Исповедание и простое изложение
Второе Гельветическое
Исповедание
Исповедание и простое изложение
Ортодоксальной веры и кафолических догматов
Искренней христианской религии
© Реформатская Теологическая Семинария, 2001
Оглавление
Глава I. О Священном Писании, которое есть истинное Слово Божье............... 5
Глава II. Об истолковании Священного Писания. Об Отцах, Соборах и Предании 6
Глава III. О Боге: Его единстве и триипостасности.............................................. 7
Глава IV. Об идолах или образах Божьих, Христа и святых............................... 8
Глава V. О поклонении, почитании и обращении к Богу через единственного посредника Иисуса Христа............................................................................................................................ 9
Глава VI. О провидении Божьем.......................................................................... 11
Глава VII. О сотворении всего сущего; об ангелах, дьяволе и человеке........... 12
Глава VIII. О падении человека, грехе и причине греха..................................... 13
Глава IX. О свободной воле и, следовательно, о силе и способности человека 14
Глава X. О Божьем предопределении и избрании святых.................................. 17
Глава XI. Об Иисусе Христе, истинном Боге и Человеке и единственном Спасителе мира 19
Глава XII. О законе Божьем................................................................................. 22
Глава XIII. О Евангелии Иисуса Христа, а также об обетованиях; о духе и о букве 23
Глава XIV. О покаянии и обращении человека................................................... 25
Глава XV. Об истинном оправдании верующих................................................. 28
Глава XVI. О вере и добрых делах; из вознаграждении и человеческих заслугах........ 29
Глава XVII. О Кафолической и Святой Церкви Божьей и о единственном Главе Церкви 32
Глава XVIII. О служителях Церкви, их установлении и функциях.................... 37
Глава XIX. О Таинствах Церкви Христовой....................................................... 43
Глава XX. О Святом Крещении........................................................................... 47
Глава XXI. О Святой Вечере Господней............................................................. 48
Глава XXII. О религиозных и церковных собраниях.......................................... 52
Глава XXIII. О церковных молитвах, пении и канонических часах................... 53
Глава XXIV. О святых днях, постах и выборе пищи.......................................... 54
Глава XXV. О катехизации, утешении и посещении больных........................... 56
Глава XXVI. О похоронах верных, и о заботе, которую следует проявлять об умерших; о чистилище и о явлении духов.................................................................................................... 57
Глава XXVII. Об обрядах, церемониях и незначительных вещах..................... 58
Глава XXVIII. Об имуществе Церкви.................................................................. 59
Глава XXIX. О холостой жизни, браке и домоуправлении................................ 59
Глава XXX. О власти магистрата........................................................................ 60
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
О провидении Божьем
Всё управляется Божьим провидением. Мы верим, что все творения, будь они на небе или на земле, сохраняются и управляются провидением премудрого, вечного и всемогущего Бога. Ибо Давид свидетельствует об этом: «Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю» (Пс. 112:4-6). И снова: «И все пути мои известны Тебе. Ещё нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:3,4). Павел также заявляет: «Ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28) и ещё: «Ибо всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Поэтому и св. Августин весьма верно и в согласии с Писанием заявляет в книге: «Господь сказал: “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего” (Мф. 10:29)» (De Agone Christi, гл. 8). Говоря это, он хотел показать, что даже наименее ценное с точки зрения человека находится под контролем Божьего всемогущества. Ибо сама Истина говорит, что Бог питает птиц небесных и одевает лилии полевые; Она также говорит, что все волосы на нашей голове сочтены (Мф. 6:26 и далее).
Эпикурейцы. Поэтому мы осуждаем эпикурейцев, отрицающих провидение Божье, и всех тех, кто богохульно утверждает, что Бог занят небесами, не обращая внимания и не заботясь о нас и наших делах. Давид, царский пророк, вместе с нами осуждает их, говоря: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? [Они] говорят: “не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”. Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93:3,7-9).
