Глава первая: молодые годы. Божественное призвание
Вместо предисловия
Вступление
Часть первая: жизнеописание
Глава первая: молодые годы. Божественное призвание
Родина Харалампия
Геноцид в Понте
Свадьба Леонида
Спасение Леонида от кораблекрушения
Пример великого целомудрия
О вере и милосердии
«Окрест трапезы твоея»
Возвращение на землю отцов
Харалампий
Образец целомудрия юного Харалампия
Занятия в свободное время
Сторонник старого стиля. Благочестивый простец Илья
Духовные трудности Харалампия
История с участниками националистического движения. Болгарский плен (1941)
Чудесная помощь святого великомученика Георгия
Возвращение домой. Леонид на коленях перед иконами
Обеты
После плена
Праведная смерть Леонида. Харалампий — кормилец семейства
Харалампий подражает святому Дионисию Эгинскому
Новые препятствия
Глава вторая: первые брани — монах — иеромонах
Святая Гора. Пещеры малой святой анны, 7 июля 1950 года
Отец Афанасий. Первое разочарование
Новое впечатление, обратное первому
Первые испытания
Первые уроки
Первые перемены в послушнике Харалампие
Горячая любовь к Богу угашает любовь к родителям
Ад мрачной пещеры прелагается в рай
Монашеский постриг и священство
Ежедневный распорядок братства
Ежедневная брань папы-Харалампия
Возвращение к первым браням. Переменный успех
Неподъемная бочка. Чудо послушания
Плод послушания. Вступление во святилище умной молитвы
Пример еще одного делателя послушания
Божественное таинство веры в Старца - восприемника
Отец Харалампий, каким он был
Литургическая практика пещер Малой Святой Анны
Глава третья: Новый Скит — блаженная кончина старца Иосифа
В новый скит. 1953-1967
Рыбак дедушка Янис и его лодочка
Блаженная кончина старца Иосифа (1959)
Самостоятельность членов братства и их взаимопомощь
Старец-духовник
Старец-учитель
Наставления Старца о непрестанной умной молитве
Брось свои хлопоты. Прекрасные плоды
Наглядные примеры самоотречения
Я демон уныния
Отец Харалампий в тонком сне видит своего почившего Старца
Мое первое знакомство. Первые члены братства
Простой и бесхитростный Петр
Формирование братства
Переживание таинства Божественной Евхаристии. Уроки Старцев Нового Скита
Молитва за ближних
Старец - духовник клириков и монахов
Несчастный монах, не желавший жить в послушании
Глава четвертая: Буразери. В монастыри
В большие кельи
Отец Феоклит. Его книга «Афонские беседы»
Губернатор Святой Горы
Церковная школа «Афониада»
Еще одно удивительное происшествие
С горящим пламенем молитвы
Благодать Старца ощутимо передается и его чадам
Прельщенный подвижник
Лекция о Святой Горе. Пополнение святых обителей
Из хиландарской кельи Буразери - в монастыри
Переселение в монастырь Ксенофонт (1975)
Глава пятая: игумен монастыря Дионисиат. Блаженная кончина
Переезд в монастырь Дионисиат
Монастырский распорядок
Ежедневные Божественные литургии
Деятельность Старца по управлению монастырем Дионисиат
Последний «экзамен»
На подворье Моноксилит
Блаженная кончина
Перенос тела почившего в храм святителя Нектария
Последнее пристанище
Часть вторая: учение
Глава первая: об умной молитве
Беседы об умной молитве
Беседа первая
Беседа вторая
О молитве вообще. Свидетельства духовных чад Старца
Письма об умной молитве
Письмо
Письмо родственнику
Победитель уныния
Глава вторая: о Божественной Евхаристии
Таинство Божественной Евхаристии
Условия приобщения Святых Таин
Беседа о частом причащении
Глава третья: о милостыне
Часть третья: воспоминания свидетельства духовных чад
Слово Преосвященнейшего Христофора, епископа Андидского
Праведного величание - отрада и утешение души
Кем был для нас папа-Харалампий
Заключение
Молитва
Его Преподобию монаху
Иосифу, возлюбленному
о Господе сыну нашей
мерности, благодать
и мир от Бога Отца.
С отеческой любовью мы узнали о благом намерении Вашего Преподобия составить и опубликовать жизнеописание незабвенной памяти архимандрита Харалампия, бывшего игумена священной ставропигиальной обители преподобного Дионисия на Святой Горе.
