Блаженная кончина старца Иосифа (1959)
Так протекала духовная жизнь маленького братства, которое, согласно преподобному Иоанну Лествичнику, «есть земное небо». Этому, безусловно, способствовало присутствие современного богоносца, Старца Иосифа. Его пребывание в уделе Пресвятой Богородицы оставило неизгладимый след сильной личности, учителя, благодаря которому, несмотря на трудные времена, которые мы переживали, вновь была возрождена традиция исихазма. Это движение переживало свой расцвет в XIV веке, в эпоху великих исихастов, во времена же турецкого владычества оно пришло в упадок.
Однако этот великий исихаст нашего времени, прежде укротив великими подвигами свое тело, спешил достигнуть того, к чему он так горячо стремился. Любовь к Пресвятой Богородице распаляла сердце доблестного подвижника так, что, лобызая икону Матери Божией, с горячими слезами на глазах, объятый пламенным желанием, он просил: «Я больше не могу, не оставляй меня, не медли. Скорей возьми меня к себе».
Но тогда как отец Иосиф торопился обрести горячо желаемое им, перед глазами его чад в первую очередь возникала ожидающая их великая потеря и полное сиротство. Своими молитвами, как личными, так и литургическими, а также и человеческими средствами — прибегая к врачам, лекарствам и т. д., они старались его удержать. Однако вскоре ответ был получен. Пресвятая Богородица, как кажется, более склонилась к молитвам Старца, чем его чад. Он позвал всех к себе и в полном сознании объявил о решении свыше, указывая и на конкретную дату своего исхода.
Церковь, признавая главным господским праздником Святую Пасху, главным богородичным праздником безусловно считает праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот великий день Матерь Божия, как истинная мать, определила принять в Свои девственные объятия свое дитя.
Канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, 1959 год. «Трапезник, — рассказывает отец Харалампий, — готовился накрыть праздничную трапезу. Старец опережает его и говорит: „Сегодня я сам накрою на стол. Это будет последний раз, когда вы будете есть из моих рук“».
На следующий день, причастившись Святых Таин, отец Иосиф в полном сознании, однако не без некоторого беспокойства, ожидает часа своего исхода.
Он знает, что уже все совершилось. Надо только еще оставить чадам свое завещание — последние наставления. По порядку он подзывает к себе каждого из них. ‘ Подходит очередь отца Харалампия. Старец особо приглашает его к себе и говорит:
— Папа-Харалампий, ты меня слышишь?
— Да, слышу, Геронда.
— Брось свои хлопоты.
Папа-Харалампий делает Старцу поклон и отходит. Не успев выйти из комнаты — он снова слышит:
— Папа-Харалампий, иди сюда.
— Что вы хотите, Геронда?
— Брось свои хлопоты.
Еще поклон, и отец Харалампий идет к двери. Но слышит в третий раз:
— Папа-Харалампий, иди сюда.
— Что, Геронда?
— Ты слышал, что я тебе сказал? Брось свои хлопоты!
Эти слова, как завещание, отец Харалампий твердо запомнил на всю жизнь. Преподав последние наставления, святой Старец предал свою душу в руки Божии. Все его чада находились в глубокой печали. Однако пребывание с ними сподвижника и соратника Старца Иосифа — отца Арсения несколько смягчало горечь разлуки. Старец Арсений не обладал большим даром учительства, однако мог утешать молодых и немощных.
Самостоятельность членов братства и их взаимопомощь
Приснопамятный отец Иосиф, предвидя, что почти все его чада в будущем станут во главе больших братств, благословил, чтобы после его смерти они, держась советов Старца Арсения, жили независимо друг от друга. Таким образом, им была дана возможность на протяжении нескольких лет целиком посвятить себя аскетическим подвигам. Но между собой они продолжали иметь самое тесное общение и взаимопомощь.
