ты предпочитаешь более традицион­ный способ избавиться от боли? Могу предложить водку, портвейн, самогон...

Человек: Что угодно. Я возьму, что угодно. Эта боль просто невыносима. Сколько с меня?

Наркодилер: Вот это деловой подход! Первый раз - бесплатно. Но позже я заберу все, что у тебя есть (дразнит сумкой).

Человек: (хватает сумку). По рукам! (Открывает ее). Мне просто нужно снять боль.

Наркодилер: Я вернусь завтра, чтобы пополнить твои запасы, приятель. Не забудь захватить деньги (уходит).

Человек: Да, конечно, как скажешь (достает пилюлю).

Доктор: (входит облаченный в белый халат). О, нет! Пожалуйста, не делай­те этого!

Человек: Не делать чего? Я просто пытаюсь избавиться от боли (глотает пилюлю).

Доктор: Наркотики - кратковременное решение вашей проблемы, в то время как вам необходимо решить проблему окончательно, раз и навсегда.

Человек: Послушайте, я больше не могутерпеть эту боль. У вас есть какое-то другое предложение? (Глотает пилюлю).

доктор; Если вам больно, то мы можемхирургическим путем удалить нервыиз беспокоящей области. И вы большеникогда не будете чувствовать там боль.

Человек: Звучит серьезно. А не будет ли от этого каких-нибудь побочных, негативных последствий? (Глотает пилюлю).

доктор: Ну, конечно. Во-первых, вы не будете больше ничего чувствовать. Некоторые из прошедших эту процедуру могли случайно, но очень серьезно обжечься или пораниться и даже не заметить этого. И, во-вторых, всегда остается небольшая вероятность того, что вы умрете во время операции.

Человек: Это уже серьезно! Я не думаю, что такая операция мне подходит (глотает пилюлю).

Доктор: Ну, что ж, если операция по удалению нервных окончаний вас не устраивает, то может быть, вы предпочтете фронтальную лоботомию или шоковую терапию, чтобы избавиться от стресса, вызванного болью.

Человек: Шоковая терапия? (Глотает пилюлю). А, по-вашему, это приятнее, чем сидеть на гвозде?!

Доктор: А как насчет того, чтобы вживить в ваше тело электрод или биосис­тему?

Человек: Вживить? (Глотает пилюлю). А это что, по-вашему, не операция?

Доктор: (уходя). Ну, как знаете.

Человек; (кладет пилюлю в рот и выплевывает ее). О, нет! Мне кажется, я начинаю привыкать к этим пилюлям! (Корчится от боли). Эй, кто-нибудь! Помогите мне!

Психоаналитик 1: (входит в белом халате). Как я понимаю, милейший, это вы здесь больной.

Человек: Да, я.

Психоаналитик 2: (входите белом халате). Где болит?

Человек: Я сел на гвоздь.

Психоаналитик 1: Я усматриваю мазохистские наклонности.

Человек: О чем это вы болтаете?

Психоаналитик 2: Доводилось ли вам прежде садиться на гвоздь предна­меренно?

Человек: Вы с ума сошли?!!

Психоаналитик 1: Посмотрите на его реакцию, коллега. Явно что-то скрывает.

Психоаналитик 2: Явная аутоагрессия.

Психоаналитик 1: Безусловно, связано с подсознательным чувством вины.

Психоаналитик 2: И определенно на сексуальной почве.

Психоаналитик 1: Совершенно ясно, что это закономерное следствие оста­точной вины.

Человек: Вины? В чем я виноват? Я сел на гвоздь!!!

Психоаналитик 2: Определенно, страдание вызвано чувством вины.

Психоаналитик 1: Признайтесь, кого вы обидели.

Человек: Обидел? Я никого не обижал!

Психоаналитик 1; Ну, что я вам говорил об отрицании всего, коллега?

Человек: Я ничего не отрицаю... То есть согласен, отрицаю. Но я не отри­цаю ничего, что действительно имело место.

Психоаналитик 2: Это в любом случае отрицание. Скажите, милейший, ка­кие у вас были отношения с вашей мамой?

Человек: Какое отношение имеет моя мама к тому, что я сел на гвоздь?

Психоаналитик 2: (обращаясь к коллеге). Я вижу, здесь действительно серьезные психические отклонения.

Психоаналитик 1: Очень серьезные. Думаю, понадобятся годы на доско­нальное психоаналитическое обследование.

Психоаналитик 2: Годы...

Человек: Да вы все равно не поможете!!

Психоаналитик 1: Что я вам говорил, коллега? (Уходит).

Психоаналитик 2: Вы были правы. Глубочайшее заблуждение. (Уходит).

Иисус: (входит). Я слышал, что ты страдаешь.

Человек: Я сел на гвоздь. Но ты ничем не сможешь мне помочь. Мне никто не сможет помочь.

Иисус: А ты пытался пересесть на другой стул, где нет гвоздя?

Человек: О, я не могу этого сделать!

Иисус: Почему нет?

Человек: Я сажусь на этот стул уже несколько лет подряд. Это старая привычка. Я уже слышал несколько раз предложение пересесть на другой стул, но всегда возвращался обратно.

Иисус: Ты знаешь, что у тебяесть право выбора.

Человек: Есть?

Иисус: Да, есть.

Человек: Нет, я не хочу что-либо менять, после всех этих лет.

Иисус: Ты не можешь это сделать самостоятельно. Тебе нужен кто-то, кто поможет тебе развить в себе новые привычки.

