Кем был для нас папа-Харалампий
Многие спрашивают меня, кем же был папа-Харалампий?
Отвечу. Он был учителем, который мог вести на вершину Фавора находящихся под его руководством. Там он давал им оружие молитвы, чтобы они могли хоть немного, как ученики Спасителя, познать преобразившегося Господа, почувствовать сладость Фавора и воскликнуть вместе с первоверховным апостолом: «Хорошо нам здесь быть».
Апостолы, ничего не подозревая, восходят на Фавор и неожиданно видят свет преобразившегося Господа, и преисполненный страха и радости Петр восклицает: «Хорошо нам здесь быть».
Многие заходили к папе-Харалампию, чтобы поисповедоваться и получить наставление. Однако для некоторых посещение его кельи становилось переломным моментом всей их жизни. Из уст этого простеца-игумена исходили не просто слова, но глаголы вечной жизни, основанные на личном опыте и преизливающиеся из сердца. Попав на добрую землю, они очень скоро приносили плоды.
Некоторые молодые люди после встречи со Старцем, с первого же вечера начинали следовать правилу восьмичасового всенощного бдения. Скоро они научались молитве, начинали вкушать, каждый по своей мере, плоды Святого Духа, проникали в очистительную баню слез, познавали любовь ко Спасителю и Его Пречистой Матери, ощущали происходящую в них благословенную перемену Преображения.
Пережив эти новые неожиданные состояния, они не могли не взглянуть на себя по-новому. Вплоть до вчерашнего дня мечтая о карьере ученых, врачей, политических деятелей, они представляли себя счастливыми отцами семейств, добропорядочными гражданами и т. д. Но все в корне меняется. Еще вчера они не понимали слов Христа: «Кто может вместить да вместит» Но теперь перед ними открылись новые горизонты. То, что вчера в них «не вмещалось», сегодня «вмещается», то, что вчера было чуждо, сегодня горячо любимо, а то, что ранее они любили, сегодня ненавидят. Добровольно склоняя свою выю под благое иго Спасителя, они от всего отрекаются и выбирают путь монаха, крест послушания, целомудрия, нестяжания и молитвы.
Но за радостью Фаворского света следует Гефсиманское борение, Голгофа, и только потом — торжество Воскресения. Понять все это, не ощутив прежде хотя бы в малой степени, невозможно. Голгофские муки, как свидетельствуют пережившие их, не ограничивается одним днем, они продолжается столько времени, сколько попускает Господь. Согласно Святым Отцам, это называется отъятие благодати и переживается как чувство богооставленности. Если бы это состояние продлилось слишком долго, то никто не смог бы его понести. Но вот Божественная благодать возвращается, и подвижник испытывает радость Царства Небесного, Тогда рассеиваются все тучи, и слышатся слова: «О, Сладчайший мой Иисусе, как Ты сладок. Как сладко Твое пришествие. Но почему же Ты оставил меня, „и покрыла мя студная тьма окаянного”?»
Я знал одного такого подвижника, который на протяжении многих лет переживая то одно, то другое состояние. Он говорил мне, что радость близости ко Христу в период благодати так велика, что он в какой-то степени переживает состояние учеников Спасителя на Фаворе, говоря вместе с ними: «Хорошо нам здесь быть».
Когда же попускается оставление благодати, тогда душа испытывает такие невыносимые страдания, такое страшное давление врага, что чувствует — там, где она сейчас находится, и есть ад. Поднимается ропот, и ты начинаешь ненавидеть тот час, когда одел эту благословенную рясу, когда облачился в великую схиму, и даже того, кто тебе дал ее — твоего Старца. Но возможно ли, чтобы лишь вчера переживавший преображение, сегодня находился в опасности отказаться от своего высокого призвания?
Да, возможно. Если даже апостол Петр, спустя совсем немного времени после Фавора, в момент попущения трижды отрекся от своего Учителя, кто может сказать, что он устоит? Поэтому мы всегда должны помнить слова апостола: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».
Этот же самый брат уверял меня, что когда он вкусил небесную сладость Фавора, он почувствовал такую великую любовь к своему Старцу, что стал считать его своим самым большим благодетелем. Однако, имея достаточный опыт и зная, что скоро на смену росе Аермонской придет глубокая тьма, он берет бумагу, чернила и пишет:
«В настоящий момент я считаю себя самым счастливым, человеком на земле, облагодетельствованным великими милостями. Всевышний Бог призрел на смирение великого грешника. О, как Ты пресладок, сладчайший мой Иисусе. О сладчайшая, премилосердная Матерь Бога моего Пресвятая Дева Богородице, как ты милосердна! Прими мой младенческий лепет и не отвергай меня за мое дерзновение. Я люблю Тебя, Иисусе мой, Христе мой, Пресвятая Владычице моя, сладкая Мати моя...» В конце он написал: «Будь осторожен. Когда тебя посетит лукавый лжец, не верь ему».