Мы искренне приветствуем это боголюбивое старание явить православному миру одного из современных столпов святогорского монашества, проведшего всю свою жизнь в молитвах, посте, послушании, девстве и самоотречении. Отец Харалампий навсегда останется в нашей памяти как благой и ревностный делатель Евангелия воплотившегося нас ради Сына Божия. Благословляя настоящее издание, мы молимся, чтобы преобразившийся во славе на горе Фаворской пред святыми Своими учениками и апостолами Христос просветил светом Своего преображения как всех подвизающихся на Святом Афоне преподобнейших иеромонахов, монахов, послушников, так и боголюбивых читателей этой книги.
Покров Пресвятого и Живоносного Гроба Христа Спасителя, наши отеческие молитвы и Патриаршее благословение да пребудут с Вами.
Святой Град Иерусалим, 2002 года, месяца августа 21 день.
Теплый молитвенник о вас ко Господу
Ириней I,
Патриарх Иерусалимский
Вместо предисловия
Старец Харалампий, как и я, был чадом блаженного Старца Иосифа Пещерника. По его молитвам приснопамятный отец Харалампий сподобился многих дарований Святого Духа.
За свое искреннее и чистое послушание он, человек простой, сподобился великой благодати. Великий наш Старец отец Иосиф очень любил отца Харалампия за эту простоту, незлобие и искренность его души. Он даровал ему всеохватывающую духовную силу и умную молитву. Смотря на него, я, наималейший в духовной жизни и самый младший по возрасту в нашем братстве, поражался его столь стремительному восхождению по ступеням духовной жизни. За это я его чрезвычайно любил. Душа отца Харалампия сияла от преисполняющей ее благодати.
Верю, что молитвами Старца Иосифа, нашего великого святого, Господь милости и щедрот сопричтет почившего к Своим избранным рабам.
Возлюбленный мой брате, отче Харалампие, поминай и нас, оставшихся твоих братьев — возлюбленного нашего Старца Иосифа (Ватопедского) и меня, окаянного. Моли Творца и Бога нашего, дабы не остаться нам вне братства небесного. Аминь.
Архимандрит Ефрем,
монастырь святого Антония,
Аризона, США
Вступление
В свое время настоятельная нужда подвигла меня, недостойного, к описанию удивительной жизни Старца Арсения, редкого подвижника и соратника известного великого исихаста наших дней Старца Иосифа Пещерника.
Настоящая книга посвящена истинному духовному сыну упомянутых выше Старцев, родному племяннику и крестнику отца Арсения — отцу Харалампию.
По неизреченной Милости Божией на протяжении тридцати пяти лет я удостоился жить рядом с ним, находиться у него в послушании и быть его учеником. Неоплатный долг перед ним побуждает меня запечатлеть на бумаге его необыкновенную жизнь — назидательный пример того, что и теперь непреложны и действенны слова Апостола: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Однако есть и другая причина. Удивительные жизнеописания великих подвижников наших дней служат еще одним подтверждением истинности сверхъестественных дарований великих святых- нашей Церкви.
Порой в некоторых из нас при чтении о подвигах и бранях древних преподобных отцов закрадываются сомнения, и мы говорим: «Но ведь лично мы этого не видели». Мы сомневаемся и в высоте жизни, и дарованиях живших совсем недавно, современных нам подвижников, говоря: «Это было только в прежние времена.
Тогда все было по-другому, и люди могли совершать такие подвиги. В наше же время это невозможно». Говоря так, мы пытаемся заглушить голос совести, ищем оправдание для своей лености и нежелания вести духовную борьбу.
Однако искренне стремящиеся к духовной жизни во Христе знают, что и в наши дни написано множество книг, рассказывающих об удивительной жизни и чудесах современных нам поистине святых подвижников нашей Церкви.
В дальнейшем я предоставлю благочестивому читателю самому судить, можно ли присоединить к сонму современных великих отцов - святогорцев приснопамятного моего Старца отца Харалампия. Душа его перешла в горние обители, а его священные мощи упокоеваются до дня всеобщего воскресения в братской усыпальнице монастыря среди останков всех прежде почивших дионисиатских отцов.
