Общие сведения по истории русского монашества в XIX веке

В XIX веке штатных монастырей, в смысле штатов 1764 г., то есть с определённым содержанием от казны, учреждалось весьма немного, но общее число монастырей сильно возросло. Прежде всего, значение в этом отношении имело присоединение новых областей (Грузия, Бессарабия), в которых уже раньше существовали православные монастыри, затем обращение раскольничьих скитов в единоверческие монастыри, а греко-униатских монастырей — в православные. Из записки об упразднении греко-униатских монастырей, относящейся к 1828 г.[28], видно, что в то время существовали ещё в западных губерниях 83 базилианских монастыря; до упразднения унии в 1839 г. обращены в православные 21 монастырь, из которых впоследствии в разное время закрыты 5. Из 12 монастырей, существующих ныне в Волынской губернии, 10 (в том числе и Почаевская лавра) находились раньше в руках униатов.

Всего более содействовало увеличению в течение XIX в. числа монастырей в России учреждение так называемых женских общин, отличающихся от общежительных м-рей только тем, что члены общины не принимают монашеских обетов, исполняя все правила, установленные для послушниц или белиц настоящих монастырей. Обыкновенно настоятельницей общины является монахиня. Начало возникновения женских общин относится к XVIII ст. и совпадает с изданием монастырских штатов. Случалось, что при упразднении монастыря и переводе монахинь в оставленные по штатам обители часть послушниц, за недостатком места, не покидала своих келий при бывших монастырских церквях, часть же удалялась в другие места, селилась около приходских или кладбищенских церквей, исполняя обязанности просфирниц и церковных сторожей. И в том, и в другом случае женщины эти продолжали жить по монашескому уставу, и к ним присоединялись новые. В первое время своего существования общины развивались без всякого внешнего контроля, но мало-помалу на них стали обращать внимание духовные и светские власти, а затем принимать их под своё покровительство. К старейшим общинам принадлежит Алексеевская в г. Арзамасе, возникшая тотчас по упразднении в 1764 г. местного Алексеевского женского монастыря, но признанная властями лишь в 1842 г.[29]

В 1-й половине XIX в. на пожертвования частных лиц и обществ стали учреждаться богадельни, в которых вводился общежительный устав. Нередко во главе таких учреждений становились сами основательницы, например, вдова убитого при Бородине генерала Тучкова, устроившая Спасско-Богородицкую общину.

В XIX веке правительство само устраивало женские общины, главным образом в видах миссионерских (Лесненская Богородицкая община, ныне монастырь во Франции, и др.). Общины часто переименовываются в общежительные монастыри, иногда с причислением к одному из штатных классов, причём ставится вновь возникаемому монастырю условием, чтобы он учредил какое-либо социальное заведение: богадельню, приют, лечебницу, школу и т. п. Всего таких общин в разное время по 1 июля 1896 г. возникло (вернее — признано) 156, и из них в общежительные женские монастыри переименованы 104 (67,53 %). В это число входят и две общины сестёр милосердия: Владычне-Покровская в Москве и Иоанно-Ильинская в Пскове, которые также находятся в ведении духовного начальства и управляются игуменьями[30].

Ввиду многочисленности вновь возникающих общин и монастырей Священному Синоду в 1881 г. предоставлено окончательно решать дела об учреждении женских общин и монастырей, без назначения окладов содержания от казны. Всех монастырей, пустыней, скитов и женских общин (не считая немногочисленных приписных монастырей, в которых живёт только несколько монахов для отправления богослужения) в России к 1 июля 1896 г. существовало 789, из них 495 мужских, в том числе 4 лавры, 64 архиерейских дома, 7 ставропигиальных, 54 первоклассных, 67 второклассных, 115 третьеклассных и 184 неклассных. Распределяя ныне существующие в России монастыри по времени их основания и отбросив 64 архиерейских дома, получим, что м-рей основано[31]:

Время основания Кол-во %
1. неизвестно 2,9 %
2. XI в. и ранее 2,6 %
3. XII в. 2,6 %
4. XIII в. 2,8 %
5. XIV в. 6 %
6. XV в. 7,3 %
7. XVI в. 12 %
8. XVII в. 20 %
9. XVIII в. 10,1 %
10. XIX в. 33 %

При Александре I, относившемся вообще с большими симпатиями к монашеству, положение последнего значительно улучшилось. Городские имущества монастырей освобождены от платежей и повинностей (кроме фонарной и мостовой), а недвижимые имущества вне городов — от платежа оброчных денег в казну. В 1812 г. монастырские имущества были освобождены от сборов, установленных манифестом 11 февраля в момент самой настоятельной нужды государства в деньгах. Все это вело к увеличению числа монахов.

В конце XIX века монастыри (не считая архиерейских домов) находятся почти во всех губерниях и областях империи. Их нет вовсе только в Привислянском крае, кроме губернии Седлецкой и Сувалкской, а также в губернии Бакинской, Елизаветпольской, Эриванской и областях Карсской и Дагестанской.

