Наставления Старца о непрестанной умной молитве
Среди советов отца Хараламлия особое место занимают его слова об умной молитве, которой он учил всех, как монахов, так и мирских.
Приснопамятный Старец, как мы имели возможность заметить, живя рядом с ним, сам не будучи лишен сладчайших плодов умного делания, пламенно желал, чтобы, насколько это возможно, и весь мир, также как и он, вкусил их сладости. Замечая у своих слушателей интерес к Иисусовой молитве, он бывал очень растроган. Тогда действительно сердце Старца раскрывалось, и без преувеличения можно сказать, что преисполнявший его огонь непосредственно передавался слушателям. Отец Харалампий не говорил пустых, бессодержательных слов. Без колебаний отмечу, основываясь как на своем собственном небольшом опыте, так и на опыте других, что на моем Старце сбывалось реченное Господом: «Слова, которые Я говорю вам, дух есть и жизнь».
Об отце Харалампий, как о наставнике умной молитвы, были наслышаны весьма многие люди, как монахи, так и миряне. Всем он говорил о молитве, исходя из своего собственного опыта, всегда сообразуясь с тем, сколько может вместить каждый из слушателей.
В 1964 году в Новом Скиту Старца посетил приснопамятный духовник папа-Савва Ставровуниотис. Его сопровождал один молодой послушник, который тоже желал побеседовать с отцом Харалампием. После разговора молодой человек вместе с вышеупомянутым духовником отправился в паломничество по монастырям Святой Горы. Однако на следующий день, с первыми лучами солнца, этот послушник прибежал к нам из монастыря Святого Павла и стал стучать к Старцу в келью. Открыв дверь, отец Харалампий спросил:
— Что случилось, дитя мое?
— Геронда, я расскажу вам нечто важное. Когда вчера мы ушли от вас, я начал согласно вашему совету непрестанно вслух творить Иисусову молитву. А вечером я ощутил в своем сердце сильный огонь, который горел, принося великую сладость и не давая ослабевать вниманию. Казалось, что мое сердце поглотило ум. Много часов ум пребывал в сердечной обители, не желая покидать ее. С этого времени молитва так возросла во мне, что не останавливается уже ни на одну секунду.
Услышав эти слова, Старец с присущей ему детской простотой, со слезами на глазах обнял и поцеловал молодого человека. Затем он предложил ему вместо того, чтобы паломничать по монастырям, пожить все это время вместе с ним, чтобы сохранить и преумножить то, что ему даровал Бог. Но, к сожалению, послушник не мог оставить своего духовника, которого он должен был сопровождать.
Прежде чем покинуть Святую Гору, молодой человек, пользуясь удобным случаем, снова пришел в Новый Скит, чтобы увидеть отца Харалампия. Он сказал ему, что сохранил непрестанную молитву, но ее огонь сильно ослабел, чего, собственно, после их постоянных переездов из монастыря в монастырь и различных дорожных хлопот и следовало ожидать. Однако, несмотря на это. Старец прозвал его «воришкой». «Приехал к нам, украл умную молитву и уехал», — говорил он.
Надо сказать, что весьма многие молодые люди свидетельствовали, что уже после первого преподанного им отцом Харалампием наставления о молитве они могли выполнять распорядок нашего братства, предполагающий восьмичасовое целонощное бдение. Было много случаев, когда по Божественному промыслу к нам приходили часто совершенно неуправляемые, далекие от молитвы люди, наркоманы и т. д. Но... они имели хорошее устроение и уже после первого контакта со Старцем, после первой исповеди оставляли свою прежнюю греховную жизнь и начинали совершать молитвенные бдения. Некоторые из них впоследствии даже стали монахами.
Стоит привести здесь историю, происшедшую с неким молодым человеком, который, живя в миру, был обуреваем духовной жаждой и утолял ее чтением святоотеческих творений. Его горячая душа, как губка, впитывала в себя богомудрые слова отцов об умной молитве и воплощала их в жизнь. Очень скоро появились и первые прекрасные плоды. В центре Афин, где жил этот молодой человек, он вечерами целые часы проводил в подвиге внимания, понуждая себя и вместе с тем наслаждаясь священным трудом молитвы. Днем он также никогда не оставлял молитву Иисусову.
