Тема 2. религиозные системы древней индии

1. Ведическая религия Древней Индии.

2. Брахманизм. Араньяки и Упанишады.

3. Философские школы Индии (санкхья, веданта, йога).

4. Джайнизм: история возникновения и особенности вероучения.

5. Индуизм: особенности вероучения и основные направления (Вишнуизм, Шиваизм).

Источники:

1. Атхарваведа (Шаунака) [Текст]: в 3 т.: [пер. с ведийского]. –Т. 3. Кн. 13-19 / ред. В. В. Вертоградова. – М.: Восточная литература РАН, 2010. – 231 с.

2. Бхагавад-гита как она есть: полное издание с подл. санскритскими текстами, русской транслитерацией, дословным и литературным переводами и подробными комментариями [Текст]. – М.; Л.: Калькутта: Бхактиведанта Бук Траст, 1990. – 832 с.

3. Махабхарата [Текст]. – Кн. 15-18 / РАН; / отв. ред. Стеблин-Каменский: пер. С. Л. Невелова [и др.]. – СПб: Наука, 2005. – 235 с.

4. Ригведа: избранные гимны [Текст] / ред. Г. М. Бонгард-Левин. перевод, коммент., вступ. ст. Т. Я. Елизаренкова. – М.: Наука. Восточ. лит., 1972. – 418 с.

5. Йога [Текст]: пер. с санскрита. – СПб.: Азбука-Классика, 2002. – 574 с.

Литература:

1. Альбедиль, М. Ф. Индия. Беспредельная мудрость [Текст] / М. Ф. Альбедиль. – СПб: Алетейя, 2003. – 416 с.

2. Бонгард-Левин, Г. М. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история [Текст] / Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. – СПб: Алетейя, 2001. – 223 с.

3. Бонгард-Левин, Г. М. Индия в древности [Текст] / Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин. – СПб: Алетейя, 2001. – 813 с.

4. Васильев, Л. С. История религий Востока [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. С Васильев. – 4-е изд. – М.; Ростов н/Д: Университет 1999. – 426 с.

5. Дасгупта, С. Философия йоги и ее отношение к другим системам индийской мысли [Текст]: [пер. О. В. Стрельченко] / С. Дасгупта. – СПб.: Наука, 2008. – 350 с.

6. Желябовская, Л. В. Религии мира. Религии Индии [Текст] / Л. В. Желябовская. – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.

7. Жоль, К. К. Индуизм в истории Индии [Текст]: учеб. пособие для вузов / К. К. Жоль. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. – 351 с.

8. Иванова, Л. В. Индуизм [Текст] / Л. В. Иванова. – М., 2003. – 562 с.

9. Индуизм [Электронный ресурс]. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

10. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм [Текст]: Словарь. – М.: Республика, 1996. – 576 с.

11. Каниткар, В. П. Индуизм [Текст]: [пер. с англ.] / В. П. Каниткар, У. О. Коул. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 320 с.

12. Лебедев, В. Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов. – М.: Юрайт, 2013. – 492 с.

13. Лобазова, О. Ф Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

14. Пахомов, С. В. Индуизм: Йога, тантризм, кришнаизм [Текст]: Карман. Словарь / С. В. Пахомов. – СПб.: Амфора, 2002. – 172 с.

15. Тюлина, Е. В. Храм, мир, текст. Вастувидья в традиции пуран [Текст] / Е. В. Тюлина. – М.: Восточная литература РАН, 2010. – 255 с.

16. Философия йоги. В поисках свободы [Текст] / ред. М. Яновская. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 941 с.

17. Шохин, В. К. Школы индийской философии. Период формирования, IV в. до н. э. – II в. н. э. [Текст] / В. К. Шохин. – М.: Восточная литература, 2004. – 415 с.

