О Таинствах Церкви Христовой
Таинства соединены со Словом; какова суть Таинств. От самого начала Бог в Своей Церкви соединил с проповедью Слова Свои Таинства или, по-другому, сакраментальные знаки. Об этом свидетельствует и это подтверждает всё Священное Писание. Таинства — это мистические символы, святые установления или священнодействия, установленные самим Христом и включающие в себя Его Слово, знаки и саму знаменуемую реальность. Посредством Таинств Христос постоянно напоминает нам и время от времени как бы воскрешает в нашей памяти те величайшие блага, которые Он даровал людям. Ими Он также запечатлевает Свои обетования и внешним образом представляет нашему вниманию то, что внутренним образом совершает в нас, укрепляя и взращивая тем самым нашу веру через действие в наших сердцах Божьего Духа. Наконец, Таинствами Он отделяет нас от других людей и религий, посвящая и связывая нас с Собой, и знаменуя и обозначая то, что Сам требует от нас.
Некоторые Таинства относятся к Ветхому Завету, а некоторые — к Новому.Некоторые Таинства принадлежат святым Ветхого Завета, а некоторые — святым Нового Завета. К первым относились: обрезание и [вкушение] приносимого в жертву Пасхального агнца. По этой причине последнее Таинство относится к жертвоприношениям, которые практиковались от самого начала мира.
Число Таинств нового народа. Таинства нового народа таковы: Крещение и Причастие. У некоторых людей бытует мнение, что новозаветных Таинств должно быть семь. Мы признаём, что покаяние, рукоположение церковнослужителей (на папское, а апостольское) и венчание, входящие в число этих семи, действительно благополезны как установления Божьи. Однако они не Таинства. Конфирмация и миропомазание — это человеческие изобретения, от которых Церковь может освободиться без какого-либо для себя ущерба. Поэтому в наших церквах их нет, ибо они содержат в себе то, что мы не можем никоим образом принять и одобрить.[23] Но более всего мы осуждаем ту торговлю, которую используют папистские прелаты для совершения своих Таинств.
Инициатор (автор) Таинств. Инициатор всех Таинств — не какой-либо человек, но только Бог. Человек не может учредить Таинства, ибо они относятся к сфере богослужения, а не во власти человека учреждать и предписывать, как должно служить Богу. Наоборот, он должен принять и защищать то, что получил непосредственно от Бога. Кроме того, сакраментальные знаки соединены с Божьими обетованиями, требующими веры. Вера же зиждется исключительно на Слове Божьем. Оно, в свою очередь, подобно письменам или буквам, тогда как Таинства подобны печатям, которые только Господь добавляет к письменам.
Христос действует в Таинствах. Бог, будучи инициатором Таинств, продолжает действовать в Церкви, в которой они законным образом совершаются. Поэтому верующие, сподобившись Таинств от рук церковнослужителей, знают, что Бог действует в Своём установлении, а потому знают, что именно из рук Божьих они получают их. Ошибки церковнослужителей (будь они даже весьма велики) не могут нанести им вред, поскольку они признают, что чистота и целостность Таинства покоится на установлении Господнем.
Инициатора и служителей Таинств следует отличать друг от друга. Поэтому при совершении Таинств верующие ясно проводят различие между самим Господом и Его служителями, исповедуя, что сущность Таинств мы получаем от Господа, тогда как внешние знаки — от Его служителей.
Сущность или основа Таинств. Наш Спаситель, Христос, — это основа (или, как иногда говорят, сущность или материя Таинства), которую предвещает и знаменует Бог во всех Таинствах, и к которой приковывали своё внимание святые всех времён. Он — единственная жертва (Евр. 10:12) и Агнец Божий, закланный от создания мира (Откр. 13:8). Он — камень, из которого пили все наши отцы (1 Кор. 10:4), в котором все избранные обрезаны обрезанием нерукотворным посредством Духа Святого (Кол. 2:11,12), омыты от всех своих грехов (Откр. 1:5) и питаемы истинным Телом и Кровью Христовыми к жизни вечной (Ин. 6:54).
