Торжество Русского Православия
Вторая половина XVI столетия знаменовала собой эпоху закрепления веры в величие российского Православия: в начале ее стоит Стоглавый Собор, а в завершении – учреждение Московского патриаршества. 23 февраля 1551 г. в Московском Успенском соборе с торжественного молебна начался Собор, получивший наименование "Стоглавого" – по числу статей (сто постановлений). Собор возглавил митрополит Московский Макарий, на нем присутствовали св. Филипп, будущий святитель Московский, преподобный Максим Грек, святые Гурий и Варсонофий Казанские, св. Акакий, епископ Тверской,и другие. Деятельное участие в соборе принял царь Иоанн IV, "пещась об устроении православного христианства под страхом Божия наказания за небрежение". Знаменательно присутствие и участие в делах Собора не только клира, но и мирян. Стоглав охватывает широкий круг вопросов и включает в себя проблему взаимоотношений Церкви и государства, подробно перечисляет нормы общежития православного народа, трактует моральные правила христианина. Как бы предвидя наступление Смутного времени и великий раскол будущего столетия, Собор вновь обращается к вопросам обрядового характера и последовательно призывает придерживаться традиции: "Священным протопопам и всем священником по священним правилом беречи накрепко, чтобы по всем церквам церковный чин по уставу и по преданию святых отец был". На соборе были подтверждены многие православные предания,включая двуперстное крестное знамение и сугубую аллилую. Соборные постановления требовали строго держаться правил православного иконописания, приводя в пример работу Андрея Рублева. Сокрушаясь о низком уровне грамотности, Собор призвал к устройству школ и распространению книжных знаний. Многочисленные статьи Стоглава обличали пороки тогдашнего общества и призывали пастырей "учить своих духовных детей жить в чистоте духовной и телесной, пребывать в братолюбии. Иметь любовь между собою". Вопросы, разработанные на этом соборе, стали своеобразным сводом узаконений длявсей церковной жизни в течение последующих ста лет. И сегодня, спустя 450 лет, его решения имеют высокий авторитет среди христиан-староверов.
Завершающим этапом церковно-государственного строительства Руси явилось учреждение московского патриаршества. 26 января 1589 г. патриарх Константинопольский Иеремия возвел митрополита Иова в патриаршее достоинство, а через год из Царьграда в Москву пришла грамота, подписанная вселенскими патриархами и подтверждающая этот акт. Патриаршим белым клобуком был увенчан этот период истории Русской Церкви, когда законодательно была оформлена ее внутренняя структура. Но строительство, разумеется, не было завершено – предстояла напряженнейшая работа духа и мысли, дабы довести дело до высот начертанного идеала. Православный народ духовно и нравственно должен был отвечать своему великому предназначению – составлять тело Церковного Храма.
В патриаршество Иова (1589–1605) много сил и внимания уделялось изданию богослужебных книг, организации епархиальной жизни. С согласия Московского собора 1594 г. первый русский патриарх ввел несколько новых празднований в честь русских святых (Василия Блаженного, Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, преподобного Корнилия Комельского).
Второй русский патриарх – Гермоген (1606–1612) – "муж непоколебимой твердости и правоты" стал достойным преемником Иова. Когда поляки вошли в Москву, он был взят в плен, но даже находясь в заточении, продолжал призывать в своих грамотах русских людей "крепко стоять за веру, унимать грабеж, сохранять братство и спасать Москву". Призывы его и мученическая кончина не были напрасными: народное ополчение Козмы Минина под водительством князя Димитрия Пожарского принесло освобождение русским людям и водворило мир в пределах государства Российского.
Вместе с тем Смутное время начала XVII в. не просто приостановило процесс церковно-государственного строительства. Оно нанесло страшный удар по самой идее Святой Руси. Начался процесс секуляризации (обмирщения) и проникновения чуждых западных идей и обычаев в русскую культуру. Но несмотря ни на что, именно Божественное наказание вдохновило наиболее глубоких исповедников Православия с еще большим упорством и вдохновением идти по намеченному пути. При патриархе Филарете (1619–1633), отце царя Михаила Феодоровича, его советнике и соправителе, в 1620 г. в Москве был созван собор, на котором вновь был поднят вопрос об обливательном крещении. Собор еще раз утвердил трехпогружательное крещение как несомненное апостольское предание. На соборе также подтвердили необходимость крестить латинян и всех других еретиков, не просвещенных троекратным погружением.В 1625 г. был учрежден особый Патриарший приказ, строго упорядочивший церковные дела. При Чудовом монастыре было основано духовное училище, значительно расширена деятельность Московской типографии.
Патриарх Иоасаф (1634–1640) много потрудился для укрепления порядка и благочиния в церковно-нравственной жизни русского общества. Он составил "Память", в которой были тщательно расписаны правила для участвующих в Богослужении духовенства и мирян. Особое внимание в патриаршество Иоасафа уделялось духовному просвещению – при нем было издано 23 наименования церковных и богослужебных книг.
Последний благочестивый патриарх Иосиф (1642–1652) известен как ревностный защитник чистоты Православия, уделявший особое внимание соблюдению порядка в церковной жизни и выполнению правил христианского жития. В 1651 г. состоялся Собор, на котором были решены многие важные церковные вопросы: о благочинии в храмах, о прекращении "многогласия" – одновременного чтения и пения, а также вопрос о "единогласном" пении – в унисон. При нем продолжалась проверка и исправление богослужебных книг. Это дело было поручено патриархом лицам, известным не только своими книжными знаниями, но и благочестивой жизнью: Стефану Внифантьеву, Ивану Неронову, протопопу Юрьевскому Аввакуму, Логину Муромскому, Никите Суздальскому и другим. Многие из них были членами "кружка ревнителей благочестия", а впоследствии мужественно встали на защиту Старой Веры. Из 36 наименований изданий, вышедших при патриархе Иосифе, многие увидели свет на славянском языке впервые.
