О соборе 1620 г. и о патриархе Филарете.

Немногим более столетия прошло со времени Главного Собора Руси православной — Стоглавого. В Москве избран новый патриарх Никон, который через два года после своего поставления созывает Собор в 1654 году по исправлению церковных книг, уже начатому им совместно с другими духовными лицами ранее созданного "кружка древнего благочестия".

До своего поставления в патриархи Никон сблизился с царем и вместе они вели беседы о приближении церковных порядков к новогреческим. Вынашивались планы реформации Руси под влиянием прозападных бояр и учеными - богословами малороссии. Получив неограниченные права, опираясь на царскую власть, а иногда и злоупотребляя ею, называя себя "великим государем", а то и "крайним святителем" по примеру папы римского, малообразованный, но самолюбивый монах, став патриархом, был надменен с духовенством, унижал и оскорблял русское отечественное, заискивая перед востоком и западом, в предвкушении огромной и всесильной власти.

Никон с единомышленниками своими, греческими архиереями, начал с изменений, искажений правильных книг, продолжив церковными нововведениями самовольно. И не откладывая, отцы сами занялись исправлением служебных книг.

Так началась Великая справа книг, приведшая к Великому расколу Церкви. Осмелев от реформаторских удач, на Соборе 1656 года Никон осудил двуперстие, а вместе с ним все русское церковное благочестие, одобрив переведенную с греческого и изданную книгу "Скрижаль", в которой проклятия и осуждения, провозглашенные в присутствии народа, были изложены письменно. Тем самым Никон со своими греческими заговорщиками были осуждены благочестивым людом, как еретики и отступники от святых преданий.

Простой народ не молчал. Кроме противоречий социальных, выразившихся в выступлениях народных, таких как медный бунт, были и ярко выраженные идеологические, подобно протесту князя Хованского, восставшим стрельцам за Старую Веру.

Помимо благочестного и православного гражданского сопротивления реформаторам от мирян видное столичное и иногороднее духовенство оказало сильное противодействие.

Епископ Павел Коломенский еще на Соборе 1654 года по поводу книжного исправления мужественно противоречил: "Мы новой веры не примем". За смелость и бескомпромиссность был Никоном избит на Соборе, лишен священнической одежды и сослан в монастырь. Протопопы Иоанн Неронов и Аввакум из Москвы, Даниил из Костромы, Логин из Мурома и другие священники и монашествующие стали против реформ никоновских, начавшихся не с согласия соборного и молитв, а с проклятий и кровопролития.

Но большая часть царских слуг, духовенства и черни подчинилась "новинам", устрашившись преследований, казней, заласканные посулами, молчаливо трепетали, не высказывая своего недовольства, скрывая свое несогласие.

Конец XVI и начало XVII веков для России были большим испытанием для внешней и внутренней политики.

Войны с Крымским, Сибирским, Казанским и Астраханским ханствами, Ливонией (Швецией), Речью Посполитой (Польшей), и Великим Литовским княжеством истощили не только государственную казну, но и физические и духовные силы.

"Смутное время" — правление Годунова и Шуйского, первое крестьянское выступление Болотникова, "семибоярщина", польская интервенция — закончилось нижегородским ополчением. А с воцарением Романовых завершилось и время безвластия, но не было преодолено разорение государственное. Утрата исконных русских земель на западе требовала восполнения восточными землями Сибири и Дальнего Востока.

Внутреннее состояние государства не было благополучным, народные возмущения терзали Русь: "соляной" бунт в Москве (1648 г.), восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.), "медный" бунт в Москве (1662 г.), походы казаков и восстание Степана Разина (1667‑1771 г г.). Такое положение гибнущей Святой Руси предваряло время Великого Раскола.