Сходства и различия между Таинствами старого и нового заветов. Поэтому в том, что касается сущности или материи, Таинства обоих народов идентичны. Ибо сам Христос, единственный Посредник и Спаситель верующих, — основа и сама сущность Таинств обоих народов. У них один и тот же автор — Бог. Таинства были даны обоим народам как знаки и печати Божьих благ и обетований. Эти знаки, в свою очередь, были призваны напомнить им о Божьих величайших благах и отделить верующих от всех остальных религий, существующих в этом мире. Наконец, Таинства принимаются духовным образом по вере, объединяют причастника с Церковью и увещевают его исполнять свои обязанности. В этом отношении Таинства обоих народов подобны друг другу, хотя они и отличаются между собой во внешних знаках. И, действительно, что касается внешних знаков, между ними существует большая разница. Знаки, которые имеем мы, более постоянны и как бы устойчивы, поскольку не будут изменены до конца этого мира. Более того, наши знаки удостоверяют нас в том, что как сущность, так и обетования [Таинств] были исполнены или завершены во Христе; ветхозаветные же знаки удостоверяли то, что только должно было свершиться. Наши знаки более просты, менее утомительны и не включают в себя множество пышных церемоний. Кроме того, наши знаки принадлежат более многочисленному народу, рассеянному по всей земле. И поскольку они более величественны и посредством Святого Духа сильнее зажигают веру, им соответствует большая полнота Духа.
Наши Таинства заменяют ветхозаветные Таинства, которые отменяются. Поскольку Христос, истинный Мессия, был явлен нам [во плоти] и на новозаветный народ излилась полнота благодати, Таинства Ветхого Завета были отменены и упразднены. Вместо них были установлены Таинства Нового Завета: Крещение сменило обрезание, а Вечеря Господня — пасхального Агнца и жертвы.
Из чего состоит Таинство. Точно так же как в ветхой Церкви Таинства состояли из Слова, знака и знаменуемой реальности, так и сейчас они состоят из тех же самых частей. Слово Божье делает их Таинствами, которыми они раньше не были. Они отделяются Словом от всего остального и далее публично провозглашается, что они освящаются Тем, Кто установил их. Отделить или освятить что-нибудь означает посвятить это Богу для священного употребления, то есть, иными словами, изъять это из общего употребления и назначить для употребления священного. Ибо знаки в Таинствах изымаются из общего внешнего и видимого употребления. Так, в Крещении внешний знак — это вода и внешнее омытие совершается церковнослужителем. Однако знаменуемое — это возрождение и очищение от грехов. Точно так же в Вечере Господней внешние знаки — это хлеб и вино, которые изъяты из привычной для них области применения — пищи и пития. Однако знаменуемое — это преломляемое Тело Христово и изливаемая за нас Кровь Христова или, другими словами, причащение Телом и Кровью Господними. Поэтому вода, хлеб и вино, отдельно от божественного установления и священного употребления, по своей природе представляют именно то, что мы привыкли в них видеть, то есть, воду, хлеб и вино. Однако когда с ними соединяется Слово Божье и над ними читается молитва призывания Божьего имени и слова установления и освящения, эти знаки отделяются от всего остального и публично провозглашается, что они освящены самим Христом. Ибо Христово установление и освящение Таинств всегда остаются действенным в Церкви Божьей, так что тот, кто не злоупотребляет Таинствами и не использует их иначе, чем установил Господь от самого начала, и сегодня наслаждается преимуществами и извлекает пользу из первого и превосходнейшего освящения. По этой причине мы, совершая Таинства, раз за разом повторяем те слова, которые произносил сам Христос.
