О покаянии и обращении человека
Доктрина покаяния напрямую связана с Евангелием. Ибо сам Господь говорит в Евангелии: «Чтобы было проповедано во имя Его покаяние для отпущения грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47).[14]
Что такое покаяние? Под покаянием мы понимаем (1) восстановление надлежащих помыслов и желаний в грешном человеке, пробуждённых Словом Евангелия и Святым Духом и полученных истинной верой, посредством которой грешник незамедлительно признаёт в себе врождённую испорченность и все свои грехи, осуждаемые Словом Божьим; (2) сердечную печаль из-за этих грехов, и не только оплакивание и публичное исповедание их перед Богом с чувством стыда, но и (3) ненависть к ним с чувством негодования; и (4) ревностное размышление об исправлении своих путей и постоянное стремление ради невинности и добродетели добросовестно испытывать себя в течение всей оставшейся жизни.
Истинное покаяние — это обращение к Богу. Таково истинное покаяние: искреннее обращение к Богу и всему благому и нелицемерное отвращение от дьявола и всего злого. Мы ясно утверждаем, что такое покаяние — абсолютный дар Божий, а не дело наших собственных усилий. Ибо апостол заповедует верному служителю усердно наставлять противников истины, «не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2:25). Так, грешница, омывшая ноги Господа своими слёзами, и Пётр, горько рыдавший и оплакивающий своё отречение от Господа (Лк. 7:38; 22:62), отчётливо свидетельствуют нам, как глубоко душа кающегося человека должна оплакивать совершённые грехи. Более того, блудный сын и мытарь из Евангелия, при их сравнении с фарисеями, представляют нам действительно подходящую картину того, как нужно исповедовать свои грехи Богу. Блудный сын сказал: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18,19). А мытарь, не осмеливающийся поднять свои глаза ввысь, бил себя в грудь, говоря: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику» (Лк. 18:13). И мы не сомневаемся, что Бог по благодати принял их к Себе. Ибо апостол Иоанн говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:9,10).
Исповедание и отпущение грехов у священника. Мы верим, что этого искреннего исповедания, сделанного только перед Богом, будь то в уединении между Богом и грешником, или публично в Церкви во время общего исповедания грехов, вполне достаточно. Поэтому для получения прощения грехов нет необходимости кому-либо исповедовать свои грехи священнику, нашёптывая ему их на ухо, чтобы, в свою очередь, принять от священника отпущение грехов с возложением рук, ибо на [правомерность] подобного действа в Священном Писании нет ни заповеди, ни примера. Давид свидетельствует: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5). И Господь, научивший нас молиться и в то же самое время исповедовать свои грехи, говорит: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!… и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:9,12). Потому надобно, чтобы мы исповедовали свои грехи Богу-Отцу, примиряясь с нашим ближним, если мы обидели его. Что же касается способа исповедания, то апостол Иаков увещевает: «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (Иак. 5:16). Тем не менее, если кто-либо, отягощённый бременем своих грехов и мучительными искушениями, будет искать совета, наставления и утешения частным образом, будь-то у церковнослужителя или у какого-либо другого брата, наставленного в законе Божьем, мы не станет возражать против этого. Подобным же образом, мы полностью одобряем такое общее исповедание грехов, которое обычно совершается в Церкви и на других священных собраниях (о чём мы говорили выше), поскольку такая практика согласуется с Писанием.
О ключах Царства Небесного. О ключах Царства Небесного, которые Господь вручил апостолам, многие [паписты] пустословят и несут всякую чушь. Из этих ключей они выковывают мечи, копья, скипетры и короны, полноценно властвуя ими над величайшими царствами, и даже над душами и телами. Беспристрасно оценивая их учение на основании Священного Писания, мы заявляем, что все законно призванные священнослужители обладают ключами и используют [власть] ключей тогда, когда провозглашают Евангелие, то есть, когда они учат, наставляют, утешают, обличают и дисциплинируют людей, вверенных под их опеку.
Открытие и закрытие (Царства). Поэтому именно в этом смысле они открывают Царство Небесное послушным людям и закрываю его перед непослушными людьми. Эти ключи Господь обещал дать апостолам в Мф. 16:19 и дал их им в Ин. 20:23; Мк. 16:15,16; Лк. 24:47, когда Он послал Своих учеников, заповедав им проповедовать Евангелие во всём мире и отпускать грехи.
