Отношение к Старообрядчеству
После первого разорения при Петре I Керженских обителей в Нижегородских пределах Питиримом старообрядцы бежали в Пермский край, Черниговскую губернию, на Брянщину и в Сибирь.
Жестокие правительственные меры физического наказания и уничтожения непослушных не всегда имели успех "в обращении заблудших", скорее — эффект был обратным. С новой силой и подъемом духовным староверцы держались древлего благочестия, эта беззаветная преданность заставила Великого Реформатора через действия Синода миссионерским путем подчинять непокорных. Тем более, что успехи нижегородского архиерея Питирима совместно с действиями капитана Ржевского в борьбе с местными старообрядцами‑поповцами были налицо. В 1720 году был казнен диакон Александр, первый "формальный" составитель ответов на вопросы иерарха. (Исследователи считают, что настоящим составителем так называемых "Дияконовых ответов" былАндрей Денисов.)
Соратник Питирима в борьбе со старообрядчеством иеромонах Неофит (по просьбе только что учрежденного в 1721 году Синода) был отправлен на Выг в 1722 году, а ранее годом — иеромонах Филарет на беседы в Керженец.
Выговцы осторожно и почтительно приняли Неофита, лаской и смирением размягчая грозного посланца. После переговоров по настоянию выговцев Неофиту было предложено составить вопросы, на которые они дадут ответы. Таковые 106 вопросов были переданы выговцам, потребовав от них подписку о написании ответов и прибытия с ними "для разглагольствования" с петербургским синодальным миссионером, иеромонахом Неофитом. Раньше назначенного срока деятели Выговского общежительства представили на вопросы миссионера "Поморские ответы", где без оскорбительных выражений, основательно и учтиво изложили свое учение и состояние своих убеждений.
Западный либерализм повлиял не только на царствующих особ, личностей, какими были в первую очередь Екатерина Великая (не побоявшаяся в своей исторической речи 15 сентября 1763 года на заседании Сената и Синода перекреститься двуперстием перед господствующим духовенством), но и на зарождающийся слой образованных представителей России, зараженных свободомыслием, склонных к критике церковной деятельности в масштабе государства и оправданию оппозиционно настроенного старообрядчества. Однако, со вступлением Николая I на престол начались новые испытания для старообрядцев. Закрылись Монинская моленная в Москве (1837 г.), и в Петербурге на Моховой (1852 г.). На Выг по закрытии общежития и скитов переселены на жительство псковские крестьяне приходов синодального ведомства (1856 г.). Восьмидесятые годы ослабили гонения и вновь старообрядцы получили некоторые права, в том числе и на устройство моленных (1883 г.).
А годом раньше была сделана очередная миссионерская попытка. "Увещание" бывшим чадам, ныне недугом раскола немоществующим (Синод, Москва, 1882 год) в начале царствования Александра III, так увещевала Синодальная Церковь своих духовных противников с Чином, како принимати от раскольников в соединение с православной церковию приходящих. О старых русских обычаях: И потому не для чего вам о платье и бороде сумневатися. Вы не то смотрите, переменил ли кто платье, но не переменил ли он веру. Вы не то примечайте, остриг ли он бороду, но не отбросил ли он честные душевные нравы. Не тем смущайтесь, что другой носит парик, но рассуждайте то, что с париком не надел ли вредных привычек и странных мыслей. В настоящее время так рассуждают современные еретики, отвергающие обряды, исказившие веру.
Начало XX века ознаменовано полной свободой для вероисповедания. Указ и Манифест с высочайшего дарования Николая II позволили в короткий срок произвести закладку, построить и освятить храмы во многих городах России.
Уже не молитвенные дома и молельни, но богатые архитектурные церковные здания возведены в Вильне, Петербурге на Тверской и Москве в Токмаковом и в Переведенском переулках. Открыты первые училища в Чистополе (Казанской губернии) и Вильне.