К знакам прилагается имя знаменуемого. Поскольку из Слова Божьего мы знаем, что знаки были установлены не для обычного употребления, мы учим, что по этой причине к ним, исходя из их священного употребления, прилагается имя знаменуемого. Поэтому они называются теперь не просто водой, хлебом и вином, но «баней возрождения» (Тит. 3:5) и «Телом и Кровью Христовыми» (1 Кор. 10:16) или, по-другому, печатями и Таинствами Его Тела и Крови. Однако знаки не превращаются в знаменуемое и не перестают быть тем, что они представляют из себя по своей природе. В противном случае, они перестали бы быть Таинствами, ибо если они — только знаменуемое, то они уже не знаки.
Сакраментальный союз (единство). Отсюда к знакам потому прилагается имя знаменуемого, что они — мистические знаки этого знаменуемого. Кроме того, знак и знаменуемое находятся в сакраментальном союзе, объединённые или, по-другому, связанные друг с другом мистическим значением и целью или желанием Того, Кто установил эти Таинства. Ибо вода, хлеб и вино — не обычные, а священные знаки. Ведь и намерение Того, Кто установил в Таинстве Крещения воду, не заключалось в том, чтобы верный окроплялся только крещальной водой. И желание Того, Кто заповедал вкушать хлеб и испиивать вино в Святой Вечере, не состояло в том, чтобы верный получал только хлеб и вино без какой-либо тайны, словно он вкушает хлеб у себя дома. Напротив, Его желание состояло в том, чтобы он духовно приобщался к знаменуемому, воистину очищаясь по вере от своих грехов и причащаясь Христом.
Секты. Поэтому мы не одобряем мнение тех, кто, насколько нам известно, освящение Таинств относит не за счёт отличительных характеристик, формулировке или силе слов, произносимых тем, кто был рукоположен и кто имеет намерение освятить эти Таинства, а чему-либо случайному, что ни Христос, ни апостолы не передавали нам словом или примером. Не одобряем мы и учением тех, кто считает Таинства обычными знаками, не освящёнными и не действенными. Наконец, не одобряем мы и тех, кто ради невидимого с презрением относится к видимой стороне Таинств и верит, что внешние знаки излишни по той причине, что верующие уже обладают и наслаждаются самим знаменуемым. Таковы, как мы читаем, были мессалиане.
Знаменумое ни заключается, ни связывается с Таинствами. Мы не одобряем учение тех, кто говорит, что благодать и знаменуемое настолько связаны и таким образом заключены в знаках, что кто бы не причащался внешним образом этих знаков, вне зависимости от его духовного состояния, всё равно внутренним образом получает благодать и знаменуемое.
Тем не менее, равно как мы не связываем достоинство и ценность Таинств с достоинствами или недостатками церковнослужителей, так мы и не ставим добродетель Таинств в зависимость от состояния тех, кто принимает их. Ибо мы знаем, что достоинство Таинств зиждется на вере, а также на истинности и благости Божьей. Ведь и во время проповеди Слова Божьего мы не только слышим повторение пустых слов. Нет, сам Богом, используя слова проповеди, предлагает нам то, что в этих словах утверждается. Потому и Слово Божье остаётся подлинным Словом Божьим, даже если неверующие и неблагочестивые люди слышат только слова, а не то, что за ними стоит, не принимая их истинной верой. Точно так же и Таинства, которые по Слову Божьему состоят из знака и знаменуемого, остаются истинными и незамутнёнными Таинствами, обозначая не только сами священные знаки, но и то, что Бог предлагает, то есть само знаменуемое, даже если неверующие и не принимают последнее. И не Бог, предлагающий им знаменуемое, виновен в этом, но сами люди, которые принимают его без веры и противозаконно. Однако их «неверность» не уничтожает «верность Божью» (Рим. 3:3).
Цель, для которой были установлены Таинства. Поскольку в самом начале нашего исследования при объяснении сущности Таинств мы уже коснулись вопроса о цели, для которой они были установлены, было бы слишком утомительно повторять уже сказанное. Поэтому сейчас мы по порядку перейдём к изучению новозаветных Таинств в отдельности.