Вот один пример их братского сотрудничества. Три брата — отец Ефрем, отец Харалампий и отец Иосиф — вместе спускали с гор бревна особого сорта дерева, из которых затем они изготовляли печати для просфор. В то время все работы приходилось выполнять вручную, станки появились значительно позже.
Сначала они пилой распиливали на куски толстые бревна. Затем на токарном станке с ручным приводом с помощью резцов заготовкам придавалась нужная форма, так что резчику оставалось лишь вырезать одни только буквы самой печати. Подумав, решили, что отец Харалампий, как Наиболее крепкий физически, будет заниматься изготовлением заготовок, двое остальных братьев будут непосредственно резать печати, а вырученные деньги будут делить поровну, на троих. С самого начала мой Старец был недоволен таким решением и чувствовал, что с ним поступили не совсем справедливо. Однако за послушание он старательно выполнял год или два свою часть работы. Остальные братья, считая распределение труда вполне справедливым, были спокойны.
Как-то раз отец Харалампий подумал: «Да, послушание — это, конечно, хорошо. Но интересно бы узнать, сознательно или нет, братья поступают со мной несправедливо? Дай-ка я их проверю». Итак, он говорит:
— С сегодняшнего дня пусть заготовки для печатей каждый делает для себя сам.
— Но почему?
— Вы что же, хотите, чтобы я забыл наше рукоделие? Я тоже хочу резать печати.
Поняв, что он прав, отцы согласились. На следующий день все трое стали делать заготовки. Отец Харалампий быстро сделал десять штук и стал резать из них печати. Пока остальные только-только успели сделать по десять заготовок, у него уже и печати были вырезаны и еще осталось время для других занятий.
На следующий день братья вырезают печати из сделанных ими накануне заготовок. Они еще не закончили свою работу, как Харалампий уже успел сделать еще десять заготовок, размягчить их и вырезать печати. Проходит он возле кельи отца Иосифа и шутливо говорит:
— Чем занимаешься, брате?
— Вот, с самого утра работаю над этими печатями.
— Сколько уже сделал?
— Вчерне я уже все вырезал, теперь прохожу по второму разу (то есть сделал примерно две трети работы).
— Что ты говоришь? А я уже успел новые заготовки сделать, и печати из них уже час назад как вырезал, а ты, значит, только еще вчерне закончил?
— Ты это серьезно?
— А ты что думаешь, я лгу?
— Да, отец, тогда мы с тобой поступали несправедливо. Тебе надо было отдавать большую часть выручки.
— Спасибо, но пусть лучше это пойдет на общую пользу, ведь мы же братья. Только, если это возможно, благословите, чтобы впредь каждый сам для себя делал заготовки и резал печати.
С этого времени каждое утро за два часа отец Харалампий успевал вырезать по десять печатей, а затем до полудня занимался другими необходимыми работами по келье. Иногда в это время он принимал исповедь и довольно часто, когда отец Ефрем был в отъезде, ходил исповедовать братию монастыря Святого Павла.
Когда позднее мы купили электрические инструменты, то, как вы думаете, сколько печатей он успевал сделать да день? Вот что рассказывает он сам:
— Когда у меня появились послушники, то я решил научить отца А. делать для нас заготовки для печатей. Он освоил эту науку, но за день с трудом успевал сделать десяток заготовок. К счастью, когда к нам пришел отец Савва, то он стал делать в день до восьмидесяти заготовок,
— Хорошо, а вы, Геронда, сколько успевали сделать за день?
— Э-э...., что на меня смотреть. Сказать тебе... я успевал сделать... триста.
Надо отметить, что в то время изготовление печатей было нашим основным, доставляющим средства для существования, рукоделием. Поэтому мы в обязательном порядке все вместе за день вырезали до тридцати печатей.