Настоящая книга составлена на основе бесед и рассказов самого Старца, свидетельств близко знавших его лиц: его духовных чад — как монахов, так и мирян. В диалогах я, по возможности, попытался сохранить характерные особенности речи отца Харалампия,
Пользуясь случаем, я испрашиваю прощения за те недостатки, которые, возможно, были допущены мной при написании этой книги, в первую очередь у моего блаженного Старца, его духовных чад и всех благочестивых читателей. Настоящий труд представляет собой главным образом мои собственные воспоминания о тех тридцати пяти годах, которые я прожил рядом с отцом Харалампием. Первое время я считал себя неспособным описать жизнь такого великого человека, поскольку знал, что многие другие его чада в большей степени обладают даром слова и писательским талантом. Но после публикации книги о Старце Арсении многие из близко общавшихся с отцом Харалампием весьма уважаемых людей стали просить меня о том, чтобы я приступил к написанию еще одного труда. Удовлетворяя их просьбы, я прошу у всех молитв об успехе этого нелегкого начинания.
Наконец, считаю своим настоятельным долгом поблагодарить всех, кто помогал мне, предоставляя материалы для создания этой книги.
Часть первая: жизнеописание
Родина Харалампия
Апостол Павел в своем Послании к Римлянам пишет: «Аще ли начаток свят, то и целое: и аще корень свят, то и ветви».
Мой приснопамятный Старец отец Харалампий, в миру Харалампий Галанопулос, родился в благословенном Понте. Его благочестивых родителей звали Леонид и Деспина.
Как мы читаем в житиях святых нашей Церкви, весьма многие из прославленных угодников Божиих родились у святых родителей. Поэтому я посчитал своим долгом в общих чертах описать корень этого дерева, то есть благочестивых родителей Харалампия.
Надо отметить, что и они в свою очередь происходили от другого святого корня: Леонид был чадом благочестивых родителей Димитрия и Сотирии. Двое детей из этой многодетной семьи подвизались в лике монашествующих: Анастасий, впоследствии монах Арсений, известный сподвижник великого исихаста наших дней Старца Иосифа, и Парфена, ставшая затем монахиней Евпраксией — ученицей великого благодатного подвижника с Эгины отца Иеронима. Леонид с малых лет, как он сам рассказывал, также имел сильное желание стать монахом. Но... Промысел Божий судил иначе.
Геноцид в Понте
Прославленный греческий народ Понта перенес безмерное количество невыносимых бед и страданий от поработивших их турок. Опасность угрожала не только благосостоянию людей, но и самой их жизни. Единственной возможностью для понтийцев оставаться на своей родине было отречение от православной веры своих отцов.
Оказавшись перед этим выбором, родители Леонида, как и весьма значительная часть греков, предпочли лучше лишиться своего имущества и даже родины, нежели веры.
Вследствие этого в 1880 году состоялось массовое переселение понтийцев на единоверную им российскую территорию. Родители и родственники Леонида вместе с другими греками Понта поселились в сельскохозяйственном районе близ Екатеринодара, где продолжали жить согласно традициям своих отцов, примерно так же, как они жили и до того, занимаясь земледелием.
Свадьба Леонида
Несмотря на то, что в Леониде с юных лет зрело стремление к монашеству, его родители, не подозревая об этом, озаботились его женитьбой.
Им обоим постоянно приходила на ум мысль об одной скромной девушке. Кроме замечательной внешней красоты эта девушка еще более была украшена внутренними добродетелями: послушанием, почтительностью к старшим, целомудрием, трудолюбием, смирением и любовью.
По договоренности с родителями девушки в доме Деспины была устроена «трапеза любви» — традиционное благословенное сватовство. Знакомство будущих жениха и невесты обычно происходит вовремя этой трапезы. Родители, уважая свободу своих детей, последнее слово оставляют за ними.
Незадолго до этого дружеского застолья с Леонидом произошло следующее удивительное событие: в некоем видении ему представилось, что он находится вместе со своими родителями в доме у друзей, где он никогда раньше не бывал. После того как их поприветствовали хозяева, выходит скромная девушка, неся традиционный поднос с угощением. Когда она подошла к Леониду, он услышал внутри себя громкий голос: «Та, которая тебя угощает, — твоя будущая супруга». После этого видения юноша пребывал в недоумении. На следующий день, вечером, состоялся дружеский ужин.