Но главным духовным событием в Староверии явился Первый Всероссийский Собор поморцев в Москве в первых числах мая 1909 года.
Начались свободные диспуты представителей всех старообрядческих согласий, беседы начетчиков происходили во многих городах с разрешения властей и при участии всех общественных слоев. Вышло множество исторических материалов и полемических статей о Старообрядчестве и Расколе, родилась наука об этом явлении в России. Недолго пребывало русское общество в духовном подъеме возрождения. Приближалась новая гроза. Еще Россия праздновала 300‑летие Дома Романовых в 191З году, в котором было начало царствования благочестивых царей до Петра I. Далее царствовали жены и дети под покровительством не всегда благосклонных к России регентов, временных правителей. Кровь царская была прозападной. И только к концу царствования Дома Романовых вновь появились императоры, какими являлись Александр III и Николай II, если и не благочестивые, то во сяком случае благообразные, "небритые", которые пытались помочь становлению России, дав возможность хранителям древней старины и Веры поднять знамя Истины.
После безуспешных жестоких репрессий на последователей Старой Веры, уничтоживших лучшие духовные силы России, и пролития моря крови были применены меры идеологической борьбы через "разглагольствование" с ответами на вопросы иерархов новой реформаторской Церкви. И эти полемические меры оказались неэффективными, недейственными в борьбе с расколом. Тогда политика изменилась и перешла из области насилия и давления в область примирения и снисхождения.
Попытки к примирению современной Русской Патриаршей Церкви со Старообрядчеством делались неоднократно.
В начале XX века появилась плеяда исследователей и защитников "реформаторского", "раскольнического" движения, как стали называть старообрядческое течение некоторые ученые и публицисты. А начало отмены клятв было положено в 1907 году на киевском Миссионерском Съезде, где было впервые заявлено о равночестности древних и новых обрядов, с последующим принятием решения на Поместном Соборе Церкви в 1917 году. Однако, утверждения этого решения не произошло. И только в 1929 году Патриарший Синод постановил об упразднении клятв и порицательных выражений Московских соборов 1656 и 1667 годов и считать их "яко не бывшие", о признании старых обрядов спасительными и равночестными с новыми и ранее отлученных признал членами церкви, назвав всех "православно верующими христианами".
Примирительный шаг постановлений Синода остался без последствий. Победное шествие воинствующего атеизма в 30‑е годы сметало с пути правых и левых идеологических врагов. И только Поместный Собор 1971 года после известной "оттепели" вновь поднял вопрос о снятии клятв со старообрядцев, подразумевая единоверцев, фактически принявших опеку Патриаршей Церкви, а также приверженцев катакомбной церкви.
На поместном соборе 1971 года при участии зарубежного духовенства Патриаршая церковь признала ошибки реформаторов, патриарха и царя, трагически разделивших Церковь и народ. Признала старые обряды "равночестны и спасительны", а реформы незаконными, так как "не имели ни канонических, ни исторических оснований". (Журнал Московской Патриархии № 6 и № 7 за 1971 год). К сожалению, на этом соборе присутствовали несколько представителей Поморской Церкви из Риги, Вильнюса, что вызвало огромное возмущение приверженцев Староверия, отразившееся в статье А. Л. Мурникова "Отлучение от Церкви".
Последняя из попыток объединить расколовшиеся части русской церкви сделана на Поместном Соборе, связанным с празднованием 1000‑летия крещения Киевской Руси, в 1988 году, который повторил определения Собора 1971 года и в "Обращении" отмечена "равночестность старых обрядов" и скорбь о возникших разногласиях в XVII веке.
За восемьдесят лет истории с отменой клятв ни одна сторона не сделала встречных видимых шагов для единения. Раскол закрепился и стабилизировался на принципах веротерпимости и свободомыслия. Кровь, подобно первым новомученикам, уже не проливается, проклятий взаимооскорбительных не слышно.