Глава XX
О Святом Крещении
Установление Крещения. Крещение было установлено и освящено Богом. Первым крестил Иоанн Предтеча, который окунул Христа в воды Иорданские. От него эта практика перешла к апостолам, которые также крестили водой. Господь явным образом заповедал им проповедовать Евангелие и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). И в Деяниях святых апостолов Пётр ответил евреям, спрашивающим его, что они должны делать: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Поэтому некоторые называют Крещение знаком посвящение для Божьего народа, поскольку посредством Крещения избранные Божьи посвящаются Богу.
Одно Крещение. В Церкви Божьей есть только одно Крещение. Достаточно единожды быть крещёным и посвящённым Богу. Ибо Крещение, однажды принятое, продолжается в течении всей нашей жизни, будучи вечной печатью нашего усыновления.
Что означает быть крещёным. Быть крещёным во имя Христово означает быть принятым и войти в завет или семью и таким образом стать членом наследия чад Божьих. Кроме того, это означает (а) называться в этой жизни именем Божьим, то есть, другими словами, чадом Божьим; (б) быть очищенным от греховных мерзостей и (в) получить разнообразные Божьи блага для того, чтобы вести новую, целомудренную жизнь. Поэтому Крещение представляет собой напоминание и обновление того благоволения, которое Бог оказал всему падшему человечеству. Ибо все мы рождены в скверне греха и потому суть чада гнева. Но Бог по Своей великой милости свободно очищает нас от всех наших грехов кровью Своего Сына и в Нём принимает нас как Своих сыновей, соединяет с Собой в святом завете и обогащает Своими разнообразными дарами, дабы мы могли вести новую жизнь. Всё это запечатлевается Крещением. Ибо внутренним образом мы возрождаемся, очищаемся и обновляемся Богом, действующим в нас Своим Святым Духом. Внешним же образом мы принимаем заверение в этих величайших дарах посредством воды, благодаря которой они представляются и как бы ставятся перед нашими глазами для лицезрения.
Мы крестимся водой. Поэтому мы крестимся, то есть, омываемся или окропляемся водой, которая видима. Ибо вода омывает грязь и скверну, а также освежает усталые и изнемогшие тела. Благодать же Божья совершает то же самое в наших душах, делая это внутренним и духовным образом.
Обязательства Крещения. Более того, Таинством Крещения Бог также отделяет нас от всех чуждых религий и людей, посвящая нас Себе в качестве Своего собственного народа. Поэтому крестясь мы исповедуем свою веру и обязуемся быть послушными Богу, умерщвлять свою плоть и обновлять свою жизнь. Мы, так сказать, зачисляемся на святую военную службу Христову, чтобы всю свою последующую жизнь сражаться против мира, сатаны и своей собственной плоти. Кроме того, мы крестимся в единое Тело Церкви, дабы вместе с остальными членами Церкви мы могли весьма согласованно действовать в одной вере и взаимном служении друг другу.
Способ Крещения. Мы верим, что самым совершенным способом Крещения должен быть признан тот способ, которым крестился Христос и крестили апостолы. То же, что по человеческому изобретению было впоследствии добавлено и стало использоваться в Церкви, мы не считаем необходимым для полноты Крещения. К таковым нововведениям следует причислить экзорцизм, использование зажжённых свечей, миро, соль, плевки и другое, как, например, совершение Крещения дважды в году со множеством пышных церемоний. Ибо мы верим, что единое Крещение Церкви было санкционировано в первоначальном Божьем установлении, освящено Словом и всё ещё действенно сегодня благодаря первоначальному Божьему благословению.
Совершитель Крещения. Мы учим, что Крещение не должно совершаться в Церкви женщинами или повивальными бабками. Ибо Павел лишает их церковных обязанностей, к которым относится и совершение Крещения.
Анабаптисты. Мы порицаем анабаптистов, которые отрицают необходимость крещения новорождённых младенцев верующих родителей. Ибо, согласно евангельскому учению, «таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:16) и они — часть Божьего завета (Деян. 3:25). Почему же в таком случае они должны лишаться знака Божьего завета? Почему тех, кого Бог называет Своими детьми и кто находится в Церкви, мы не должны освящать Святым Крещением? Мы осуждаем анабаптистов и за все остальные их учения, которые противостоят Слову Божьему. Поэтому мы — не анабаптисты и не имеем ничего общего с ними.
