Основные течения в еврейской мистике

Г.Г. Шолем

Предисловие к первому изданию

Глава первая

Общая характеристика еврейской мистики

Предназначение данных лекций. Что такое мистика? - Парадок­сальная природа мистического опыта -Мистика как историчес­кий феномен - Мифология, религия и мистика - Мистическая ин­терпретация религиозных ценностей - Воздействие положитель­ных коннотаций иудаизма на еврейскую мистику - Каббалистиче­ская теория сокрытого Бога и Его атрибутов - Сфирот. Тора. Каббала и язык -Мистика и исторический мир - Космогония и эсхатология - Еврейская философия и каббала - Аллегоризация и символизм - Философская и мистическая интерпретация Галахи и Агады - Каббала и молитва - Элементы мифа в каббалистической мысли - Воскрешение мифа в сердце иудаизма - Незначительная роль женщин в еврейской мистике

Глава вторая

Мистика Меркавы и еврейский гностицизм

Первый период развития еврейской мистики. Анонимный характер источников - Эзотеризм учителей Мишны - Мистика Престола. - Апокалиптика и мистика - Литература Хейхалот - Йордей Меркава и их сообщества - Условия посвящения - Экстатическое вос­хождение души и техники его достижения - Магические элементы - Опасности на пути восхождения - Бог — Святой Царь - Гимны мистики Меркавы - Шиур кома, Енох, Метатрон и Ягоэль. - Косми­ческий занавес - Следы гностической спекуляции об зонах - «Сефер йецира» - Теургия - Нравственная реинтерпретация Меркавы

Глава третья

Хасидизм в средневековой Германии

Возникновение хасидизма в Германии - Мистическая традиция и немецкое еврейство - «Сефер хасидим» - Йегуда Хасид и его уче­ники - Эсхатологический характер хасидизма - Новые идеалы хасидизма: аскеза, атараксия и альтруизм - Любовь к Богу - Иудаизированная версия монашеского цинизма - Магическая сила ха­сида - Легенда о големе - Тайны молитвы - Оккультные практи­ки - Хасидская концепция покаяния - Концепция Бога в хасидиз­ме - Имманентность Бога, Кавод, Божественная Слава - Следы доктрины Филона о логосе - Херувим на престоле - Святость и Величие Бога - Цель молитвы - Космические архетипы

Глава четвертая

Авраам Абулафия и учение

Возникновение каббалы - Типы каббалистов - Тайный характер каббалы и цензура - Видения и экстаз - Концепция двейкута — ев­рейская форма мистического единства - Жизнь и творчество Ав­раама Абулафии - Его теория экстатического познания - «Учение о комбинациях» - Музыка чистой мысли - Мистическая природа пророчества - Профетическая каббала - Мистическое преобра­жение как сущность экстаза - Мистический прагматизм - Практи­ческая каббала и магия - Последующее развитие доктрин Абула­фии - Перевод автобиографии, написанной учеником Абулафии

Глава пятая

Зогар I. Книга и ее автор

Проблема Зогара. Литературный характер и композиция Зогара - Вся зогаристическая «литература» подразделяется на две основные части: корпус Зогара и «Райя мегемна» - Корпус Зогара - произве­дение одного автора - Свидетельства единства - Язык и стиль Зога­ра - Экспозиция - Псевдореализм - Принципы литературной ком­позиции - Мнимые и реальные источники Зогара - Анализ источни­ков - Склонность автора к одним каббалистическим доктринам и от­торжение других - Отсутствие доктрины шмитот, или периодов космического развития - «Мидраш ганеелам» как старейшая со­ставная часть Зогара - «Мидраш га-неелам» написан между 1275 и 1281 годами; основной корпус Зогара - между 1281 и 1286 годами; «Райя мегемна» и «Тикуним» - около 1300 года - Вопрос личности автора - Моше бен Шемтов де Леон - Старейшие свидетельства его авторства - Моше де Леон и Йосеф Джикатила - Сравнение сочине­ний Моше де Леона на иврите и корпуса Зогара. Авторская идентич­ность этих произведений - Другие каббалистические псевдоэпигра­фы, написанные Моше де Леоном - Туманные намеки на авторство Зогара в произведениях Моше на иврите - Духовное развитие Моше де Леона и его мотивы для написания Зогара - Псевдоэпиграфия - легитимная категория религиозной литературы

Глава шестая Зогар II.

