Занятие V. Становление христианства
1. Христианские общины: история возникновения и структура.
2. Деяния святых апостолов – документ превращения христианства в мировую религию.
3. Послания апостолов – формирование раннехристианской догматики.
Источники:
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.
Литература:
1. Амусин, И. Д. Кумранская община [Текст] / И. Д. Амусин. – М.: Наука, 1983. – 328 с.
2. Беленький, М. С. О мифологии и философии Библии [Текст] / М. С. Беленький. – М.: Наука, 1977. – 167 с.
3. Белявский, В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический [Текст] / В. А. Белявский. – М.: Мысль, 1971. – 319 c.
4. Беспалько, В. Г. Древние ветхозаветные прообразы экологических преступлений в Пятикнижии Моисея [Текст] / В. Г. Беспалько // Экологическое право: научно-практическое и информационное издание. – 2014. – № 1. – С. 3-7.
5. Гече, Г. Библейские истории: научно-популярная литература. –Ч. 1-2. [Текст]: [пер. с венгер. Р. Даллош] / Г. Гече. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1990. – 318 с.
6. Грант, М. История древнего Израиля [Текст]: [пер. с англ.] / М. Грант. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998. – 336 c.
7. Гусейнов, А. А. Этика [Текст]: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарика, 2008. – 478 с.
8. Дубнов, К. Л. Краткая история евреев [Текст] / К. Л. Дубнов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 574 с.
9. Косидовский, З. Библейские сказания [Текст] / З. Косидовский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 573 с.
10. Косидовский, З. Сказания евангелистов [Текст] / З. Косидовский. – М.: Политиздат, 1981. – 262 с.
11. Крывелев, И. А. Библия: историко-критический анализ [Текст] / И. А. Крывелев. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
12. Кубланов, М. М. Новый завет поиски и находки [Текст] / М. М. Кубланов. – М.: Наука, 1968. – 231 с.
13. Левинская, И. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры [Текст] / И. Левинская. – СПб.: Логос, 2000. – 352 с.
14. Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока [Текст] / А. И. Немировский. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 542 с.
15. Рижский, М. И. Библейские пророки и библейские пророчества [Текст] / М. И. Рижский. – М.: Политиздат, 1987. – 366 с.
16. Свенцицкая, И. С. От общины к церкви: (О формировании христианской церкви) [Текст] / И. С. Свенцицкая. – М.: Политиздат, 1985. – 224 с.
17. Сэмюэлс, Р. По тропам еврейской истории [Текст]: [пер. с англ.] / Р. Сэмюэлс. – М.: Библиотека Алия, 1993. – 367 с.
18. Фрэзер, Д. Д. Фольклор в Ветхом завете [Текст]: пер. с англ.; предисл. С. А. Токарев / Д. Д. Фрэзер. – М.: Политиздат, 1989. – 542 с.
Методические рекомендации
Основной целью данной темы является научить студентов использовать Библию в качестве исторического источника. Насколько можно доверять текстам Библии? Насколько достоверна информация, содержащаяся в ее книгах? Как из имеющихся текстов извлекать достоверную историческую информацию. Тема рассчитана на 14 часов и объединена в 5 занятий по основным этапам становления и развития религии.
Занятие 1 посвящено общим проблемам историчности Библии. Студентам необходимо разобраться с причинами, по которым происходит искажение информации. С какой целью и когда создавался этот текст, проблема авторства книг Библии, длительность устного периода существования библейских текстов и т. д. После этого уже можно объяснить, почему в текстах Библии присутствуют те или иные неточности и искажения. Соответственно, зная указанные причины студенту необходимо выстроить последовательность своих действий, направленных на восстановление исторически достоверной информации.
Второй вопрос занятия охватывает проблемы археологических исследований, так или иначе связанных с библейскими сюжетами. Студенту необходимо показать, как с помощью археологии можно восстановить историческую информацию (хронологический период, место, где произошло событие и т. д.). В решение данного вопроса студенту могут помочь работы З. Косидовского «Библейские сказания» и «Сказания евангелистов». Особо следует рассмотреть специфику библейской археологии. Чем ее подход отличается от классической археологии?