Разделение старообрядчества
Первые десятилетия раскола церковного духовенство, не принявшее "новины" скрытно от властей исполняли все таинства, в том числе и причастие, среди своих единомышленников. К концу XVIII века не уменьшающаяся потребность в духовном окормлении заставляла обращаться к услугам тех священников старого рукоположения, которые уже служили по нововведениям, но то ли были низложены или извергнуты от своих санов, то ли самовольно оставили свои посты. Этих, еще как бы действующих священников, стали привлекать старообрядцы.
Началось первое разделение среди носителей древнего православия: поповцы, использующие "беглых" попов, и беспоповцы, подчинившиеся решению потаенного Куржецкого собора 1656 года, которое обязывало крестить приходящих священников, служивших по новому чину. Еще в начале XVIII века на окраинах России кое‑где сохранились служители дониконовского священства. Однако, несмотря на приближающееся оскудение духовное при отсутствии священства, остальцы благочестия не имели дерзости на продолжение священнической иерархии, имея каноническое на то право. Этому способствовало и учение о скором Втором пришествии Христа, развившееся в связи с трагическими событиями духовного разномыслия в России.
Но уже в первой трети наступившего XVIII века выговцы общались через Леонтия Феодосиевича Попова‑Парамонова с ветковцами‑поповцами и стародубцами‑безпоповцами о восстановлении православной иерархии. А поисками древлеправославного епископства занимался образованный представитель Выга Михаил Иванович Вышатин с одобрения Андрея Денисовича, написавшего ему "Нравственное и ободряющее послание путешествующему брату Вышатину, ради церковной и благочестивой пользы о хиротонии". Но эта попытка закончилась неудачей и его кончиной на Палестинской земле в 1732 году.
Еще одна совместная попытка поповцев и беспоповцев была предпринята на малоизвестном соборе, состоявшемся в середине XVIII века (1765 г.). На этом совместные усилия в поисках "неиспорченного" священства прекратились. Беспоповцы более не испытывали судьбу и не восхищали утерянное по промыслу Божию, имея к Нему духовное, невидимое причастие с двумя таинствами: крещения и покаяния, которые имел право совершать каждый благочестивый христианин, не облеченный саном священника, то есть мирянин. Это — вынужденная мера, не отвергая священства и церковных таинств, соболезнуя об отсутствии церковной иерархии, а не гнушаясь истинно православным церковным устройством. Вместе с тем не принимая искажений и нововведений по словам святителя Афанасия Александрийского: "Во времена гонений при оскудении учителей Сам Господь Духом Святым препитает верующих в Него". Такому состоянию Церкви придерживалась большей частью северо‑западные староверы, поморцы. Южных мест староверы на Ветке и Керженце, а позже и в Саратовской губернии, на Иргизе, продолжали принимать изгнанных господствующей церковью или ушедших из нее священников, то есть — пребывать в поповстве.
Учреждение в самом начале XIXвека Единоверия московским митрополитом Платоном по прошению зажиточной части московских старообрядцев, заинтересованных в государственной защите их предпринимательской деятельности, стало еще одним разделением в старообрядческой среде потому, что новообрядческая церковь относилась к единоверцам подозрительно, а старообрядцы откровенно враждебно, видя в этом учреждении обман и новые "сети лукаваго" для малопросвещенных старообрядцев. В начале число единоверцев не было велико и только при Николае I, спустя почти четверть века, это течение возросло, когда церкви, монастыри и церковное имущество насильно отбиралось для передачи единоверцам, которые со временем большей частью вошли в лоно господствующей церкви.
Введение Единоверия в 1801 году стало официальной легализацией старых обрядов. Иерархи господствующей Церкви возглавили храмы, где служение проводилось по старым книгам с применением древних обрядов.