Не должно с презрением относится к средствам (инструментам). Тем не менее, мы не отвергаем как ничего не стоящие средства, посредством которых действует божественное провидение, но учим, что должно приспосабливаться к ним в той степени, в какой Слово Божье предлагает их нам. Посему мы не одобряем безрассудные утверждения тех, кто полагает, что если всё в мире управляется Божьим провидением, наши попытки и усилия тщетны. Достаточно, если мы всё предоставим управлению божественного провидения, и не будем ни о чём заботится или что-нибудь делать. Ибо хотя Павел понимал, что плыл под [руководством] провидения Бога, Который сказал: «Так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11), добавив ещё и обетование: «Ни одна душа из вас не погибнет… ибо ни у кого из вас не пропадёт волос с головы» (Деян. 27:22,34), всё же когда моряки вознамерились покинуть корабль, Павел сказал сотнику и воинам: «Если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Ибо Бог, определивший всему свой конец, установил начало и средства, посредством которых оно достигнет своей цели. Язычники приписывают всему слепую фортуну и случайную возможность. Однако св. Иаков не желает, чтобы мы говорили: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город», но к этому добавляли: «Вместо того, чтобы… говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”» (Иак. 4:13,15). То же самое говорит и Августин: «Всё, что самодовольным людям кажется совершающимся в природе по воле случая, происходит согласно Слову, ибо происходит по Его установлению» (Толкование на Псалом 147-й). Так, казалось случайным, когда Саул, ища ослиц своего отца, неожиданно нашёл пророка Самуила. Однако ещё до этого Господь сказал пророку: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой» (1 Цар. 9:16).
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава X
Глава XI
Глава XII
О законе Божьем
Воля Божья изложена для нас в законе Божьем. Мы учим, что воля Божья изложена для нас в законе Божьем, в котором открыто, что Он хочет, чтобы мы делали или не делали, что хорошо и справедливо, а что плохо и несправедливо. Поэтому мы признаем, что «закон добр и свят» (Рим. 7:12).
Закон природы. Этот закон перстом Божьим либо «написан в сердцах людей» (Рим. 2:15) и поэтому называется законом природы, либо вырезан на двух каменных скрижалях и более детально изложен в книгах Моисея (Исх. 20:1-17; Втор. 5:22). Для ясности мы разделяем закон на три аспекта: нравственный, изложенный в книгах Моисея, который содержится в заповедях или на двух скрижалях; церемониальный, который устанавливает обряды и поклонение Богу; и судебный, в котором говорится о политических и внутренних делах.
Закон полон и совершенен. Мы верим, что в этом законе полностью излагается вся воля Божья[8] и все необходимые принципы для каждой области нашей жизни. Ибо в противном случае Господь не внёс бы следующий запрет: «Не прибавляй к тому и не убавляй от этого закона» (Втор. 4:2, 12:32) и не велел бы нам строго следовать ему и «не уклоняться от него ни направо ни налево» (Нав. 1:7).
Причина, по которой был дан закон. Мы учим, что этот закон был дан людям не для того, чтобы мы могли получить оправдание, соблюдая его, но чтобы от знания его мы скорее признали своё бессилие, грех и осуждение и, теряя таким образом надежду на свои силы, могли с помощью веры обратиться к Христу. Ибо апостол ясно сказал: «Закон производит гнев» (Рим. 4:15) и: «Законом познаётся грех» (Рим. 3:20) и: «Если бы дан был закон, могущий оправдать и животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание [то есть закон] всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3:21,22). «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24).
Плоть не может исполнить закон. Потому что ни тогда, ни сейчас никакая плоть не может соответствовать закону Божьему и исполнять его по причине слабости нашей плоти,[9] которая пребывает в нас и крепко держится до последнего нашего вздоха. Ибо вновь апостол говорит: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной…» (Рим. 8:3). Следовательно, Христос — совершенство закона и наше исполнение его. Поэтому Он, сняв проклятие закона и сделавшись сам клятвою[10] за нас (Гал. 3:13), по вере сообщает нам Своё совершение, а нам вменяются Его праведность и послушание.