Человек: (начинает нервничать, глотает пилюлю). Нет. Я никогда не смогу выработать новые привычки. Никогда. Я уже пытался, и ничего не получи­лось. Я неудачник...

Иисус: ...это потому что ты никому не позволял помочь тебе.

Человек: Потому что я не встречал человека, способного это сделать. Все только готовы раздавать советы, или продавать мне разную дурь, но не один не хотел помочь мне измениться.

Иисус: Я готов.

Человек: Ты?

Иисус: Конечно. Давай (протягивает руки). Попробуй. Всего один раз.

Человек: Ну, хорошо. (Берет Иисуса за руки, встает). Но... о!.... о!

Иисус: В чем дело?

Человек: Боль отступила.

Иисус: Хорошо (подводит его к другому стулу). Идем. Давай попробуем другую привычку.

Человек: Давай. Мне кажется, это стоит попытки (садится).

Иисус: Как ты себя чувствуешь?

Человек: Немного странно.

Иисус: Что ты имеешь в виду?

Человек: У меня действительно есть выбор. И это дает возможность по-новому взглянуть на многие вещи в моей жизни. Признаюсь, я уже начинал привыкать к безнадежности, в которой находился.

Иисус: Совершенно новый мир открылся перед тобой с того момента, как ты осознал свое право выбирать. Прошлое не должно владеть тобой и диктовать свои условия (протягивает руку). Хочешь узнать о других возможностях?

Человек: (берет за руку). С удовольствием, до тех пор, пока Ты будешь мне помогать. Мне не удастся сделать это собственными силами.

Дискуссия 5

Бог - устроитель судеб

У Адама и Евы все произошло очень просто. Но в нашивремена найти свою пару бывает очень нелегко.

Действующие лица: Ведущий, Адам, Ева, Саша, Катя, Ирина, Светлана, Поли­на.

Примечание: во время монолога Кати и беседы девушек Саша и ведущий на­ходятся на сцене, но их никто не замечает, словно их нет.

Ведущий: Однажды, давным-давно. Бог сотворил Адама (пауза) ...и Бог со­творил Еву. Когда Адам увидел Еву, он сказал...

Адам: WOW!

Ведущий: ...что в переводе на русский язык могло бы означать «Вот это да!».

Адам: Девушка!

Ведущий: Как только он увидел ее, он влюбился по уши (Адам достает рас­ческу и начинает быстро прихорашиваться) и решил во что бы то ни стало привлечь ее внимание.

Адам: (приближается к Еве, откашливается). Хм... Добрый день, девушка. Меня зовут Адам.

Ева: (кокетливо).Привет, Адам! Я - Ева.

Адам: О-о, мне очень приятно познакомиться с вами. Вы прекрасны!

Ева: Спасибо, Адам.

Адам: Я с уверенностью могу сказать, что вы самая красивая девушка, кото­рую я когда-либо встречал.

Ева: (смущаясь). Ой, ну перестань. Готова поспорить, что ты так всем гово­ришь, хотя... (озирается по сторонам) может быть, и нет.

Адам: Ева, мне кажется, я должен сказать тебе очень важную вещь.

Ева: Да?

Адам: Ева... (пауза). Ты выйдешьза меня замуж?

Ева: (восторженно). О, Адам, ты это серьезно?!

Адам: Да, дорогая!

Ева: (бросается к нему на шею, Адам довольно улыбается). Я согласна!

(Адам показывает знак «здорово!»).

Ведущий: Так все и случилось. Бог хотел,чтобы они были вместе, они иоказались вместе.

Входит Саша, в руках у него увядшие цветы.

Саша: (с болью в голосе) Не все так просто! (Адам и Ева уходят, взявшись за руки). Я имею в виду, что Ева сказала «да» (с досадой смотрит на цветы и бросает их на пол). Ну и потом, Адаму ведь не пришлось делать мучительный выбор.

Ведущий: Привет, Саня!

Саша: (печально). Привет

Ведущий: Как прошел день?

Саша: Отвратительно. А как твой?

Ведущий: Тоже неважно. Никак не могу сосредоточиться на этой драме.

Саша: Понимаю.

Ведущий: Что так расстроило тебя?

Саша: Ну... в общем-то... Мне уже давно нравится одна девушка. Кристина ты знаешь ее? (Ведущий кивает в знак согласия). Красивая, да? Нежная, милая. Я уже несколько раз пытался подойти к ней, и когда, наконец, набрался смелости пригласить ее погулять вместе, увидел, что она идет под ручку с Пашкой.

Ведущий: Досадно.

Саша: Не то слово!

Ведущий: Значит с Павлом, да?

Саша: Представь себе.

Ведущий: Не хочется обижать тебя, но, по-моему, у них все складывается

очень хорошо.

Саша: (с сарказмом). Премного благодарен!

Ведущий: Извини, извини.

Саша: (вздыхая). Возможно, ты и прав. (Пауза). Но что тогда остается мне?

Ведущий: Другая возможность.

Саша: Возможность? Ну, да! Полжизни ждать...

Ведущий: Никто не мешает тебе жить полноценной жизнью и одновременно ждать. В сущности, ты должен именно так и поступить.

Саша: Хм?

Ведущий: Помнишь стих? А... «Ищите прежде... царства Божьего, а осталь­ное приложится вам».

Саша: Ну, хорошо, мист<

Наши рекомендации