И только в середине XIX века беглопоповцы, принимавшие священников никоновского крещения, осмелились за пределами империи присоединить к старообрядчеству митрополита Амвросия, с которым велись переговоры в Константинополе, бывшем в то время под турецким игом. Дав согласие на принятие нового архиерейства, он в сопровождении старообрядческих послов из России предстал австрийскому императору, давнишнему сопернику российской империи, который высочайше позволил совершить торжество присоединения. Это событие произошло в конце 1846 года в небольшом в ту пору австрийском городе Белая Криница. Узнав об этом Николай I, издавший ряд указов для полного уничтожения старообрядчества в России, когда закрывались храмы и монастыри, запрещались служения и лишались гражданских прав все старообрядцы, потребовал от Австрии низложить Амвросия, закрыть Белокриницкий монастырь, грозя войной.
Немного более чем через год новопоставленный архиерей был вызван в Вену и сослан в небольшой немецкий город, где он скончался в 1863 году. Но начало австрийской Белокриницкой иерархии было положено. Не все из беглопоповцев приняли новую иерархию в то время, сомневаясь в каноничности поставления.
Сразу же после кончины Амвросия в Белокриницкой иерархии произошло резкое разделение на приемлющих и противников "Окружного послания", автор которого Кабанов (Ксенос) Иларион Георгиевич, неосторожно оправдал грекороссийскую церковь. Но это разделение тянулось не более 30 лет. После учреждения единоверия, не принявшие это объединение беглопоповцы, отошли от принятия новообрядческого священства, формально стали беспоповцами, так образовались старообрядческие согласия и толки в первой половине XVIII века: спасовцы, некоторое время пользовались таинствами господствующей церкви, часовенные, с той поры потерявшие связь со священством. Позднее эти два согласия дали возможность появления сектантских толков дырников, скрытников и прочих чуждых христианству течениям так называемых старообрядцев.
Рогожцы терпели от господствующей церкви и гражданской власти неоднократные посягательства, особенно при Александре I в начале XIX века, когда все храмы были закрыты и вновь вскоре открыты. В 1854 году Никольский храм к концу царствования Николая I был передан единоверцам, а через два года запечатаны алтари Покровского храма, распечатанные через полстолетия в 1905 году после Высочайшего Указа императора Николая II "О веротерпимости".
После присоединения митрополита Амвросия к старообрядцам‑поповцам в 1846 году и поставленных им преемников в Москве была учреждена архиепископия в 1853 году. А на соборе в 1988 году, посвященном 1000‑летию Крещения Руси учреждена во главе с митрополитом московским и Всея Руси самостоятельная Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, как в настоящее время называют себя рогожские поповцы, которые проживают также в Румынии.
Не принявшие поставления Амвросия часть беглопоповцев основала в 1923 году независимую иерархию через возрождение епископского чина в лице обновленца господствующей церкви архиепископа Николы, а с принятием епископа Стефана, назначенного для служения в единоверческом храме, в 1929 году основали архиепископию в Новозыбкове во главе с архиепископом Новозыбковским, Московским и Всея Руси. Новозыбковцы именуют себя Древлеправославной Церковью.
Современное состояние
Конец ХIX века отмечен некоторым послаблением старообрядчеству. Так в 1874 году при Александре II был принят закон предоставлении права записи в метрические книги, о законности гражданских браков старообрядцев. В 1883 году в царствование Александра III старообрядцам высочайше даровано устройство моленных с совершением богослужений, чем воспользовались прихожане в Санкт‑Петербурге и устроили в 1886 году молитвенный дом во имя Знамения Богородицы на Лиговке, 73 у Кузнечного моста (ныне переулка) напротив складов Кокорева.
Оживилась духовная жизнь в России в самом начале ХX века, царствование Николая II, знаменовано большими переменами. Высочайшие указ 17 апреля и манифест 17 октября в 1905 году дали полную свободу старообрядцам в том числе и поморцам представление которых состоялось Его величеству Государю Николаю Александровичу в Царском Селе 21 февраля 1906 года.