Третий вопрос связан с мифами и сказаниями, присутствующими в Библии. Для начала студенту необходимо четко разграничить эти понятия. Чем миф отличается от сказания? Привести примеры мифов и сказаний, содержащихся в Библии. После этого необходимо выстроить алгоритм работы с мифом и сказанием, направленный на извлечение исторической информации. В качестве примера можно использовать первые книги Бытия. Так, из второй главы можно выяснить, где находится библейский рай (гл. 2:8-14). Соответственно, студенту нужно объяснить, почему рай находится именно в этом районе и как мифология проживающего там народа попала в Библию. Сравните библейскую версию сотворения мира и версию в «Энума элиш». О каких исторических процессах свидетельствуют данные совпадения.
Для анализа сказания как исторического источника можно выбрать любой сюжет из исторических книг Библии. Для упрощения работы лучше взять известные персонажи: Авраам, Исаак, Иаков, Самсон, Моисей и т. д. Студенту также необходимо представить алгоритм работы со сказанием, чтобы получить достоверную информацию.
Подводя итог занятию, необходимо отметить общий круг проблем, связанных с достоверностью библейских сюжетов, и обозначить основные способы их преодоления.
Занятие 2нацелено на изучение и анализ Торы – Пятикнижия Моисея. Для начала необходимо провести внешний анализ документа, опираясь на информацию, изученную в Теме 1, а затем уже приступить к анализу содержания первых пяти книг Библии.
Первый вопрос посвящен обычаям и традициям древних евреев и охватывает легендарную эпоху патриархов. Необходимо выяснить – где находилась прародина древних евреев (гл. 11), каково было их традиционное занятие (подтвердить текстом из Библии). Особое внимание следует обратить на фигуру Авраама: какие точки зрения существуют относительно его личности, какова его роль в еврейской культуре. Рассматривая обычаи и традиции древних евреев, обратите внимание на семейные отношения (муж – жена, отцы – дети, прочие родственники). Каковы были семейные традиции у евреев: сватовство (гл. 24), выкуп невесты (гл. 29:16-30), появление наследников (гл.16, гл. 30:1-25), право первородства (гл. 25:19-34), отцовское благословение (гл. 27), раздел владений (гл. 31). Каков был характер рабства у древних евреев? Какими правами обладали рабы?
Второй вопрос связан с личностью Моисея, поэтому студентам для начала необходимо разобраться с его биографией (библейской и исторической), и только после этого приступить к анализу содержания Исхода и Чисел (биографическая часть). При анализе текста необходимо обратить внимание на библейские чудеса и посмотреть их научные трактовки (10 казней египетских, манна небесная, расступившиеся морские воды и т. д.). Моисей известен как законодатель, поэтому необходимо посмотреть на Декалог и условия его получения. Одна из тем Исхода – святость. Свят по природе только Бог, люди греховны. Но народ должен приобщиться к святой природе Бога и стать народом святым (19:6). С этой целью Бог дал Декалог (десять заповедей) и Законы. Святость, прежде всего, связана с нравственной чистотой и безупречным поведением. Следует обратить внимание – в книге Исход настаивается на жертвоприношениях, которые позволяют искупить грех и очиститься. Бог милостив и справедлив в Исходе. Он прощает израильский народ за возвращение к идолопоклонству (золотой телец). Согласно Исходу, Бог всегда со своим народом (облако покрыло скинию). Сооружение Скинии и ковчега Завета. Какова их роль в современной ритуальной практике иудеев?
Часть биографии Моисея излагается в книге Чисел. Моисей вывел евреев из плена египетского и повел в землю обетованную. Он стремился сделать народ достойным предстать пред Господом и подготовить его к вступлению на территорию Палестины. Однако поход продлился достаточно долго. Почему евреи бродили по пустыне 40 лет? Ответ на этот вопрос раскрывает содержание гл. 13-14 книги Чисел. Какие сложности встречались народу на этом пути (по книге Числа). Почему Моисей так и не ступил на землю обетованную?