Глава XXI
О Святой Вечере Господней
Вечеря Господня. Вечеря Господня, называемая также Господней Трапезой или Евхаристией, то есть Благодарением, потому зачастую называется вечерей, что (а) была установлена Христом на Своей последней вечере и всё ещё представляет её; (б) за ней верующие питаются и насыщаются духовным образом.
Автор и Освятитель Вечери. Автор Вечери Господней — не ангел или какой-либо человек, но сам Сын Божий, наш Господь Иисус Христос, который первым освятил её для [последующего] использования в Церкви. Это освящение или благословение всё ещё остаётся с теми, кто совершает не какую-либо иную, но ту же самую Вечерю, которую установил Господь и за которой они повторяют слова [установления] Вечери Господней. Они во всём истинной верой надеются на одного Христа, принимая как бы из Его руки то, что они получают через служение церковнослужителей.
Воспоминание Божьих благ. Посредством этого священного установления Господь желает напомнить нам о тех величайших благах, которые Он явил падшему человечеству, а именно: посредством вкушения Его Тела и пития Его Крови Он прощает все наши грехи, искупает нас от вечной смерти и власти дьявола, питает нас Своей Плотью и дарует нам Свою Кровь в качестве пития; принимая их духовным образом в истинной вере мы насыщаемся к жизни вечной. Об этом величайшем благе Господь напоминает нам всякий раз, когда мы совершаем Вечерю. Ибо Он сам сказал: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19). Эта Святая Вечеря ради непоколебимости нашей веры также запечатлевает для нас то, что истинное Тело Христово было предано за нас и истинная Кровь Христова была пролита во оставление наших грехов.
Знак и знаменуемая реальность. И то, что внешне изображается для нас церковнослужителем в Таинстве, совершаемом видимым образом, и как бы представляется для лицезрения перед нашими глазами, внутренним образом совершается в наших душах Духом Святым. Так, внешним образом церковнослужитель возносит хлеб и произносит слова Господни: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё… Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф. 26:26-28; Лк. 2:17-20). Поэтому верующие получают из рук церковнослужителя хлеб, который вкушают, и чашу, из которой пьют. В то же самое время посредством Христовой работы через Святого Духа они внутренним образом получают Тело и Кровь Господа, питаясь и насыщаясь тем самым к жизни вечной. Ибо Плоть и Кровь Христовы — истинная пища и питие для вечной жизни; да и сам Христос, преданный за нас и спасший нас, есть сущность или материя Вечери. Поэтому мы не допускаем, чтобы что-либо другое заняло Его место.
Для того, чтобы лучше и яснее понять, каким образом Тело и Кровь Христовы становятся пищей и питием для верующих к жизни вечной, нам следует дополнительно рассмотреть следующие моменты. Вкушение можно подразделить на несколько видов. Первый вид — телесное или реальное вкушение, когда пищу принимают устами, пережёвывают зубами и глотают. В древности капернаиты полагали, что Плоть Христова вкушается именно таким способом. Однако им противостоит сам Господь (Ин. 6:60-63). Ибо поскольку вкушение Плоти Христовой телесным образом не может не сопровождаться бесчестьем и даже дикостью, то ясно, что она не предназначена быть пищей для желудка. С этим вынуждены соглашаться все люди. Поэтому мы осуждаем канон в папских декреталиях, который называется Ego Berengarius (De Consecrat., Dist. 2). Ибо ни древние святые, ни мы не верим, что Тело Христово необходимо вкушать устами телесным и реальным образом.