Великий раскол

Предав проклятию двуперстное крестное знамение, Никон рассылает исправленные книги по церквам, а старопечатные сжигает. Начался "крестовый" поход против Отечества и Веры. Но когда властолюбивый патриарх посягает на светскую власть царя, то размолвка с "тишайшим" Алексеем Михайловичем заканчивается самовольным оставлением патриаршего престола в 1658 году. Царь и патриарх, рука и оружие, совместно возвысились для сокрушения Православия и Благочестия на Руси. Оба видели себя у Константинопольского престола и кафедры, заманчивыми были вселенские планы. Оба претендовали на "восточную" власть, богатства и славу по праву представителей Третьего Рима. Царь — по императорской крови (разбавленной), патриарх — по мнимому православному духу. Оружие зла надломлено — бывший патриарх в ссылке монастырской.

Рука властителя, потеряв первое оружие, еще продолжает замахиваться на собственный народ другим оружием, избрав на место изгнанника архимандрита Троице‑Сергиева монастыря Иоасафа.

Подтверждая свое высочайшее намерение, царь созвал Собор в 1660 году, на котором в присутствии греческих иерархов низложил своего соратника и единомышленника по борьбе с русским Православием с патриаршего престола за самовольство, решив избрать нового патриарха. И только! За то, что низложенный патриарх предал проклятию царя с семейством к прежним проклятиям народа и Церкви.

Наконец, наступил роковой 1666 год. Царь вновь созывает собор теперь уже "на новоявльшияся раскольники и мятежники святыя православно‑кафолические церкви". Соперник власти и славы Никон низложен. Из множества заседаний Собора только на первом все духовенство утвердило по прочтении исправленного Символа Веры православность греческих иерархов и книг, этим самым подтвердив постановления московского Собора 1654 года, засвидетельствуя подписью каждого из святителей. Остальные заседания собор занимался расколом и расколоучителями. Отцы собора изложили "Наставление благочиния церковного" к руководству духовенства и мирян, дабы урезонить раскольничий мятеж. В нем они наставляют принимать новоисправленные служебники и прочие церковные книги, и чтобы пели "на речь". Символ Веры излагали бы без "истиннаго", аллилуйю трегубили с прибавлением, крестное знамение — троеперстное, молитву Исусову с буквой "иже" (двумя "и"). Собор издал новые книги против раскольников "Жезл правления" и "Предел", одобряющую новопечатные книги.

Среди приверженцев нововведений были такие, которые откровенно говорили о себе. Характерно высказывание чудовского архимандрита Иоакима, будущего патриарха: "Я не знаю ни старой, ни новой веры, но что велят начальницы, то я готов творить и слушать их во всем". Такова психология многих последователей церковных реформ в России.

В конце 1667 года вновь собран большой собор в Москве в присутствии восточных патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария (как оказалось, низложенных со своих престолов собором восточных иерархов) для окончательного суда над Никоном с лишением сана за обвинение царя, досаждение Государю и возмущение государства. Постановления собора изложены в "Книге соборных деяний", первые — касались окончательного суда над Никоном, заточенным в ферапонтов монастырь, другие — о нестроениях церковной деятельности, третьи — против раскола. Собор отменил постановление Стоглавого Собора о сугубой аллилуйи и двуперстном знамени, одобрил исправление книг, начатое Никоном, осудил раскольников и проклял его последователей, придерживающихся старых обрядов и книг, за отделение от Церкви.

Суд совершен! Инициатор реформации наказан, а народ православный проклят!

Кстати, теперь уже будучи простым монахом, Никон изменил своим нововведениям, еще ранее называя "старые" служебники "добры", а в монастыре издавал книги согласно старопечатных. Таким образом реформатор сам осудил свою реформу.

Соборные проклятия с участием низложенных восточных патриархов при фактическом управлении церковью тайным иезуитом Паисием Лигаридом, получившим папское образование, унизили русское самосознание и оскорбили его достоинство.

Они возмутили даже привыкшего к проклятиям Никона. Определение последнего собора подвергать тягчайшим казням за неповиновение внесли смуту и резко обозначили раскол в Церкви и обществе. И все‑таки, несмотря на безумные решения собора, народ православный надеялся на царское благоразумие, отрезвление от западного обмана и, со временем, возвращение к старым традициям.