Однако для Леонида в доме его невесты уже все было знакомо. Не хватало только, как на сцене, последнего действия. Но вот и оно: наконец выходит девушка С подносом. Когда через некоторое время разговор зашел о сватовстве, юноша уже был к нему готов. Девушка, со своей стороны, также без раздумий приняла как от Бога предложение своих родителей.
Итак, сыграли свадьбу. Леонид, всегда отличавшийся крестьянской смекалкой и трудолюбием, быстро стал на ноги, занимаясь главным образом табаководством.
Пример великого целомудрия
Как-то раз в России, еще до своей женитьбы, Леонид принял приглашение односельчан поехать на выходные в соседний город.
К несчастью, эти юноши оказались распутны и условились между собой заночевать в одной гостинице, пользующейся дурной славой. Однако своему «другу» они об этом не сказали, намереваясь, похоже, сознательно столкнуть и его в ров разврата.
Служащий разместил каждого из них в отдельный номер. Ничего не подозревающий Леонид открывает дверь своей комнаты, и что же он видит... Бесстыдная девица уже ожидает его с вызывающим видом. Тогда юноша, как новый целомудренный Иосиф, придумал следующее. Он говорит ей: «Пожалуйста, возьми этот кувшин и набери воды, потому что я умираю от жажды». Девица выходит из номера, он запирает дверь на ключ и, поскольку сильно утомился с дороги, немедленно засыпает сладким сном.
Что же делает Бог, желая вознаградить его за этот целомудренный поступок? Вместо беззаконного наслаждения Он дарит ему несколько мгновений райского утешения. Во сне он видит, что находится в благолепнейшем райском саду. Живущие там всевозможные птицы пели так прекрасно, что от их трелей можно было опьянеть. После этого дивного сновидения Леонид проснулся. Поссорившись со своими товарищами, он оставил их и один вернулся в село.
О вере и милосердии
Леонид был украшен многими добродетелями, одной из них была великая добродетель милосердия.
Я не буду рассказывать о тех бесчисленных благодеяниях, которые он совершал ежедневно для бедных, для церквей, для монастырей, для приютов и так далее. Приведу только один пример его милосердия от скудости, а не от избытка.
Был Великий Четверг, приближалась Пасха. Как ни странно, но мучной амбар Леонида был пуст. Хозяйка, которая всегда пекла в это время куличи, говорит супругу: «У нас нет муки...» Добрый супруг пошел к соседям и занял десять ока муки, чтобы хватило на все, что надо было испечь.
Радостный, он возвращается назад. Вскоре кто-то стучится в дверь. Бедняк просит немного муки. Леонид, ни словом не обмолвившись о том, что он сам занял муку, которой только-только должно было хватить на все их нужды, говорит своей супруге:
— Деспина, отдай половину муки нищему.
Хозяйка забеспокоилась.
— Но как же... Если бы у нас была своя мука, то с удовольствием. Той же муки, что есть, нам и самим не хватит... Что мы будем делать?
Леонид снова говорит:
— Отдай половину, и я надеюсь на Бога, что Он не оставит нас голодными.
Так и случилось. Этот случай показывает и великое милосердие, и глубокую веру Леонида.
В качестве примера его веры приведу еще один случай. Семь дней Леонид провел коленопреклоненно перед своим домашним иконостасом, непрестанно молясь, без сна, без хлеба и воды. Но про этот случай я расскажу в главе о его семье.
«Окрест трапезы твоея»
Многодетная и доброплодная Деспина за свою жизнь родила десятерых детей. Однако, по неисповедимым путям Божиим, в живых осталось только пятеро. Из них первый — Димитрий — в возрасте всего лишь тридцати лет, после непродолжительной болезни перешел на Небеса. Второй была Агафия, а третьим Харалампий. Последними были близнецы Косьма и Дамиан.
Возвращение на землю отцов
Семья Леонида Галанопулу, равно как и все остальные понтийские греки, постоянно чувствовала к себе внимание и заботу со стороны православного Российского государства. Поэтому их жизнь текла мирно и спокойно.
Однако с падением монархии в результате октябрьского переворота и прихода к власти большевиков все в корне изменилось. Начались новые испытания: советская власть, используя любые меры принуждения и бедственное положение народа, начала насаждать атеизм. Перед лицом этой неожиданной новой опасности многие из понтийских греков, а среди них и весь род
Галанопулу, решают вернуться на родную греческую землю.
