Православная антропология: сотворение человека, состав человеческой природы, происхождение человеческих душ, свойства человеческой души

1. Сотворение человека Богом. Творению человека предшествовало некоторое «совещание» Божественных Лиц: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт.1:26). В православном богословии это «совещание» получило название Предвечного Совета.

Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически.

Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия.

Дихотомисты признают в человеке две природы: душу и тело.

Трихотомисты признают – три: дух, душу и тело Обе точки зрения относятся к области богословских мнений.

Значение тела в составе человеческой природы.Тело – есть инструмент, орудие души, без которого душа сама по себе в этом мире ничего сделать не может. Тело – это не просто добавление к душе, а один из уровней человеческой личности. Личность выражает себя и посредством тела. Можно сказать, что тело является пространственной границей личности. Благодаря тому, что человек обладает телом, он занимает совершенно особое место в мироздании – связывает воедино видимое и невидимое.

Происхождение человеческих душ.

«Креационизм» – каждая человеческая душа по отдельности творится Богом из ничего.

«Традуционизм». как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции.

Возможно, креационизм, традуционизм – не противоречат друг другу, а напротив – восполняют одна другую.

Свойства человеческой души.

1) Духовность. Духовность души тварная.

2) Самостоятельность.

3) Разумность и сознательность. Самосознание – способность отличать себя от своего тела, от окружающего мира и от содержания собственной жизни. Благодаря самосознанию для человека возможно покаяние (покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков). Разумность выражается в способностях интуитивного и дискурсивного мышления, познания и религиозного ведения, а также в даре слова, способности членораздельной речи.

4) Бессмертие. Душа – простая (не может распасться).

5) Свобода. 1) формальная, 2) нравственная (или духовная).

5. Отличие души человеческой от душ животных.Человеческая душа способна существовать без тела. Будучи соединена с телом в единую ипостась, она тем не менее обладает свободой по отношению к собственному телу, имеет свою особую, отличную от жизни тела, жизнь. У животных жизнь души сводится преимущественно к жизни тела, к одушевлению его и управлению им. Никто из свв. отцов не утверждал бессмертия душ животных.

Православная антропология: образ и подобие Божие в человеке, назначение человека, состояние человека до грехопадения

1. Образ и подобие Божие в человеке.

Образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства.

Например,

- Бог есть абсолютный разум – человек есть существо разумное.

- Бог есть Существо духовное – человек имеет в себе духовную составляющую (душу).

- Бог вечен – человек бессмертен.

- Бог является Творцом (из ничего) – человек творит (из подручного материала).

- Бог царствует над всем миром – человек призван владычествовать над Вселенной.

Образ Божий – дар Божий каждому человеку – способность быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах.

Подобие – проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой данная способность реализуется.

Персоналистическое понимание образа Божия в современном православном богословии.

Образ Божий – это то, что делает человека личностью, т.е. особый, уникальный в этом мире образ бытия, представляющий собой высочайший дар Бога человеку, без которого невозможно проявление черт богообразности и богоподобия в человеческой природе.

Назначение человека.

1) по отношению к Богу.Познание Бога, соединение с Богом, служение Ему. (Деян.17:26-27).

2) по отношению к самому себе.Через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа, мерыбогоподобия, т.е. теснейшего соединения с Богом.

3) по отношению к остальному творению.Человек предназначен прежде всего к тому, чтобы быть в мире заботливым хозяином и управителем. Замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения (Только через Человека весь вещественный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать, только через человека может совершиться обожение всей твари).



Наши рекомендации