Последствия адекватной самооценки

Человек с адекватной самооценкой воспринимает трудности окру­жающего мира как возможность проверки своих способностей и ис­пытания личной силы и веры в Бога. Такой человек понимает, что у него есть все шансы повлиять на окружающий мир через Иисуса Хри­ста и что он может изменить свое окружение с помощью Божьей бла­годати.

Библейский взгляд

Для некоторых христиан выражение «высокая самооценка» греховно по своей сути. На основании Римлянам 12:3 они утверждают, что ду­мать о себе «высоко» - это грех. Такое представление складывается в результате неправильного понимания текста послания. Апостол Па­вел не говорит, что нельзя думать о себе «высоко», он утверждает, что нельзя думать о себе неправильно, то есть «мнить о себе». Высо­кая самооценка и завышенная самооценка - разные вещи, и второе, действительно, является грехом.

Говоря «высокая самооценка», мы подразумеваем самооценку не за­вышенную, а соответствующую высокому статусу, который дан каж­дому человеку по благодати Иисуса Христа. Мы названы детьми Божьими, и это очень высокий статус.

В соответствии с учением некоторых церквей, человек - падший грешник, который не заслуживает ничего, кроме адских мук. Для та­ких христиан любая идея, связанная с положительным образом чело­века, - ересь. Этот подход не учитывает другую сторону человече­ской природы, а именно того, что человек, даже являясь падшим грешником, все же остается очень ценным в глазах Бога.

Библия однозначно говорит о том, что каждый человек высоко ценит­ся Богом. Наша ценность не в том, что мы делаем, а в том, что мы являемся удивительным и уникальным творением Его. Ради человека Иисус Христос отдал Свою жизнь (1 Коринфянам 6:20, 1 Петра 1:18-19). Бог заплатил за нас высокую цену - жизнь Своего единственного Сына. И теперь наша цена - цена жизни Иисуса. Когда мы понимаем свой статус и принимаем его, мы делаем первый шаг к тому, чтобы оправдать перед Богом свое высокое предназначение - славить Сво­его Создателя.

Шаги на пути к адекватной самооценке

1. Найди в Писании места, которые говорят о твоей ценности.

2. Когда ошибаешься и совершаешь грех, признай свою ошибку и исповедуй грех и больше не осуждай себя: «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Римлянам 8:1). Не сравнивай себя с другими людьми. Ты уникальная личность. Бог радуется тебе как уникальному созданию; бери пример с Бога I и тоже радуйся себе.

4. В молитве размышляй над Божьей благодатью, любовью, заботой и признанием, а не над недостатками других людей.

5. Не вешай на себя отрицательные ярлыки («Я такая бездар­ность!»).

6. Веди себя уверенно, но не агрессивно.

7. Будь к себе так же добр, как к другим людям.

8. Ищи общения с теми друзьями, которые позитивно относятся к жизни и в восторге от тебя.

9. Начни помогать другим, смотря на них Божьими глазами, прини­мая и любя их. Вдохновляй других и уважай их как уникальное творение Божье.

10. Научись смеяться: юмор дает хороший жизненный заряд.

11. Пересмотри свои ожидания от других людей и сделай их реаль­ными.

12. Делай то, что правильно, и стремись угождать Богу. Ищи призна­ния не у людей, а у Бога.

13. Имей положительный настрой в жизни. Проверь себя, как долго ты можешь прожить без того, чтобы выразить свое неудовлетво­рение.

14. Успокойся и перестань гнатьсяза тем, чтобы доказать окружаю­щим, какой ты хороший.

15. Подражай Богу в Его безусловной любви.

Важное замечание

Важно понимать, что низкая самооценка формируется не за одну ночь, а в течение долгих лет, поэтому исправление этой проблемы тоже требует времени. Во время дискуссии вы можете заложить ос­нову и начать процесс исцеления для тех, кто низко себя оценивает, и дать еще большую уверенность тем, кто смотрит на себя через призму библейских ценностей. Материал «Шаги на пути к адекватной самооценке» является хорошим практическим руководством, которое участники дискуссии смогут применить в своей жизни.

ВВЕДЕНИЕ

Эксперимент с яблоками

Принесите с собой яблоки, разные по форме, качеству (поврежден­ное, чуть подгнившее, спелое), цвету и т.д. Яблок должно быть на 2-3 больше, чем участников. Положите яблоки в центре и предложите каждому найти свое яблоко.

Что значит «свое»? Все яблоки разные, так же как и участники дис­куссии, поэтому нужно выбрать то яблоко, которое, на взгляд участ­ника, чем-то ассоциируется с ним. Например, я взял это яблоко, по­тому что я такой же упитанный, как оно; я взял это яблоко, потому что в нем есть некоторые недостатки, как у меня; я взял это яблоко, потому что оно выглядит таким же важным, как я.

Когда все участники выбрали по яблоку, попросите воспитанников объяснить свой выбор.

После того как выскажется последний участник, спросите: «Что нуж­но добавить к вашему яблоку или, наоборот, убрать, чтобы оно стало для вас совершенным?»

Пусть каждый ответит на этот вопрос, окончив фразу: «Оно должно стать...».

После этого задайте следующий вопрос: «Чего не хватает тебе, что­бы быть совершенным?»

Пусть каждый ответит на этот вопрос, продолжив фразу: «Мне нуж­но...».

Запишите на ватмане все, что будет названо необходимым для со­вершенства.

Вывод:

Постарайтесь разбить перечисленное на категории: черты характера, внешность, взаимоотношения, обладание вещами, достижения и т.д.

Переход:

В жизни человека часто бывает так, что сам факт осознания того, что ему чего-то не хватает, становится барьером на пути к свободной и полноценной жизни. В таких случаях не имеет значения, насколько существенен недостаток, потому что он играет не столь важную роль, как сам факт осознания недостатка. Давайте на примере Саула и Да­вида посмотрим, к каким последствиям может привести осознание недостатка,

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Самооценка Саула и Давида

Наши рекомендации