Тема 3. религиозные системы древнего китая
1. Формирование религиозных представлений в Китае.
2. Даосизм и его основные категории
3. Конфуцианство: социально этические нормы и религиозный культ.
Источники:
1. Дао-Дэ цзин [Текст]: пер. В. В. Малявин. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 559 с.
2. И цзин «Канон перемен» [Текст] / сост. А. Е. Лукьянов; пер. с кит. Ю. К. Щуцкий. – М.: Восточная литература РАН, 2005. – 246 с.
3. Китайские боги и мифы [Текст]. – М.: Арт Родник, 2003. – 64 с.
4. Лао-цзы Дао дэ цзин [Текст]: [пер. с кит.] / Лао-цзы. – СПб: Азбука-классика, 2002. – 182 c.
5. Переломов, Л. С. Конфуций. «Лунь юй» [Текст]: [пер. с кит.] / Л. С. Переломов. – М.: Наука; Восточная литература РАН, 2000. – 590 c.
6. Религии Китая: хрестоматия [Текст] / М. Е. Ермаков; сост. Е. А. Торчинов; ред. Е. А. Торчинов. – СПб.: Евразия, 2001. – 512с.
7. Торчинов, Е. А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин» [Текст] / Е. А. Торчинов. –– 2-е изд. – СПб., Азбука-Классика: Петербургское Востоковедение, 2004. – 256 с.
Литература:
1. Ван Цзянь Даосизм как образ жизни [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – Вып. 6. Философия, социология, политология, культурология. – С. 77-81.
2. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае [Текст] / Л. С. Васильев. – 2-е изд. – М.: Восточная литература РАН, 2001. – 488 c.
3. Васильев, Л. С. История религий Востока [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. С. Васильев. – 4-е изд. – М.; Ростов н/Д: Университет 1999. – 426 с.
4. Вонг, Е. Даосизм [Текст]: [пер. с англ. Ю. Бушуевой] / Е. Вонг. – М.: Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 347 с.
5. Кочергин, И. В. Регионоведение. Китай [Текст]: учебник / И. В. Кочергин. – М.: Восточная книга, 2013. – 537 с.
6. Кузнецова, Е. В. Источники формирования китайского менталитета [Текст] / Е. В. Кузнецова // Вестник Кемеровского государственного университета: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2014. – № 1(57). – Т. 1. – С. 187-190.
7. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов – М. Юрайт, 2013. – 492 с.
8. Лобазова, О. Ф Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.
9. Лукьянов, А. Е. Лао Цзы и Конфуций. Философия Дао [Текст] / А. Е. Лукьянов. – М.: Наука. Восточная литература РАН, 2001. – 384 с.
10. Малявин, В. В. Конфуций [Текст] / В. В. Малявин. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 357 c.
11. Мартынов, А. С. Конфуцианство: классический период [Текст] / А. С. Мартынов. – СПб.: Азбука-Классика; Петербургское Востоковедение, 2006. – 384 с.
12. Торчинов, Е. А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания [Текст] / Е. А. Торчинов. – СПб: Андреев и сыновья, 1993. – 311 c.
13. Торчинов, Е. А. Даосские практики [Текст] / Е. А. Торчинов. – СПб.: Азбука-Классика; Петербургское Востоковедение, 2004 – 256 с.
14. Фицджеральд, С. П. Китай. Краткая история культуры [Текст]: пер. Р. В. Котенко. / С. П. Фицджеральд. – СПб.: Евразия, 1998. – 455 c.
15. Шагинов, И. Ю. Религии мира. Религии Дальнего Востока [Текст] / И. Ю. Шагинов. – М.: Мир книги, 2007. – 191 с.
Методические рекомендации
Религиозные представления Древнего Китая отличаются удивительной устойчивостью и рационализмом. Для начала необходимо отметить основные отличительные черты китайской религиозной системы. Потом последовательно проследить основные этапы формирования религиозных представлений в Китае. Обратить внимание на мировоззрение китайцев, представление о собственной стране и ее роли в мире, формировании культа предков. Значение «Книги перемен». Роль Неба (Тянь) в китайской мифологии, происхождение мира, людей и т. д. Оформление основных философско-религиозных понятий: Дао, Инь и Ян, концепция усин (пять первоэлементов).
В VI веке до н.э. формируются основные доктрины китайской культуры, оказавшие существенное влияние на мышление и стереотипы поведения китайцев Важнейшей такой концепцией является даосизм. В центре доктрины – учение о великом Дао. Опираясь на тексты «Дао дэ цзин», студентам необходимо выделить основные характеристики Дао. С опорой на источник, необходимо также охарактеризовать такие понятия как Дэ, У-вэй, (образ идеального правителя как иллюстрация концепции недеяния). Особое внимание следует обратить на космогонические представления в даосизме: прочтите 42 фрагмент и поставьте вместо цифр философские категории, о которых идет в нем речь. Анализируя даосские практики, особо следует остановиться на достижении бессмертия. Здесь студенту необходимо осветить два основных метода: внутренняя и внешняя алхимия. Внешняя алхимия включает в себя работу с физическими материями. Через представление о человеке как скоплении духов-монад – формирование идеи бессмертия. Внутренняя алхимия предполагала создание «небесного зародыша». Какие условия необходимо соблюдать и выполнять, чтобы в человеке сформировался «небесный зародыш». Как, исходя из данной концепции, можно трактовать чудесное рождение Лао цзы? Подводя итог, следует остановиться на влиянии даосских околонаучных и эзотерических практик на культуру и традиции современного Китая.
