ГЛАВА I. Исторические обстоятельства, предшествующие возрождению Пронской пустыни во второй половине XIX века
Глава II. Состояние Пронской пустыни и ее возрождение во второй половине XIX века
ГЛАВА I. Исторические обстоятельства, предшествующие возрождению Пронской пустыни во второй половине XIX века
1.1 Общие исторические сведения о Пронской пустыни со времени ее основания до второй половины XIX века
Пронск, древний город и издавна славился монастырями: это были Богословский женский[2] и Дмитриевский мужской монастыри, находившиеся в самом городе, и Спасская пустынь, расположенная близ него. Первые два монастыря были упразднены в середине XVIII в., а Спасская пустынь, не раз впадавшая и в оскудение, возобновляемая, просуществовала до трагических событий XX века, но ни об истории создания, ни о времени возникновения, ни о первых подвижниках этих трёх древних обителей мы ничего не знаем. Есть предположения, что Пронская Спасская пустынь, находящаяся на левом берегу реки Прони основана во второй половине XVII века.[3]
В упомянутых фондах ГАРО в ведомостях о Пронской Спасской пустыни за разные годы сообщается: «Когда и кем основана сия пустынь неизвестно».[4] Таким образом, мы можем лишь предполагать, когда и кем точно основана эта древняя обитель. Однако место устроения монастыря известно достаточно точно: «Пронская Спасская заштатная мужская пустынь находилась близ уездного города Пронска в 50 верстах, против городскаго собора, внизу на полугоре»[5], «на юго-запад от г. Пронска, от которого отстоит не далее версты»[6].
Первое упоминание о Спасской пустыни относится к 1640 году в писцовых книгах Борзецова, где об угодиях стрельцов говорится, что у них был выгон «против Спасского монастыря»[7]. Как и почему получила Спасская пустынь свое название есть некоторые предположения, заслуживающие место быть: «Даже не видится прямой возможности объяснить …, почему пустынь называется Спасскою, когда соборная церковь в ней во имя Св. Троицы. Вероятнее всего, существующая до сего времени Троицкая соборная церковь позднего уже происхождения»[8]. Когда речь идет о столь древних временах, противоречия неизбежны, ведь сохранность документов тех времен мала и нам приходится пользоваться печатными материалами, изданными в основном в XIX столетии.
До возобновления Спасской пустыни, в ней, судя по описям её за 1739 и 1749 г., находилось две церкви деревянных, которые так описываются: «Церковь Преображения Господня, в ней святыя иконы местныя: образ Преображения Господня в окладе, образ Казанския Пресвятыя Богородицы без окладу, Богородица запрестольная, на ней венец чеховой позлащен; на престоле одежда кумашная, на нем Евангелие, евангелисты серебреные, кресты обиты по дереву, серебреные сосуды, дискос и звездица, а другие сосуды ловянные и лжица ловянная; двое риз камчатыя, одни красныя, другия зеленыя, у них оплечья парчевыя на золоте, ризы камчатыя белыя, стихарь камчатый белой, да еще при них ветхих риз трое, три потрахели, одна парчевая ветхая и 28 книг. Церковь Вознесения Господня, в ней святыя иконы: образ Всемилостиваго Спаса, образ Богородицы Казанская, запрестольная Богородица; на престоле одежда выбойка бумажная, сосуды оловянные новые, покровцы на них камчатые ветхие, у царских дверей завеса полотняная. Онаго монастыря святыя ворота санныя с прикалитком, над ними образ Спасителев с апостолы. Келья строительская с сеньми, в ней заслон железный и топор казенный, 4 кельи братских с сеньми. Амшеник ильмовой – рублен в лапу, покрыт тесом и лубьями ветхой, казенных 6 ульев со пчелами. Монастырь кругом горожен заметом ветхим»[9]. Обитель была озобновлена в средине XVIII века.
«Список иерархов и настоятелей монастырей» Строева, донёс до нас настоятелей пустыни, которые в разные времена именовались строителями или игуменами. Вот некоторые из них:
Черный посл. Пафнутий уп. в 1665 г.
Прохор уп. в 1734 г.
Феодорит уп. в 1749 г.
Иосиф уп. в 1751 и 56 г.
Иона уп. в 1763 г.
Епифаний уп. в 1781 г…[10]
Первые упоминания о пустыни, уже как более достоверные сведения находятся в архивных материалах, Государственного Архива Рязанской области (ГАРО), которые относятся к 1743 году. В табеле монастырей Рязанской епархии за 1743 год указано: «Города Пронска в Спасове монастыре иеромонахов 1, монахов 3, трудников 3»[11].
