Библейский взгляд на конфликт

Иоанна 17 открывает нам, насколько Иисус озабочен единством церкви. Он многократно молился о единстве своих учеников и тех, кто примет от них Благую Весть.

Никакой конфликт внутри церкви Божьей не может быть одобрен господом. «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воз­давайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками» (Римлянам 12:16-17, см. также Филиппийцам 2:2, 1 Петра 3:8-9).

«И в народе один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем и простолюдин над вельможею...Так рушился Иерусалим, и пал Иуда...» (Исаия 3:5,8; выделено авторами).

Ситуация, в которой молодежь превозносится над старцами - следст­вие Божьего наказания. Пророк предсказывает, что так произойдет, если народ не смирится перед Богом. Возможно, не совсем правильно рассматривать конфликт поколений в современных церквях как нака­зание от Бога, но следует помнить, к чему он может привести. Бог не благословит нас, если мы будем ставить собственные интересы пре­выше всего и воевать друг с другом из-за несовпадения взглядов.

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Галатам 5:13-15).

Мы призваны хранить мир внутри церкви. Молодежь, со своей стороны, должна сделать все возможное для этого мира. При этом следует понимать, что решение конфликта сводится не к тому, чтобы убедить другую сторону в правоте своих взглядов. Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев это не удается. Но возможно развить доверие и любовь к друг ко другу. Молодежи следует с ува­жением относиться к людям пожилого возраста, заботиться о них и помогать им, а также являть им положительные примеры собственного духовного роста. Если вам будут доверять, то на многие спорные моменты закроют глаза. Мы также должны признавать собственны слабые стороны и принимать советы старших, которые могут нам помочь.

Нам следует понимать, что как молодежь, так и старшее поколение необходимы для успешного роста церкви. Молодежь приносит во внутрицерковную жизнь динамику и инициативу, способна привлечь в церковь новых людей; старшее поколение способно мудро напра­вить их и, если надо, предостеречь от неправильных действий. Для этого важно, чтобы между поколениями было доверие и взаимопони­мание.

Более глубокое знакомство со старшими членами церкви позволит по-новому взглянуть на многие претензии, которые они предъявляют молодежи, и даст возможность молодым людям пересмотреть свое отношение к «бесполезным старикам».

ВСТУПЛЕНИЕ

Игра «Взаимодействие»

Необходимо спрятать в разных уголках заранее ограниченной терри­тории банку с вареньем, открывалку и ложку (это могут быть и дру­гие предметы, имеющие отношение друг к другу). Например, банку можно спрятать за деревом, открывалку под скамейкой, а ложку под столом (придумайте свои места, подходящие к месту проведения иг­ры). После этого напишите на отдельных листах бумаги инструкции и раздайте их участникам игры. Цель игры - скормить лидеру ложку варенья. Лидеру необходима помощь остальных участников игры, т.к. его руки связаны за спиной.

Каждый участник игры должен прочитать свою инструкцию и спря­тать ее, не говоря ничего другим участникам. Попросите тех, кто не участвует в игре, поддерживать игроков. Если участников больше восьми, они могут разбиться на группки, не обязательно одинаковые по числу участников. Если их меньше восьми, то роли Б и Ж, В и 3, Г и Д можно смешать, слегка адаптировав к ситуации.

Инструкции:

А. Ты можешь говорить, но не можешь двигаться.

Б. Можешь говорить только «да», «нет», «я знаю» и «я не знаю». Двигаться не разрешается. Банка с вареньем спрятана за деревом.

В. можешь говорить только «да», «нет», «я знаю» и «я не знаю». Двигаться не разрешается. Открывалка спрятана под скамейкой.

Г. Можешь говорить только «да», «нет», «я знаю» и «я не знаю». двигаться не разрешается. Ложка спрятана под столом.

Д. Можешь говорить только «да», «нет», «я знаю» и «я не знаю». Двигаться разрешается только в том случае, если ты точно знаешь, где спрятано варенье, открывалка и ложка. Ты можешь прикасаться к ним и переносить их, но тебе нельзя подносить их к лидеру.

Е. Можешь говорить только «да», «нет», «я знаю» и «я не знаю». Двигаться разрешается только в том случае, если у тебя в руках бан­ка с вареньем. Тебе не разрешается прикасаться к предметам, со­держащим металл.

Ж. Можешь говорить только «да», «нет», «я знаю» и «я не знаю». Двигаться разрешается только в том случае, если у тебя в руках от­крывалка. Тебе не разрешается прикасаться к другим предметам, со­держащим металл.

