Православная христология: образ соединения двух природ во Христе
Церковь с самого начала своего существования утверждала: Христос – есть и истинный Бог, истинный Человек; исповедовала Христа единым Существом, единым Лицом, которое невозможно «разделить на части».
Несторианские споры (к. 20-х гг. V века).Несторий (архиеп. Конст–ский) – Во Христе два различных субъекта – Божественный и человеческий – сходятся в некоторое третье лицо – «лицо единения». Т.о., Христос предстает перед нами как единое Лицо только субъективно, по отношению к внешнему наблюдателю Он есть единое Лицо, но в Самом Себе Он заключает два лица – Божественное и человеческое.
2. Православное учение о воипостасной сущности и о сложной ипостаси. 2-я четверть VIв. Иоанн Грамматик Кесарийский, Возможны сложные ипостаси, состоящие из нескольких природ, также возможно и восприятие природы прежде существовавшей ипостасью другой природы. Например, ипостась человека состоит из двух различных природ. Человечество Спасителя получает свое бытие не в отдельной человеческой ипостаси, как в случае каждого из нас, а в Ипостаси Второго Лица Пресвятой Троицы, Которая после воплощения становится сложной, общей для двух природ – Божественной и человеческой. В современном богословии часто говорят о человеческой природе Спасителя, как о воипостазированной в Ипостась Бога Слова.
Иначе говоря, во Христе есть только одно «Я» – это «Я» тождественно Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. Это «Я» живет, действует и сознает Себя в двух природах, по Божеству и по человечеству. Во Христе есть полная человеческая природа, которая включает в себя человеческое тело, разумную человеческую душу, даже человеческое сознание. Но Тот, Кто обладает этой природой, Тот, Кто через эту природу живет и действует, Кто осознает Себя через эту природу, есть Бог – Второе Лицо Пресвятой Троицы.
3. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств. Сам по себе образ соединения двух естеств недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту тайну мы можем только в отрицательных терминах, т.е. апофатически. Неслитно (греч. ἀσυγχύτως). Неизменно, или непреложно (греч. ἀτρέπτως). Нераздельно (греч. ἀδιαιρέτως). Неразлучно (греч. ἀχωρίστως).
Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому.
1) Одно и то же Лицо воплотившегося Бога Слова может именоваться и Богом и Человеком.
2) Человеческая природа обожена в Иисусе Христе.
3) Господу Иисусу Христу как единому Лицу, как Богочеловеку подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что обе природы соединены в Нем нераздельно.
4) В Иисусе Христе две воли и два действования.
5. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице. После воплощения отношения между Лицами Пресвятой Троицы, которые выражаются ипостасными свойствами, не изменились. воплощение:
1) не вводит в Троицу четвертого лица,
2) не рассекает единого Лица Сына Божия.
6. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии. Дева Мария именуется Богородицей (греч. Θεοτόκος). Она родила Бога Слова по человечеству.
Православное учение о почитании Божией Матери
«Все догматическое учение о Владычице нашей выражено в двух Ее именах: Богородица и Приснодева».
Дева Мария именуется Богородицей (греч. Θεοτόκος). Это наименование является следствием учения об ипостасном единстве природ во Христе и общении свойств.
Учение о Пресвятой Деве как Богородице догматически было закреплено на III Вселенском соборе («Согласительное исповедание» 433 г.):
«имя Богородица подчеркивает, что Рожденный от Марии – не простой человек, не человеческая личность, а Единородный Сын Божий, Один из Святой Троицы. Это – краеугольный камень христианской веры».
Исповедание Марии Приснодевой (Ἀειπάρθενος) означает, что Она была Девой прежде рождества, пребыла истинною Девою в рождестве, родив Иисуса Христа безболезненно, без нарушения девства, и осталась чистою Девою и по рождестве, не познав во всю жизнь мужа.
Оно прежде всего отрицает любой «эротический» элемент жизни, любые чувственные и себялюбивые желания и страсти, любое рассеяние ума и сердца. Телесная девственность есть лишь внешний знак духовной целостности и чистоты...»
Понятие о спасении и искуплении, теории искупления