Первый съезд наставников состоялся в Вильне в октябре 1901 года. Под председательством Дионисия Васильевича Батова из Тулы после освящения храма Покрова были рассмотрены 38 вопросов. На съезде присутствовали 18 настоятелей, в том числе и Терентий Акимович Худошин из Саратова.
Одним из первых Соборов старообрядцев — поморцев после манифеста о веротерпимости состоялся снова в Вильне, бывшем губернском городе Российской империи, в конце января 1906 года под представительством Аристарха Моисеевича Пимонова с помощником Осипом Матвеевичем Андреевым. На Собор были приглашены из Петербурга Волков Стефан Илларионович и Степанин Петр Афанасьевич. На съезде (соборе) было принято решение о сотрудничестве со старообрядцами всей Российской империи; вести переписку с выдающимися представителями староверия Батовым, Худошиным, Пичугиным, Надеждиным и другими.
Первый Всероссийский Собор христиан — поморцев состоялся в 1909 году в Московском храме Покрова, в Токмаковом переулке, под председательством Льва Феоктистовича Пичугина.
Второй Всероссийский Собор состоялся в 1912 году там же, под председательством Худошина Т. А. Деяния этих двух Московских Соборов значительны и общеизвестны.
В послереволюционное время, когда Российская империя потеряла некоторые западные и южные земли, в Прибалтике и на Северном Кавказе собирались многочисленные старообрядческие съезды.
В Латвии и Эстонии образованы Союзы старообрядцев.
В 1920 году создан Центральный Комитет по делам старообрядцев Латвии.
В городе Вильне, вошедшего в состав Польши, созван в октябре 1925 года Первый Всепольский старообрядческий съезд, под председательством А. М. Пимонова и его товарища О. М. Андреева. Съезд избрал Высший Старообрядческий Совет, сохранивший свою структуру при образовании Литовской республики.
В 1926 году состоялся Северокавказский староверческий собор в станице Гиагинской, избравший духовный совет во главе с О. А. Строгановым в городе Ставрополе.
В 1927 году созваны Съезд староверческих наставников в Литве и Всепольский старообрядческий съезд.
А в 1928 году созван VIII (восьмой!) Вселатвийский съезд старообрядцев в Якобштадте.
В России также собирались соборы и съезды на Урале, Сибири, Поволжье (Самара и Саратов). Духовная активность наблюдалась вплоть до 40‑х годов, ставших роковыми для всех конфессий, когда под видом коллективизации и индустриализации страны была уничтожена в основном нравственная и духовная мощь России. И только на переломе Великой Отечественной войны власти пересмотрели отношение к верующим и разрешили открытие церквей, храмов и молитвенных домов.
В трудные годы войны, когда были брошены все силы на борьбу с захватчиками, осквернившими русскую землю, многие старообрядцы, как истинные патриоты Отчизны принимали участие в регулярных частях армии и партизанских отрядах.
На территории Латвии, Литвы, Эстонии и Белоруссии сражались против общего врага — фашизма староверы-поморцы, защищая свои храмы и семьи. Сегодняшние старцы в дни всенародного праздника Победы 9 мая с чувством гордости и заслуженным достоинством одевают свои ордена и медали, награды Родины, добытые кровью и ценой собственной жизни. Послевоенные годы отмечены великим духовным подъемом и энтузиазмом строительства и восстановления народного хозяйства.
В это время всеобщего порыва созидания наступает оживление духовной жизни.
На российских общинах сказалась довоенная атеистическая пропаганда, и только после окончания освободительной войны повысилась духовная активность верующих, в немалой степени благодаря влившихся поморцев за счет присоединения западной области Украины, Молдавии и Прибалтики. Хотя уровень секуляризации, обмирщения прибалтийских общин был намного больше российских. Однако, организационный уровень и авторитет Высшего Старообрядческого Совета в Литве и Рижской Гребенщиковской общины был высок, тем более, что единственный печатный орган, Церковный Календарь, издавался в Риге, где власти были более снисходительны к староверам, чем в России. Представители Московских и Ленинградской общин были полноправными издателями календаря в последние десятилетия.