Третий вопрос семинара посвящен книге Левит. Она традиционно сложна для понимания, поскольку ее основное содержание описывает культовую практику и деятельность священнослужителей. Для начала необходимо вспомнить, на основе какого документа составлена данная книга Пятикнижия. Кто такие левиты, какими правами и обязанностями они обладают в еврейском обществе (гл. 21-22, 27). Анализируя тест книги, следует обратить внимание на жертвоприношения: кого можно приносить в жертву и по каким случаям ее приносят. Обратите внимание на праздники. Почему скотоводы приносят хлебные приношения? Особое внимание хотелось бы обратить на законы чистоты: чистая и нечистая пища (гл. 11), телесная чистота (гл. 12). Какие обязанности возлагали на себя священники, следя за соблюдением чистоты в еврейской общине (гл. 13-15). Каково значение законов о браке (гл. 18). Какую роль играют предписания, содержащиеся в Левите в жизни современных иудеев? Несмотря на культовый характер книги Левит значительная ее часть посвящена изложению личных, семейных, общественных и экономических обязанностей, исполнение которых должно было помочь Израилю сохранить отличительные черты национальной принадлежности. В конце книги на первый план выходят экономические аспекты землепользования и владения собственностью, что является подготовкой к восприятию книги Второзакония.
Последний, четвертый вопрос, связан с анализом традиционного права древних евреев, изложенном во Второзаконие. Как обычно, сначала нужно провести внешний анализ текста: когда и при каких обстоятельствах появился документ, ставший основой этой книги. Охарактеризовать структуру и основное содержание разделов книги. В начале книги Моисей обращается к молодому поколению евреев с речью. Он напоминает людям о событиях, которые привели их к границами Ханаана и заклинает их хранить верность Завету с Господом. Кратко освятив повествовательную часть книги, большее внимание нужно уделить анализу законов, содержащихся в ней. Их условно можно разделить на две части. Первая часть содержит теократические принципы, которые должны соблюдать евреи (гл. 5-11). В этом разделе вновь повторяются десять заповедей. Сравните их содержание с теми, что содержаться в Исходе (гл. 20) – о чем свидетельствуют изменения в тексте, какие процессы они отражают? Охарактеризуйте основные принципы отношения к богу, изложенные в этом разделе. Вторая часть (гл. 12-26) представляет собой кодекс, фиксирующий нормы обычного права: культовые предписания, гражданские и уголовные законы. Охарактеризуйте нормы права еврейского народа с исторической и юридической точки зрения.
Подводя итог, оцените особенности образа жизни и социальных норм, принятых у древних евреев и описанных в Пятикнижии. Насколько они соответствуют описанному временному периоду? Насколько достоверна содержащаяся в тексте информация?
Занятие 3.Тема этого семинарского занятия связана с изучением и анализом пророческих книг Ветхого Завета. Второе название этой группы книг – исторические. Они получили его, поскольку именно здесь мы знакомимся с официальной историей еврейского народа.
Первый вопрос посвящен завоеванию Ханаана. Для описания этого периода в Библии представлены две книги: книга Иисуса Навина и книга Судей Израилевых. Рассматривать и анализировать эти книги нужно в комплексе, поскольку они описывают один и тот же исторический процесс, но по-разному. Приступая к анализу содержания книг, необходимо провести их внешний анализ. Следует помнить, что хотя книга Иисуса Навина содержит важный и древний материал, в тексте присутствуют явные преувеличения. Поэтому следует сравнить библейскую версию завоевания и мнение историков. Обратите внимание на длительность похода Иисуса Навина и на завоеванную им территорию. Обратите внимание и на культовый характер действий Иисуса Навина (переход через Иордан гл. 3-5, разрушение Иерихона гл. 6-7 и т. д.).
Книга Судей Израилевых подробно излагает предания о двенадцати национальных героях, которые после смерти Иисуса были судьями Израиля. Обратите внимание на значение термина «Судьи» в контексте данной книги. Охарактеризуйте действия Судей. Проанализируйте легенду о Самсоне (гл. 13-16). Почему евреи, согласно книге Иисуса Навина завоевавшие Ханаан, страдали от притеснений филистимлян? При анализе периода Судей желательно опираться на археологические данные, а также выводы ученых. Какова основная мысль данной книги? Почему евреи, которых Бог привел в землю Обетованную, постоянно нарушают его Заветы и поклоняются чужим богам? Сравните процесс завоевания, представленный в двух книгах, какой из них наиболее приближен к исторической действительности.