В прибалтийских губерниях существуют: с 1816 г. Рождество-Богородицкий женский III класса монастырь в местечке Иллуксте Курляндской губернии, с приписным к нему заштатным Якобштадским Духовым монастырем; с 1891 г. Пюхтицкий Успенский женский общежительный м-рь в Везенбергском уезде Эстляндской губернии; с 189 2 г. Свято-Троицкая женская община в г. Риге, с 1896 г. Алексеевский мужской II класса монастырь там же.

В Финляндской епархии, в Выборгской губернии, существуют мужские монастыри Валаамский-Преображенский и Коневский, с 5-ю приписанными к ним скитами, а с 1895 г. ещё Свято-Троицкая Линтульская женская община.

Из сибирских губерний и областей нет монастырей только в Амурской области.

В Степном генерал-губернаторстве открыт в 1885 году Троицкий Иссык-Кульский мужской миссионерский монастырь (Семиреченская область), а в Туркестанском крае существует с 1894 года женская община близ Ташкента[32].

Из 725 монастырей на Европейскую Россию приходилось 653, или 90 %, на Кавказ — 36, или 5 %, на Царство Польское — 3, или 0,4 %, на Финляндию — 3, или 0,4, на азиатские владения — 30, или 4,1 %.

Наибольшее число монастырей находится в губерниях: Московской (54 монастыря), Новгородской (39), Владимирской (30), Тверской (27), Нижегородской (26), Ярославской (24), Вологодской (20), Киевской (20), Тамбовской (20), Костромской (16). Приблизительно 37 % всех монастырей расположено в городах (свыше 28 % всех мужских и свыше 51 % всех женских монастырей). На Кавказе почти все монастыри расположены в стороне от городов, в Сибири — преимущественно в городах[33].

Население монастырей распадается на 2 класса: на монашествующих, которые принимают монашеские обеты, теряют своё светское звание и составляют особое сословие, и на послушников и послушниц (бельцы, белицы), большей частью молодых, которые только готовятся к принятию иночества, составляют главную рабочую силу м-рей и в случае изменения своего намерения свободно могут покинуть монастырь. В 1892 г. все население монастырей составляло 42940 чел. (7464 монаха, 6152 послушника, 7566 монахинь и 21758 послушниц), а так как число всех православных жителей в России в отчёте обер-прокурора Священного Синода за тот же 1892 г. определяется в 73888641 чел. (36671068 мжч. и 37217583 жнщ.), то монастыри составляют 0,06 % всего православного населения России (0,04 % мжск. и 0,08 % жён. населения). За последнее 50-летие среднее число монашествующих, послушников и послушниц в год каждого пятилетнего периода выражается следующими цифрами[34]:

Годы Монахов Послушников Монахинь Послушниц Всего
1840—44
1845—49
1850—54
1855—59
1865—69
1870—74
1875—79
1880—83
1888—91

Средний процентный прирост рассматриваемых категорий населения монастырей в каждый последующий период против предыдущего таков[35]:

Годы Монахов Послушников Монахинь Послушниц
1845—49 +0,42 +19,02 +6,09 +11,54
1850—54 —0,24 +17,32 +1,64 +20,06
1855—59 +5,55 +8,65 +5,97 +11,42
1865—69 +6,05 +0,97 +21,20 +30,25
1870—74 +1,98 —5,57 +10,71 +17,74
1875—79 +9,85 —21,08 +27,41 +5,28
1880—83 +7,23 —2,60 +18,65 +18,10
1888—92 +4,33 +34,68 +41,84 +40,40

Таким образом, число монахов, монахинь и послушниц, особенно последних, хотя и неравномерно, увеличивалось постоянно, рост же числа послушников во второй половине 1850-х гг. сильно сократился, в 1860-х гг. почти прекратился, в 1870-х и в первой половине 1880-х гг. число их уменьшается, особенно резко во второй половине 1870-х гг., но в конце 1880-х гг. и в начале 1890-х гг. число послушников значительно увеличивается. Прекращение роста числа послушников совпадает и освобождением крестьян, а значительное уменьшение числа их — со введением всеобщей воинской повинности (1874 г.). С 1840 по 1892 г. число монахов возросло на 40,50 %, послушников на 47 %, монахинь на 227,55 %, послушниц на 299,61 %. В 1840 г. на 1 муж. монастырь приходилось средним числом по 13 монахов и по 9 послушников, в 1892 г. — по 15 монахов и по 12 послушников. Отношение между штатным и наличным числом монахов и монахинь в разные периоды видно из нижеследующих данных[36]:

Годы В мужских монастырях В женских монастырях
  По штату положено Налицо состояло Разница между числом штатных и наличных монахов По штату положено Налицо состояло Разница между числом штатных и наличных монахинь
—1127 —55
—1213 +70
—1201 —232
—1050 —236
—715 +427
—555 +1055
—596 +1197
—167 +1285
—146 +1272

