Глава 2. бог останется верен вам
Поскольку Словом Своим Бог сотворил вселенную, Он властен мгновенно уничтожить ее другим Своим Словом. Если Бог может сотворить или уничтожить Словом целую вселенную, то насколько больше имеет Он возможностей разрешить любую трудную ситуацию в нашей жизни. Люди, которые через раскаяние и веру вошли в тесное общение с воплощенным во Христе Богом и научились верить в Христа как в Царя и Спасителя, могут понять верность Господа, извлечь из нее благо и постичь Его силу. Писание гласит, что люди знают о существовании Бога в силу закона своей природы (см. Рим. 2:15). Существование у человека совести, стремления к вечности и способности к одиночеству подтверждает тот факт, что внутренне всем людям свойственно естественное стремление к Богу, в Котором обретается вечность и единство с Ним. Обычно неверующие задают следующий вопрос: “Если Бог есть, то почему Он допускает войны, врожденные физические пороки, болезни и так далее?” Поскольку в глубине своего сердца они знают о существовании Бога, то на самом деле они спрашивают: “Почему Бог Своей силой не прекратит или не изменит подобное течение жизни?” Однако христиане верят, что Господу по силам все. Слишком часто они сомневаются не в силе Господа, но в Его верности. Они не спрашивают: “Может ли Он сделать это?”, но “Сделает ли Он это для меня?” Ослабевая в вере своей, они спрашивают: “Будет ли Он действовать в моих интересах?” Многие верующие верят в силу Господа, но с трудом соглашаются с тем, что Он верен и будет действовать в их интересах. В отличие от неверующих, мы верим. Но, подобно неверующим, мы зачастую не верим, что Он будет трудиться для нас! Когда мы не верим, что Бог трудится для нашего блага, нам становится трудно покоряться Ему. Писание гласит, что Бог и верен, и силен (см. Рим. 4:21). Мы не должны сомневаться в том, что Господь верен Своему обещанию помогать нам. Войны, врожденные физические пороки, болезни и прочие проблемы, мучающие человечество, суть следствия греха. Всего этого не было, покуда грех не пришел в мир. Из-за того зла, которое причинили человеческому обществу и планете грех, эгоизм и сатана, Господь делает для человека то, что человек не в состоянии сделать для себя сам. Через Христа Господь дает возможность спастись от зла земного мира. Победа искупивших грехи людей заключается не в том, что они преобразуют мир, но в том, что они преодолевают мир преобразующей силой Святого Духа, заключенного в них. Через Христа Дух Господень воскрешает нас от смерти, коей подобно наше существование во грехе, и возносит в царство веры, пребывающее над земным миром с его злом. Люди снимают с себя и сатаны ответственность за беды общества и перекладывают ее на Бога. Наша проблема заключается не в том, что неверен Бог, но в том, что неверен человек. Подмена одного другим является обычной ошибкой человека. Типичная ошибка писателя заключается в перестановке букв в словах при наборе текста, вследствие чего искажается смысл сказанного, меняется теория и практика. В результате такой перестановки unite (объединять) превращается в untie (развязывать). Один из законов Царства Божьего звучит так: “...передай [знание] верным людям, которые были бы способны и других научить” (2 Тим. 2:2; курсив автора). Слишком часто на практике этот принцип воплощается как попытка передать (знание) способным людям с целью сделать их верными. Поступая таким образом, мы не только извращаем смысл сказанного в Писании, но и грешим против истины. Подменяя одно понятие другим, мы стараемся найти людей способных и затем сделать их верными. Так поступают женщины в браке, мужчины в бизнесе, проповедники в служении — и все с равно печальными результатами. Неблагоразумно полагаться на неверного человека, сколь бы талантлив или способен он ни был. Талант не может возместить изъяны характера. Характер служит основой таланта. Способность зиждется на таланте и практической деятельности, но в основе характера лежит краеугольный камень веры. Сколько человеческих жизней, общественных институтов, деловых предприятий погублено талантливыми, “способными”, но неверными людьми! С другой стороны, все, имеющее ценность, было