Как известно, согласно Святым Отцам, для духовного преуспеяния в молитвенном подвиге наличие опытного руководителя является совершенно необходимым. И юный подвижник в скором времени, не имея духовного руководителя, столкнулся с неожиданными трудностями. Либо по действию сатаны, либо по немощи человеческой природы у него началось сильнейшее душевно-телесное переутомление. Как только ум сосредоточивался на словах молитвы, появлялись страшные головные боли, и ему казалось, что он начинает терять рассудок. Столкнувшись с такой проблемой, он был вынужден обращаться ко всем известным в то время афинским духовникам, и Бог благоволил посредством их указать ему на необходимое для исцеления лекарство. По Божественному промыслу один духовник порекомендовал ему, дабы обрести душевное успокоение, поехать на месяц на Святую Гору Афон. Так он и поступил. Бог так все устроил, что уже в первые же дни после своего приезда он пришел к отцу Харалампию, чтобы услышать от него спасительное слово, которое помогло бы ему избавиться от тех трудностей, с которыми он столкнулся.
Перед этим он попал на исповедь к другому известному на Святой Горе духовнику, который дал ему правило: перед сном делать пятьдесят земных поклонов и по четкам совершать четыре сотницы. Однако молодой человек, ссылаясь на свое душевно-телесное переутомление, сказал, что он не в силах выполнять и это небольшое правило.
Подробно рассказывая о себе отцу Харалампию, он упомянул, между прочим, и о вышеупомянутой неудачной встрече с этим духовником, говоря: «Если это возможно, прошу тебя, освободи меня от этого правила, потому что я не могу так много молиться по четкам».
Старец преподал ему первый урок молитвы и, прощаясь, заметил: «Иди и постарайся выполнить то, что я сказал, если же у тебя возникнут какие-либо трудности, то приходи снова, и мы поговорим о них».
«С этого момента, — откровенно признался молодой человек, — головная боль рассеялась, как туча, а непрестанная молитва стала изливаться из меня, как бы движимая неким моторчиком. Я творил ее все время, когда про себя, когда вслух... и уже не четыре четки, а сорок и более четок непрестанно проходили через мои руки».
Молодой человек, получив через отца Харалампия исцеление, реально ощутив его помощь, уже не хотел покидать нас. Но вопреки своему желанию, следуя благословению своего афинского духовника, он еще на какое-то время возвратился в мир. Однако очень скоро этот юноша, навсегда его оставив, поселился в одной из обителей Святой Горы. До самой смерти нашего Старца, оказавшего ему великое благодеяние, он обогащался его наставлениями, считая его своим духовником.
«Брось свои хлопоты». Прекрасные плоды
Когда летом 1964 года я впервые пришел к отцу Харалампию, у него еще не было послушников. Однако, несмотря на это, он благодаря помощи Старца Арсения и монаха Иосифа (в настоящее время Старца монастыря Ватопед) каждую ночь совершал Божественную литургию.
Так предельно точно приснопамятный отец выполнял завет своего Старца: «Папа-Харалампий, брось свои хлопоты». Дерзну сказать, что, отец Харалампий совершал великие подвиги, следуя своему исхастскому распорядку, познавал духовные состояния, о которых мы знаем только лишь из житий великих святых.
Пламя непрестанной молитвы и Божественной любви, подобно халдейской пещи, горело, но не опаляло его сердца. На всю жизнь он запомнил утомительные всенощные бдения того времени, литургии, когда он очами своей утонченной души ясно созерцал Божественные Таинства и Того, Кто был «Приносяй и Приносимый» на святом жертвеннике — Самого Господа. Во время этих видений Старец пребывал в состоянии восхищения, его руки становились неподвижны, слова замирали на устах, растворяясь в потоке проливаемых слез. Литургия сильно затягивалась. Возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите», он сам переживал этот страх, ужасался, чувствуя свое недостоинство, видя живое присутствие воплотившегося Бога Слова, Который его руками преподается в таинственное ястие и питие сотрапезникам.
Его собрат, отец Иосиф, видя такое редкое духовное преуспеяние, неоднократно советовал отцу Харалампию поступить так, как делали многие святые отцы, то есть отказаться от ежедневного совершения литургии и всецело предаться подвигам. «Этот помысел, — говорил нам Старец, — часто приходил мне на ум, но я всегда отклонял его, говоря себе: „Так как мой Геронда, когда он еще был жив, не давал мне такого совета, то я сам боюсь предпринимать что- либо без его благословения"».