Практически в одно время с даосизмом формируется и основная доктрина конфуцианства. Несмотря на то, что это, по сути – морально-этическое учение, оно постепенно трансформировалось в религиозный культ. Студентам, рассматривая конфуцианство, необходимо обратить внимание на важнейшие социально-этические категории: жэнь, ли, сяо, чжен мин, цзюнь-цзы – как они способствовали формированию и поддержанию культа предков. Как в рамках конфуцианства трактовались такие понятия как Дао и Дэ.
В заключение семинара следует подвести итог и обобщить основные характеристики китайского религиозного мировоззрения. Оцените влияние конфуцианства и даосизма на культуру и традиции современного Китая.
ТЕМА 4. ЗОРОАСТРИЗМ
1. Истоки вероучения и священные тексты.
2. Особенности вероучения и культа. Роль огня и обряды очищения.
3. Историческое развитие зороастризма. Митраизм и манихейство. Парсизм.
Источники:
1. Авеста в русских переводах (1861-1996) [Текст]: предисл. И. В. Рак; сост. И. В. Рак; ред. И. В. Рак. – 2-е изд., испр. – СПб.: Нева: Летний Сад, 1998. – 480 c.
Литература:
1. Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи [Текст]: [пер. И. М. Стеблин-Каменский] / М. Бойс. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1994. – 281 c.
2. Все религии мира [Текст] / ред. Е. В. Кузьмина. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 351 с.
3. Грановская, Р. М. Психология веры [Текст] / Р. М. Грановская. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2010. – 480 с.
4. Дубровская, О. Н. Древние религии мира [Текст] / О. Н. Дубровская. – М.: Рипол Классик, 2003. – 447 с.
5. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов. – М.: Юрайт, 2013. – 492 с.
6. Лобазова, О. Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.
7. Рак, И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана [Текст] / И. В. Рак. – СПб.: Нева; М.: Летний Сад, 1998. – 559 с.
8. Торчинов, Е. А. Религии мира. Опыт запредельного [Текст] / Е. А. Торчинов. – СПб: Центр «Петербуржское востоковедение», 2005. – 544 с.
9. Уотерхаус, Д. В. Катехизис зороастризма. Древняя религия магов [Текст] / Д. В. Уотерхаус. – М.: Сфера, 2002. – 448 с.
10. Хисматулин, А. А. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме [Текст] / А. А. Хисматулин, В. Ю. Крюкова. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997. – 266 c.
Методические рекомендации
Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Месопотамии. Рассматривая древнеиранские верования, обратите внимание на прародину иранцев. Это поможет объяснить некоторое сходство их религиозных представлений с ведической религией Индии. При анализе священного текста – Авесты – необходимо провести параллели с Ведами. Обратите внимание на сходство структуры священных текстов Ирана и Индии, сходство божественных персонажей (ахуры, дэвы, хаома и др.). Также сравните социальную структуру иранского и индийского обществ.
Обращаясь непосредственно к зороастризму, следует обратить внимание на личность Зороастра (Заратуштры). В чем заключается основная суть учения Зороастра. Роль божеств Ахура-Мазды, Ангри-Майнью, Митры. Мифология зороастризма, космогонические представления, роль Йимы (первого человека), идея человеческой греховности. Эсхатология и пришествие мессии. Проследите влияние идей зороастризма на другие религии, например христианство и ислам. Культовая практика зороастрийцев – ее специфика и связь с природно-климатическими условиями и хозяйственной деятельностью. Идея чистоты, роль огня, особенности богослужения. Ритуальное очищение, отношение к покойникам, практика захоронений.
Рассматривая историческое развитие зороастризма, обратите внимание на параллельное существование двух периодизаций. В основу одной положен государственный принцип, другая опирается на образы верховных (наиболее популярных) божеств. Особое внимание обратить нужно на митраизм, как религиозное течение, оказавшее влияние на римскую культуру и на христианскую идеологию. Как менялись положение религиозного учения на разных этапах развития зороастризма. Какой статус имела религия в разные периоды истории Ирана, каково ее состояние на сегодняшний день.
Подводя итог, следует остановиться на основных характеристиках зороастризма, его специфике, а также на его влиянии на мировые религии.
ТЕМА 5. ИУДАИЗМ
1. Возникновение иудаизма. Священные книги.
2. Особенности вероучения и культа.
3. Основные этапы исторического развития иудаизма. Современный иудаизм.
Источники:
1. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей [Текст]: пер. С. Г. Фруг. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 512 с.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.
3. Талмуд. Электронная еврейская энциклопедия. – Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/14021 (дата обращения: 10.11.14).
Литература:
1. Беленький, М. С. Что такое Талмуд [Текст] / М. С. Беленький. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 144 c.