создано усилиями людей, исполненных веры. “От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным” — гласит Священное Писание (1 Кор. 4:2). Верные люди составляют основу Церкви, нации и мира. Господь поручает управление Своей Церковью верным людям. Верность означает “неукоснительное соблюдение обещаний и выполнение обязанностей”. Она означает также “приверженность фактам, нормам или первоисточнику”. Слово “верность” является синонимом к таким понятиям, как “преданность”, “постоянство”, “стойкость”, “непреклонность” и “решительность”. Оно подразумевает твердую приверженность принципам, стойкое сопротивление искушению предать, прочность эмоциональных привязанностей, силу духа и решимость, невосприимчивость к чуждым влияниям, надежность и постоянство в любви, верность своим убеждениям и долгу гражданина, неколебимую преданность делу или предназначению. Верность есть признак зрелости. Постоянство, преданность и сила — свидетельства верности. Бог требует от людей верности. Изложенный в Писании принцип продвижения по службе гласит, что люди должны показать “верность и в малом” (см. Лук. 16:10), прежде чем получат более широкие полномочия. Основной принцип формулируется следующим образом: Содействуйте только тому, что выдержало испытание. Я спрашиваю: “Если Господь требует от людей верности, то как насчет Самого Господа?” В мире, отягощенном ошибками, заблуждениями, ложными истолкованиями истины, где верный человек зачастую встречает пренебрежение, а талантливый, но неверный стяжает похвалы и рукоплескания, мы склонны забывать о законе высшего порядка, о существовании верности, лежащей за пределами нашего человеческого опыта. Закон этот прост: “верен Бог” (см. 1 Кор. 10:13). В самом Его Существе явлены все качества верности. Бог верен не в своих деяниях или чувствах, Он просто верен. Бог, верный по природе Своей, проявляет, раскрывает и обнаруживает Свою верность в отношениях с людьми. Верный человек несет ответственность за любое порученное ему дело. Поскольку Бог верен, на Него можно возложить ответственность за тех из нас, которые являются Его детьми. Иисус говорил, что сохранит всех, кого Господь дал Ему (см. Иоан. 17:12). Это Его свидетельство верности, заключающееся в Его готовности нести ответственность за нас. Бог не меняется и заслуживает доверия
Бог “держит все словом силы Своей” (см. Евр. 1:3), Иисус же есть это Слово Его Силы. Точно так же, как Бог в верности Своей сохраняет закон всемирного тяготения, Он верен и Своему обещанию любить нас и заботиться о нас. Его верность лежит в основе нашей веры. Бог неизменен по самой Своей природе (см. Евр. 13:8). Хотя мир постоянно меняется, Бог никогда не меняется, не колеблется и не отступает от Своей сути. В тяжелые, мучительные периоды неопределенности, наступающие вследствие страданий, несчастий, стресса и кризиса, мы склонны считать, будто весь мир рушится и скоро безвозвратно погибнет для нас. В такие времена все наши усилия обычно кончаются неудачей. Бог продолжает поддерживать человека и мир. И всегда будет. Он никогда не отступает. Каковы бы ни были причины кризиса — потеря работы, семейные неурядицы, крушение надежд на середине жизненного пути, религиозные или политические преследования, — вы должны помнить, что, хотя внешние обстоятельства и внутренние чувства меняются, не все в мире подлежит изменению. Бог всегда Тот же. Бог верен Своему Слову и вам! Согласно Писанию, у Бога “нет изменения и ни тени перемены” (см. Иак. 1:17). Он никогда не дремлет, не спит, не забывает (см. Ис. 49:15; Пс. 120:3,4), не колеблется, не ошибается, не изменяет Своему Слову и не раскаивается (см. Рим. 11:29). “Бог не человек, чтоб Ему лгать” (Чис. 23:19). Господу можно доверять целиком и полностью. Все в человеческой жизни меняется. Погода, очертания материков, политические союзы, идеологии и философские системы, теория и практика медицины, цены на бирже, люди — все меняется. Как говорит Ч. Д. Уорнф, “все рассуждают о погоде, но никто ничего не делает с ней”. Так же часто, как погода, могут меняться наши эмоции, обстоятельства и отношения с другими людьми. Они находятся в состоянии непрерывного изменения, — но Бог никогда