О поклонении, почитании и обращении к Богу через единственного посредника Иисуса Христа

Должно поклоняться и почитать только одного Бога. Мы учим поклоняться и почитать только истинного Бога. Никому иному такую честь мы не оказываем, согласно заповеди Господа: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Все пророки убедительно обличали народ израильский всякий раз, когда тот поклонялся чуждым богам, а не единственному истинному Богу. Но мы учим, что Богу следует поклоняться и почитать Его так, как Он Сам научил нас, а именно, «в духе[1] и истине» (Ин. 4:24); не с суеверием, а искренно, согласно Слову Его, чтобы когда-нибудь Он не сказал нам: «Кто требует это от вас?» (Ис. 1:12, Иер. 6:20). Ибо и Павел говорит: «Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду» и т. д. (Деян. 17:25).

Должно призывать только Бога через единого Посредника Иисуса Христа. Во всех опасностях и страданиях нашей жизни мы взываем только к Нему, делая это через единственного Посредника, нашего Заступника, Иисуса Христа. Ибо нам ясно сказано: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49:15). Более того, Господь даёт нам величайшее обещание, когда говорит: «О чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Ин. 16:23); и снова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). И поскольку написано: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали?» (Рим. 10:14), то мы верим единому Богу; поэтому сегодня обращаемся к Нему через Христа. Ибо апостол говорит: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). И ещё: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» и т. д. (1 Ин. 2:1).

Святым нельзя поклоняться и почитать; нельзя им и молиться. Поэтому мы не поклоняемся, не почитаем, не молимся святым на небесах или другим богам; мы не признаем их своими посредниками или заступниками перед Отцом на небе. Ибо нам достаточно Бога и посредника Христа, и мы не оказываем другим честь, должную единому Богу и Его Сыну, потому что Он ясно сказал: «Я не отдам Мою славу другому» (Ис. 61:8), и потому что Пётр говорит: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Христа» (Деян. 4:12). Несомненно, кто по вере покоится в Нём, тот ничего не просит без Христа.

Надлежащая честь, которую должно воздавать святым. Тем не менее, несмотря на всё это, мы не презираем святых и не думаем о них низко, потому что признаём, что они — живые члены Христа, друзья Бога, которые славно победили плоть и мир. Поэтому мы любим их как братьев и почитаем их. Однако мы не поклоняемся им, но лишь уважительно говорим о них и восхваляем их. Кроме того, мы подражаем святым, ибо хотим с самыми искренними чувствами и молитвами следовать их вере и добродетелям, вместе с ними быть причастниками вечного спасения, вечно пребывать вместе с Богом и радоваться во Христе. И в настоящий момент мы согласны со сказанным в книге святого Августина: «Пусть не будет для нас религией и почитание умерших людей; потому что если они жили благочестиво, то не следует о них думать так, чтобы они искали подобных почестей; напротив, они хотят, чтобы мы чтили Того, Кем просвещаемые, они радуются, если и мы делаемся участниками их заслуг. Отсюда, из чтить должно ради религии[2]» («Об истинной религии», гл. 55).

Мощи святых. И ещё меньше мы верим в то, что следует поклоняться мощам святых. Древние святые, по всей видимости, в достаточной степени почитали своих мёртвых тогда, когда искренне предавали их тела земле после того, как души их возносились на небо. Более того, они полагали, что наиболее почитаемые останки их предшественников — это их добродетели, учение и вера. Наконец, почитания «мощи» мёртвых, они стремились подражать им, когда те были ещё живы.

Клятва только именем Божьим. Эти древние святые не клялись ничем, кроме имени единого Бога, Яхве, как велено законом Божьим. Поскольку же нам запрещено клясться «именем других богов» (Исх. 23:13; Нав. 23:7), то мы и не клянемся святыми, если бы даже от нас потребовали это. Поэтому относительно всех этих вопросов мы отвергаем учение, согласно которому святым на небесах оказывается слишком весомое почтение.

Глава VI

О провидении Божьем

Всё управляется Божьим провидением. Мы верим, что все творения, будь они на небе или на земле, сохраняются и управляются провидением премудрого, вечного и всемогущего Бога. Ибо Давид свидетельствует об этом: «Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю» (Пс. 112:4-6). И снова: «И все пути мои известны Тебе. Ещё нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:3,4). Павел также заявляет: «Ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28) и ещё: «Ибо всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Поэтому и св. Августин весьма верно и в согласии с Писанием заявляет в книге: «Господь сказал: “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего” (Мф. 10:29)» (De Agone Christi, гл. 8). Говоря это, он хотел показать, что даже наименее ценное с точки зрения человека находится под контролем Божьего всемогущества. Ибо сама Истина говорит, что Бог питает птиц небесных и одевает лилии полевые; Она также говорит, что все волосы на нашей голове сочтены (Мф. 6:26 и далее).

Эпикурейцы. Поэтому мы осуждаем эпикурейцев, отрицающих провидение Божье, и всех тех, кто богохульно утверждает, что Бог занят небесами, не обращая внимания и не заботясь о нас и наших делах. Давид, царский пророк, вместе с нами осуждает их, говоря: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? [Они] говорят: “не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”. Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93:3,7-9).

Не должно с презрением относится к средствам (инструментам). Тем не менее, мы не отвергаем как ничего не стоящие средства, посредством которых действует божественное провидение, но учим, что должно приспосабливаться к ним в той степени, в какой Слово Божье предлагает их нам. Посему мы не одобряем безрассудные утверждения тех, кто полагает, что если всё в мире управляется Божьим провидением, наши попытки и усилия тщетны. Достаточно, если мы всё предоставим управлению божественного провидения, и не будем ни о чём заботится или что-нибудь делать. Ибо хотя Павел понимал, что плыл под [руководством] провидения Бога, Который сказал: «Так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11), добавив ещё и обетование: «Ни одна душа из вас не погибнет… ибо ни у кого из вас не пропадёт волос с головы» (Деян. 27:22,34), всё же когда моряки вознамерились покинуть корабль, Павел сказал сотнику и воинам: «Если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Ибо Бог, определивший всему свой конец, установил начало и средства, посредством которых оно достигнет своей цели. Язычники приписывают всему слепую фортуну и случайную возможность. Однако св. Иаков не желает, чтобы мы говорили: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город», но к этому добавляли: «Вместо того, чтобы… говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”» (Иак. 4:13,15). То же самое говорит и Августин: «Всё, что самодовольным людям кажется совершающимся в природе по воле случая, происходит согласно Слову, ибо происходит по Его установлению» (Толкование на Псалом 147-й). Так, казалось случайным, когда Саул, ища ослиц своего отца, неожиданно нашёл пророка Самуила. Однако ещё до этого Господь сказал пророку: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой» (1 Цар. 9:16).

Глава VII

Наши рекомендации