Старец-духовник
Однажды, вследствие какого-то недоразумения, молодые монахи монастыря Дионисиат (в те годы в святогорских братствах и без того было совсем немного молодежи) собрались навсегда покинуть свою обитель. Отец Харалампий как духовник уже имел некоторую известность, и они, ища поддержки в своем намерении, пришли к нему. Кажется, что сам святой Предтеча направил их к нам. Старец принял братьев, но после беседы с ними и строгого вразумления они... повесив головы, вернулись назад в свой монастырь.
Отец Гавриил, известный дионисиатский игумен, увидев их снова в монастыре, спросил, что стало причиной их возвращения? Узнав, что их направил назад духовник из братства отца Иосифа, этот мудрый игумен на следующий же день идет в Новый Скит. Поблагодарив отца Харалампия за поддержку, он предложил ему официально стать духовником монастыря Дионисиат. Старец отказался и был неумолим. Видя его непреклонность, мудрый игумен сказал:
— Принеси мне епитрахиль, я прочитаю тебе разрешительную молитву.
Старец становится на колени, наклоняет голову, игумен накрывает его епитрахилью и говорит:
— Вот я, возложив себе на выю эту епитрахиль, повелеваю тебе, за послушание, с сегодняшнего дня вступить в должность духовника нашей святой обители.
Так и случилось. Кто не боится епитрахили? Духовник же, знающий ее ценность, просто благоговеет перед ней. Поэтому отец Харалампий, отбросив все возражения, ответил:
— Благословите, Геронда. Воля Божия да будет.
С тех пор на протяжении многих лет, пока наше братство в 1967 году не переехало в келью хиландарского монастыря Буразери, Старец нес послушание духовника монастыря Дионисиат.
Когда в 1965 году я поступил в братство, нас посетил один из образованных монахов монастыря Ксенофонт с письменной просьбой к отцу Харалампию стать духовником и этой обители. Старец поначалу отказывался, но в конце концов, побуждаемый настойчивыми просьбами, согласился.
Очень скоро отец Харалампий как духовник стал хорошо известен не только на Святой Горе, но и за ее пределами. Каждый день к нему приходили монахи со всего Афона, многие приходские клирики и миряне. Старец не был обыкновенным духовником. Благодать вязать и решить, безусловно, имеют все священники, но с этой благодатью отец Харалампий сочетал и другие духовные дарования. Дерзну сказать, что каждому, кто приходил к нему на исповедь, он отдавал частицу самого себя. Когда было надо, он бывал и строг, но скорее его отличали снисходительность, сочувствие и редкая способность утешить. Часто Старец бывал настолько мягок, что, чтобы хоть как-то облегчить душу ближнего, брал на себя тяжесть его проступка.
К себе отец Харалампий был очень строг, но, слыша, что монах говорит ему: «Геронда, у меня нет сил выполнять монашеское правило», — он всегда находил приемлемый для брата выход из положения:
— Не можешь делать сто пятьдесят земных поклонов, делай сто.
— Не могу и сто.
— Ну, тогда по четкам совершай дополнительно еще двенадцать сотниц, а вместо поклонов просто осеняй себя крестным знамением.
— И это тяжело, Геронда.
— Ну, тогда давай, пока ты не укрепишься, я за тебя буду выполнять правило. Ты только ходи на службы и выполняй свое послушание.
Этот прием с немощными отец Харалампий применял довольно часто, и надо сказать, что в большинстве случаев — успешно. В конце концов человек начинал чувствовать угрызения совести: «Духовник здоровый, крепкий человек, но ведь стыдно то, что он за меня кладет поклоны».
С одним братом случилось несчастье — он стал бесноватым. Старец, зная, что сей род изгоняется только молитвою и постом, желая поддержать болящего, постился вместе с ним, в то время когда не было поста, на протяжении сорока дней, воздерживаясь даже от растительного масла. Кроме того, он каждый день проводил отчитку, молился по четкам, служил молебны, сорокоуст, подвизался и страдал вместе с братом, пока последний не исцелился от своего недуга.