Духовное вкушение Господа. Второй вид — духовное вкушение Тела Христова. Под этим мы не подразумевает, что пища сама по себе должна измениться в дух. Напротив, мы считаем, что Тело и Кровь Господни, сохраняя все свои существенные характеристики, духовно сообщаются нам. Такое сообщение (причастие) происходит, разумеется, не телесным, а духовным образом, посредством действия Святого Духа, который прилагает и сообщает нам уготованное для нас Телом и Кровью Христовыми, преданными за нас, а именно: отпущение грехов, освобождение и жизнь вечную. По этой причине Христос живёт в нас и мы — в Нём. Он повелевает нам принимать Его истинной верой для того, чтобы Он мог стать духовной пищей и духовным питием, то есть, нашей жизнью.
Христос, будучи нашей пищей, поддерживает нас в жизни. Точно так же как телесные пища и питие не только освежают и укрепляют, но и поддерживают наши тела, так и Плоть Христова, преданная за нас, и Кровь Христова, пролитая за нас, не только освежают и укрепляют, но и сохраняют наши души для жизни вечной. И не оттого, что они вкушаются и испиваются телесным образом, но по той причине, что они духовно сообщаются нам посредством Духа Божьего, как и Господь сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51); «Дух животворит; плоть [то есть, телесное вкушение] не пользует нимало» и далее: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:53).
Христос принимается нами верой. Поскольку посредством вкушения мы принимаем пищу внутрь наших тел, чтобы она была действенной и эффективной для нас — ибо она не приносит нам пользы, если остаётся вне нас, — то необходимо, чтобы и Христа мы принимали по вере, дабы Он стал нашим и мог пребывать в нас, а мы — в Нём. Ибо Он сам говорит: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). И ещё: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт» (Ин. 6:50).
Духовная пища. Отсюда с очевидностью вытекает, что под духовной пищей мы не имеем в виду некую вымышленную пищу, но самое Тело Господне, преданное за нас, которое, тем не менее, принимается верующими не телесным, но духовным образом и по вере. В этом мы следуем учению самого Спасителя, Христа Господа, учению, изложенному в 6-й главе Евангелия от Иоанна.
Питание необходимо для спасения. Вкушение Плоти и питие Крови нашего Господа столь необходимо для спасения, что без него ни один человек не спасётся. Однако духовное вкушение и питие происходит также и вне Вечери Господней. Оно совершается всякий раз, когда человек верит во Христа, вне зависимости от места и времени. Возможно, именно по этому случаю св. Августин говорит следующее: «Почему ты подготавливаешь свои зубы и желудок? Веруй, и ты вкусишь».
Сакраментальное вкушение Господа. Помимо описанного выше духовного вкушения существует также третий вид вкушения Тела Господня — сакраментальный, когда верующий не только причащается истинным Телом и Кровью Господними духовно и внутренне, но и участвует в Трапезе Господней, дабы внешним образом получить видимое Таинство Тела и Крови Христовых. Разумеется, по своей вере истинный причастник [верующий] уже принял животворящую пищу и по-прежнему принимает её. Однако можно утверждать, что, принимая Таинство, он не принимает его тщетно. Его причащение Телом и Кровью Христовыми не прекращается, а посредством духовной пищи его вера возжигается, возрастает и обновляется всё больше и больше. Ибо пока мы живы, вера продолжает расти. И тот, кто внешним образом принимает Таинство истинной верой, не только получает знак, но, как мы уже сказали, обладает и самим знаменуемым. Более того, он подчиняется установлению и заповеди Господа, с радостью благодарит Его за искупление и себя, и всего человечества, надлежащим образом воспоминает смерть Господа и свидетельствует перед Церковью, членом которой он является. Тот, кто принимает Таинство, также удостоверяется в том, что Тело Христово было предано, а Кровь Христова была пролита не только за всех людей в целом, но и за каждого верного причастника в частности; именно для них Христос — пища и питие к жизни вечной.
Неверующие принимают Таинство к своему осуждению. Тот же, кто подходит к Господней священной Трапезе без веры, принимает только [внешнее] Таинство, не получая сущность или материю Таинства, становящейся источником жизни и спасения. Такие люди вкушают Господню Трапезу недостойно. «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… [и] тот ест и пьёт осуждение себе» (1 Кор. 11:27-29). Ибо когда они приступают без истинной веры, они бесчестят славу Христову и тем самым едят и пьют осуждение себе.
