С чем связана продолжительность Великого поста?

иеромонах Иов (Гумеров)

Пост, приготовляющий нас к святой Пасхе, называется Великим не только ввиду его духовной значимости, но и по причине продолжительности — 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы .

В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея (Исх.34:28) и Илии (3Цар.19:8). В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос (сорок дней … ничего не ел в эти дни ) не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься ученикам Своим (Мф.17:21; Лк.5:33–35). Святые апостолы приготовляли себя к службе постом (Деян.13:2; 14:23). Они повелели поститься всем христианам. Это нашло письменное выражение в таком каноническом документе, как «Правила Святых Апостолов»: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен» (Правило 69). Известный канонист епископ Никодим (Милош) пишет: «Что эти правила заслуживают в полном смысле авторитетного имени Св. Апостолов и того уважения, какое признает за ними Вселенская Церковь, и что они служат точным выражением того, что Апостолы излагали в своих сочинениях письменно и предали своим первым преемникам устно, — доказательством служить полное согласие этих правил в основных своих мыслях с тем учением, которое содержится в канонических книгах новозаветного Св. Писания» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. 1, с. 10–11).

Святые отцы часто писали, что 40 дней поста мы храним в подражание нашему Божественному Учителю:

— «Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил своим постом. Кто из христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по примеру Господа: то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего». (Св. Амвросий Медиоланский. Слово перед Четыредесятницей).

— «Христос постился перед искушением, а мы постимся перед Пасхою. Христос постился 40 дней, а мы соразмеряем пост с силами» (Св. Григорий Богослов. Слово на св. Крещение).

— «Мы готовимся к таинству Господнему сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония» (Блаж. Иероним. Беседа на Четыредесятницу).

— «Мы держим пост, который держал Господь, — святую и как по имени, так и на самом деле, Великую Четыредесятницу для своего очищения и умилостивления Бога, как бы принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни»(Святитель Симеон Солунский). Поэтому Четыредесятница называется также постом Господним .

Пост Страстной седмицы является продолжением подвига воздержания Четыредесятницы. Хотя Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим не принадлежат Страстной седмице , вместе с тем они являются как бы вратами к искупительным Страданиям нашего Господа, поэтому являются днями постными. Поскольку эти дни являются праздничными, то ослаблен пост: в Лазарева субботу разрешается икра, а в вербное воскресение — икра и рыба.

Пост Страстной седмицы установлен по заповеди Спасителя: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лк.5:35). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего» (Кн. 5.15).

Закончилась первая седмица Поста, которую называют зарей воздержания. Если был взят правильный настрой, то оставшееся время пройдет легко и благодатно. Для этого необходимо помнить, что телесное воздержание важно, но только как средство для духовного очищения, а целью являются духовные плоды: «для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост» (Святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).

Наши рекомендации