2. Вук, Г. Это Б-О-Г мой. Еврейский образ жизни [Текст]: [пер. с англ.] / Г. Вук. – Иерусалим: Шамир, 2002. – 477 с.
3. Грант, М. История древнего Израиля [Текст]: [пер. с англ.] / М. Грант. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998. – 336 c.
4. Дубнов, С. М. Краткая история евреев [Текст] / С. М. Дубнов. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 574 c.
5. Грушевой, А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи [Текст] / А. Г. Грушевой. – СПб., 2008. – 503 с.
6. Жудинова, Е. В. Религии мира. Иудаизм [Текст] / Е. В. Жудинова. – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.
7. Лайтман, М. Кабала. Тайное еврейское учение. (Основные положения в доступном пересказе) [Текст]. – Ч. 1-3 / М. Лайтман. – Новосибирск, 1993. – 166 c.
8. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов – М.: Юрайт, 2013. – 492 с.
9. Лобазова, О. Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.
10. Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности [Текст]. – Репр. воспр. изд. 1874-1876 гг. – М.: Ладомир, 1994. – 648 c.
11. Носенко, Т. В. Иерусалим. Три религии. Три мира [Текст] / Т. В. Носенко. – М.: Ридерз Дайджест, 2006. – 506 с.
12. Пилкингтон, С. М. Иудаизм [Текст]: [пер. с англ.] / С. М. Пилкингтон. – М.: ФАИР-ПРЕСС: Информпресс+, 1999. – 400 c.
13. Ракитянский, Н. М. Иудейский менталитет. Политико-психологическое эссе [Текст] / Н. М. Ракитянский // Вестник МГУ. Серия 12, Политические науки. – 2013. – № 4. – С. 57-83.
14. Синило, Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета) [Текст]: учеб. пособие / Г. В. Синило. – М.: Флинта: Московский психолого-соц. ин-т, 2008. – 845 с.
15. Телушкин, Р. Й. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии [Текст]: перевод / Р. Й. Телушкин. – М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2002. – 56 с.
16. Учение. Пятикнижие Моисеево [Текст] / предисл. И. Ш. Шифман; пер. И. Ш. Шифман. – М.: Республика, 1993. – 335 с.
17. Штереншис, М. Евреи: история нации [Текст] / М. Штереншис. – Герцлия: Исрадон, 2008. – 600 с.
Методические рекомендации
Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, имеющей замкнутый этнический характер. Несмотря на это она легла в основу двух мировых религий – христианства и ислама. Формирование иудейской религиозной доктрины тесно связано с историей еврейского народа.
Обращаясь к анализу священных книг, следует обратить внимание на обстоятельства, при которых появлялись письменные тексты Танаха и Талмуда. Обратите внимание на соотношение и роль этих текстов в культовой практике. Поскольку Танах подробно будет анализироваться в следующем блоке, в рамках данного семинарского занятия при его анализе необходимо остановиться на основных моментах: структура книги, время и условия ее создания, роль в еврейской культуре. Основное внимание следует уделить анализу Талмуда, его структуре и содержанию, а также его связи с Танахом. Кроме того, в XII-XIII веках н. э. в еврейской религиозной традиции появляется еще один текст – Каббала. Обратите внимание на мистический характер данного текста и дайте его основные характеристика.
Рассматривая второй вопрос, связанный с вероучением и культовой практикой иудаизма, следует обратить внимание на основные идеи иудаизма: концепция богоизбранности, жесткий национальный характер религии, монотеизм, идея мессии, представления о загробной жизни и др. Традиционность религиозного вероучения привела к строгому соблюдению изложенных в Танахе и Талмуде запретов и ограничений (кашрут, мицвот), а также выполнению предписаний (цедака, обряд обрезания, Шабат). Почитание Торы нашло применение не только в богослужении (устройство синагоги, Древо жизни, тефиллин), но и в быту (мезуза, ермолка, талит). Стена плача и ее культовое значение. Обратите внимание на еврейский календарь и его особенности. Опишите наиболее значимые календарные праздники, а также на праздники жизненного цикла.
Рассматривая основные этапы развития иудаизма, следует охарактеризовать каждый период. Однако нужно иметь в виду, что существует несколько принятых периодизаций, которые в целом совпадают по хронологии, но имеют некоторые отличия. Одна периодизации в основе имеет историю еврейского государства: государство первого храма, государство второго храма, период диаспор, современный иудаизм. Другая – особенности религии: библейский, эллинистический, талмудический и современный иудаизм. Анализируя современное состояние иудаизма, обратите внимание на основные течения: ортодоксальный, реформаторский, консервативный иудаизм и др. Какова роль сионизма в современном еврейском обществе.
Завершая семинарское занятие, следует обратить внимание на роль религии в истории и культуре еврейского народа, отметить влияние иудаизма н а мировоззрение современных евреев и на характер внешней политики, проводимой Израилем на Ближнем Востоке.
Первый раздел заканчивается знакомством с иудаизмом, что позволяет подготовить студентов историков к работе с Библией, первая часть которой является Священным Писанием для иудеев.