Присутствие Христа в Вечере. Поэтому мы не настолько отождествляем Тело и Кровь Христовы с хлебом и вином, чтобы утверждать, что хлеб сам по себе — это Тело Христово, разве что только в сакраментальном смысле этого слова. Не утверждаем мы и того, что Тело Христово вещественным образом скрыто в хлебе, так что нам нужно поклоняться ему под видом хлеба. Наконец, не верим мы и в то, что всякий, принимающий знак, получает и знаменуемую им реальность. Тело Христово находится на небесах одесную Своего Отца, а потому наши сердца должны вознестись в небеса, а не концентрироваться на хлебе. Поэтому и Господу не должно поклоняться через хлеб. С другой стороны, Господь присутствует со Своей Церковью, когда она празднует Вечерю. Так, солнце, находящееся на небесах, тем не менее действенным образом присутствует среди нас. Насколько же более Христос, солнце праведности, находясь ныне на небесах, всё же присутствует среди нас — не телесно, но духовно — посредством Своего животворного действа, о чём Он сам сказал за Своей последней Вечерей, что будет пребывать с нами (Ин. 14-16). Отсюда следует, что за Вечерей мы встречаемся со Христом, и в то же самое время наша Вечеря — бескровна и мистична, что повсеместно утверждали древние Отцы.
Дополнительные намерения Вечери Господней. Более того, в праздновании Вечери Господней [Библия] увещевает нас внимательно относится к тому Телу, членами которого мы стали, дабы быть единомысленными со всеми нашими братьями, жить святой жизнью и не осквернять себя мерзостями чуждых верований, но, сохраняя истинную веру до конца, прилагать все усилия, чтобы возрастать в святости нашей личной жизни.
Подготовка к Вечере. Поэтому нам подобает, когда мы приступаем к Вечере, прежде всего, как научает нас апостол, исследовать себя и, особенно, в отношении нашей веры. Верим ли мы, что Христос пришёл для того, чтобы спасти грешников и призвать их к покаянию? Верим ли, что мы — в числе тех, кто был освобождён Христом и спасён? Решились ли мы изменить нашу нечестивую жизнь, чтобы вести жизнь святую и, с Божьей помощью, хранить себя в истинной вере и в единомыслии с братьями, благодаря должным образом Бога за наше избавление?
Совершение Вечере под двумя видами: хлебом и вином. Мы полагаем, что обряд, способ и чин Вечери должен быть как можно более простым и возвышенным, восходящим к первоначальному установлению Господа и апостольскому учению. Он включает в себя: (1) возвещение Слова Божьего; (2) благочестивые молитвы; (3) действие самого Господа и его повторение; (4) вкушение Тела и питие Крови Господних; (5) достодолжное воспоминание Христовой смерти; (6) добросовестное благодарение и (7) святое общение в единстве Тела Церкви.
Поэтому мы не одобряем тех, кто отнимает от верующих один из священных элементов [Таинства], а именно, чаши Господней, поскольку это серьёзное нарушение установления Господа, который сказал: «Пейте из неё все» (Мф. 26:27). Ибо даже о хлебе Он не сказал со столь очевидной ясностью.
Мы не рассматриваем сейчас вопрос о том, какая месса существовала когда-то у Отцов и должна она была быть умеренной или нет. Однако мы можем совершенно открыто сказать, что месса, практикуемая в наше время в римской церкви, была по многим благим причинам, которые ради краткости мы сейчас не перечисляем детально, упразднена в наших приходах. Ведь ясно, что нельзя было одобрить практику превращения вполне здравых действий в тщетное и бесполезное зрелище, в средство приобретения заслуг и извлечения прибыли. Не могли мы одобрить и мнение, согласно которому священник в Вечере творит истинное Тело Господа и реально приносит его для отпущения грехов живых и мёртвых, а также для чести, почитания и воспоминания святых на небесах (как и для утешения душ, находящихся в чистилище) и др.
Глава XXII