Далее, в деле о количестве монашествующих за 1764 год упоминается игумен Иона со своей братией[12]. В 1763 году была построена на сборные деньги рачением игумена Ионы первая каменная церковь во имя Св. Живоначальной Троицы с двумя приделами в трапезе: с правой стороны Преображения Господня и с левой - Успения Божией Матери. В 1765 году храм был окончательно завершен и отделан тщанием помещика Пронского уезда села Пронска и Большого Ивана Ивановича Бурцева. При этой церкви - колокольня каменная с колоколами[13].
Небольшие упоминания о монастыре и его братии встречаются в делах за 1769, 1771, 1790 годы[14].
В 1792 году был достроен придел Успения Пресвятой Богородицы.
Каменные келии для настоятеля и братии (до этого бывшие деревянными, крытыми соломой) и каменная ограда (бывшая ранее плетневой) вокруг монастыря построена его сыном Андреем Ивановичем Бурцевым[15].
К началу XIX века сведения о пустыни и её братии становятся регулярными, что дает возможность подробнее представить жизнь пустыни в это время. В частности, имеется монастырская опись 1804 года, в которой подробно описано имущество и внешний вид обители в этот период: «Церковь каменная во имя Живоночальной Троицы с двумя приделами: 1-ый Преображения Господня, 2-ой Успения Божией Матери. Крыта тесом. Колокольня каменная на двух столпах каменных на ней колоколов пять: в первом большом весу не показано, во втором 9 пудов, в третьем 2 пуда, в 4-ом и 5-ом весу не показано. Сверх сего вновь поступило 1804-го года от благотворителя козловского купца Силантьева два колокола в первом весу 31 пуд 30 фунтов (около 500 кг) другой 14 пудов 1 фунт (около 250 кг).
В настоящей церкви в алтаре на престоле одежда грезетовая кофейного цвета ветхая, средина тафтяная белая, 2-я тафтяная голубая трехсторонняя, на первой одежде крест золотой из позументу, на 2-ой одежде крест из сетки золотой и серебряной, 3-я с прошлого 1804 года. Еще вновь … тканая зеленая, крест из золотого позумента …
На жертвеннике одежда тафтяная кофейного цвета ветхая, крест из белых лент. Евангелие 1-е покрыто голубым бархатом, в средине серебряная штука Спасителя, по углам 4-е Евангелиста позлащенные, на нижней доске пять … серебренныя; 2-е покрыто парчею насыпною с 14-ми штуками на финивте в серебренной оправе, на нижней доске 5 штук медные позлащенные; 3-е покрыто зеленым бархатом, на средине серебренная штука восстание от гроба с 4-мя Евангелистами по краям; на нижней доске – пять штук серебренные и позлащенные; 4-е евангелие – синим бархатом с пятьми штучками серебренными, на нижней доске четыре штуки медных; пятое евангелие в 1804-м от доброхотных дателей подано – покрыто мелинавым бархатом и позлащенное; … пять штук серебренные и позлащенные; три креста напрестольные: 1-й серебренный старый, а два креста деревянные в серебренной оправе; трое сосудов серебренные. Первые и вторые позлащенные, третий не позлащенный, все со всем прибором ковш медный; две кондеи медные для водосвятия, укропник медный один ветхой, два чайника из коих один ветхой; два кадила медные одно из них посеребренное, а три кадила ветхие по употреблению не способные..»[16].
За 1819 год в Ведомости о числе монашествующих в монастырях и пустынях Рязанской Епархии говорится, что в обители на тот момент находились 1 строитель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Вероятно, под строителем имеется ввиду иеромонах Амвросий, о котором у нас имеются дополнительные сведения: «в Пронской Спасской пустыни строитель иеромонах Амвросий. Великориссиянин; из духовного звания; обучался в Рязанской семинарии славяна-латинским наукам … философию и богословию а сам ничему не обучал; в монашество пострижен в 1801 году в Рязанском Спасском монастыре … 40 лет»[17].