не изменяется (см. Мал. 3:6). Бог никогда не изменяется. Во времена кризиса, когда мы измучены тревогой, пребываем в подавленном настроении, обременены многими заботами, впадаем в стрессовое состояние, величайшую надежду и утешение мы обретаем в сознании, что Бог верен. Слово Его — наша твердыня, наше основание веры (см. Втор. 32:4). Фундамент небоскреба есть то прочное основание, благодаря которому все здание может устоять во время бурь, землетрясений и даже бомбардировок. Здание стоит не само по себе, оно просто опирается на фундамент. От фундамента зависит прочность и устойчивость здания. Иисус служит основанием человеческой жизни. Он есть Твердыня, Слово, Верность. Бог сделает это
“Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способной рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его” (Ис. 55:10,11). Бог и Его Слово всегда остаются теми же, независимо от того, кто мы и что мы, и каким образом ведем себя в период кризиса. Каким бы ни было наше состояние или положение, наши обстоятельства или наше окружение, Бог и Его Слово всегда Те же. Бог верен Себе и Своей праведной природе. Поскольку Бог верен Своему Слову, через Слово Его выполняются все Его обетования. Когда мы применяем Его Слово к нашей жизни, мы можем рассчитывать на то, что Он выполнит Свои обещания. Обещаниям Господа должно верить. Слово Его истинно и верно. Верить в неистинное значит верить в ложь. Мы можем всецело предать себя Христу и полностью положиться на Его Слово, поскольку Он есть Истина. Иисус есть совершенная Истина, поэтому Он заслуживает совершенной веры. В мучительное время кризиса нам свойственно зацикливаться на нашей проблеме. Днем и ночью мы неотступно размышляем над “нашей ситуацией”. Нам кажется, будто нас тревожат мысли о себе, но на самом деле нас тревожат мысли о Боге. Наша тревога выражается в самых разных формах: “Придет ли Господь мне на помощь в этой ситуации?”, “Я сдаюсь, мне остается только молиться”, “Я молился, но не вижу никаких перемен к лучшему”. Человек, исполненный тревоги, сосредоточивается на себе. Человек, исполненный веры, сосредоточивается на Боге. Всецело занятые своими переживаниями, мы не должны полагать, будто Господь, Который держит весь мир Своим Словом, отступится от нас. Охваченные тревогой, мы смотрим на вещи с чисто земной и естественной для нас точки зрения. Мы не сознаем, что, сомневаясь в благоприятном исходе дела, вверенного Господу, мы подвергаем сомнению самую Его природу. В сущности, мы полагаем, что Господь недостаточно праведен по природе Своей, чтобы выполнить Свое Слово и продолжать неусыпно заботиться о нас. Мы должны понять, что наше видение мира отличается от видения Господа. Мы исходим из того, что видим и понимаем в меру человеческих способностей. Мы не в силах возвыситься до мыслей Господа (см. Ис. 55:8,9) — поэтому и должны руководствоваться верой в наших действиях. “Ибо мы ходим верою, а не видением” (2 Кор. 5:7). Мы должны обрести Божественное видение. Когда мы освобождаемся от наших мыслей, ощущений, представлений и страхов, чтобы сосредоточиться на Слове Божьем, мы начинаем обретать Божественное видение взамен нашего ограниченного земного зрения. Вот почему так важно читать Слово Божье. Мы должны читать Слово Божье и питаться от Него. Читайте Писание в пору довольства и покоя, дабы приготовиться к поре несчастий. Один из стихов в Книге Притчей гласит: “Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя” (Пр. 24:10). Способность противостоять превратностям судьбы происходит из веры. Вера происходит из изучения Слова Божьего и воспитания в себе характера по подобию Христова характера. Важно также, чтобы и в периоды кризиса, и в спокойные времена мы научились обретать в Слове Божьем прочное основание нашей веры. Когда человек раскаивается и принимает Христа как Господа, Дух Святой Своей вечно живой силой привносит Бога в его жизнь. Самая душа Христа начинает сходить в человека. По мере того как новообращенный изучает Слово Божье и постигает откровения Господа о Себе, он принимает Его мысли и в результате приходит к новой жизни, которая становится одной природы с Богом. Святой Дух порождает только святое. По мере того как мы проникаемся Духом Божьим, мы начинаем принимать решения, основанные не только на послушании законам Господа, но и истекающие из потока Духа Божьего, устремленного из сокровенных сфер жизни во внешние. Когда верующий встречается с несчастьем, Дух Божий не оставляет его, но продолжает неустанно трудиться в душе человека ради его высшего блага. Во всех неблагоприятных ситуациях независимо от их характера и причины Господь в верности Своей никогда не прекращает трудиться для нашего блага. Как напоминает нам апостол Павел: “...любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8:28). Вы можете верить Богу. Вы можете верить, что Бог действует верно. Вы можете верить, что Бог действует верно во все времена. Вы можете верить Слову Божьему. Вы можете верить в верность Господа вам. Не надо тревожиться по поводу отношения Господа к вам! Бог не отречется от вас
“Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем... если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может” (2 Тим. 2:11-13). Вариант последнего стиха данного отрывка звучит так: “Даже когда мы слишком слабы, чтобы сохранить веру, Он пребывает верен нам и помогает нам, ибо не может отречься от нас, которые есть часть Его Самого, и Он всегда будет выполнять Свои обетования” (см. 2 Тим. 2:13). А Расширенный перевод Библии дает следующий вариант: “Если мы неверны (не верим в Господа и не храним верность Ему), Он остается верным (верным Своему Слову и Своей праведной природе), ибо не может отречься от Себя”. Господь всегда трудится для нашего блага. В период самого тяжелого нашего кризиса Он силой Великой Славы Своей обращает все обстоятельства, чреватые злом, в их противоположность и заставляет работать на наше благо. Мы можем не видеть никакого блага в происходящем, но Господь никогда не прекращает трудиться на наше благо. Дух Его никогда не покидал нас, Он никогда не отрекался от нас, Он не отворачивал от нас лица Своего. “Он остается верным”, и “Он не может отречься от Себя”. Если Дух Божий пребывает в нас спасительной милостью, явленной через Иисуса Христа, если Его природа и праведность передались нам через веру и если мы уподобились Ему через Слово, Кровь и Дух, — тогда в тяжкие времена испытаний Господь не отречется от нас, поскольку для Него это значило бы отречься от Себя Самого. Господь никогда не отречется от нас, поскольку для Него это значило бы отречься от Себя Самого. Господь дает нам спасение от смерти, даруя вечную жизнь, и Он дает нам спасение от наших проблем, даруя “жизнь изобильную”, обещанную Христом. Бог — источник успеха
Библия говорит: “Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа” (Пр. 19:3). Это значит, что некоторые люди совершают ошибки, по глупости своей сами устраивают трагедии из своей жизни, а потом винят в своих неудачах и утратах Бога. Господь — не козел отпущения, несущий ответственность за ваши неудачи. Господь есть источник успеха. Превращать Господа в козла отпущения, несущего ответственность за ваши неудачи, значит отказывать Ему в способности помочь вам решить ваши проблемы. Бог не знает поражений. Обвинять Бога в поражении — значит обвинять Его в том, что Он не Бог. Царь Давид, как гласит Ветхий Завет, потерпел тяжелейшее поражение в своей жизни, когда со своим войском остановился в Секелаге перед тем, как взойти на трон Израиля. Когда он со своими людьми ушел из города, на Секелаг напали амаликитяне и увели семьи воинов в плен, и все добро их забрали с собой. По возвращении же в город люди Давида разгневались до такой степени, что готовы были поднять мятеж. Они хотели побить Давида камнями. В четвертой главе мы рассмотрим ответ Давида, но сейчас задумаемся над реакцией его людей. Они последовали за Давидом, поскольку верили, что он помазан Богом на царство, и твердо намеревались служить ему, когда он в конце концов взойдет на трон. Они стремились занять высокие военные и даже политические посты. Они знали, что милость Господня пребывает на Давиде, и, следуя за ним, они в каком-то смысле следовали воле Божьей. Вот почему они примкнули к Давиду: он был избранником Божьим. Однако в момент кризиса они вознамерились убить его. Они