В 1922 году они перебираются на греческий остров Лесбос. Оттуда через некоторое время переезжают в Фессалоники. Однако и там они не переставали искать подходящее место, где смогли бы заниматься привычным для себя трудом. Вскоре они узнали, что земли в районе Драмы весьма плодородны, там много воды, что очень удобно для занятия сельским хозяйством. Итак, примерно в 1922-1923 годах семья Леонида Галанопулу окончательно поселяется в Аркадике, пригороде города Драма.
Харалампий
Харалампий родился в России около 1910 года. Его дядя Анастасий (впоследствии монах Арсений), будучи объят Божественной любовью, еще до рождения Харалампия решил, что он отправится на Святую Землю, дабы всецело посвятить себя Богу. Но тут перед ним возникло препятствие. Согласно народному преданию Понта, он должен был стать крестным отцом хотя бы одного младенца, чтобы в будущей жизни Христос не положил ему за пазуху камень.
И Анастасий, еще до рождения Харалампия, говорит своему брату: «Леонид, тот, кого родит Деспина, принадлежит мне, я буду его крестным отцом!» Так и случилось. Крестник Анастасия действительно стал ближе всех к своему дяде и преемнику от святой купели, а впоследствии полностью пошел по его пути. Во Святом Крещении он получил имя Харалампий.
Выросши в России, Харалампий хорошо знал русский язык. В двенадцатилетнем возрасте он вместе со всеми своими родственниками перебирается в пригород Драмы — Аркадику. Там он с отличием заканчивает первые пять классов начальной школы, а затем переходит в гимназию. Однако спустя два года Харалампий, в силу необходимости, из послушания родителям, был вынужден прервать свое образование.
Несмотря на то, что опытный в сельском хозяйстве Леонид весьма успешно занимался табаководством, цены на эту продукцию в тот момент так сильно упали, что он был близок к разорению. По этой причине он подключает в помощь семье своего старшего сына. С этого времени Харалампий начинает ремесленничать, занимается сельским хозяйством и другими работами, чтобы доставить семье все необходимое для жизни. Вскоре он поступил еще и на должность курьера в мэрию. Днем он работал на полях, а вторым его занятием, по вечерам, было парикмахерское дело. В качестве мелкого торговца он без устали ездил со своим товаром по соседним деревням на праздничные ярмарки, приуроченные, как правило, к престольным праздникам. Однажды в Драме и области появилось много вши, и от зуда, который она вызывала на голове, все жители буквально не выпускали расчесок из рук. Тогда Харалампий придумал следующее: он стал забирать с бойни рога животных и вырезать из них превосходные гребни. Так он честно, в поте лица, работал, содержа всю семью.
В эти годы Харалампий хотя внешне и казался очень общительным и погруженным в мирские заботы, своим поведением и порядочностью служил для всех образцом. Я приведу здесь только один такой случай.
Занятия в свободное время
И молодости Харалампий, будучи верующим человеком, глубоко с духовной жизнью знаком не был. Он занимался спортом, играл в футбол, увлекался народными танцами, песнями, театром и так далее. И везде он был неподражаем. Ровесники говорили: «Когда в нашей сельской команде вратарем был Харалампий, то мы побеждали даже известную команду „Слава Драмы". В каждой игре, в конце концов, героем становился Харалампий, которого мы поднимали на плечи, чтобы болельщики могли его поприветствовать»,
«Что касается свадеб, то я привык, — рассказывал Харалампий, — ходить туда, куда меня приглашали. Однажды со мной произошло нечто странное. Все ели, пили, танцевали и развлекались, но меня и мою тетушку охватило сильное волнение. Вместо смеха и танцев мы, напротив, будучи не в силах сдержать себя, плакали. Остальные с недоумением спрашивали нас, что случилось? Я не знал, что ответить, только продолжал плакать и не мог остановиться. Позднее я понял, что эти слезы были от Бога. Брак является великим таинством».
Переводя свой рассказ в шутку, он с улыбкой говорил нам: «Что, разве можно не рыдать о них? Тогда как монашество это рай, они предпочитают связать себя узами брака».