После повсеместного торжественного празднования 1000‑летия Крещения Киевской Руси началось перестроечное время, которое дало второе дыхание после свобод 1905 года. На развалинах Союза республик возникла Российская Федерация, освободившая от братских уз страны Балтии. Уже в феврале 1989 года создан Центральный Совет Древлеправославной Поморской Церкви в Латвии. А в ноябре этого же года в Москве на учредительном съезде поморских общин России и других республик, которые не имеют своих духовных центров учрежден Российский Совет Древлеправославной поморской Церкви.
Вскоре по инициативе Российского и Латвийского духовных органов в Москве был учрежден и зарегистрирован Единый (международный) Совет Древлеправославной Поморской Церкви, в состав которого кроме названных инициаторов вошли еще Высший старообрядческий Совет Польской республики и Союз старообрядческих общин Эстонии. После создания центральных органов в Белоруссии и на Украине и они пополнят членство МС ДПЦ. К сожалению, последующие конфликтные ситуации в Латвии и Литве отрицательно повлияли на деятельность Международного Совета и его развитие.
Существует еще одно зарубежное, скорее — заокеанское, объединение поморцев, так называемая Конференция поморских общин в Америке.
Высший Старообрядческий Совет в Литовской республике не изъявил желания входить в состав МС ДПЦ, сохраняя свою автономию, привлекая духовные центры соседних регионов. Российский Совет со времени своего создания, а последние годы особенно интенсивно, ведет трудоемкую и постепенную подготовку к III Всероссийскому Собору Древлеправославной Поморской Церкви.
Заключение
За два с лишним столетия после Московского Собора 1666‑1667 года, от которого обычно начинают отсчет времени Великого Русского Разделения, Староверие, именуемое государственными чиновниками Расколом, а затем — Старообрядчеством, из единого большого течения превратилось во множество толков и согласий, объединенных в новосозданные иерархии, или разрозненные самоизолированные течения. Собственно Староверие себя не называет ни Расколом потому, как Церковь раскололи нововведенные реформы; ни Старообрядчеством потому, что не ради обрядов, но ради Веры не приняли "страдальцы древняго благочестия" Никоновых изменений канонов и догматов церковных.
После соборного окончательного осуждения "расколоучителей", разгрома Соловецкого монастыря, неудачного стрелецкого бунта под начальством князя Хованского наступило мрачное время для "ревнителей старины".
В ожидании кончины мира началось самоистребление, да бы избежать печати антихриста, соблюсти Веру, сохранить святое крещение, не погубить плодов покаяния, приняв самовольное мученичество, — по словам протопопа Аввакума, — только для избранных.
Костры самосожжения запылали с запада до Сибири и, особенно на Севере. Грозный царский указ 1685 года о расколе, его преследовании и запрещении раздували огонь самосожжений. Однако не все были приверженцами такого рода протеста. Начался исход на окраины России и за ее рубеж в Польшу, Швецию, Восточную Пруссию, Турцию и другие удаленные земли. Священство старого поставления оскудевало. Вначале Староверие объединяло все так называемое беспоповщинское согласие, к которому относились не приемлющие "беглых", отвернувшихся от новообрядцев, священников и на севере, и в центре России. После того, как часть беспоповцев решило принимать бегствующих иерархов от великороссийской церкви, образовав беглопоповские центры в Нижегородских, Черниговских, Донских и Польских пределах, беспоповство в основном сохранилось в Поморье, за малым исключением, и стало называться собственно — Староверием, духовным уставом которого стало Выголексинское общежительство.
Составитель: Безгодов А.А.
Авторы глав:
Вступление: - К.Я. Кожурин, В.В. Шамарин.
Главы 1, 2: - К.Я. Кожурин.
Главы 3-5: - О.И. Розанов, А.А. Безгодов.
Главы 6,7: - А.А. Безгодов
Приложение: - А.А. Безгодов.