Теософская доктрина Зогара

Различие между мистикой Меркавы и испанской каббалой - Сокрытый Бог, или Эйн-Соф - Сфирот и сфера Божественности - Мистическая концепция Торы - Символическая реализация сфирот. Некоторые примеры каббалистической символики - Бог как мистический организм. Ничто и Бытие - Первые три стадии развития сфирот - Творение и его отношение к Богу. Теогония и космогония - Пантеистические симпатии автора Зогара - Исходная природа Творения - Мифологические образы в каббалистической мысли - Проблема сексуальной символики - Новая идея Шхины как женского элемента в Боге и мистическое сообщество Израиля - Человек и его Падение - Каббалистическая этика. Природа зла. Зогар и Якоб Бёме - Психология Зогара - Единство теософии, космологии и психологии

Глава седьмая

Ицхак Лурия и его школа

Исход из Испании и его религиозные последствия - Каббала и ее чуть к мессианству - Апокалиптическая пропаганда каббалистов - Характер и функционирование новой каббалы. Ее центр - в Цфате (Палестина) - Моше Кордоверо и Ицхак Лурия. Их личности - Распространение лурианской каббалы - Исраэль Саруг- Характе­ристики лурианской доктрины. Цимцум, швира и тикун - Двойственность процесса Творения - Уход Бога в Себя как начальная точка Творения. Значение этой доктрины - Предмировая катаст­рофа, или разбиение сосудов - Происхождение зла - Два аспекта доктрины тикуна, или восстановления гармонии - Мистическое рождение личностного Бога и мистическое деяние человека - Воз­никновение теософских миров, их отношение к Богу - Теизм и пантеизм в лурианской системе - Мистическая реинтерпретация мессианства - Доктрина мистической молитвы. Кавана - Роль че­ловека во вселенной - Психология и антропология Лурии. Изгна­ние Шхины - Собирание искр Святости - Трансмиграция души и ее место в цфатской каббале - Влияние лурианской каббалы - Ве­ликий миф об Изгнании и Избавлении

Глава восьмая

Саббатианство и мистическая ересь

Саббатианское движение в 1665-1666 годах - Шабтай Цви - каб­балистический мессия, Натан из Газы - его пророк - Мистическое заболевание Шабтая Цви и его интерпретация у Натана - Квазисакраментальный характер антиномических действий - Учение Лурии и его адаптация к личности нового мессии - Еретический уклон движения после отступничества Шабтая Цви - Важность саббатианства для еврейской истории - Революция в еврейском сознании - Связь между еретической каббалой и Просвещением - Идеология саббатианства - Религия парадоксов - Исторические и мистические аспекты Избавления - Конфликт после отступниче­ства Шабтая Цви - Саббатианство и христианство - Влияние пси­хологии марранов на Саббатианство - Доктрина обязательного отступничества мессии - Проблема антиномизма - Умеренные и радикальные формы саббатианства - Мистический нигилизм и доктрина Святости греха Новая концепция Бога: Первопричина, или Бог Разума, и Первоследствие, или Бог Откровения

Глава девятая Хасидизм. Позднейшая фаза

Хасидизм XVIII века в Польше и на Украине и связанные с ним проблемы - Каббалистическая и хасидская литература - Превра­щение каббалы в народное движение - Альтернативы развития каббалы после крушения саббатианства - Рабби Шалом Шараби: возвращение к эзотерическим формам культа - Усиление его об­щедоступности: хасидизм - Каббала, очищенная от элемента мес­сианства, Саббатианство и хасидизм - Рабби Адам Баал-Шем — крипто-саббатианский пророк - Новый тип лидерства в саббатианстве и хасидизме - Мистическое возрождение - Что нового в хасидизме? - Сущностная специфика хасидизма связана не с ми­стической теософией, а с мистической этикой - Цадикизм зало­жен во внутренней природе хасидизма - Личность занимает мес­то доктрины - Образ цадика, или святого - Живая Тора - Обще­ственная функция святого как центра человеческого сообщества - Мистика и магия в хасидизме - Хасидские рассказы

Библиография

Краткий словарь каббалистических терминов

Михаил Шнейдер

Гершом Шолем и современные исследования по еврейской мистике

Избранная библиография современных исследований

Алфавитный указатель


Наши рекомендации