Я рассказываю все это для того, чтобы показать широту и разносторонность интересов молодого Харалампия, его открытость к миру. Однако, по Божественному Промыслу, вскоре он начал знакомиться и с духовной жизнью и, что почти невероятно для многих, полностью отошел от всех вышеназванных развлечений.
Обеты
Прежде чем продолжить наше повествование, будет нелишним сделать небольшое отступление и посмотреть, как бывшие пленные сдержали свои обещания. Относительно Харалампия подробная речь у нас пойдет далее. Что касается юного Дамиана, то он, оставаясь верен своему обету, на протяжении всей своей жизни всегда держал в своем доме неугасимую лампаду перед иконой святого.
А как поступил Василий?
Вернувшись после причиненных войной бедствий домой, он всюду ездил на своем коне, чтобы как-то прокормить семью. В те времена в сельском хозяйстве конь был практически всем. Сам себе он говорил: «От своего обета я не отказываюсь. Но исполню его немного позже, когда конь мне не будет так сильно нужен».
Прошло пять-шесть месяцев, но святой Георгий не забыл его обета. Однажды ночью, во сне Василий увидел самого великомученика, который сказал:
— Конь мой. Почему ты его держишь у себя?
Испуганный Василий отвечает:
— Я приведу его тебе, Святой Георгий, но немного позже.
— Нет, — говорит святой, — с того самого дня, как ты дал свой обет, он тебе больше не принадлежит. Ты нехорошо поступаешь, этот конь мой.
На следующий день еще не рассвело, а Василий уже привязывал своего коня к церковной ограде у храма Святого Георгия.
«Ты спас мне жизнь, и для тебя мне его не жалко».
После плена
Мрачное время оккупации...
Харалампий был верен своему обету и больше не принадлежал себе. Он еще остается в миру, но уже считает себя всецело посвященным Богу. Остается же с единственной целью: поддержать своих родных в годы великого испытания, к чему его побуждали и его наставник Илья, и односельчане.
В 1944 году, когда оккупационные войска стали отступать, семью постигло несчастье.
Новые препятствия
Наконец братья-близнецы Косьма и Дамиан выросли и получили высшее образование. Косьма стал преподавателем в начальных классах, а Дамиан — государственным чиновником. Получив свободу, Харалампий готовился осуществить великую мечту своей жизни. Однако... новые препятствия. Теперь уже со стороны единоверцев, собратьев-старостильников.
— Но вы поймите, что я поклялся пред Богом.
— Нет, ты должен ради успеха нашей борьбы оставаться в миру. Это твой долг.
Уход из мира опять откладывается. Так продолжалось до 1950 года. Все это время Харалампий находился в первых рядах старостильного движения. Но надо отметить, что он, несмотря на свою ревность в вере, имел и рассуждение, всегда знал чувство меры. Вот как рассказывал сам приснопамятный Старец о событиях того времени:
«После перехода официальной Церкви на новый стиль мы отошли от нее. Но тут возникла большая проблема — у нас не было главы, архиерея. К старостильникам присоединилось достаточно много священников, иеромонахов со Святой Горы, однако епископа у нас не было. Когда в 1935 году митрополит Флоринский Хризостом отошел от официальной Церкви и присоединился к старостильникам, нашей радости не было границ. Но надо отметить, что и среди старостильников существовало разногласие. Одни считали, что с изменением стиля из Церкви ушла и благодать, другие же говорили, что благодать в. ней осталась, а наша позиция — это позиция протеста против перехода на новый стиль. Это мнение вполне разделял и я.
Точно также думал и присоединившийся к нам митрополит Флоринский. В своем послании, насколько я помню, он писал: „Нашей матерью является Элладская Церковь, из нее мы почерпаем благодать. Однако мы не согласны и не желаем нести на себе ответственность за изменение календаря.
Но в 1950 году верх взяли сторонники крайнего толка. Под председательством владыки было проведено собрание. Высокопреосвященнейший сам всем все разъяснял. Он говорил собравшимся:
— Я прошу вас, не впадайте в крайности. Послушайте меня, и я обещаю вам, что победа будет за нами. На протяжении целых десяти лет я был новостильным епископом. Если теперь я начну говорить, что с переходом на новый стиль благодать ушла, тогда получится, что и у меня нет благодати, что я — лже-епископ.
Однако эти фанатики ничего не хотели слушать, они отвечали:
— Ты — архиерей, и у тебя есть благодать потому, что ты старостильник. Что же касается новостильников, то их Таинства недействительны.