З. Можешь говорить только «да», «нет», «я знаю» и «я не знаю». Двигаться разрешается только в том случае, если у тебя в руках лож­ка. Тебе не разрешается прикасаться к другим предметам, содержа­щим металл.

Игра не должна прерываться. Когда цель игры достигнута, поздравь­те всех участников и верните им свободу слова. Пусть они поделятся своими впечатлениями об игре и о тех моментах, когда они были особенно расстроены.

Переход:

Подобно участникам этой игры на взаимодействие. Церковь призвана выполнить определенную миссию в этом мире. Но так же, как в этой игре, над выполнением миссии трудятся разные люди, и успех общего дела зависит от согласованной работы всех.

Вопрос для обсуждения:

С кем в церкви вам сложнее всего находить общий язык?

После того как будут названы несколько вариантов, среди которых будет и «старшее поколение», объявите, что сегодняшняя дискуссия посвящена проблеме «несовместимости» разных поколений. Эту «не­совместимость» мы назовем «конфликтом поколений».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос для обсуждения:

Какие претензии чаще всего приходится слышать молодым людям от пожилых членов церкви?

Дайте желающим высказаться, поделиться наболевшим, но следите, чтобы обсуждение не переросло в «перемывание косточек» старшего поколения. Помните, что цель дискуссии - не избавиться от нако­пившихся отрицательных эмоций, а выработать конструктивный подход к решению проблемы. Хорошо, если вы будете записывать основные претензии в один столбик, а напротив них позже запишите причины. Ниже приведены некоторые возможные претензии, но не обязательно будут названы именно они. Будьте гибки и не навязывайте свое или наше мнение участникам дискуссии.

• Поведение. Разве можно так вести себя в церкви. На улице мо­жете обниматься и толкаться, ваше шушуканье во время служения лишает нас благословений.

• Одежда. Смотреть на вас стыдно, приходите на собрание как на дискотеку. Ребята в джинсах в обтяжку и в кроссовках. Сестры наде­вают короткие юбки и еще непонятно что.

• Форма служения. Не служение, а цирк устроили. Смех, хлопа­нье, хождение во время служения, если это еще можно назвать служением. Нет, раньше такого не было.

• Музыка. Мало того что слишком быстро поют, а теперь еще и прихлопывают. Слов не слышно, да и смысла нет. Раньше такой музыки и на концертах не было, неудивительно, что на служении все стоят и дергаются. А громко-то как. Оглохнуть можно.

Вопрос для обсуждения;

Почему, на ваш взгляд, возникают эти претензии?

На этом этапе ваша задача состоит в том, чтобы направить обсужде­ние к выявлению различий во взглядах, вкусах, опыте молодежи и старшего поколения. Особое внимание уделите домыслам. Например, участники могут сказать: «Они думают, что мы не духовные» или «Они считают, что для нас церковь - это клуб по интересам». Не пропускайте такие замечания, потому что они свидетельствуютоб отсутствии коммуникации.

Возможный список причин:

• Традиции. Старшее поколение с трудом воспринимает что-то новое, в то время как молодежь не желает следовать традициям, ко­торых не понимает.

• Различие потребностей. Молодым необходим новый опыт, при­знание и свобода действий, возможность себя проявить, чтобы найти свое место в церкви, выявить свои духовные дары. Старшим важна стабильность, уважение и покой.

• Недоверие. Старшее поколение не видит положительных плодов деятельности молодежи, поэтому опасается давать им самостоятель­ность и новые возможности для служения. Иногда мы понимаем не­доверие как «вредность» или недоброжелательность.

• Непонимание. Сюда относится непонимание мотивов тех или иных поступков, непонимание современной ситуации, непонимание наших потребностей, непонимание «мудреных» слов и т.д. Изменить это невозможно без диалога.

• Обида. Часто старики вставляют палки в колеса молодым, так как не получают от них внимания и заботы, в которой нуждаются.

• Отсутствие коммуникации. Не хватает сотрудничества, в рамках которого два поколения могли бы ближе узнавать друг друга, др. литься своими потребностями и видением. При внимательном взгляда всё предыдущие причины сводятся к отсутствию коммуникации.

Вывод:

У старшего поколения много претензий к нам, молодежи. У нас к ним не меньше. Не всегда эти претензии объективны, но обычно мы про­сто не думаем об этом, потому что не заботимся о личных взаимоот­ношениях со старшими.

Переход:

Молодые люди и люди старшего возраста смотрят на мир с разных колоколен. Это принципиальное отличие, которое надо учитывать. Нельзя оставлять без внимания опыт пожилых людей и их житейскую мудрость.

Наши рекомендации