Литургическая практика пещер Малой Святой Анны
После своей иерейской хиротонии папа-Харалампий неизменно около полуночи совершал Божественную литургию. Ежедневное принесение Бескровной Жертвы он никогда не оставлял вплоть до старости, когда этому стали препятствовать телесные немощи.
Даже став игуменом монастыря Дионисиат, он ежедневно с частью братии уходил в отдельный придел, чтобы спокойно, как он привык, совершить Божественное Тайнодействие, всегда поминая множество имен людей, как живых, так и почивших.
На всю жизнь он сохранил самые светлые воспоминания об умилительной церковке Малой Святой Анны. Почти каждый день он так живо ощущал там таинство, что без частых остановок от проливаемого множества слез не мог совершать богослужение. Особенно это относилось к дню Христова Воскресения. По великим праздникам нашей Церкви, особенно в дни Страстной седмицы и на Пасху, монахи каждого святогорского скита собираются в так называемом кириаконе, где все вместе торжественно совершают праздничные богослужения. По этой причине отец Иосиф всегда посылал своих монахов в кириакон Святой Анны. В келье оставались лишь Старцы Иосиф и Арсений и, в качестве служащего священника, папа-Харалампий.
Как рассказывал сам мой приснопамятный Старец, от «Благословенно Царство...» и до самого отпуска присутствие Христа и Пресвятой Богородицы в храме было так живо, так явно ощутимо, что у всех нас из глаз непрестанно текли слезы, и из-за рыданий служба прерывалась частыми остановками. Мы не просто Праздновали, но жили этим, получали великое наслаждение от переживания присутствия Воскресшего Христа и Его Пречистой Матери.
Когда после службы я исповедовался своему Старцу и рассказывал ему о том, что я видел умными очами души и что чувствовал, то он уверял меня, что то же самое переживал и он сам, и Старец Арсений, и добавлял: «То, что мы переживали, дитя мое, это только лишь часть той безграничной радости нашей Богородицы, которую она почувствовала, увидев воскресшего Христа. Эта бесконечная радость, по милосердию Пресвятой Богородицы нашей Матушки, изливается и на нас, недостойных чад ее».
Глава третья: Новый Скит — блаженная кончина старца Иосифа
В новый скит. 1953-1967
После поступления в братство отца Иосифа монаха Феофила из Нового Скита по его предложению великий Старец решает на какой-то срок, для пробы, переехать в прибрежный, расположенный неподалеку от Малой Святой Анны, Новый Скит.
В 1953 году монастырь Святого Павла, владеющий землей скита, находящийся в то время под управлением приснопамятного игумена отца Серафима, с большой радостью предложил Старцу участок возле скитской башни с расположенными на нем четырьмя кельями. Таким образом наше братство, состоявшее из семи человек, перебралось в Новый Скит. Здесь к нам присоединились еще трое местных скитских монахов, и теперь нас было уже десять человек.
В это время монах Ефрем, самый молодой по возрасту, но первый по монашескому постригу, был рукоположен во иеромонахи. Поэтому для богослужебных нужд братства были построены два домовых храма. Первый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, там жил и служил папа-Ефрем. Второй храм был посвящен Рождеству Иоанна Крестителя, при нем поселился и стал совершать богослужения папа-Харалампий.
Духовная жизнь братства шла своим обычным порядком. Всенощное бдение, ежедневная Божественная литургия, послушание, работа, рукоделие, непрестанна я молитва и т. д. До самой преподобнической кончины Старца Иосифа братство, подвизаясь согласно исихастским традициям, жило жизнью общежития. Общая касса, общая трапеза и т. д. Но незадолго до своей кончины приснопамятный Старец благословил, чтобы после его смерти каждый из его чад жил отдельно, имея, таким образом, возможность собрать около себя свое собственное братство.
Рукоделием, дающим средства для пропитания, оставалась резьба печатей для просфор. Однако, поскольку нужда опять заставляла заниматься строительными, реставрационными и другими работами, рукоделию уделялось только оставшееся от этих трудов время.
Монахи Афанасий и Иосиф без устали ходили по монастырям, выполняя различные работы и получая за это в качестве платы материалы, необходимые для строительства и ремонта келий. Один брат начал заниматься рыбной ловлей, обеспечивая братскую трапезу рыбой и морепродуктами.