Плод послушания. Вступление во святилище умной молитвы
Вслед за проявлениями такой постоянной готовности и совершенного послушания не замедлили, как и предсказывал Старец, появиться и прекрасные плоды Святого Духа.
Христос говорит: «Кто любит меня, тот соблюдает слово мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Постоянством в Непрестанной молитве, утомительными целонощными стояниями, ежедневным омовением горячими слезами ум мужественного подвижника постепенно очищался так, что он, по примеру своего Старца, уже стал способен к многочасовой нерассеянной молитве. Тогда молитва очень часто прекращается. А ум, который Обычно, подобно коню, сам движется куда пожелает — бездействует и направляется туда, куда его ведет некий всадник, иная сила — пришедший Святой Дух. Иной раз подвижник видит себя будто бы ничтожно малым, Так что он, как кажется, без труда может пройти сквозь ушко иглы. Но вместе с этим его ум расширяется, простирается по всей ширине небес, возносится аще в тепа, не вем, аще ли кроме тела, не вем небесными восхождениями и вкушает наслаждения в небесных селениях их же око не виде, и ухо не слыша.
Когда на исповеди этот делатель послушания рассказал о полученных им новых опытах великому Старцу Иосифу, тот с восхищением воскликнул: «О, блаженное послушание, послушание и еще раз послушание! Тебе безусловно принадлежат все скипетры. Дитя мое, мы со Старцем Арсением пролили многие реки крови для того, чтобы вкусить эти небесные блага. Ты же одним только усердным деланием послушания сподобился равной с нами благодати. Иного пути, более легкого и прямого, не существует».
Пример еще одного делателя послушания
«И период сбора лесных орехов наш Старец, — рассказывает папа-Харалампий, — всегда посылал двух братьев, Афанасия и Иосифа, в монастырь Каракал. Они помогали при сборе и приносили с собой, в качестве благодарности за помощь, какие-то необходимые для нашего братства продукты. Однажды, в нарушение установившегося правила, Старец говорит мне: „Дитя мое, отправляйся помогать нашим братьям, они сейчас собирают орехи"
Уже на следующий день я был в Каракале, Первый раз мне пришлось собирать лесные орехи, но, как впоследствии оказалось, эта работа была очень благодарной. Механически собираешь фундук, а ум, не отвлекаемый работой, сосредоточивается в непрестанной молитве. Но, как часто бывает, когда собирается много народа, начинаются разговоры, шутки, смех и т. д., чтобы день прошел быстрее. Для тех, кто не знает, что такое молитва (главным образом это касается мирян), день, полный шуток и каламбуров, проходит очень легко. Но когда обретен навык непрестанной молитвы, тогда от всего этого не только приходишь в расстройство, но ум невольно склоняется к осуждению других, или же начинает вкрадываться гордостью, считая, что ты занимаешься, в отличие от всех остальных, чем-то более возвышенным.
Нечто подобное, как с новоначальным монахом, чуть было не случилось и со мной. Но монах Иосиф из нашего братства понял грозящую мне опасность и, чтобы предупредить ее, сказал: „Иди сюда, я покажу тебе настоящего подвижника". Подходим мы к одному монаху, который во время работы ни с кем не разговаривал, а непрестанно творил молитву. Я говорю отцу Иосифу: „Да, наверняка он уже имеет некое духовное преуспеяние. Кто он такой? “— „Это отец Евфимии, киприот, он послушник одного строгого Старца с Керасеи. — „Отец Иосиф, как ты считаешь, может быть подойти к нему, чтобы услышать от него какое-либо слово назидания?" — „Он редко вступает в разговор, но если хочешь, попытайся"
Подхожу ближе, здороваюсь, он жестами отвечает на мое приветствие и продолжает работать. Я говорю:
— Отец, прошу тебя, скажи мне, новоначальному монаху, какое-либо слово назидания.
Он молчит. Я повторяю свою просьбу во второй и третий раз. Наконец он сказал:
— Хочешь стяжать молитву? Хочешь стяжать Христа? Вот здесь, рядом с теми, кто вместе с нами работает, ты все это найдешь. Слышишь, как они пустословят, шутят, смеются? Насколько можешь, будь очень внимателен, чтобы с одной стороны не подражать им, а с другой — не говорить себе „Боже мой, что это за люди…” и не осуждать их. Молчи, как будто ты работаешь в полном одиночестве, и постоянно твори молитву. Тогда ты увидишь, как можно преуспеть в молитвенном делании здесь, во время работы в этих горах, когда трудишься практически до полного изнеможения.
Да, этот урок я никогда не забуду. Но однажды, когда мы жили уже в Новом Скиту, я запамятовал о нем, и случилось несчастье. Как-то раз Старец послал меня на один из больших праздников в монастырь Святого Павла, чтобы я там служил. Захожу в алтарь — много священников. Я присел в уголке и с горячим усердием творил молитву так хорошо, что вскоре почувствовал настоящее духовное ликование. Однако вместе с этим до моих ушей доносился шепот. Это по двое, по трое разговаривали священники. О чем они говорили, я не ведаю, но, сам не зная, как, я принял помысел осуждения. „Ну и ну, — говорю сам себе. — Столько радости доставляет душе эта простая Иисусова молитва, а они, за своими разговорами, полностью ей пренебрегают"
Враг только того и ждал. Теплота и сладость молитвы уходят, и тут же на ее место приходит такой внутренний холод, такой мороз, что я уже не мог творить молитву даже устами. Немедленно пришло осознание своей ошибки, но епитимия продолжалась. На протяжении всего всенощного бдения я чувствовал в себе холод и сухость. Утром возвращаюсь к Старцу и со слезами и рыданиями рассказываю ему о своем падении, прося о врачевании. И снова отец Иосиф, полный сострадания, заключает меня в свои объятия, утешает и обещает, что, раз я осознал свою ошибку, то огонь молитвы очень скоро во мне возгорится вновь. И действительно, уже на следующую же ночь ко мне вернулось все, что было, как казалось, утеряно безвозвратно».