Как с духовной точки зрения объяснить страшное бедствие — засуху, постигшую нашу страну?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Бог действует не только в истории, но и управляет сотворенной Им природой. Эта мысль проходит через все Священное Писание. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс. 103: 13–14). Люди библейских времен всегда воспринимали дождь как проявление Божественного милосердия: «Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения» (Иез. 34: 26). Псалмопевец воспевает милосердие Божие, ибо Бог посылал дожди даже во время странствования евреев по пустыне: «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его» (Пс. 67: 10).

Еще через пророка Моисея Господь объявил избранному народу, что его благополучие зависит от верности Богу и от исполнения тех законов, которые Он дал людям. Если же они уклонятся от исполнения заповедей и будут поклоняться идолам, то «тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих» (Втор. 11: 17).

Напротив, за благочестивую жизнь людей Господь Бог посылает плодоносные дожди: «Аще в повелениих моих ходите, и заповеди моя сохранитеи сотворите я: и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и древеса селная отдадят плод свой» (Лев. 26: 3–4).

Ввиду жизненной значимости для земли влаги пророк Осия говорит о Господе: «Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6: 3). После засушливого лета, продолжающегося с середины мая до второй половины октября, в Палестине начинается период дождей. Для урожая наиболее благотворными были ранние (октябрь- ноябрь) и поздние (февраль — начало марта) дожди, о которых неоднократно упоминается у священных писателей (см.: Иер. 5: 24; Иак. 5: 7). Особенно нужен для плодородия поздний дождь, который идет весной. От него зависит урожай. Благодаря этому дождю заполняются водоемы, из которых черпается вода для полива в засушливые летние месяцы.

Для библейского человека, воспитанного на богооткровенных священных книгах, мысль о том, что погода существует независимо от Бога, представлялась нелепой. В главе 14 книги пророка Иеремии содержится слово Господа к пророку о бездождии. Пророк говорит, обращаясь к Господу: «Может ли небо [само собою] подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это» (Иер. 14: 22). Эта важнейшая мысль о Божественном Промысле в природе раскрывается и в Новом Завете. Бог свидетельствует о себе, «подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14: 17).

Постигшие нашу страну бедствия не только указывают на болезненные язвы общества, но и свидетельствуют об общем бедственном духовно-нравственном его состоянии. Только малая часть народа ведет духовную жизнь и стремится исполнять Божественные заповеди. Большая часть людей страдает тяжким недугом неверия и стремится удовлетворить свои страсти. На этой почве рождаются все болезненные язвы: миллионы женщин убивают через аборты своих детей; массовый блуд, распространившееся корыстолюбие, как кислота, разъедают нравственные ценности общества. Много и других недугов. «Никто не трудись, — говорит святитель Василий Великий, — над разысканием причин явлений горестных: для чего засуха, для чего дожди, для чего удары грома, для чего град? Это для нас, имеющих нераскаянное сердце и не прежде обращающихся, разве когда бываем [поражаемы]». Также и святитель Иоанн Златоуст говорит о необходимости исправить жизнь и возложить упование на Бога: Богу «предоставим время прекращения бедствий, а сами будем только молиться, сами будем жить благочестиво, потому что наше дело — обратиться к добродетели, а прекратить бедствия — дело Божие». В другом творении этот великий проповедник предупреждает: «Бог силен прекратить все бедствия, но пока не увидит совершившегося обращения, не прекращает скорбей».

Ваши измышления по поводу соотношения веры и науки мягко говоря не впечатляют. А обвинять ряд ученых в том, что они лишь проповедники «вредного материализма» — это проявление интеллектуальной слабости

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Искренне благодарен за письмо. Оно для меня является еще одним подтверждением давно высказанной мысли, что неверующих, безрелигиозных людей нет. Поскольку душа человека устроена по образу и подобию Божию, то в ней заложена потребность в вере. Вопрос только в том, как это реализуется. Если нет истинной веры в Бога, то религиозная потребность проявляется в суевериях и в квазивере. Материализм, несомненно, есть псевдовера. Надо обратить внимание, насколько неспокойны по тону публикации по атеизму. Какие сильные чувства движут этими людми. А в некоторых статьях явно присутствует фанатизм. Вспомним деятельность «Союза воинствующих безбожников».