Множество попыток было сделано почти в течение двух десятков лет, чтобы предотвратить само разделение и последствия раскола. Протопоп Аввакум и другие представители духовенства и мирян слали царю свои искренние послания‑челобитные, призывая его к покаянию и возвращению к святой старине, предупреждая: "Мы содержим истинную и правую Веру, умираем и кровь свою проливаем за Церковь Христову". Стихийные всенародные диспуты, буйные пререкания проходили повсеместно, но на прения во всеуслышание царь не соглашался, не внимал народным просьбам и мольбам.

Староверие

Началась Великая инквизиция над частью русского православного народа, не принявшего "никоновых новин". Какая часть? Теперь современные исследователи называют разные цифры: и третья и четвертая... Среди них были царские синклиты‑советники, бояре, князья, священство и миряне. Хованские, Морозовы, Урусовы и другие представители высшей знати воспротивились патриарху и царю. Церковные деятели и монашествующие увещевали челобитными реформаторов вернуться к Вере отцов, Старой Вере.

Так зародилось Староверие!

Сопротивление церковным нововведениям оказал Соловецкий монастырь, который противостоял никоновской реформе более 20 лет, при чем 8 лет из них продержавшийся в осаде. После взятия монастыря царскими войсками были казнены мученической смертью до 500 иноков, больных и престарелых в том числе, вместе с архимандритом Никанором. Страшная трагедия Соловецкого монастыря и в то же время героическая защита Старой Веры подробно описана в сочинении Симеона Дионисиевича "Сказание о Соловецких страдальцах". Стойкая оборона Соловецкого монастыря вдохновляла многих на защиту древлецерковного благочестия.

Алексей Михайлович, чувствуя приближение кончины, послал указ о снятии осады, но было поздно. Монастырь был разрушен стрельцами. Оба посланника встретились в пути. Так начался 1676 год. Прошло десятилетие гонений и преследований, ссылок и казней сразу же после собора позора и проклятий древнему православию.

После смерти царя Алексея престол занял его сын Феодор, к которому с последней надеждой обратились защитники древних преданий. Последние попытки сохранить церковное и гражданское единство, несмотря на челобитные и народные мольбы, остались без внимания. Разрушение стало необратимым.

За два с половиной десятилетия секли плетьми и батогами, резали языки, рубили головы, ломали ребра, колесовали, поднимали на дыбы, морили в тюрьмах и подземельях, сжигали на кострах тысячи последователей древнего православия. В Боровске погибли в земляных ямах Феодосия Морозова с сестрой Евдокией Урусовой в 1675 году.

В Пустозерске сожжены после 14 лет заточения протопоп Аввакум, священник Лазарь, диякон Феодор, инок Епифаний в 1682 году. По России запылали самопальные костры, началось добровольное сожжение, гари, в которых погибли многие десятки тысяч самосожженцев. Преследуемые гонителями, отчаявшись от беспощадных пыток и мучений, заявляли: "Готовы сгореть, но не отступить в Вере".

История древнеримских гонителей первых христиан повторилась с ужасающей силой в России. Цари уничтожали свой народ и Веру своих отцов. За время 6‑летнего правления Феодора Алексеевича не произошло примирения или сближения в противоборстве. Придя к единоличному правлению, Петр Алексеевич, преобразователь России и учредитель новой империи, гибко проводил внешнюю политику и жестко — внутреннюю. Безжалостный палач и укротитель стрелецкого бунта, провозгласил веротерпимость в государстве. В еще "непрорубленное окно" со всей Европы через щели полезли в "русскую избу" благоустроители нового государства российского, наряду с мошенниками и авантюристами. Царь уже не сжигал массами своих подчиненных, но сделал их надежным рабочим инструментом и источником доходов для государства, но не имевшими ни прав, ни льгот. Во время соцарствования с братьями своими царевна Софья издала указы по настоянию патриарха Иоакима со страшными карательными мерами: "Казнить смертию, без всякого милосердия". Некоторые не выдерживали пыток, малодушествовали и отступали от веры, присоединяясь к новым правилам, но несли жестокие наказания за прежнее отступление.

Не стало места в отечестве своем защитникам и последователям старых, древних преданий.

К концу XVII века, когда надежд на возврат к старому не осталось, началась русская диаспора, рассеяние по всем близким и дальним окраинам русской земли, на север и юг, запад и восток всех, кто был гоним за Веру древнюю.