Приведем полностью ради ее особенного значения, как описывающую обитель в самое ближайшее время к интересующему нас периоду, Ведомость Пронской Спасской Заштатной Пустыни и имущества, равно о настоятеле и монашествующих за 1854 год: «1. Когда оная Пустынь учреждена и по какому указу неизвестно. 2. Ограда каменная на 248 саженям, четвероугольная с двумя башнями: одна каменная. крыта железом. А другая деревянная на каменном фундаменте; третья башня каменная и часть ограды на западном угле разрушилась. 3. Церковь одна каменная с тремя престолами: … во имя Живоначальной Троицы. В трапезе приделы: справа, во имя Преображения Господня, слева, во имя Успения Божия Матери. Построена в 1765 году иждивением помещика Ивана Ивановича Бурцева, покрыта железом и крашена медянкою. 4. Церковь утварью достаточна. 5. По штату проложено: строитель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника. 6. земли под сею Пустынею находится: а) как внутри, так и с наружи примерно не более трех десятин: в) Данковского уезда близ села Ивановского-Околок тож, пахотной земли 30 десятин; с) сенных покосов и лесных дач не имеется; d) мельница Михайловского уезда при селе Хавертове на реке Жраке в двух поставах с …, с коей по указу сената производится дело в Рязанской Гражданской Палате; е) Ряжского уезда близ села Петрова пахотной земли 50 десятин, данной вместо рыбной ловли. 7. Планов, межевых книг и указов как на самую Пустынь, так и на земли и мельницу, во владении Пустыни состоящих, не имеется. 8. Строения в Пустыни состоят из трех отдельных зданий: 1) настоятельские келии деревянные, на каменном фундаменте в длину 7, а в ширину 4 сажен; 2) братские келии деревянные, на каменном фундаменте в длину 7, а в ширину 3,5 сажен; 3) трапеза деревянная на каменном фундаменте в длину 4 аршина, а в ширину 3 сажен 2 аршин; сверх того скотный двор с конюшнею для лошадей и коров, с сараем для экипажей и амбар для … хлеба. Все оные строения крыты тесом. 9. На содержание Пустыни положено вкладной суммы 85 р. 71 к. сер. А с окладной получается по контрактам: перечисляется 10. Сверх того имеются 27 билетов, именно: : перечисляется 11. Расположением Пустынь от Губернского города Рязани в 59. а от уездного г. Пронска в одной версте. 12. Опись церковному к Пустыни имуществу есть, выданная 1826 года 21 декабря за печатью консистории за подписью присутствующего Воскресенского протоиерея Алексея Поспелова и исправляющего секретарскую должность Внукова, а книги для вписывания прибыль их после описи вещей вписаны и вписываются в туже опись неопустительно и без отлагательства. …14. Штатных служителей в оной Пустыни не положено»[18].
Таким образом, мы видим, что к середине XIX в. пустынь заметно оскудела. Так что в 1853 году при иеромонахе Феодосии существовала мысль о переводе ее в имение Кошелева с. Песочню Сапожковского уезда, где некогда была древняя обитель Покрова Пресвятой Богородицы и преп. Сергия Радонежского. Это было желанием святителя Гавриила (Городкова) и А.М. Кошелева. Однако в 1856 году пустынь решили перевести в с. Толпино Ряжского уезда (в связи с опасностью разрушения на неустойчивом грунте)[19].
1.2. Хронология реконструкций Пронского Спасо – Преображенского мужского монастыря
Первое возобновление и переустройство монастыря пришлось на первую половину XVIII века, практически сразу после ее упразднения. По описаниям, составленным в 1739 и 1749 гг., в обители тогда было две деревянных церкви: церковь в честь Преображения Господня, в котором распологался образ Казанской Божией Матери, наиболее свято почитался, и церковь Вознесения Господня[20].
Конец XVIII века - это время активного строительства и переустройства обители. По описи 1763 года значилась церковь каменная Св. Живоначальной Троицы с двумя пределами, построенная рачением игумена Ионы на собранные от подаяния деньги. В 1763 году был отстроен лишь предельный храм во имя Преображения господня. Все, что находилось внутри храма, все его убранство принадлежало Ивану Ивановичу Бурцеву. Он был похоронен и покоится прах его в Спасской пустыни. В В различных других описях есть множество данных, которые говорят о том, что потенциальным строителем является Бурцев И.И, за его большой вклад в деле обустройство храма.[21] Дальнейшее обновление заключалось в переустройстве деревянных келий для братии монастыря и настоятелей монастыря. Этим делом занимался Андрей Иванович Бурцев, сын И. И. Бурцева. В то же время была построена каменная ограда. Вероятно это доброе дело было сделано именно им.[22]
Так уже описывается состояние пустыни в ведомости за 1854 год: «Ограда в оной Пустыни кругом вся каменная, четырехугольная; мерою... 248 сажен... Башни на двух углах, с северной стороны каменная двухэтажная, обе крыты железом, одна деревянная на каменном фундаменте, а другая не докончена, а третья почти разрушенна.