Служение примирения. В послании к коринфянам апостол говорит, что Господь дал Своим служителям служение примирения (2 Кор. 5:18). О сути этого служения он объясняет чуть далее, говоря, что оно заключается в проповедовании и «слове примирения» (2 Кор. 5:19). Объясняя смысл своих слов ещё яснее, Он добавляет, что служители Христовы осуществляют обязанности посланника от имени Христа, как будто бы сам Бог через Своих служителей увещевает народ примириться с Богом (2 Кор. 5:20), что, несомненно, происходит через добросовестное послушание. Поэтому они используют [власть] ключей тогда, когда убеждают [людей] поверить и раскаяться. Тем самым они примиряют людей с Богом.
Священнослужители отпускают грехи. Таким образом они отпускают грехи и открывают Царство Небесное, вводя туда верующих, чем и отличаются от тех, о ком Господь говорит в Евангелии: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52).
Как священнослужители разрешают от грехов. Поэтому служители истинно и эффективно разрешают от грехов тогда, когда (1) проповедуют Евангелие Христово и тем самым отпущение грехов, что обещано всем верующим в тот самый момент, когда они крестятся, и (2) когда они свидетельствуют, что отпущение грехов относится к каждому из них лично. Мы не считаем, что это разрешение становится более эффективным, если оно нашёптывается на ухо какому-нибудь священнику или на чью-нибудь голову. Тем не менее, мы полагаем, что отпущение грехов в крови Христа должно усердно проповедовать каждому человеку, наставляя его в том, что это прощение грехов касается его лично.
Усердие в обновлённой жизни. Однако же примеры в Евангелии показывают нам, каким неусыпным и усердным должен быть кающийся, подвизаясь за новую жизнь и умерщвляя ветхого человека, дабы восставить человека нового. Ибо Господь, исцелив человека от паралича, говорит ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Равным же образом женщине, взятой в прелюбодеянии, Он говорит: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Разумеется, говоря это, Он не имеет в виду, что любой человек, живущий во плоти, может не грешить. Он лишь рекомендует нам усердие и добросовестную набожность, дабы мы изо всех сил боролись и обращали свои молитвы к Богу, чтобы не впасть обратно в те грехи, из которых мы были как бы воскрешены, и чтобы не попасть под власть плоти, мира и дьявола. Мытарь Закхей, которого Господь принял обратно с одобрением, провозглашает в Евангелии: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Исходя из этого образца, мы проповедуем, что восстановление (реституция), печаль сердца и даже дела милосердия (милостыня) необходимы для истинно раскаивающихся. Мы увещеваем всех людей отовсюду словами апостола: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:12,13).
Заблуждения. Поэтому мы осуждаем все нечестивые высказывания некоторых людей, которые оскорбляют проповедь Евангелия, говоря: «Очень легко повернуться к Богу. Христос искупил все наши грехи. Прощение грехов легкодоступно. Поэтому что злого в том, что грешишь? Нам нет нужды в том, чтобы сильно беспокоиться о покаянии и т.д.». Тем не менее, мы всегда учим, что доступ к Богу открыт для всех грешников, и что Он прощает все грехи грешников, за исключением греха против Святого Духа (Мк. 3:29).
Секты. Поэтому мы осуждаем как древние, так и новые ереси новатиан и катаров.
Папские индульгенции. Особенно же мы осуждаем доходное папское учение о епитимье. Против его симонии (продажности) и основанных на ней индульгенциях мы используем те слова, которые Пётр произнёс против Симона: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом» (Деян. 8:20,21).
Сатисфакции (удовлетворение за грехи). Мы также не одобряем тех, которые полагают, будто своим собственным удовлетворением они покрывают совершённые грехи. Ибо мы учим, что только Христос Своей смертью и страданиями есть умилостивительная жертва и искупление наших грехов (Ис. 53:4; 1 Кор. 1:30). Тем не менее, как уже было сказано выше, мы не прекращаем настаивать на умерщвлении плоти. Однако к сказанному мы добавляем, что это умерщвление не следует заносчиво навязывать Богу как удовлетворение за грехи (1 Кор. 8:8). Умерщвление плоти, как того требует природа детей Божьих, должно совершать в смирении как новое послушание, дабы выказать благодарность за освобождение и полное удовлетворение, приобретённое смертью и удовлетворением Сына Божьего.
Глава XV