Методические рекомендации

Изучение религиозных представлений Древней Индии осложняется их философской насыщенностью и многоплановостью, ставшей следствием длительного периода формирования. Кроме того, толерантность религиозных систем способствовала взаимному проникновению идей одной религии в другую. Поэтому для облегчения изучения религий Индии необходимо поэтапное рассмотрение формирование религиозных концепций.

Первым этапом становится ведическая религия. Проследить влияние арийского завоевания на религиозную систему. Студенту необходимо рассмотреть структуру и содержание ведической литературы: Ригведа, Самоведа, Атхарвоведа, Яджурведа. Посмотреть, как специфика и функциональная направленность текстов отражалась на распределении обязанностей среди священнослужителей. Необходимо обратить внимание на истоки мифологических представлений Индии, основные группы божеств (асуры и дэвы) и наиболее значимых персонажей.

Вторым этапом становится формирование брахманизма. Необходимо объяснить причину возвышения брахманов и их роль в индийском обществе (согласно варно-кастовой системе). Обратите внимание на требования, которые предъявлялись к брахманам, основные этапы их жизненного пути. Также необходимо выяснить, почему появляются тексты-брахманы и формируется идея брахмана как абсолютного начала. Обратить внимание на основное содержание Араньяков, акцентирующих внимание на аскетизме, и Упанишад, посвященных философскому осмыслению человеческого существования. Формирование абстрактных понятий: Брахман, Атман, Тот, Ом. Как идеи Упанишад повлияли на религиозную культуру Индии.

С VI века в Индии начинают формироваться философские школы. Каждая из них дает свои ответы на важнейшие вопросы человеческого существования, свое понимание соотношения души и тела. Из шести школ предлагается наиболее основательно рассмотреть три: санкхья, веданта и йога. Необходимо посмотреть, как данные школы трактуют соотношение духовного и телесного. Рассматривая школу санкхья, обратите внимание на татвы и гуны. Как с помощью данных категорий объяснялось социальное неравенство? При анализе веданты необходимо рассмотреть деятельность Майи и способы преодоления ее влияния. Школа Йоги предлагает практическое решение и путь достижения Мокши. Становление школы и основные этапы достижения освобождения.

Рассматривая джайнизм как религиозное учение необходимо обратить внимание на историю возникновения, основателя учения (Махавира Джина – 24-й тиртханкар) и основные течения (шветамбары и дигамбары). В чем особенность понимания Кармы у джайнов. Соотношение материального и духовного начал в джайнизме. Влияние учения на жизненный уклад членов общины. Этика джайнов. Роль монахов-аскетов, их жизненный путь.

Индуизм является ярко выраженной политеистической религиозной концепцией. В связи с этим необходимо выяснить – почему индуизм стал так популярен в Индии? Как в рамках данной религии трактуются такие понятия индийской философии как Дхарма, Карма? Кто и как может достичь Мокши? Учитывая многобожие данной религии необходимо обратиться к основным течениям, связанным с Тримутри (Брахма, Шива и Вишну).

Рассматривая культ Брахмы, стоит обратиться к его происхождению, а также посмотреть на особенности летоисчисления, связанные с его деятельностью (кальпы, махаюги).

Образ Вишну более почитаем и разнообразен. Обратите внимание на его Аватары: когда и зачем Вишну появлялся в мире? Наиболее популярные Аватары – Рама и Кришну – какие культурные и религиозные традиции связаны с ними? Как вишнуизм связан с буддизмом и христианством?

Несмотря на то, что Шива в Тримутри берет на себя роль разрушителя, в культовой практике на первый план вышло созидательное начало. Студентам следует обратиться к концепции животворящего начала, почитанию лингама, а также шакти. Проследите трансформацию Шакти в образы женских богинь (наиболее известны Дурга и Кали). Культ Камы. Философское развитие культа шакти – формирование тантризма: мантры и магическая сила кундалини (практика йоги).

Подводя итог, необходимо провести параллели между основными религиями, сформировавшимися в Древней Индии: выявить общие и отличительные черты, а также проследить их влияние на историю и социально-политическое устройство страны.

Наши рекомендации