Последние годы жизни протопоп Аввакум прожил в заключении, в земляной тюрьме Пустозерского острога, продолжая укреплять христиан в верности Старой вере (цитата). За период "пустозерского сидения" им было написано большинство известных нам посланий, а так же всемирно известное "Житие". Осознавая падение никоновского священства, Аввакум наставлял своих духовных чад (цитата о наставниках-простолюдинах) и по слову великого страдальца староверцы не принимали к себе еретического никоновского священства. Насколько известно только в нач. 1690-х гг. некоторые старообрядцы дерзнули самочинно (без воли епископа, которых в то время у старообрядцев уже не было) принять от никониан беглых попов*, с этого времени появилось такое движение в старообрядчестве как "беглопоповство". Наиболее же твердыми защитниками старины выступили именно жители Русского Севера – Поморья, где кроме протопопа Аввакума и его соузников, так же укрепляли в вере еп. Павел Коломенский, Соловецкие страдальцы, Кирил Сунарецкий, Корнилий Выговский, Игнатий Соловецкий, а позже не менее славные их последователи Даниил Викулин, Андрей и Симеон Дионисиевичи, Феодосий Васильев, Иван Филиппов и многие другие.
*Согласно правил Церкви, священник ничего не может делать без воли епископа, тем более принимать из ереси другого священника, однако беглые попы, возомнив себя "старообрядческими пастырями" не только принимали других попов (причем крещение еретиков-никониан при этом было заменено на миропомазание), но и дерзнули самочинно освящать церкви и тайнодействовать в них. Таковое ложное священство Православными Христианами было безсомнения отвергнуто.
"Современные вопросы от безпоповца к поповцу"
Безпоповцы это православные христиане вынуждено оставшиеся без священства.
Мы не отрицаем иерархию, но не имеем ее по промыслу Божию.
Мы не предвосхищаем не дарованного.
*Боголюбцы – Общество ревнителей благочестия (1645-1652)
*Начало реформы Никона. Полемика. Видим зима хощет быти, руки затряслись и ноги озябли. (1652-1666)
*Трагедия. Время страдания за Веру. Последние надежды. (1666-1682)
*Борьба за сохранение Древлецерковного благочестия. (1682-1691)
*Разделение в старообрядчестве.
*Поморье – Русский Север, Духовные центры Старой Православной Веры. Обустройство жизни в условиях гонений.
*Выгорецкое общежительство, Выговская Богоявленская обитель и Лексинская Крестовоздвиженская обитель.
Глядя на старообрядцев-поповцев возникает естественный вопрос – откуда по прошествии 180 лет после прекращения благодатного древлецерковного священства оно могло появиться у поповцев? – ответ очевиден – взято от никониан, т.е. корень Белокриницкой и Новозыбковской иерархий идет от безблагодатной новогреческой и никонианской церкви.
Таким образом, только безпоповцы поморского корня имеют прямую преемственность от до раскольной Православной Церкви.
До раскольное время
От Единой Святой Апостольской Церкви в начале XI века — откололась Западная (папскую, католическую) церковь.
Восточная (греческая, православная) Соборная Церковь была принята на Руси св. равноапостольным князем Владимиром. А с падением Константинополя в середине XV века, и после Флорентийской унии, соединившей западную и восточную церкви с признанием папы римского главою всей "вселенской церкви", Российское государство становится единственной преемницей Православия. Прокатолические и пропротестантские ветры нередко колебали российское Православие. Появление ересей в Пскове и Новгороде в ХIV‑XV веках "стригольников" и "жидовствующих", а затем и в Москве, заставило созывать соборы на осуждение и истребление первых еретиков в России.
После первого Собора Русской Церкви в 1057 году созывались и последующие для избрания и поставления русских митрополитов и разрешения спорных церковных вопросов, которые начинали будоражить умы и сознание правоверных, рассматривались и осуждались внутрицерковные нарушения и преступления, заблуждения и злоупотребления. Одних только соборов против жидовствующих еретиков собиралось три, с перерывом в два года и 14 лет.
Соборы последующих десятилетий не только ревниво "очищали" Православие, но и канонизировали русских святых чудотворцев, тем самым укрепляя Веру православную на Руси. В середине XVI века для исправления пороков и заблуждений был созван "Стоглавый" Собор. В присутствии царя Иоанна IV митрополит Макарий собрал Собор в Москве из духовенства Северо‑восточной митрополии в 1551 году. Постановления Стоглавого Собора затронули многие стороны церковной и гражданской власти, богослужения, обучения, управления и поведения.
Стоглавый Собор стал надежным оплотом Православия от надвигающейся грозы, которая разразилась реформой церковной спустя 115 лет, в течение которых еще собирались около 20 соборов в Москве. Киеве и других городах по имущественным и церковным вопросам ради укрепления и защиты Веры Христовой от притеснения и гонений властей светских, о поддержании благочестия в России. Учрежденное в 1589 г. Патриаршество, еще более укрепило авторитет Российского Православия.