Церковь каменная во имя Живоначальной Троицы с двумя пределами в трапезе по правую сторону во имя Преображения Господня, а по левую - во имя Успения Божией Матери. Построена иждивением помещика Ивана Ивановича Бурцева в 1765 году, покрыта железом и крашена медянкою.[23] Утвари в церкви в это время было достаточно. По штату было положено иметь одного строителя, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника. Строителем по-видимому был именно Бурцев А.И.
Земли под оною Пустынью находится как внутри и снаружи не более трех десятин; в Данковской округе близ села Ивановского 30 десятин пахотной земли; сенных покосов и лесных угодий не имеется; имеется мельница Михайловской округи при селе Кавертове.
Строения состоят из трех отдельных зданий: настоятельские кельи деревянные на каменном фундаменте, братские кельи и братская трепезная тоже. Сверх этого скотный двор с сараями для скотины, которая была у монастыря. «А внутри монастыря устроены пруд и три колодца, в пруд протекающие»[24].
Второе обновление пришлось на 1866 год 25 июня по старому стилю.Предшествовали данному торжеству следующие события. К середине XIX века пустынь приходила в запустение. Бывший тогда строителем иеромонах Феодосий просил архиерея о перенесении монастыря в село Толпино Ряжского уезда, так как считал непрочным грунт, на котором стоит монастырь. Он боялся того что могут быть разрушены постройки. Но архиепископ Смарагд, обозревая церкви и монастыри Пронска, увидел ошибку настоятеля, что и подтвердило последующее освидетельствование грунта.[25] Назначенный вместо о. Феодосия настоятелем пустыни иеромонах Самуил за шесть с небольшим лет восстановил почти упавшую совсем обитель, и по его прошению святейший Синод оставил пустынь на прежнем месте. Этому событию и были посвящены торжества, состоявшиеся в июле 1866 года, подробнее о которых будет сказано далее.
В 1893 году настоятелю обители игумену Мелетию пронским купцом Григорием Карловичем Томилиным была передана икона Божией Матери «Споручница Грешных», ставшая впоследствии чудотворной.
К началу XX столетия пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году.
В 1913 году по штату были положены настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников.[26]
Начало XX века уготовало обители и её подвижникам иную участь. «В 1919г. она была закрыта, а имущество передано в ведение УОтсобесов и землеотделам»[27].
Последнее, третье по счету, возрождение обители началось в 2011 году. В 2011 году Архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом было принято решение о возрождении двухпрестольного храма во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова и мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, единственным из трех храмов Пронской Спасской пустыни, сохранившимся до наших дней.
Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 2 октября 2013 года (журнал № 123), в связи с прошением митрополита Рязанского и Михайловского Павла в поселке Пронск Рязанской области открыт Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь. Первым настоятелем возрожденной обители был назначен игумен Лука (Степанов).
Выводы по I главе:
1. Пронская Спасо-Преображенская пустынь является одним из древнейших монастырей р.п. Пронска и единственной обителью, сохранившейся до нашего времени. По причине отшельнического устава обители, который просуществовал вплоть до 1881 года, когда по указу Святейшего Синода, вследствие ходатайства Епархиального Начальства в пустыни введено общежитие, и общей неустроенности, монастырь никогда не был богатым и многочисленным.
2. Из-за своей бедности и малочисленности братии монастырь даже был упразднен в начале 18 века, хотя и ненадолго – в середине 18 века он вновь возобновляется, во многом благодаря пожертвованиям купца Бурцева И.И. и усилиям настоятеля монастыря игумена Ионы.
3. Однако в середине 19 века монастырские здания вновь приходят в ветхость и возникает потребность реконструкции. Перед началом строительных работ поднимается вопрос о пригодности грунта для проведения масштабных работ. Возникает идея перенесения монастыря в другое место. Однако, было проведено повторное освидетельствование грунта, которое показало его пригодности и благодаря стараниям иеромонаха Самуила во многом на пожертвования Г.В. Васильева в течение 6 лет обитель была отстроена. Этот период принято называть вторым возрождением обители, в честь него был установлен праздник 25 июня 1866 года.
4. Третье возрождение обители приходится на 2013 год 2 октября н. с., когда решением Священного Синода, образованное в 2011 году Спасо-Преображенское Архиерейское подворье, было преобразовано в Спасо-Преображенский пронский мужской монастырь.