Но и такая его жизнь разве не была высока? Как своими неложными устами он сам мне рассказывал, часто, объятый сильнейшим огнем непрестанной молитвы, он не смыкал глаз и двое, и трое суток. Спал он по четыре-пять часов, отдавая тем самым необходимую дань бренному телу. Что касается пищи, то летом он сажал несколько кустов помидоров, которые потом давали ему ежедневное пропитание. В скоромные дни он делал салат, добавляя к своим помидорам немного масла, а в постные — просто ел их с хлебом. Питаясь таким образом, он посмеивался над «лукавым владыкой» — чревом.
Несмотря на то что отцу Харалампию было уже за пятьдесят, он ежедневно по благословению своего Старца делал по тысече земных поклонов, после которых совершал еще, как всегда по четкам, всенощное бдение, во время которого никогда не садился, но всегда стоял, подобно некоему столпу.
В это время он пережил много сверхъестественных состояний. Собирая от скитания и сосредоточивая свой ум, он вкушал дары чистой и нерассеянной молитвы. Часто ум опускался в сердце, составляя с ним одно целое. Конечно, для подвижников это не является чем-то редким, но для нас, не переживших ничего подобного, здесь было много непонятного. Объясняя это состояние, Старец говорил:
«Когда сильный магнит притянет к себе железо, тогда ты, даже прилагая максимум усилий, не можешь его оторвать. Так же и ум, когда обретет в сердце Царство Христово, то услаждается, влечется, притягивается им настолько сильно, что если в тот момент случится кому-нибудь тебя позвать, начнут стучать тебе в дверь, то ты, все слыша, не сможешь оторваться. Такое состояние длится столько времени, сколько соблаговолит Бог.
Иногда ум собирается, иногда напротив, расширяется. Собираясь, он возвращается снова в свое естественное состояние, однако подобно тому, как губка, напоенная благовонием и отжатая, продолжает сохранять аромат, которым буквально пропитаны все ее поры, то же случается и с умом, напоенным и пропитанным Божественным миром. Днем ты можешь заниматься рукоделием, работать в саду, что-то строить, однако твой ум, будучи глубоко напитан сладостью Божественного мира, если и не желает того, молится непрестанно, и часто из очей при одном только воспоминании о Христе или Божией Матери обильно истекают сладчайшие слезы.
Иной раз после чистой молитвы ум словно раскрывается, расширяется. Он теряет власть над самим собой, и его начинает направлять Святой Дух. Когда человек переживает это состояние, тогда он начинает понимать слова Писания и говорит: „Так вот что имел в виду апостол Павел, когда говорил: в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю».
Очевидно, что и сам отец Харалампий был не лишен восхищений в видения и откровения Господни.
Как-то раз один брат осмелился прямо спросить его:
— Геронда, вы когда-нибудь на молитве видели Христа?
— Что ты такое говоришь, дитя мое? Кто не видит на молитве душевными очами Христа, тот еще не научился молиться.
— Да, это я понимаю. Но я спрашиваю, видели ли вы когда-нибудь Господа и телесными очами?
— Знаешь, что значит воочию видеть Христа? Когда ты Его видишь, ты немедленно наполняешься неизъяснимой радостью. Однако тебя охватывает и неудержимый трепет, ноги сами подкашиваются, ты падаешь вниз лицом и, пребывая в состоянии восхищения непрерывно проливаешь потоки слез. Что еще можно сказать... ведь это явление Бога. И ты 'только удивляешься, сокрушаешься и непрестанно плачешь.
Таким образом, хоть и прикровенно. Старец рассказывал нам о своем богатом духовном опыте. Отвечая еще на один «хитрый» вопрос, он и яснее открылся:
— Геронда, мы читаем и слышим, что многие посредством демонских представлений, думая, что видят Христа, оказались в прелести.
— Дитя мое, я сам знал многих из этих прельщенных. Но хуже всего то, что ты не можешь избавить их от этой прелести.
— Но как мы можем узнать, что это действительно прелесть?
— Это может понять даже новоначальный. Прежде всего — по лицу, у прельщенных лица всегда какие-то дикие. Внутри у них полнейшая путаница и совершенный беспорядок. Они становятся такими жесткими, что годами не знают, что такое слезы.
Как ты в таком состоянии можешь любить Христа? Как ты взглянешь, хоть на кратчайший миг, на Его лик? Дитя мое, я не день и не два, а целых три месяца не мог остановить слез, которые текли непрерывно. Как ни стараешься, не можешь сдержаться, потому что сладчайший огонь любви пожигает всего тебя. Через три месяца слезы мало-помалу иссякают, но память хранит их вечно.