Если попытаться определить логический статус материализма, то легко увидеть, что он построен на вере в абсолютность материи. Центральным в этом учении является утверждение, что существует только безначальная и бесконечная материя. Как это можно доказать? Никак. Это предмет веры, а не доказательства Весь имеющийся в настоящее время массив научных данных о физическом мире не дает никакого логического основания для такого сверхсильного вывода. Основной тезис материализма лишен какой-либо научной значимости. Ни один серьезный физик, как бы он не углублялся в своей области, никогда не сможет сказать, что за пределами изучаемой им физической реальности ничего нет. Утверждение это было бы в научном отношении некорректным. Когда я работал 15 лет старшим научным сотрудником ВНИИ Системных Исследований Академии наук СССР, мне приходилось общаться с учеными. Были в нашем институте видные исследователи (например, Нобелевский лауреат (1975 г.) академик Л. В.Канторович). Одни были верующие, другие нет. Ни разу я не слышал утверждений, что научные знания противоречат вере. За многие годы собеседований с атеистами я убедился, что такие заявления исходят от людей, знакомых с науком по полулярным работам. Напротив, многие творцы науки признавали богодухновенность Священного Писания. И.Ньютон даже написал работу, в которой сравнивает книгу пророка Даниила и «Откровение» апостола Иоанна Богослова (есть русский перевод). Гениальный К. Линней, основатель систематики, выступал в защиту учения о сотворении мира. Великий математик Г.В. Лейбниц, один из создателей дифференциального и интегрального исчислений, написал большой трактат «Теодицея» (Богооправдание). Можно привести много и других имен. Из выдающихся ученых нашего времени могу назвать руководителя нашей космической программы академика С.П.Королева, который был человеком церковным и имел своего духовника (см. «Три встречи», М.,1997, с.83–85).

Когда слышу заявления, что данные археологии и истории противоречат Библии, задаю два конкретных вопроса: «Прочитали ли Вы хоть один раз полностью все книги Ветхого и Нового Завета»? Ни разу не получал положительного ответа. Второй вопрос: «Назовите те работы, в которых содержатся научные результаты, опровергающие события библейской истории, чтобы их вместе рассмотреть». Таких работ скептики обычно не называют.

Как же реально обстоит дело? Современный ученый Николай Василиадис в исследовании, вышедшем в 1996 г. в Афинах пишет: «Таким образом, факты археологии опровергают критиков Священного Писания и подтверждают его историчность, поскольку то, что было забыто в течении веков, а теперь извлекается из недр земли, настолько ошеломляет, что словно бы вновь перед нами оживают нации, народы, цивилизации, а богодухновенное слово становится яснее для благочестивых душ, которые ищут в нем для себя наставления и руководства Бога Творца» (Библия и археология, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003, с. 4). Греческий археолог опирается на труды своих предшественников и цитирует высказывания этих признанных ученых. Приведем из них небольшую часть. Одним из самых авторитетных археологов Палестины был основатель Американской Школы восточных исследований У.Ф.Олбрайт, «который по праву может считаться классиком библейской археологии» (Дж. Э.Райт, Библейская археология, СПб.,2003, с.418). Этот выдающийся ученый, посвятивший много десятилетий изучению истории Палестины, писал: «Нет никаких сомнений, что археология подтвердила историчность предания Ветхого Завета» (Albright W.F. The Archaeology and the Religion of Israel, Baltimore, 1955, p. 176). Известный американских археолог Нельсон Глюк держится того же мнения: «Необходимо со всей определенностью заявить, что ни одна из археологических находок до сих пор не противоречит ни одному из сообщений Священного Писания. Абсолютно все, что найдено, прямо или косвенно подтверждает историчность описанных в Библии событий, и возникающее с помощью этих самых находок должное уважение к библейскому тексту подчас приводило к поразительным отврытиям» (Glueck N. Rivers in the Desert. N.Y., 1959, p. 31). Профессор Дж. Томпсон: «Удивительное сочетание библейских текстов, внебиблейской истории и археологических открытий принесли столь богатые результаты, что мы теперь можем вполне оптимистически смотреть в будущее» (Тhompson J.A. Bible and Archaeology. The Paternoster Press Ltd., 1973, p. 442).

Бытие Библии в истории — впечатляющее чудо. Более 1900 лет неверующие люди пытаются ее уничтожить, сокрушить, опровергнуть, но она стоит как скала. Противники то появляются, то исчезают, а эта великая священная Книга была и остается самой известной и самой читаемой в мире. Она переведена почти на все языки мира.

Наши рекомендации