Необходимость децентрализации личности
Чтобы сделать человека подобным Своему Сыну, Бог должен децентрализовать его. Децентрализация начинается с возрождения и оправдания и продолжается в освящении или исполнении Духом Святым. Но и это еще не конец. Эти процессы можно уподобить коридору, который служит ДЛЯ ТОГО, чтобы проходить в комнаты, но не для постоянного жилья. Действие освящения, децентрализующее личность, обладает одновременно и мгновенным и прогрессирующим характером. Это и резкое изменение и процесс, продолжающийся всю жизнь. "Начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Фил. 1:6).
Польза от скорби
Если бы главная цель Бога в спасении человека была только лишь взять его на небеса. Он, вероятно, сделал бы это немедленно. Но Бог желает подготовить человека к господству над бесконечной Вселенной, а для этого человек должен обладать необходимыми качествами характера. Никакой прогресс в духовном освящении, воспитании богоподобного характера, в любви-агапе, невозможен без скорби и наказания. "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:3-5). "Сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает". Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы - незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности" (Евр. 12:5-11).
Наказание и воспитание
Из вышеприведенного отрывка Писания, равно как и из других подобных отрывков явственно следует, что скорбь, страдание, несчастье и боль служат для верующих прежде всего не воздаянием, а воспитанием. Они не лишены разумной цели. Земные родители иногда допускают ошибки в воспитании своих детей и наказывают их напрасно, но не так Бог. Он готовит верующих к господству над Вселенной, которая столь огромна, что кажется бесконечной. По-видимому, Бог без помощи страдания не может полностью освободить от эгоцентризма падшего человека, даже возрожденного. Вочман Ни сказал, что мы не можем продвинуться хотя бы на шаг в познании Бога иначе, чем через страдание. Некоторые сочтут это преувеличением, но сама жизнь показывает, что лишь немногие люди начинают искать более близкого общения с Богом, если не бывают к тому принуждаемы обстоятельствами.
Пример Израиля
История Израиля служит тому иллюстрацией. Когда Израиль начинал процветать, он забывал поклонение Иегове и обращался к распутному идолопоклонству. Только очередное наказание побуждало евреев раскаяться и возвратиться к Иегове. На протяжении веков, в то время, как Бог стремился выделить из человеческого рода святой народ, через которого мог бы воплотиться Мессия, повторялась та же история: процветание, отпадение и отступничество; затем наказание и возвращение к Богу (Суд. 2:11-19; 1 Цар. 12:9-10; 2 Пар. 15:4; 33:12; Ис. 26:16).
Пример псалмопевца
Опыт псалмопевца иллюстрирует это: "Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне слово Твое храню... Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Пс. 118:67, 71). Кто из нас не знает тому множества примеров в жизни, когда люди с христианским воспитанием уклонились от пути Божьего и возвратились к Нему только благодаря болезни, сердечному удару, раку, трагической аварии или другому несчастью.
Пример Христа
Один из самых замечательных комментариев на целесообразность страданий в Божественном домохозяйстве дан в Послании к Евреям 2:10: "Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил через страдания'". "Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию" (Евр. 5:8). А.Макларен в связи с этим говорит: "Совершенствование Иисуса протекало не в аспекте усовершенствования нравственности (которая была присуща Ему по природе, как Христу); Его совершенствование преследовало иные цели, а именно - развитие качеств, которые были необходимы Ему для осуществления миссии Вождя и Совершителя нашего спасения. До того, как Он пострадал. Он сочувствовал нам как Бог. Но пострадав. Он стал сострадать нам как человек. В книге "Уиклифский комментарий к Библии" мы находим такие слова: "Через страдания Его человеческий опыт усовершенствовался... Так как Он страдал. Он теперь полностью подготовлен действовать как Начальник человеческого спасения". Если "многие сыны", которых Христу было поручено привести к славе и владычеству, могли прийти к этому только через страдания, то и Сам Христос, будучи их начальником, должен был пройти через тот же опыт человеческих бедствий. Тот факт, что человеческий опыт Христа обязан был усовершенствоваться страданием, доказывает, что страдание не случайно и не бесцельно, но играет важную роль в Божьем плане искупления.
Важность сокрушенности
Страдание Христа только усовершенствовало и завершило Его человеческий опыт. Оно не имело целью очистить Его моральное естество даже как человека, потому что Он был безгрешен. Его человеческое достоинство не было запятнано никаким грехом. Но с падшим человеком дело обстоит иначе. Нет иного пути уподобиться Христу, как разве только путем страданий потому, что никакие иные средства не смогли бы децентрализовать человека. Если он не проходит через страдание, если он стремится избежать его и отказывается распять на кресте свою плотскую природу и свое "я", то он останется твердым, эгоцентричным, не сокрушенным и, значит, не подобным Христу. "Целый, не надломленный, несокрушенный человек бесполезен для Бога" (Дж. Р. Миллер). Человек может твердой волей избежать определенных страданий, но этим он подвергнет себя большему страданию. Некто сказал: "Есть вещи, которые даже Бог не может для нас сделать до тех пор, пока не позволит нам пострадать".
Боль нравственного выбора
Освальд Чеймберс говорит: "Бог не делает нас святыми в смысле нашего характера; Он делает нас святыми в смысле невинности. Мы должны превратить эту невинность в святой характер посредством моральных решений. Эти решения находятся в постоянной вражде с нашей плотской природой".
Духовный прогресс возможен только через прогрессивное умерщвление нашей плотской природы. Макларен сказал, что каждый шаг на пути духовного прогресса будет оставлять за собой кровавые следы раненного себялюбия. На пути всего духовного продвижения человеку необходимо сооружать алтари, на которых даже законная личная жизнь должна быть принесена в жертву.
Принятие правильных моральных решений развивающее богоподобный характер всегда причиняет боль, потому что даже после освящения и исполнения Духом Святым, человек все еще остается падшим существом. Некоторые люди думают, что после того, как они испытали эти действия благодати, в их духовной жизни уже нет ничего противоположного Богу. Но, как мы уже говорили, процесс нашего освящения одновременно мгновенен и постепенен. Он будет продолжаться вплоть до нашего конечного прославления во Христе.
Писатель Шеридан Бэйкер сказал: "Многое еще должно быть сделано верующему путем наказаний и смягчений, и расплавления и зрелости даже после того, как это состояние (исполнение Духом) достигнуто. А из этого следует, что это состояние отнюдь не является последней ступенью в процессе искупления... Освященному верующему не понадобится много времени, чтобы раскрыть грубость своих манер, которую он оплачет в себе и удалит; грубую резкость речи и голоса, от которых он также отвернется, и другие остатки старой болезни, которые прилипают к нему даже после удаления болезни. Но мало-помалу он от них избавится, как это прекрасно символизирует история завоевания Ханаана".