До какой степени аннулирован закон. Закон Божий,[11] таким образом, в значительной степени аннулируется; то есть, впредь он не осуждает нас и не производит в нас гнев, «ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). Кроме того, Христос исполняет все буквы закона, поэтому, когда пришло тело, пришел конец тени, так что теперь мы имеем во Христе всю истину и полноту. Тем не менее, мы не призираем и не отвергаем закон. Мы помним слова Господа, который сказал: «Я пришёл нарушить закон, но исполнить» (Мф. 5:17). Мы знаем, что в законе[12] нам описываются виды добродетели и порока. Мы знаем, что записанный закон,[13] изложенный посредством Евангелия, очень полезен для Церкви, и что поэтому чтение его не должно изгоняться из Церкви. Но хотя лицо Моисея было покрыто покрывалом, апостол, тем не менее, утверждает, что «покрывало снимается Христом» (2 Кор. 3:14). Поэтому мы осуждаем всё, чему учили старые и новые еретики в отношении закона Божьего.
Глава XIII
Глава XIV
Глава XV
Глава XVI
Глава XVII
Глава XVIII
Глава XIX
Глава XX
О Святом Крещении
Установление Крещения. Крещение было установлено и освящено Богом. Первым крестил Иоанн Предтеча, который окунул Христа в воды Иорданские. От него эта практика перешла к апостолам, которые также крестили водой. Господь явным образом заповедал им проповедовать Евангелие и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). И в Деяниях святых апостолов Пётр ответил евреям, спрашивающим его, что они должны делать: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Поэтому некоторые называют Крещение знаком посвящение для Божьего народа, поскольку посредством Крещения избранные Божьи посвящаются Богу.
Одно Крещение. В Церкви Божьей есть только одно Крещение. Достаточно единожды быть крещёным и посвящённым Богу. Ибо Крещение, однажды принятое, продолжается в течении всей нашей жизни, будучи вечной печатью нашего усыновления.
Что означает быть крещёным. Быть крещёным во имя Христово означает быть принятым и войти в завет или семью и таким образом стать членом наследия чад Божьих. Кроме того, это означает (а) называться в этой жизни именем Божьим, то есть, другими словами, чадом Божьим; (б) быть очищенным от греховных мерзостей и (в) получить разнообразные Божьи блага для того, чтобы вести новую, целомудренную жизнь. Поэтому Крещение представляет собой напоминание и обновление того благоволения, которое Бог оказал всему падшему человечеству. Ибо все мы рождены в скверне греха и потому суть чада гнева. Но Бог по Своей великой милости свободно очищает нас от всех наших грехов кровью Своего Сына и в Нём принимает нас как Своих сыновей, соединяет с Собой в святом завете и обогащает Своими разнообразными дарами, дабы мы могли вести новую жизнь. Всё это запечатлевается Крещением. Ибо внутренним образом мы возрождаемся, очищаемся и обновляемся Богом, действующим в нас Своим Святым Духом. Внешним же образом мы принимаем заверение в этих величайших дарах посредством воды, благодаря которой они представляются и как бы ставятся перед нашими глазами для лицезрения.
Мы крестимся водой. Поэтому мы крестимся, то есть, омываемся или окропляемся водой, которая видима. Ибо вода омывает грязь и скверну, а также освежает усталые и изнемогшие тела. Благодать же Божья совершает то же самое в наших душах, делая это внутренним и духовным образом.
Обязательства Крещения. Более того, Таинством Крещения Бог также отделяет нас от всех чуждых религий и людей, посвящая нас Себе в качестве Своего собственного народа. Поэтому крестясь мы исповедуем свою веру и обязуемся быть послушными Богу, умерщвлять свою плоть и обновлять свою жизнь. Мы, так сказать, зачисляемся на святую военную службу Христову, чтобы всю свою последующую жизнь сражаться против мира, сатаны и своей собственной плоти. Кроме того, мы крестимся в единое Тело Церкви, дабы вместе с остальными членами Церкви мы могли весьма согласованно действовать в одной вере и взаимном служении друг другу.