вознамерились убить человека, который, как им было известно, внимал голосу Господа и, несмотря на свои ошибки, покорялся водительству Господа. Склоняясь к такой мысли, они подвергались искушению убить единственную надежду на победу. Только Бог, вняв мольбам Давида, удержал их от этой ошибки. Сохранив верность Давиду в критических обстоятельствах, его люди вызволили из плена своих близких, вернули свое добро и вдобавок захватили богатую добычу у врагов, которых предали смерти. В крайне тяжелых обстоятельствах, скорбя о своих утратах и горькой доле, отдавшись переполнявшим их чувствам, внимая стенаниям ближних и растущему ропоту на водительство Давида, они едва не потеряли все. Проявив готовность поверить Давиду, “последовать за вождем” (или, как в случае с апостолом Павлом, “остаться на корабле”), они не только узнали чудо и удачу, сотворенные Господом, но и достигли своей цели и осуществили свои мечты (см. 1 Цар. 30:1-31). Сатана есть клеветник (см. Отк. 12:9,10), обманщик, искуситель и лжец. Сатана клевещет на Бога перед людьми и на людей перед Богом. Обладая лживой натурой, он основывает свою ложь на полуправдах. Таким образом сатана совратил Еву в раю. Иов пал жертвой его обмана. Голос сатаны скажет вам, что Бог неверен, что в Нем кроется корень всех ваших проблем. Он может искушать вас разгневаться на Господа и поверить в то, что именно Он мучил вас, а теперь собирается покинуть вас в беде. Сатана “лжец и отец лжи” (см. Иоан. 8:44). Сатана замышляет убедить вас, что Господь не трудится для высочайшего вашего блага, украсть вашу веру, разрушить ваши отношения с Господом и погубить вашу жизнь. Сатана попытается заставить вас обвинить или проклясть Бога — и таким образом отрезать вам единственный путь к спасению, к победе, к успеху. Не позволяйте обмануть себя. Неудача может стать колыбелью успеха. Обвинять Бога, видя в Нем причину вашей боли, скорби и поражения, Крайне глупо. Бог есть источник вашего успеха, а не причина неудачи. Бог есть источник всякого блага в вашей жизни. Патриарх Иосиф в юности увидел сон, возбудивший ревность его старших братьев. Они продали Иосифа в рабство. Годы спустя, во время страшного голода, они пришли в Египет просить хлеба. Там они встретили Иосифа, который был свободным человеком и занимал второй после фараона пост в стране. Потрясенные братья, испугавшись наказания за содеянное в прошлом зло, попытались загладить свою вину. Чтобы успокоить их, Иосиф произнес знаменательную фразу: “Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро” (Быт. 50:20). Другие могут замышлять против вас зло, но если вы покоряетесь Господу, Он силой Непреходящей Славы Своей обратит его в благо. Прежде чем двинуться дальше, давайте здесь остановимся и задумаемся над нашей собственной жизнью — над вашей жизнью. Имеете ли вы основания ждать от Господа верности? Являетесь ли вы слугой Господа? Пробудился ли ваш дух к жизни через возрождающую силу Иисуса Христа? Уподобились ли вы Ему через Его Слово, Кровь и Его Дух, сходящий свыше? Если вы уже сознаете свою потребность в этом, но еще не познали Его, тогда молитесь и просите Его простить вас и помочь вам. Когда через свою веру вы сделаете Христа Владыкой вашей жизни, Бог употребит Свою силу в ваших интересах и Своей Непреходящей Славой заставит все обстоятельства, чреватые злом, работать на ваше благо.
Запомните:
· Характер служит основой таланта.
· Верность есть признак зрелости.
· Содействуйте только тому, что выдержало испытания.
· Богу можно доверять целиком и полностью.
· Бог никогда не изменяется.
· Бог верен, даже когда мы неверны.
· Человек, исполненный тревоги, сосредоточивается на себе; человек, исполненный веры, сосредоточивается на Боге.
· Мы должны читать Слово Божье и питаться от Него.
· Неудача может быть колыбелью успеха.
· Вера ограничивается пределами истины. Иисус есть совершенная Истина, поэтому Он заслуживает совершенной веры.
· Слово Божье полагает начало новой жизни.
· Бог всегда трудится ради высочайшего нашего блага.
· Бог есть источник нашего успеха, источник всякого блага в вашей жизни.
· Бог берет всякую вещь, замышленную ко злу, и заставляет ее работать на наше благо.