Со своей стороны я тоже пытался что-то разъяснять, но все это было абсолютно бесполезно. На собрании царили взаимное непонимание и полная путаница. В конце концов, владыка Хризостом как председатель был принужден подписать документ, в котором говорилось, что официальная Элладская Церковь с переходом на новый стиль автоматически стала еретической и лишилась благодати. Подписывая это заявление, он сказал: „Я ставлю свою подпись под документом, с которым совершенно не согласен" Однако акт был подписан. Когда он попал мне в руки, я так сильно расстроился, так плакал, так был всем этим разочарован, что говорил сам себе: „О, несчастный, Бог призвал тебя к равноангельской жизни, а ты остался для того, чтобы спасти людей. Вот тебе и результат. Как можно скорее беги к своей цели, чтобы тебя не настигла внезапная смерть и ты не был нарушителем обета данного тобой Богу“».
Первые испытания
Без особого труда Харалампий вошел в распорядок жизни братства. Днем — послушание, молчание, работа, ночью — бдение с восьмичасовым стоянием на ногах и множеством поклонов.
Сердце молодого подвижника не замедлило воспылать огнем Божественной любви. Старец Иосиф, видя с первых же шагов такое усердие и успехи, беспрерывно восхвалял Господа, говоря отцу Арсению: «Арсений, теперь я могу спокойно сказать Господу: „Ныне отпущаеши раба Твоего". Мы с тобой жили в строгости, трудясь до пролития крови, чтобы обрести в себе Нога. Однако все эти годы меня терзала скорбь: многие пожили вместе с нами, получили пользу и ушли; разделить же с нами наше духовное делание они не смогли. Я думал, что с этой скорбью мне предстоит и умереть. Но нет, Бог призрел нас в старости, послал нам вот этих последних монахов. На них, ты вспомнишь эти мои слова, будет опираться вся Святая Гора».
Действительно, эти пророческие слова святого Старца сбылись в наши дни, когда приток новых насельников в большинство монастырей Святой Горы, так или иначе, связан с духовными чадами отца Иосифа.
Первые уроки
Старец, видя чрезмерное горение нового послушника и его жажду молитвы, заботился о том, чтобы, с одной стороны, преумножить этот дар, а с другой, уберечь молодого человека от сатанинской страсти превозношения.
Один из способов, призванных удерживать Харалампия в смиренномудрии, состоял в следующем: Отец Иосиф обращался с ним крайне грубо. Вместо того чтобы звать его по имени, он неизменно, обращаясь к нему, говорил: «Эй, ты...» И Харалампий, как мне рассказывал он сам, рассуждал сам с собой: «Эй, ты: Что это за „эй, ты"? У меня что, нет имени? Что это за невоспитанность? Мне приходилось работать в мэрии с мирянами, и ко мне никогда так не обращались. Всегда обращались на „вы". — „Как вы поживаете, господин Галанопулос? “— „Благодарю вас" — „Прошу вас" А здесь я еще ни разу не слышал ни одного „спасибо“, ни одного „пожалуйста". Все здесь какие-то чудаки». И продолжал: «Однако эти помыслы не могли укрыться от благодатного Старца, который прекрасно меня понимал. Он постоянно говорил: „Так... в миру ты был подвижником? Постился, совершал целонощные бдения, подвизался; ты был умным, работящим, уважаемым человеком... И чего ты всем этим достиг? Принес к нам сюда целый ворох тщеславия, эгоизма, самонадеянности. Теперь, когда закончились все эти хвалебные панегирики, не стало ли лучше?"
Действительно, благодаря этим простым, благодатным урокам Старца очень скоро мне стало понятно, что несмотря на то, что я в миру действительно крепко подвизался, однако, сам того не понимая, преисполнился тщеславия, выслушивая слова полные лести и похвалы».
Тем не менее Харалампий со свойственными ему от природы смирением, простотой и редким устремлением к подвижничеству достаточно скоро пришел в правильное устроение. Даже после того как Старец постриг нового послушника в великую схиму, а затем и походатайствовал о его рукоположении во иереи для исполнения храмовых нужд братства, он все равно продолжал говорить с ним тем же самым грубым языком. Но необходимо отметить, что такое обращение с Харалампием было напрямую связано с его духовным преуспеянием.