Иной раз, но не всегда, Старец видел очами души неизвестных ему людей и какие-то сцены из их жизни. Когда затем эти люди приходили к нам в келью, он подробно описывал им то, что с ними происходило.
Наглядные примеры самоотречения
Как-то раз, когда мы жили в Новом Скиту, я заметил, что мои ноги немного опухли. Испугавшись, иду к Старцу сказать ему об этом. Отец Харалампий, выслушав меня, слегка улыбнулся и сказал:
— Да, ты великий аскет! Чуть что — сразу пугаешься. Это все пустое, дитя мое. Эти отеки — результат долгого стояния на ногах. Показать тебе мои ноги?
Он закатывает штаны до колен, и.... что же открывается моим глазам? Вот когда я действительно перепугался, и было отчего. Обе его ноги распухли, и так сильно, что напоминали собой полные бурдюки, в которых хранят вино. Но это еще не все. Двумя пальцами отец Харалампий сильно надавил на опухшую ногу. Кожа легко поддалась, и на ноге остался след, две глубокие ямочки — следы пальцев. В ужасе я невольно воскликнул:
— Геронда, у вас что-то серьезное! Обратите внимание на свои ноги.
Старец спокойно отвечает:
— Не бойся, дитя мое. С того самого времени, как я стал монахом, у меня всегда такие ноги. Ничего страшного тут нет, это — результат долгого стояния. Другое меня немножко беспокоит, но и здесь нет ничего ужасного, Бог все управит.
— Что такое еще, Геронда?
— Когда я долго стою на ногах, у меня начинает болеть грыжа. Но и здесь есть выход из положения. Я крепко затягиваю пояс, грыжа согревается, и боль затихает.
Увиденное меня потрясло. Я был сильно поражен таким великим самоотречением моего Старца. Несмотря на то, что постоянно, вплоть до смерти ноги отца Харалампия всегда были опухшими, ему и в голову не приходило дать своему телу хотя бы немного покоя. Он до глубокой старости, пока еще были телесные силы, не оставлял своих целонощных стояний.
Необходимо добавить, что так же отец Харалампий поступал и с грыжей. На протяжении многих лет он лишь туго затягивал пояс и безропотно переносил боль, которая, как известно, от стояния на ногах всегда возрастает.
Напрасно многие близкие и даже врачи советовали ему сделать операцию. При длительном стоянии на ногах возникает опасность защемления грыжи, что может стать причиной смерти. Однако Старец в своих болезнях все свое упование с полным доверием возложил на Пресвятую Богородицу. Спустя много лет, движимый любопытством, я спросил папу-Харалампия:
— Геронда, как ваша грыжа?
На что Старец, как будто бы речь шла о совершенно обыденном, ответил:
— Она исчезла, дитя мое, я избавился от нее. Матерь Божия совершила чудо.
Поистине дивное исцеление, хотя отец Харалампий не считал его чем-то необычным и, если бы мы не спросили, так бы и не рассказал о нем. Почему? Да потому, что Старец всю свою жизнь, каждый день жил в окружении чуда.
Для людей, подобных ему, такие случаи не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. Одно чудо из многих. Господь знает, что делает. Если это полезно, Он исцеляет. Если не полезно, буди имя Господне благословенно. Я полагаю, что так думают совершенные.
Но для того чтобы оставить нам пример послушания и смиренномудрия, несмотря на то, что Старец на протяжении нескольких десятилетий не выезжал со Святой Горы, позднее он, согласившись с настойчивыми просьбами своих духовных чад, обратился и к услугам медицинской помощи, потому что и это тоже от Бога.
Я демон уныния
Однажды отец Харалампий рассказал нам следующую историю.
Как-то после многочасового утомительного целонощного бдения Старца со множеством земных поклонов и непрестанным стоянием на ногах искуситель не выдержал. Он стал громко стенать и голосить, как женщина, потерявшая своего ребенка.
С удивлением отец Харалампий поднимает свои глаза, и что же он видит! Некто ужасный, черный стоит возле его кельи. Когда первый ужас прошел и отец Харалампий пришел в себя, он мужественно спросил:
— Кто ты и что здесь делаешь в такое время?
И услышал ответ:
— Кто? Я демон уныния. Я тот, кто усыпляет под своими крыльями монахов. Но ты, негодный черноризец, опалил меня, ты опалил меня. Я ухожу, ухожу!
И после этих слов он стал невидим.