Способ Крещения. Мы верим, что самым совершенным способом Крещения должен быть признан тот способ, которым крестился Христос и крестили апостолы. То же, что по человеческому изобретению было впоследствии добавлено и стало использоваться в Церкви, мы не считаем необходимым для полноты Крещения. К таковым нововведениям следует причислить экзорцизм, использование зажжённых свечей, миро, соль, плевки и другое, как, например, совершение Крещения дважды в году со множеством пышных церемоний. Ибо мы верим, что единое Крещение Церкви было санкционировано в первоначальном Божьем установлении, освящено Словом и всё ещё действенно сегодня благодаря первоначальному Божьему благословению.
Совершитель Крещения. Мы учим, что Крещение не должно совершаться в Церкви женщинами или повивальными бабками. Ибо Павел лишает их церковных обязанностей, к которым относится и совершение Крещения.
Анабаптисты. Мы порицаем анабаптистов, которые отрицают необходимость крещения новорождённых младенцев верующих родителей. Ибо, согласно евангельскому учению, «таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:16) и они — часть Божьего завета (Деян. 3:25). Почему же в таком случае они должны лишаться знака Божьего завета? Почему тех, кого Бог называет Своими детьми и кто находится в Церкви, мы не должны освящать Святым Крещением? Мы осуждаем анабаптистов и за все остальные их учения, которые противостоят Слову Божьему. Поэтому мы — не анабаптисты и не имеем ничего общего с ними.
Глава XXI
О Святой Вечере Господней
Вечеря Господня. Вечеря Господня, называемая также Господней Трапезой или Евхаристией, то есть Благодарением, потому зачастую называется вечерей, что (а) была установлена Христом на Своей последней вечере и всё ещё представляет её; (б) за ней верующие питаются и насыщаются духовным образом.
Автор и Освятитель Вечери. Автор Вечери Господней — не ангел или какой-либо человек, но сам Сын Божий, наш Господь Иисус Христос, который первым освятил её для [последующего] использования в Церкви. Это освящение или благословение всё ещё остаётся с теми, кто совершает не какую-либо иную, но ту же самую Вечерю, которую установил Господь и за которой они повторяют слова [установления] Вечери Господней. Они во всём истинной верой надеются на одного Христа, принимая как бы из Его руки то, что они получают через служение церковнослужителей.
Воспоминание Божьих благ. Посредством этого священного установления Господь желает напомнить нам о тех величайших благах, которые Он явил падшему человечеству, а именно: посредством вкушения Его Тела и пития Его Крови Он прощает все наши грехи, искупает нас от вечной смерти и власти дьявола, питает нас Своей Плотью и дарует нам Свою Кровь в качестве пития; принимая их духовным образом в истинной вере мы насыщаемся к жизни вечной. Об этом величайшем благе Господь напоминает нам всякий раз, когда мы совершаем Вечерю. Ибо Он сам сказал: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19). Эта Святая Вечеря ради непоколебимости нашей веры также запечатлевает для нас то, что истинное Тело Христово было предано за нас и истинная Кровь Христова была пролита во оставление наших грехов.
Знак и знаменуемая реальность. И то, что внешне изображается для нас церковнослужителем в Таинстве, совершаемом видимым образом, и как бы представляется для лицезрения перед нашими глазами, внутренним образом совершается в наших душах Духом Святым. Так, внешним образом церковнослужитель возносит хлеб и произносит слова Господни: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё… Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф. 26:26-28; Лк. 2:17-20). Поэтому верующие получают из рук церковнослужителя хлеб, который вкушают, и чашу, из которой пьют. В то же самое время посредством Христовой работы через Святого Духа они внутренним образом получают Тело и Кровь Господа, питаясь и насыщаясь тем самым к жизни вечной. Ибо Плоть и Кровь Христовы — истинная пища и питие для вечной жизни; да и сам Христос, преданный за нас и спасший нас, есть сущность или материя Вечери. Поэтому мы не допускаем, чтобы что-либо другое заняло Его место.