В другой раз, уже в Буразери, один брат, не знаю, что послужило этому причиной, стал бесноватым. Он был абсолютно невыносим, и все говорили, что единственное решение — это заключить его в дом умалишенных. Однако отец Харалампий литургиями, отчитками, молитвой по четкам и т. д. изгнал беса из брата.
Не раз Старец приходил на помощь кающимся, когда те затруднялись исповедовать свои смертные грехи. Когда я еще был новоначальным монахом, нас посетил некий священник, которого по его неосторожности постигло одно тяжелое искушение, так что еще немного, и он попал бы под запрет и лишился сана. Началась исповедь, он стал краснеть, хотел что-то сказать, затем умолк, начал говорить снова, но... все напрасно.
Тогда Старец, предваряя его, говорит: «Чего ты стыдишься? Ведь ты же не стремился к этому, дитя мое? Это было тебе попущено за твою гордость и невнимательность. Не диавол ли устроил для тебя ловушку посредством той женщины, которая была одета во что- то красное? Не она ли хотела во чтобы то ни стало угостить тебя у себя дома? Хорошо бы она тебя угостила! Тебе повезло, что она до этого не дошла... Вот тебе небольшая епитимия, и впредь будь осторожен». Выходит иерей из исповедальни и говорит сам себе: «Что это за человек? Все видит. Для него не существует расстояний».
Из любопытства я спросил отца Харалампия, что случилось, и он ответил: «О том, что было на исповеди, не говорят, но поскольку все это не он мне, а я ему рассказал, то скажу тебе, что еще до того, как этот священник приехал сюда, я уже знал о том, что с ним произошло».
Старец-учитель
Выслушав исповедь, отец Харалампий не ограничивался одним только прочтением разрешительной молитвы. «Уклонися от зла и сотвори благо» — говорит пророк Давид. После исповеди подобно лекарству следовало соответствующее наставление. Женатым он говорил о важности добрых отношений между супругами, о правильном воспитании детей, регулярном хождении в храм, исповеди. Святом Причащении, о соблюдении постов и т. д. Очень строг Старец был в отношении абортов, которые считал хладнокровным убийством, убийством беззащитных созданий. Греховным он полагал и сознательное нежелание супругами иметь детей. Пользующихся для этой цели различными медицинскими средствами он считал недостойными Святого Причащения. «Бог, — говорил он, — знает, кому сколько детей дать, и сколько ни даст, Сам будет заботиться о них».
Стоит еще сказать несколько слов и о ПЕФП (Организация помощи многодетным семьям). Отец Харалампий не только молился об успехе ее работы но и вносил в кассу фонда щедрые вклады. Об этом нам рассказывали многие члены этой организации.
Причину несчастливых браков и распадов семей приснопамятный Старец видел в удалении от Церкви и от ее Святых Таинств. «Христианин, который не ходит в храм, не молится, не исповедуется, не приобщается Святых Тайн, подобен неогороженному винограднику, ворота которого постоянно распахнуты. Туда свободно входят воры, то есть демоны, и чувствуют себя там полными хозяевами».
Один человек на исповеди сказал отцу Харалампию, что супруга стала его чуждаться, питать к нему какое-то отвращение, хотя никакого повода для этого не было. Дошло до того, что она захотела забрать детей и уйти от него. Несчастному супругу кто-то сказал, что один завистник их семьи, желая переманить к себе его жену, прибег к ворожбе. Не зная, как поступить, он Спросил:
— Неужели, Геронда, существует на свете колдовство? Неужели оно может принести людям столько зла?
— Существует? Да сколько хочешь. Но на кого оно действует? На того, кто в момент искушения окажется безоружен.
— Я не совсем вас понял, Геронда.
— Безоружен тот, кто далек от Церкви, кто не имеет общения со Христом, не молится, не приступает к Божественным Таинствам исповеди и Святого Причащения. Если хочешь, почитай житие святого Киприана, и ты увидишь, как этот величайший из колдунов смирился перед юной девицей Иустиной. Когда он понял, что христианам колдовство не вредит, то совершенно оставил демонов и свою магию. Киприан стал христианином и был так горяч в вере, что вместе с Иустиной принял мученическую смерть за Христа.