Мысленно обращаясь к своему Старцу, он непроизвольно, как младенец, разражался слезами и, всхлипывая, говорил: «Я благодарю, благодарю тебя, моего святого Старца, доброго, милостивого отца, моего благодетеля. Ты привел меня ко Христу...»
Скоро на смену благодатному состоянию пришло время мученичества — частичка Гефсиманской борьбы, капля из океана Голгофского страдания. На этот раз натиск был особенно силен. Брат стоял на краю пропасти, а враг приводил ему «неоспоримые» доводы, что надо бежать из монастыря, оставить монашество, чтобы избавиться от этих страданий. Подвижник падал на пол и вопиял: «Пусть я даже умру здесь, но я никуда отсюда не уйду. Я не верю тебе, проклятый...» Он вынимал свои записи, зажигал свечу и, прочитав их, говорил: «Ах ты негодный, бесчувственный, ленивый, сластолюбивый, плотоугодник... Когда тебя посещает Христос, тогда все хорошо. Тогда твой Старец — святой, тогда он — самый великий твой благодетель. Теперь же, когда Господь соблаговолил, чтобы ты испил одну каплю из необъятной чаши Его страданий, твой ум обращается к предательству Иуды, ты хочешь нарушить свои обеты и оставить своего святого Старца...»
Брань, рассказывал мне этот брат, была очень жестокой. Но благодаря молитвам Старца он выдержал ее. Вновь победил Христос.
Отец Харалампий, выдвигая своих чад на передовую линию борьбы, вооружал их обоюдоострым духовным мечом молитвы и преподавал тактику ведения войны. Наставлял, как надо непрестанно молиться и как чистой молитвой, самоотречением и откровением помыслов отражать летящие смертоносные стрелы врага.
Один монах рассказывал мне, что однажды сатана с особой настойчивостью стал внушать ему: «Не исповедуйся, не ходи к Старцу». Вместе с этим он посеял в нем и чувство стыда. «Вот ты пойдешь, — говорил он, — и снова огорчишь его своей беспечностью и небрежением», Тогда брат твердо ответил: «Да, вселукавый, я пойду и все расскажу ему, чтобы начать все заново». После этих его слов сатана удалился с воплями: «Он попалил меня, попалил. Он идет, чтобы все рассказать Старцу. Я не могу этого вытерпеть, я ухожу...»
Вышеприведенными примерами мне хотелось бы хоть отчасти показать тот труд, который приснопамятный отец Харалампий прилагал к душам всех своих духовных чад, которых было немало.
Нам, жившим непосредственно рядом с ним, он давал все возможности, открывал все пути для того, чтобы мы могли подняться как можно выше. И независимо от того, как каждый из нас ценил и использовал для себя эту возможность, независимо от того, двигались ли мы вперед, оставались на месте или же даже по причине нашей расслабленности отступали назад, приснопамятный Старец не переставал относиться к нам с отеческой любовью. Он навсегда останется нашим истинным отцом и самым великим благодетелем.
Вечная ему память.
Заключение
Вот и окончен еще один труд. Окончен в меру моих слабых сил. Я уверен, что в восполнение многих недостатков моей работы теми людьми, которые знали и получили пользу от простых, но благодатных слов Старца, вскоре будут написаны книги для утверждения как монахов, так и наших братьев, живущих в миру и подвизающихся на поприще веры, молитвы, любви, милосердия и прочих добродетелей.
Приснопамятный отец Харалампий, стяжав многие добродетели, своими словами и примером наставляет нас, как бы говоря вместе с апостолом Павлом: «Будьте подражателями мне, как я Христу».
Верю, что молитвы блаженного отца всегда будут обильно преизливаться на всех, с верою обращающихся к нему, на Церковь Божию и на весь мир.
Монах Иосиф Дионисиатский
Молитва
Всесвяте, Всемилостиве и Всемилосердне Господи! Тебе молимся, молитвами приснопамятного святого отца нашего иеромонаха Харалампия даруй всем нам, чрез его наставления и молитвы, непрестанно призывающим Твою милость вся требуемая ко спасению и жизнь вечную. Дабы и он, как истинный отец выну предстоя престолу Твоего Величества, с радостию вопиял: Се аз и дети, яже ми даде Бог. Аминь.