Второй вопрос семинара связан с процессом образования еврейского государства. Внешний анализ необходимо провести всем четырем книгам царств, поскольку они связаны между собой и созданы на основе общей источниковой базы. Приступая собственно к анализу вопроса, необходимо охарактеризовать форму управления еврейскими племенами на период начала первой Книги царств. Рассматривая процесс становления еврейского государства, необходимо сравнить то, как это описано в Библии и как этот процесс видят ученые (например, Дубнов К. Л., Сэмюэлс Д. и др.). Кроме того, желательно ответить на ряд вопросов, которые возникают по ходу чтения первой Книги царств: кто такой Самуил и какова его роль в выборе царя? Почему он сначала выбирает Саула (гл. 9-10), а потом помазал на царство Давида (гл.16)? как складывались отношения между Саулом и Давидом (гл. 18-26)? Почему Давид оказался на стороне филистимлян (гл. 27-29)? Что же по мнению исследователей) происходило в Израиле при Давиде и Сауле?
Приступая к третьему вопросу, желательно обратиться к легендарным представлениям об израильских царях: Давиде (2 Цар.) и Соломоне (3 Цар., гл. 1-11). А затем, опираясь на библейский текст, проанализировать их деятельность как государей, обращая внимание на реформы и проводимые ими преобразования. Следует обратить внимание на отношение обеих царей к религии: что каждый из них сделал для развития иудаизма. Оцените последствия деятельности легендарных царей для Израиля (с точки зрения науки и представителей церкви). Не следует упускать из виду и моральный облик правителей (история с Вирсавией, многоженство и т. д.). Обратите внимание на процесс передачи власти. Почему именно Соломон оказался следующим царем (по версии, изложенной в Библии, и по мнению историков)? Что стало истинной причиной распада единого государства после смерти Соломона?
Четвертый вопрос охватывает период от распада единого государства на Израиль и Иудею до Вавилонского плена. Прежде всего, необходимо выяснить, почему и как распалось государство, какие колена израилевы вошли в состав каждого царства. Как складывались отношения между еврейскими государствами, какие сложности возникали в экономическом, политическом и религиозном планах. Почему оба государства лишились независимости: как этот факт объясняется авторами Библии и как эту ситуацию рассматривают историки.
Пятый вопрос хронологически тесно связан с предыдущим. Пророческое движение набирает свою активность именно на фоне внешней угрозы государству. Пророческие книги имеют разных авторов, но их объединяет общая идея – все беды Израиля – следствие нарушения Завета с Богом. Пророки видят проявление в истории человечества воли Бога и ответственность людей за ход истории. На примере книг больших пророков (Исайя, Иеремия, Иезекеиль и Даниил) следует рассмотреть политическую ситуацию в стране на момент деятельности пророка. Прежде всего, следует провести внешний анализ каждой книги. Необходимо установить авторство и степень достоверности описываемых событий. Какова политическая роль самих пророков, каково их социальное положение. Как они видели судьбу своего государства?
Подводя итог теме семинарского занятия, необходимо дать общую характеристику эпохи первого храма. Объяснить особенности становления государства и его распада, остановиться на причинах утраты независимости евреями.
Занятие 4. Охватывает эпоху второго храма от Вавилонского плена до римско-иудейской войны и разрушения Иерусалимского храма. Приступая к анализу этого периода необходимо выяснить характерные черты эпохи Второго храма, связанные с отсутствием государственной независимости. Определить смену правящих государств и исходя из этого, определить особенности проводимой политики в Израиле.
Рассматривая второй вопрос, связанный с вавилонским пленом, необходимо выяснить обстоятельства пленения, а также социальные категории евреев, угнанные в Вавилон. Обратите внимание на время пребывания евреев в плену и условия их проживания в Вавилоне. Насколько это соответствует устоявшимся представлениям о плене. Почему евреи, ушедшие в Вавилон, более строго соблюдали основы иудаизма, чем евреи, оставшиеся на родине? При каких обстоятельствах евреям разрешили вернуться в Иерусалим, и кто воспользовался этой возможностью? Какие социальные группы евреев и почему не захотели возвращаться на свою историческую родину?