Приютом для гонимых стали леса и горы, пустыни и болота, но и даже здесь их настигали новые преследования и разорения.

Однако, духовные изгои создавали на новых местах не только поселения, но и монастыри, обители, скиты, в которых возрождалась православная жизнь, действовали духовные центры на Керженце, Стародубье, Иргизе.

При разорении Соловецкого монастыря некоторые из спасшихся иноков разбрелись по северным лесам и болотам, устраивали скиты в труднопроходимых лесных дебрях.

Созданная в 1694‑1695 годах поморскими старцами и братьями Андреем и Симеоном Дионисиевичами из княжеского рода Мышецких в Олонецком крае между Онежским озером и Белым морем на реке Выг обитель, стала крупнейшим духовным центром староверия на Севере России. заметна для русского царя, который, после похода в 1700 г. из Архангельска через Выг реку (на проживание там староверов заметил: "Пусть себе живут"), стал привлекать их для работы на основанные им литейные заводы (ныне Петрозаводск). Война со Швецией заставила Петра I идти на уступки старообрядческому населению в этих краях.

Эта местность называлась Поморие, где основались общежительства. Сначала — мужское, Выговская пустыня, а затем недалеко, в 20 верстах, — женское на реке Лексе (1706 г.). Здесь была создана знаменитая Выго‑Лексинская обитель, северный оплот Древлеправославия, своеобразная академия наук (философии, истории и искусства), духовный центр Староверия, просуществовавший 160 лет до своего закрытия в 1854 году.

Ее выдающиеся деятели братья Андрей и Симеон, а также сестра их Соломония, стали духовными предводителями пустынножителей.

Имперские претензии Ивана Грозного и Алексея Михайловича воплотились в деяниях Петра Великого, началом которых стало "Великое посольство" в Западную Европу.

Московская Русь превращалась в Российскую империю на рубеже XVII и XVIII веков.

Жестокая расправа с вождями Староверия, со священниками Никитой в Москве и Аввакумом в Пустозерске и неудачный стрелецкий бунт году закончили XVII век.

Век XVIII начался первой реформой, создавшей в Москве Бурмистерскую палату, переименованную позже в Ратушу, и введения начала нового года с 1 января 1700 г.

В начале XVIII века прорубилось "окно в Европу", новая северная столица Санкт‑Петербург, основанная на берегу Невы в 1703 году. Для ее бурного строительства понадобились могучие средства и силы. Крестьяне окрестных губерний, в первую очередь староверы, были первыми строителями Нового городка, как он именовался вначале. Первый российский император, он же и гонитель Веры, жестоко использовал дешевую рабочую силу для исполнения своих планов: роскоши, славы и власти. Благочестие царского Дома Романовых закончилось на этом первом "усатом" строителе новой России. Срывая древние кафтаны, сбривая бороды, так создавалась новая империя на слезах и крови народа. Западу были открыты не только окно, но и двери нараспашку. Предпочитался и дух, и стиль жизни со стороны "просвещенного мира". Все искони русское было уничтожено и попрано.

"Новые русские" в западных камзолах, трико и париках восседали на ассамблеях, в академиях. Сенат заменил Боярскую Думу (1711 г.), а Синод упразднил Патриарха в начале, Петр I же стал императором в конце 1721 г.

Своими щедрыми подарками и преподношениями выговцы умилостивливали власти предержащие и отводили от беды и разорения свою обитель, ставшую центром духовности и культуры.

Трудами братьев Мышецких, около полувека возглавлявших Выг, и других выдающихся старцев были созданы многие ремесла для расширяющейся обители. Иконописание и переписка книг со знаменитым поморским орнаментом, медное литье образов и другие ремесла.

Андрей Денисович был избран настоятелем Выговского общежительства в 1703 году и пребывал на этом месте до кончины своей в 1730 году в возрасте 56 лет.