«Я помню, — говорил он, — как однажды во время трапезы у нас началась какая-то духовная беседа. Все отцы обменивались своими соображениями, но как только я захотел что-то сказать, Старец резко прервал меня: „Замолчи" Прошло несколько минут, я снова хотел высказать свое мнение, но отец Иосиф: „Сказано, замолчи. Ты ничего не говори".
Помысел говорил мне: „Да... Геронда, ты меня считаешь совсем ни за что”. Однако я немедля побивал его другим помыслом: „Знает Геронда, что делает. Вот теперь правильно”».
Когда в скором времени Харалампий хорошо усвоил эти уроки, что же еще придумал его премудрый Старец? По самомалейшему поводу, вместо того чтобы отчитать самого Харалампия, который уже привык к этому, он начинал перебирать всю его родню и даже его отца, который давно отошел в вечную жизнь.
Слыша такие слова, он снова начал смущаться. Со скорбью он рассуждал сам в себе: «Ну, это уж слишком. Мой отец уже умер, и так о нем говорить! Нет, я этого не потерплю». Однако, обращаясь к самому себе, он вновь убеждал себя, что не имеет права судить своего Старца.
Отец Арсений очень часто говорил нам о своем племяннике Харалампий: «Многие жили вместе с нами. Геронда принимал, а потом говорил мне: „Немножко начинаю подтягивать одного — уходит, только-только берусь за другого — заболевает”. Но когда пришел Харалампий, он нам сказал: „Вот, этого сколько ни бей, все сносит”».
«Но однажды, — рассказывал отец Харалампий, — я дерзнул настоять на своем. Этот случай я хорошо запомнил и получил урок на всю оставшуюся жизнь. Оказывается, „неправильный” совет Старца в тысячу раз лучше и вернее моего „правильного”» Мы занимались ремонтом наших келий в Новом Скиту. Братия договорились со Старцем о достаточно дорогостоящей закупке материалов, меня же при этом разговоре не было. В миру я хорошо разбирался в строительстве, и теперь подсчитал, что при такой покупке мы лишь выбросим деньги на ветер. Бегу к отцу Иосифу, чтобы ради общей пользы успеть предупредить его об ошибке. И что же... Он принял меня и, буквально не дав сказать ни слова, излил на меня целый поток оскорблений и, сделав строгий выговор, прогнал, как собаку. Ухожу с поникшей головой, однако не отказываюсь от своих соображений и говорю сам себе: „Хорошо, хорошо, спасибо за нагоняй. Но завтра, когда ты такую уйму денег выбросишь на ветер, тогда мы еще вернемся к этому разговору”.
Так и случилось, но я потерпел полное поражение. Когда прибыли эти материалы, то, как я и думал, они на тот момент оказались совершенно нам ненужны и были сложены на склад. Однако прошло совсем немного времени, и они пригодились для начатой новой стройки. Причем их было ровно столько, сколько нам потребовалось, как будто мы их специально для этого и заказывали. Когда стало ясно, что Старец прав, он позвал меня и преподал хороший урок».
Пример еще одного делателя послушания
«И период сбора лесных орехов наш Старец, — рассказывает папа-Харалампий, — всегда посылал двух братьев, Афанасия и Иосифа, в монастырь Каракал. Они помогали при сборе и приносили с собой, в качестве благодарности за помощь, какие-то необходимые для нашего братства продукты. Однажды, в нарушение установившегося правила, Старец говорит мне: „Дитя мое, отправляйся помогать нашим братьям, они сейчас собирают орехи"
Уже на следующий день я был в Каракале, Первый раз мне пришлось собирать лесные орехи, но, как впоследствии оказалось, эта работа была очень благодарной. Механически собираешь фундук, а ум, не отвлекаемый работой, сосредоточивается в непрестанной молитве. Но, как часто бывает, когда собирается много народа, начинаются разговоры, шутки, смех и т. д., чтобы день прошел быстрее. Для тех, кто не знает, что такое молитва (главным образом это касается мирян), день, полный шуток и каламбуров, проходит очень легко. Но когда обретен навык непрестанной молитвы, тогда от всего этого не только приходишь в расстройство, но ум невольно склоняется к осуждению других, или же начинает вкрадываться гордостью, считая, что ты занимаешься, в отличие от всех остальных, чем-то более возвышенным.
Нечто под