Для того, чтобы лучше и яснее понять, каким образом Тело и Кровь Христовы становятся пищей и питием для верующих к жизни вечной, нам следует дополнительно рассмотреть следующие моменты. Вкушение можно подразделить на несколько видов. Первый вид — телесное или реальное вкушение, когда пищу принимают устами, пережёвывают зубами и глотают. В древности капернаиты полагали, что Плоть Христова вкушается именно таким способом. Однако им противостоит сам Господь (Ин. 6:60-63). Ибо поскольку вкушение Плоти Христовой телесным образом не может не сопровождаться бесчестьем и даже дикостью, то ясно, что она не предназначена быть пищей для желудка. С этим вынуждены соглашаться все люди. Поэтому мы осуждаем канон в папских декреталиях, который называется Ego Berengarius (De Consecrat., Dist. 2). Ибо ни древние святые, ни мы не верим, что Тело Христово необходимо вкушать устами телесным и реальным образом.
Духовное вкушение Господа. Второй вид — духовное вкушение Тела Христова. Под этим мы не подразумевает, что пища сама по себе должна измениться в дух. Напротив, мы считаем, что Тело и Кровь Господни, сохраняя все свои существенные характеристики, духовно сообщаются нам. Такое сообщение (причастие) происходит, разумеется, не телесным, а духовным образом, посредством действия Святого Духа, который прилагает и сообщает нам уготованное для нас Телом и Кровью Христовыми, преданными за нас, а именно: отпущение грехов, освобождение и жизнь вечную. По этой причине Христос живёт в нас и мы — в Нём. Он повелевает нам принимать Его истинной верой для того, чтобы Он мог стать духовной пищей и духовным питием, то есть, нашей жизнью.
Христос, будучи нашей пищей, поддерживает нас в жизни. Точно так же как телесные пища и питие не только освежают и укрепляют, но и поддерживают наши тела, так и Плоть Христова, преданная за нас, и Кровь Христова, пролитая за нас, не только освежают и укрепляют, но и сохраняют наши души для жизни вечной. И не оттого, что они вкушаются и испиваются телесным образом, но по той причине, что они духовно сообщаются нам посредством Духа Божьего, как и Господь сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51); «Дух животворит; плоть [то есть, телесное вкушение] не пользует нимало» и далее: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:53).
Христос принимается нами верой. Поскольку посредством вкушения мы принимаем пищу внутрь наших тел, чтобы она была действенной и эффективной для нас — ибо она не приносит нам пользы, если остаётся вне нас, — то необходимо, чтобы и Христа мы принимали по вере, дабы Он стал нашим и мог пребывать в нас, а мы — в Нём. Ибо Он сам говорит: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). И ещё: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт» (Ин. 6:50).
Духовная пища. Отсюда с очевидностью вытекает, что под духовной пищей мы не имеем в виду некую вымышленную пищу, но самое Тело Господне, преданное за нас, которое, тем не менее, принимается верующими не телесным, но духовным образом и по вере. В этом мы следуем учению самого Спасителя, Христа Господа, учению, изложенному в 6-й главе Евангелия от Иоанна.
Питание необходимо для спасения. Вкушение Плоти и питие Крови нашего Господа столь необходимо для спасения, что без него ни один человек не спасётся. Однако духовное вкушение и питие происходит также и вне Вечери Господней. Оно совершается всякий раз, когда человек верит во Христа, вне зависимости от места и времени. Возможно, именно по этому случаю св. Августин говорит следующее: «Почему ты подготавливаешь свои зубы и желудок? Веруй, и ты вкусишь».
Сакраментальное вкушение Господа. Помимо описанного выше духовного вкушения существует также третий вид вкушения Тела Господня — сакраментальный, когда верующий не только причащается истинным Телом и Кровью Господними духовно и внутренне, но и участвует в Трапезе Господней, дабы внешним образом получить видимое Таинство Тела и Крови Христовых. Разумеется, по своей вере истинный причастник [верующий] уже принял животворящую пищу и по-прежнему принимает её. Однако можно утверждать, что, принимая Таинство, он не принимает его тщетно. Его причащение Телом и Кровью Христовыми не прекращается, а посредством духовной пищи его вера возжигается, возрастает и обновляется всё больше и больше. Ибо пока мы живы, вера продолжает расти. И тот, кто внешним образом принимает Таинство истинной верой, не только получает знак, но, как мы уже сказали, обладает и самим знаменуемым. Более того, он подчиняется установлению и заповеди Господа, с радостью благодарит Его за искупление и себя, и всего человечества, надлежащим образом воспоминает смерть Господа и свидетельствует перед Церковью, членом которой он является. Тот, кто принимает Таинство, также удостоверяется в том, что Тело Христово было предано, а Кровь Христова была пролита не только за всех людей в целом, но и за каждого верного причастника в частности; именно для них Христос — пища и питие к жизни вечной.