В 1737 году скончался один из основателей Выговской пустыни 80‑летний Захарий Стефанов, бывавший по поручению пустынножителей в Новгороде и Петербурге у Петра I во дворце и на заводах. Брат Андрея Симеон был избран помощником, скончавшийся в 1741 году, 59 лет, после смерти которого настоятелем избран составитель "Истории Выговской пустыни" Иван Филиппов, умерший в 1744 году, 83 лет.

Середина XVIII века для обители стала полосой огромных потерь творческих и духовных сил. В 1759 году скончался Мануил Петров, видный деятель и сподвижник Мышецких, 68 лет. В 1765 году отошел в мир иной 95‑летний Трифон Петров, бессменный уставщик обители.

Начался закат Выголексинского общежительства. За годы более чем полуторавекового своего существования обитель выдержала много испытаний: опустошающие пожары, большие неурожаи, доносы, притеснение местных и столичных властей, частые аресты предводителей обители.

Вторая половина XIX века, первое десятилетие царствования Екатерины II, отмечена трагическими событиями в России. В Москве свирепствовала страшная эпидемия чумы и голод. Старообрядцы испросили на московских заставах место для приюта и погребения умерших от чумы. Так возникли в 1771 году Рогожское и Преображенское кладбища, построена Покровско-Монинская часовня, которые стали духовными центрами старообрядцев‑поповцев и беспоповцев, в том числе и поморцев-брачников.

Учредителем и попечителем Старообрядческого Преображенского Богаделенного дома в Москве был образованный и предприимчивый, щедрый на милосердие и благотворительность Илья Алексеевич Ковылин (1731‑1809), уважаемый высокопоставленными сановниками, имевший личные встречи с императорскими особами, Екатериной II, Павлом I, Александром I, высочайшим указом которого за три месяца до кончины Ковылина Богаделенный Дом получил права благотворительного учреждения. Илья Алексеевич был ревностным устроителем и настоятелем Феодосиевской общины.

Как и у рогожцев в 1834 году, у преображенских староверов был отнят Никольский храм в пользу единоверцев до Высочайшего Манифеста 17 октября 1906 года, восстановившего права старообрядцев на имущества. А в апреле 1907 года Преображенский приход Старопоморского (феодосиевского) благочестия стал называться Московской Общиной христиан древлеправославного кафолического исповедания старопоморского благочестия, почетным председателем первого общего собрания которой был избран Григорий Климентьевич Горбунов, известный фабрикант и главный попечитель Преображенской обители. Здесь уместно привести слова в ту пору Министра финансов Ивана Алексеевича Вышнеградского: "Наши христолюбивые старообрядцы‑преображенцы, в Российском торгово‑фабричном деле великая сила, они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до ее полнейшего совершенства и цветущего состояния". Но главное то, что они являются покровителями и хранителями русской старины, потомками Выговской обители.

Еще в пору расцвета Выговского общежительства его представители, в том числе и Андрей Денисович, посещали новую столицу империи. В первой половине XVIII века в Петербурге уже действовали Косцовская феодосеевская моленная и Малоохтинская Долговская поморская на кладбище, где совместно с феодосеевцами хоронили поморцев. А во второй половине XVIII века купцами Долговыми, сыном и отцом, на Моховой построен каменный храм, который стал Выголексинским подворьем в Петербурге.

Вскоре после основания Рогожского и Преображенского кладбищ в Москве возникла и в Петербурге Волковская феодосеевская Богадельня в 1777 году.

Постепенно старообрядческие общины возникли во многих городах и поселках России, благодаря предпринимательской деятельности староверы проникали повсюду, а желающие уединиться обосновывали монастыри и скиты в труднодоступных уголках отечества на Урале и в Сибири, Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Старообрядчество расширялось, по всей России строились молитвенные дома, моленные, но единого духовного объединяющего центра не было.

Несмотря на снижение активности в деятельности Выговского общежительства во 2‑й половине XVIII века после смерти многих выдающихся пустынножителей, в Москве, в Новгороде и Выге собирались для разрешения споров и разногласий Соборы, которые в какой‑то степени разделили староверов на три части: поморцы брачного согласия, феодосеевцы безбрачники и филипповцы, небрачные и не молящиеся за царя.

Наши рекомендации