Тот факт, что твоя супруга не решилась тебя бросить, означает, что вы не совсем безоружны. Но для того чтобы это искушение прошло, надо подвизаться еще больше. Дай мне имя твоей супруги, я буду отдельно поминать ее на литургии, а также каждый день буду молиться за вас по четкам. Но и от тебя кое-что потребуется. Ты должен будешь молиться за себя и за свою жену, а также регулярно причащаться. Если супруга начнет подражать тебе, тогда все в порядке, считай, что ты вернул ее, в противном случае проси себе у Бога терпения, пока Он Сам не исправит ее. А ты соблюдаешь посты?
— Ну, немножко.
— Из этого «немножко» нужно сделать много. Сможешь ты по средам и пятницам не есть растительного масла?
— Не знаю, Геронда, у меня очень тяжелая физическая работа.
— Рассказал бы я тебе, чем мы здесь занимаемся. Какая у нас здесь работа, легче ли она, чем у тебя... Но хорошо, если не можешь, то ешь с маслом, но больше никаких послаблений. Перед причастием же в пятницу ешь пищу без масла, и в субботу причащайся. Нужно приступать к Святым Тайнам по крайней мере раз в две-три недели. Если бы ты смог, то я посоветовал бы тебе причащаться еще чаще. Мы здесь приступаем к Божественному Причащению три-четыре раза в неделю.
Случаев, подобных вышеприведенному, было немало. Многие семьи благодаря вмешательству отца Харалампия избежали распада. Его простые, но мудрые советы вернули им утраченные единство, мир и взаимную любовь.
Один человек рассказывал Старцу:
— Геронда, я не знаю, как объяснить то, что со мной произошло. Я полюбил свою будущую супругу, и мы поженились. Сначала мы жили как в раю. А теперь... не знаю, что со мной случилось, но я не могу ее видеть. Какое-то чувство противления, антипатия, неприязнь. Когда она смотрит на меня, у меня появляется такое ощущение, как будто я вижу перед собой врага. Жизнь стала сплошным адом. Как быть? Подать на развод?
— На развод? Ты понимаешь, что говоришь? Дитя мое, ты знаешь, что брак — это одно из семи таинств нашей Церкви? Что ты обещал перед Богом вместе со своей женой до смерти нести узы супружества? Или, может быть, ты венчался в шутку, как артисты на сцене?
— Хорошо, Геронда, но почему же тогда каждый день столько семей подает на развод?
— Что тебе сказать? Если большая часть людей сойдет с ума и их вера есть не что иное, как мода, тогда что... и мы тоже должны идти вслед за ними? То есть, если мир со своей модой решил пойти в преисподнюю, то и мы во что бы то ни стало должны отправиться туда же? Ты сейчас говоришь, что твоя жизнь — сущий ад. Так что, если ты окажешься в том ужасном, вечном огне, который пожигает прелюбодеев, блудников и всех нарушивших супружеский союз то там ты не найдешь для себя ничего нового.
— Что же мне делать, Геронда?
— Неужели не понятно, что все происходящее с тобой — это диавольские проделки? Ты оставил какое-то «окошко» открытым, вот враг и заскочил.
Дав, подобно лекарствам, этому человеку необходимые наставления, Старец проводил его, напоследок сказав:
— Хотелось бы, чтобы в скором времени ты снова приехал сюда. А пока я буду ежедневно поминать вас с женой на литургиях и молиться за вас по четкам.
Молодой человек последовал советам отца Харалампия. Скоро он приехал к нам назад с радостным известием, что он наконец-то прозрел. С этого времени к нему, по молитвам Старца, вновь вернулись прежняя любовь и уважение к своей супруге.