Неверующие принимают Таинство к своему осуждению. Тот же, кто подходит к Господней священной Трапезе без веры, принимает только [внешнее] Таинство, не получая сущность или материю Таинства, становящейся источником жизни и спасения. Такие люди вкушают Господню Трапезу недостойно. «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… [и] тот ест и пьёт осуждение себе» (1 Кор. 11:27-29). Ибо когда они приступают без истинной веры, они бесчестят славу Христову и тем самым едят и пьют осуждение себе.
Присутствие Христа в Вечере. Поэтому мы не настолько отождествляем Тело и Кровь Христовы с хлебом и вином, чтобы утверждать, что хлеб сам по себе — это Тело Христово, разве что только в сакраментальном смысле этого слова. Не утверждаем мы и того, что Тело Христово вещественным образом скрыто в хлебе, так что нам нужно поклоняться ему под видом хлеба. Наконец, не верим мы и в то, что всякий, принимающий знак, получает и знаменуемую им реальность. Тело Христово находится на небесах одесную Своего Отца, а потому наши сердца должны вознестись в небеса, а не концентрироваться на хлебе. Поэтому и Господу не должно поклоняться через хлеб. С другой стороны, Господь присутствует со Своей Церковью, когда она празднует Вечерю. Так, солнце, находящееся на небесах, тем не менее действенным образом присутствует среди нас. Насколько же более Христос, солнце праведности, находясь ныне на небесах, всё же присутствует среди нас — не телесно, но духовно — посредством Своего животворного действа, о чём Он сам сказал за Своей последней Вечерей, что будет пребывать с нами (Ин. 14-16). Отсюда следует, что за Вечерей мы встречаемся со Христом, и в то же самое время наша Вечеря — бескровна и мистична, что повсеместно утверждали древние Отцы.
Дополнительные намерения Вечери Господней. Более того, в праздновании Вечери Господней [Библия] увещевает нас внимательно относится к тому Телу, членами которого мы стали, дабы быть единомысленными со всеми нашими братьями, жить святой жизнью и не осквернять себя мерзостями чуждых верований, но, сохраняя истинную веру до конца, прилагать все усилия, чтобы возрастать в святости нашей личной жизни.
Подготовка к Вечере. Поэтому нам подобает, когда мы приступаем к Вечере, прежде всего, как научает нас апостол, исследовать себя и, особенно, в отношении нашей веры. Верим ли мы, что Христос пришёл для того, чтобы спасти грешников и призвать их к покаянию? Верим ли, что мы — в числе тех, кто был освобождён Христом и спасён? Решились ли мы изменить нашу нечестивую жизнь, чтобы вести жизнь святую и, с Божьей помощью, хранить себя в истинной вере и в единомыслии с братьями, благодаря должным образом Бога за наше избавление?
Совершение Вечере под двумя видами: хлебом и вином. Мы полагаем, что обряд, способ и чин Вечери должен быть как можно более простым и возвышенным, восходящим к первоначальному установлению Господа и апостольскому учению. Он включает в себя: (1) возвещение Слова Божьего; (2) благочестивые молитвы; (3) действие самого Господа и его повторение; (4) вкушение Тела и питие Крови Господних; (5) достодолжное воспоминание Христовой смерти; (6) добросовестное благодарение и (7) святое общение в единстве Тела Церкви.
Поэтому мы не одобряем тех, кто отнимает от верующих один из священных элементов [Таинства], а именно, чаши Господней, поскольку это серьёзное нарушение установления Господа, который сказал: «Пейте из неё все» (Мф. 26:27). Ибо даже о хлебе Он не сказал со столь очевидной ясностью.
