Роль самооценки в жизни человека
Молодой человек, вступая в период юношества, сталкивается с совершенно новыми для себя проблемами, решение которых во многом определяет качество его жизни в последующие годы. Юноша или девушка должны найти ответы на вопросы: кто я, где мое место в жизни, каким я должен быть?
Эрик Эриксон в своей книге «Идентичность, юность и кризис» утверждает, что главной психосоциальной задачей юности является формирование идентичности, то есть выбор ценностей, убеждений и жизненных целей. На формирование идентичности сильное влияние оказывает самооценка индивидуума. Самооценка - это мысли и мнения о себе. Она определяется тем, что о нас думают другие, или тем, что, как мы полагаем, они о нас думают. В период юности происходит переосмысление опыта последних десяти лет и того влияния, которое на молодого человека оказывали друзья, родители, школьные учителя и общество в целом.
Для того чтобы у молодого человека сформировалась адекватная самооценка, необходимы три важных условия.
1. Принадлежность. Под принадлежностью понимается осознание того, что о тебе есть кому позаботиться и твое присутствие приносит радость. Чувство принадлежности закладывается в младенчестве и развивается в последующие годы, если родители проявляют по отношению к ребенку любовь и заботу.
2. Значимость. Это осознание того, что я хороший или что я ценный. Мы чувствуем свою значимость, когда поступаем так, как мы должны поступать. Наша значимость растет, когда другие люди одобрительно высказываются о наших поступках, когда мы чувствуем моральную и духовную поддержку со стороны.
3. Компетентность. Это чувство уверенности в том, что я способен справиться с задачами, которые ставит передо мной жизнь. Действительная компетентность позволяет осознать как свои преимущества, так и свои недостатки. Важную роль в формировании компетентности играет успех.
Безусловно, каждому человеку, независимо от возраста, важно чувствовать свою принадлежность, значимость и компетентность, но в период юности эта проблема стоит острее всего. Большинство социологов подтверждают, что в возрасте с 15 до 20 лет - именно тогда, когда адекватная самооценка особенно важна для успешной переоценки и формирования нравственных ценностей, - наблюдается снижение самооценки.
Причины формированиянизкой самооценки в юношеском возрасте бывают различны:
• перенесенное насилие: как сексуальное, так и эмоциональное;
• ошибочные установки (я должен видеть одобрение со стороны других людей, чтобы чувствовать себя хорошо; я должен достичь определенного положения, чтобы меня уважали и т.д.);
• пренебрежение со стороны родителей.
Самооценка является настолько важным элементом для физического, умственного и духовного состояния юношей и девушек, что ни родители, ни наставники, ни молодежные лидеры не должны пренебрегать ею. Серьезное отношение к самооценке молодого человека позволяет взрослым лучше понять его и помочь ему стать полноценной личностью, созданной по образу и подобию Божьему.
Последствия низкой самооценки
Одно из наиболее серьезных последствий низкой самооценки - предвзятое отношение к окружающему миру. Человек с низкой самооценкой воспринимает неожиданные или новые ситуации как угрозу личному благополучию и безопасности. Ему кажется, что они спланированы специально против него. Таким людям кажется, что весь мир ополчился на них. Они склонны принимать все, что происходит с ними, как злой рок, не пытаясь что-то изменить вокруг или измениться самим. Человек с низкой самооценкой видит себя в качестве жертвы, навсегда брошенной во враждебное окружение.
Люди с низкой самооценкой не способны строить здоровые взаимоотношения, что влечет за собой серьезные последствия: дефицит друзей, разочарование в жизни, большие проблемы в семье, низкая результативность в достижении целей.
Признаки низкой самооценки
1. Пессимистический взгляд на жизнь.
2. Неуверенность в своих навыках общения.
3. Чрезмерная чувствительность к мнению других людей.
4. Застенчивость по поводу своей внешности, действий, статуса.
5. Восприятие других людей как потенциальных конкурентов, способных нанести удар, а не как друзей, с которыми можно разделить радость.
6. Черты мужественности или женственности приобретаются только посредством сексуальных побед.
7. Старание стать кем-то или чем-то другим, вместо того чтобы радоваться самому себе.
8. Восприятие настоящего как того, что не заслуживает внимания, и стремление фокусироваться на прошлых достижениях или мечтах
о будущем.
9. Боязнь Бога или убежденность в том, что Он не заинтересован во мне или гневается на меня.
10. Привычка копаться в состоявшихся беседах или ситуациях, выискивая, что могли иметь в виду другие люди.
11. Склонность осуждать других.
12. Настороженность в поступках и словах.
13. Стремление носить «барахло» вместо нормальной одежды.
14. Агрессивность, гневливость как средство самозащиты.
15. Потребительское отношение к окружающим.
16. Неспособность принимать похвалу.
17. Привычки и действия, направленные во вред себе.
18. Привычка позволять другим «вытирать о себя ноги».
19. Страх одиночества.
20. Страх близости, поскольку она может обернуться отвержением или излишней зависимостью.
21. Проблемы с верой и принятием Божьей любви, а также любви других людей.
22. Зависимость от обладания вещами как гарантии чувства безопасности.
23. Неспособность выражать эмоции.
24. Привычка использовать по отношению к себе негативные ярлыки.
25. Тревожность, ожидание чего-то страшного.
26. Склонность следовать мнению большинства и избегать независимого поведения.
27. Строгий, законнический и ритуальный стиль служения.
28. Представление о внешнем мире как враждебном и подавляющем.
29. Перекладывание ответственности на других в трудных ситуациях, переживаниях.
30. Потребность в подробных инструкциях или чрезмерном контроле.