Третий вопрос охватывает деятельность Ездры и Неемии, которым посвящены соответствующие книги Библии. Как обычно, нужно сначала провести внешний анализ данных книг, а уже затем обратиться к анализу их содержания. Рассматривая реформы и основную деятельность Ездры и Неемии необходимо учитывать их социальное положение и условия возвращения в Иерусалим. Почему правители Персии были заинтересованы в укреплении стены Иерусалима и возрождении иудаизма. Как отреагировало на их деятельность местное население, в том числе и представители еврейского народа, и почему? Какова роль Ездры в формировании религиозной традиции иудаизма?
Последний вопрос занятия тесно связан с предыдущим. Студентам необходимо прояснить процесс формирования культовой практики иудеев: установление праздников, соблюдение жертвоприношений, бытовых норм поведения. Особое внимание следует уделить становлению церковной организации, структуре и функциям Синедриона. Какова была его роль в политической жизни Иудеи эпохи Второго храма.
Данная тема, по сути, завершает исторический анализ книг Ветхого Завета, поэтому студентам желательно сделать обобщающий вывод по особенностям изложения еврейской истории в книгах Библии.
Занятие 5.Данное занятие уже обращено к Новому Завету и его целью является исторический анализ христианских текстов. Следует обратить внимание на различия в изложении исторических событий в Ветхом и Новом Заветах.
Приступая к первому вопросу, необходимо вспомнить исторический фон появления христианства (положение Иудеи при Римском императоре и внутренний кризис иудаизма). Обратить внимание на причины появления христианства, истоки его религиозной идеологии. Рассматривая христианские общины, следует обратить внимание на особенности их существования в первые столетия, условия вступления в общину (Деян., гл. 4:34-37). О чем свидетельствует история Анании и Сапфиры (Деян., гл.5), каков ее поучительный смысл. Следует остановиться и на руководстве общины (1-е Тимофею гл. 3; Деян. гл. 14:23). Как изменились функции руководителей общины в современной церкви. Какую роль играли апостолы в раннехристианской общине. С чем связано упразднение их функций в позднем христианстве.
Второй вопрос посвящен анализу деятельности апостолов, описанной в Новом Завете. В Деяниях апостолов рассказывается о путешествиях Петра и Павла. Что нам известно о них по Библии (гл. 9) и по другим документам? Студентам необходимо, опираясь на текст Библии, выделить основные деяния Петра и Павла и сравнить их между собой, а также с деяниями Иисуса Христа. Какие концепции развития христианства проповедовали Петр и Павел?
Наиболее сложен вопрос, связанный с формированием раннехристианской догматики. Многие положения, озвученные в Новом Завете, получили различные трактовки в различных христианских церквях. Студентам предлагается познакомиться с нормами, представленными в первоисточнике. Рассмотреть все аспекты христианской догматики сложно, поэтому следует остановиться на некоторых вопросах: отношение к браку (Мф., гл. 19; 1-е коринфянам, гл. 7; ефесянам гл. 5-6;), к лжепророкам (Мф. Гл.7:15-20; 2-е Петра 2:1-3; 1-е Иоанна 4:1-3), к богатству (Мф. 13:22; Марк 10:23-24; Лк. гл. 12; Лк. 16:19-31; Иаков 5:1-6; 1-е Тимофею 6:9-10), к Закону ветхозаветному (Мф. 5:17; 1-е Коринфянам гл. 7 и 9; Иаков гл. 2; Деян. 15:21 и 17:2-11), к власти (Мф. 22:21; Римлянам гл. 13; 1-е Петра 2:13-17). Проанализируйте предложенные сюжеты и сформулируйте представление ранних христиан по предложенным проблемам. Изменилось ли отношение к данным вопросам в современном христианстве? Если – да, то, как именно? С чем связаны эти изменения?
Подводя итог данному семинарскому занятию, необходимо обратить внимание на соотношение раннего и современного христианства. Какие ветви христианства, и какие христианские институты наиболее близки к новозаветным нормам?