Мы не рассматриваем сейчас вопрос о том, какая месса существовала когда-то у Отцов и должна она была быть умеренной или нет. Однако мы можем совершенно открыто сказать, что месса, практикуемая в наше время в римской церкви, была по многим благим причинам, которые ради краткости мы сейчас не перечисляем детально, упразднена в наших приходах. Ведь ясно, что нельзя было одобрить практику превращения вполне здравых действий в тщетное и бесполезное зрелище, в средство приобретения заслуг и извлечения прибыли. Не могли мы одобрить и мнение, согласно которому священник в Вечере творит истинное Тело Господа и реально приносит его для отпущения грехов живых и мёртвых, а также для чести, почитания и воспоминания святых на небесах (как и для утешения душ, находящихся в чистилище) и др.
Глава XXII
Глава XXIII
Глава XXIV
Глава XXV
Глава XXVI
Глава XXVII
Глава XXVIII
Об имуществе Церкви
Церковное имущество и его правильное использование. Церковь Христова обладает богатствами через щедрость князей и верных, которые даруют своё имущество Церкви. Ибо Церковь нуждается в этих средствах, и с древних времен обладала средствами для поддержания всего необходимого в Церкви. Итак, истинное использование богатств Церкви было и есть теперь — это поддержание учения в школах и в религиозных собраниях, наряду со всем поклонением, обрядами и зданиями Церкви; и, наконец, для поддержания учителей, исследователей и служителей, и других необходимых вещей, особенно направленных на поддержание бедных. Кроме того, богобоязненные и мудрые люди, выделяющиеся в управлении домашними делами, должны быть избраны для правильного употребления церковного имущества.
Неверное употребление имущества Церкви. Но если через несчастье или через наглость, темноту или жадность каких-либо людей богатство Церкви использовано не по назначению, его нужно восстановить в священном использовании благочестивыми и мудрыми людьми. Ибо такое неверное использование есть святотатство, на которое нельзя закрывать глаза. Поэтому мы учим, что школы и учреждения, которые были испорчены в их учении, поклонении и морали, должны быть реформированы, и что поддержка бедных должна быть устроена должным образом, мудро и в доброй вере.
Глава XXIX
Глава XXX
О власти магистрата
Власть магистрата — от Бога. Всякая власть установлена Самим Богом ради мира и спокойствия человеческого рода, и потому она должна занимать первенствующее место в мире. Если магистрат противостоит Церкви, он может сильно помешать ей и обеспокоить её; но если он друг и даже член Церкви, он — в высшей степени полезный и превосходный её член, способный принести ей великое благо, и послужить ей наилучшим образом.
Обязанности магистрата. Главная обязанность магистрата — обеспечивать и охранять мир и общественное спокойствие. Несомненно, он может делать это наиболее успешно, если он подлинно богобоязнен и религиозен; то есть, когда он, по примеру святейших царей и князей народа Божия, способствует проповеди истины и искренней веры, изгоняет ложь и суеверие, равно как и всякое нечестие и идолослужение, и защищает Церковь Божию. Мы, безусловно, учим тому, что забота о религии в особенности относится к святому магистрату.
Поэтому пусть он держит в своих руках Слово Божие и не позволяет учить ничему из того, что ему противоречит. Также пусть он правит народом, который вверил ему Бог по добрым законам, составленным в соответствии со Словом Божиим, и пусть он удерживает народ в дисциплине, долге и послушании. Пусть он свершает суд по справедливости. Пусть он не делает снисхождения никому и не принимает взяток. Пусть он защищает вдов, сирот и больных. Пусть он наказывает и даже изгоняет преступников, лжецов и варваров. Ибо он носит меч не напрасно (Рим. 13:4).
Поэтому пусть он обнажает этот меч Божий против всех злодеев, соблазнителей, воров, убийц, угнетателей, богохульников, клятвопреступников и против всех тех, кого Бог повелел ему наказывать и даже казнить. Пусть он подавляет упорствующих еретиков (которые подлинно являются еретиками), которые не прекращают богохульствовать против величия Божия и беспокоить, или даже разрушать, Церковь Божию.