Таким образом, в мужских монастырях постоянно остаётся запас штатных мест, хотя и он постепенно уменьшается, тогда как женские штатные монастыри с 70-х гг. переполнены, что объясняется возведением нештатных женских монастырей в штатные, но без выдачи казённого содержания. В 1893 г. обер-прокурор Священного Синода испросил высочайшее повеление о предоставлении ему права увеличивать, сверх существующих штатов, число монашествующих в таких монастырях, где на это имеются местные монастырские средства. Отсюда следует заключить, что существуют мужские монастыри, в которых штаты заполнены. С другой стороны, есть монастыри с крайне незначительным числом монашествующих. Так, по отчёту местного преосвященного, «Кондинский Троицкий мужской миссионерский монастырь Тобольской губернии пришёл в крайний упадок, и миссионерская деятельность его совершенно прекратилась по причине недостатка братии и совершённой невозможности приискания монахов в столь отдалённую и находящуюся в суровом климате обитель», почему в 1891 г. монастырь этот был преобразован в женскую общину[37].

В XIX в все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные. В общежительных монастырях монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд по священнослужению в монастыре и разным монастырским «послушаниям» по назначению настоятелей предоставляют в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица с настоятелем во главе не могут здесь ничем располагать на правах собственности; настоятели избираются самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение). В монастырях необщежительных монахи, имея общую трапезу от монастыря, одежду и все прочее, необходимое для инока, приобретают сами на даваемое им жалованье или на доходы от богослужений и от разного вида монастырского «трудоделания», произведения которого могут идти в продажу (например, выделка крестиков, икон и т. д.). Настоятели в эти монастыри назначаются епархиальным архиереем с утверждения Священного Синода. Штатными монастырями называются те, которые получают содержание в известных определённых размерах и имеют в своём составе число монашествующих, определённое по штату[38]. Они разделяются на три класса по размерам выдаваемого им содержания и по степени прав. В первом классе некоторыми особенными привилегиями и правами выделяются четыре лавры и семь монастырей ставропигиальных (Соловецкий, Симонов, Донской, Новоспасский, Воскресенский — именуемый Новый Иерусалим, Заиконоспасский и Спасо-Яковлевский). Название ставропигиальных производят от слов σταύρος — крест и πήγνυμι — водружаю, и объясняют его в том смысле, что при учреждении их крест в них водружён был самими патриархами, в непосредственном управлении которых некоторые из них сначала находились. Их преимущества ныне состоят в некоторых архиерейских особенностях богослужения их архимандритов (например, в праве осенять народ во время Литургии трикирием и дикирием) и в том, что они изъяты из подсудности епархиальных архиереев, находясь в непосредственном заведовании Священного Синода или московской синодальной конторы (московские ставропигиальные монастыри). В управлении хозяйственными делами лавр принимает участие так называемый «духовный собор» из старейших монашествующих, а во всех прочих монастырях в управлении хозяйством настоятелю содействует «старейшая братия». Внутренний строй монашеской жизни всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми уставами и «инструкцией благочинному монастырей». При некоторых из первоклассных монастырей имеются, в некотором отдалении от них, в местах уединённых, по нескольку келий для более строгой подвижнической жизни, совокупность которых носит название скита (таковы, например, Анзерский скит Соловецкого монастыря, Гефсиманский — Троице-Сергиевой лавры и др.)[39]. Заштатными монастырями называются монастыри, не получающие жалованья и существующие на доходы, добываемые священнослужением и трудами самих монахов. Таковой была и Пронская пустынь.

Наряду с умножением числа монастырей, возникали в XIX ст. предположения и о реформе их. В 1869 г. Священный Синод разослал епархиальным архиереям для обсуждения записку, в которой признавалось необходимым реформировать монастыри с целью устранить на будущее время в обществе и литературе нарекания, направленные против монастырей. Главным основанием для таких нареканий служат указания на мирской образ жизни, господствующий во многих монастырях, с их землями, домами, лавками, промыслами, торговлей. В записке проектировалось ввести во всех монастырях так называемое общежитие. К той же цели направлены разнообразные частные меры Священного Синода. Не говоря уже о женских общинах, переименовываемых в общежительные монастыри, во вновь учреждаемых за последнее 50-летие мужских и женских монастырях вводится общежитие, необщежительные и штатные монастыри учреждаются, глав. образом, на окраинах; некоторые из старых монастырей обращаются в общежительные. Всех общежительных монастырей к 1 июля 1896 г. было сравнительно немного: 46 мужских (из них 11 на Кавказе) и 101 женский. В 1892 г. при всех православных монастырях было 134 больницы на 1593 кровати, из них 24, на 286 кроватей — на иждивении частных лиц и обществ, а 110, на 1307 кроватей — на иждивении казённом и монастырском. Богаделен состояло 84, на 1237 лиц; из них 28, на 459 лиц — на иждивении частных лиц и обществ, а 56, на 778 лиц — на иждивении казённом и монастырском[40].

Наши рекомендации