Война. И если необходимо для сохранения безопасности народа начать войну, пусть он объявит войну во имя Божие; если только прежде он старался всеми возможными средствами сохранить мир, и не может спасти свой народ никаким иным путем, кроме войны. И если магистрат делает всё это в вере, он служит Богу этими делами, которые подлинно благи, и получает благословение от Господа.
Мы осуждаем анабаптистов, которые, поскольку они отрицают, что христианин может исполнять обязанности магистрата, отрицают также, что человек по справедливости может быть приговорён магистратом к смерти, и что магистрат может объявить войну, или что магистрату можно приносить клятву, и тому подобные вещи.
Обязанности подданных. Ибо поскольку Бог желает осуществлять безопасность Своего народа через магистрата, которого он дал миру, поистине, в качестве отца, то всем подданным дано повеление признавать это благодеяние Бога в магистрате. Поэтому пусть они воздадут честь и почтение магистрату как служителю Божию; пусть они любят его, угождают ему и молятся за него, как за их отца; и пусть они подчиняются всем его правильным повелениям. И, наконец, пусть они платят все пошлины и налоги, и прочие повинности преданно и охотно. И если общественная безопасность страны и справедливость требуют этого, и магистрат по необходимости объявляет войну, пусть они даже отдадут свою жизнь и прольют свою кровь за безопасность общества и магистрата. И пусть они делают это во имя Божие охотно, смело и бодро. Ибо тот, кто противостоит магистрату, вызывает жестокий гнев Божий против самого себя.
Секты и бунтовщики. Поэтому мы осуждаем всех, кто презирает магистратов — бунтовщиков, врагов государства, подлых соблазнителей, и наконец, всех, кто открыто или обманным путём откажется исполнять возложенные на него обязанности.
Мы умоляем Бога, нашего милосердного небесного Отца, чтобы Он благословил правителей народа, и нас, весь его народ, через Иисуса Христа, нашего единственного Господа и Спасителя; Которому хвала, слава и благодарение, во веки. Аминь.
[1] Или: в Духе (Святом). — Здесь и далее примечания переводчика.
[2] В оригинале последнее предложение имеет противоположный смысл: «Поэтому их следует почитать подражанием, а не каким-либо религиозным обрядом».
[3] См. Августин Блаженный, Энхиридион, гл. 95,96.
[4] В лат. — «Etenim voluntas, non noluntas dicitur».
[5] Так в переводе епископа Кассиана. Синодальный перевод: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
[6] Издание 1568 г.: «Избраны ли они от вечности».
[7] Это же осуждение направлено и против современного учения диспенсационалистов.
[8] В отношении того, что люди обязаны сделать по отношению к Богу и к своим ближним.
[9] То есть, никакой человек, даже рождённый заново.
[10] В греч. — «проклятием».
[11] Нравственный закон, изложенный в десяти заповедях.
[12] В нравственном законе.
[13] Церемониальный закон.
[14] Так в переводе епископа Кассиана. Синодальный перевод: «Надлежало… проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима».
[15] Или «обвинение».
[16] В Вульгате: in fide vivo Filii Dei (верою Сына Божия).
[17] Цитата приведена по переводу еп. Кассиана.
[18] «Во всём возрастали» в переводе еп. Кассиана.
[19] В Синодальном переводе: искусные.
[20] В оригинале — «Ordinarunt pastores, atque doctores».
[21] Книга эта, без сомнения, подложная. В перечне всех трактатов св. Киприана такой книги нет.
[22] Коллегия пресвитеров — presbyterium.
[23] Конфирмация вместе с подготовительным катехизационным наставлением в вере в качестве добавления к Крещению спустя некоторое время была введена в практику многих Реформатских Церквей Европы.
[24] Под святилищем здесь понимается как неф, так и алтарная часть.
[25] Здесь имеются в виду не т. н. «свободные» молитвы в противовес молитвам по установленным (чаще всего, записанным) формам (см., например, служебники Кальвина, Нокса и различных Реформатских Церквей), но молитвы, совершаемые по принуждению без какого-либо библейского обоснования.
[26] В латинском тексте используется слово «orationem», которому придали значение «молитвы». Однако в данном контексте его нужно переводить в соответствии с классическим значением, то есть как «проповедь, речь».
Второе Гельветическое
Исп