Сведения о личности пророка.
В надписании (1, 1) даются первые сведения о пророке.
Видение – это ключевое слово, которое характеризует Исаию как пророка. Этот термин обозначает особое духовное состояние, в котором пророк находился в момент получения откровения от Бога. Получавший его как бы «видел», воспринимая духом и разумом, то, что Бог сообщал ему. Со слова «видение» начинаются также пророчества Авдия и Наума.
Исаия (ûhÃyüvaHÌy – «йешайаху») – «спасение Яхве».
Сын Амоса – отца Исаии, имя которого приводится здесь, нельзя отождествлять с израильским пророком, так как написания в еврейском тексте разные (¦ômA' – «Амоц», отец Исаии, и sômAv – Амос-пророк). Иудейское предание говорит, что отец Исаии был братом царя Амасии и сыном царя Иоаса, т. е. Исаия относился к царскому роду. В пользу знатного происхождения Исаии говорит и то обстоятельство, что он вхож ко двору, знает еврейскую аристократию. Также одной из основных тем пророческой вести Исаии является тема сохранности дома Давида.
Семья Исаии: 1) жена-пророчица, которая так названа как помощница мужа в его пророческом служении или просто как жена пророка; 2) два сына: Шеар-ясув («остаток спасется») и Магер-шелал-хаш-баз («спеши на грабеж, скорей за добычей»). Имена детей символические, смысл их соотносится с пророческой вестью Исаии.
Время служения.
Определяется на основании комбинации Ис. 1, 1 и 6, 1. Вполне четко обозначен год призвания пророка – это год смерти царя Озии (6, 1), т. е. 740 г. до Р. Х. В то же время последним иудейским царем-современником Исаии был Езекия (729 – 686) и при этом царе Исаия пережил осаду Иерусалима ассирийцами, что имело место в 701 г. Следовательно, служение Исаии заканчивается около 690 г.
О кончине пророка в Библии не говорится. Однако имеется предание, которое возникло в иудейской среде I-II века по Р.Х. и впоследствии подверглось христианской обработке. Оно было известно уже христианским писателям первых веков (Тертуллиану, Оригену, Епифанию). Здесь рассказывается о том, как в дни Манассии царские слуги схватили Исаию и пытали его, заставляя отречься от произнесенных им пророчеств. Поскольку Исаия остался непреклонен, его распилили надвое деревянной пилой.
В качестве подтверждения указывают на то, что в 4 Цар. 21, 16 говорится о гонениях, которые воздвиг Манассия на ревнителей истинной веры. Также в Евр. 11, 37 говорится, что некоторые ветхозаветные праведники были перепилены. Несмотря на приведенные косвенные ссылки, историческая ценность этого предания, которое многие библеисты считают апокрифом (легендой), сомнительна.
Историческая ситуация.
Пророк Исаия был призван Господом в год смерти царя Озии, на период правления которого приходится «золотой век» Иудеи. После Озии правит благочестивый царь Иоафам, правление которого священный автор в целом одобряет, разве что осуждает его за сохранение высот. После Иоафама воцаряется один из самых нечестивых царей за всю историю Иудеи – Ахаз. В Иудее не только возрождаются ханаанские культы Ваала и Астарты, но и появляются другие иноземные религии. По всей Иудее и Иерусалиму строятся капища, жертвенники, высоты, статуи идолов. На территории иерусалимского храма некоторое время приносились жертвы идолам, также использовались для идолопоклонства сосуды и прочие предметы храма. В конце же концов, по указанию Ахаза вовсе были закрыты ворота храма и прекращены богослужения.
После Ахаза воцарился Езекия, который сразу в 715 г. до Р. Х. начал религиозные реформы. Первым делом Езекия очистил храм от элементов идолопоклонства, затем торжественно совершил праздник Пасхи. После этого по всей Иудее началась решительная борьба с идолопоклонством. Уничтожали изображения языческих богов («статуи»), вырубали священные деревья, связанные с культом Астарты. Также впервые были уничтожены яхвистские высоты; теперь местом для поклонения Богу был только иерусалимский храм. Наконец, Езекия даже уничтожил медного змия, который стал к тому времени объектом поклонения (4 Цар. 18, 4).
В Иерусалиме Езекия вновь организовал череды священников и левитов, которые должны были регулярно приносить установленные законом жертвы. Для содержания священников и левитов Езекия потребовал отделять десятину. Богослужение вновь совершалось с пением псалмов и игрой на музыкальных инструментах.
В 705 г. умер Саргон II и взошел на престол Синаххериб. По всему ассирийскому царству начались восстания. Езекия воспринял этот факт как благоприятный момент и перестал платить дань ассирийскому царю. Вскоре после этого Езекию поражает смертельная болезнь (4 Цар. 20 1-11; Ис. 38), от которой Господь исцеляет его через пророка Исаию.
После выздоровления Езекия начал активно готовиться к отражению ассирийской угрозы. Именно к этому времени относится посольство вавилонского правителя Мардук-апла-иддина, который в 703 г. он во второй раз захватывает власть в Вавилоне и в этой ситуации ищет союзников. Езекия показывает гостям все свои богатства и оружие, что говорит о его готовности выступить против Ассирии вместе с Мардук-апла-иддином. Однако Исаия, который был резким противником подобного рода договоров, выступил с открытым осуждением Езекии. Вскоре после 702 г. в Иерусалим приходит весть о поражении и бегстве Мардук-апла-иддина, так что Иудея вновь остается одна перед лицом ассирийской угрозы. В это время Езекия укрепляет стены Иерусалима, строит еще одну внешнюю стену и водопровод.
В 701 г. Синаххериб привел свои войска в Палестину. В результате военных действий многие иудейские города были разрушены, а большое количество жителей было уведено в плен. Езекия начал переговоры о мире. Синаххериб потребовал огромной дани; Езекия собрал все богатства Иерусалима и смог выплатить просимое. Но ассирийский царь не удовлетворился этим, так как хотел покарать неверного Езекию и начал осаду Иерусалима.
Несмотря на все усилия ассирийских войск, столица Иудеи не покорилась им, так как произошло чудо: в одну ночь в стане ассирийцев было поражено большое количество человек. После этого осада Иерусалима была снята, и армия Синаххериба ушла. Однако, несмотря на чудесное избавление Иерусалима, Иудея продолжала платить дань Ассирии и подчиняться ей во всех отношениях.
Композиция книги.
Книга пророка Исаии — произведение не одного лишь священного автора, но духовное свидетельство целой школы, основанной Исаией, сыном Амоца. Таков основной вывод современной библеистики. Вопрос о композиции книги Исаии был впервые поднят в Средние века. До этого времени иудейская традиция приписывала ее великому иерусалимскому пророку VIII века (см. Сир. XLVIII, 27-28). Такого же мнения держались и все христианские толкователи. Первым, кто поставил под сомнение единство книги Исаии, был раввин-комментатор Авраам Ибн-Эзра (середина XII в.). Из христианских писателей первыми выдвинули теорию о существовании двух авторов книги Додерлейн (1775) и Эйгорн (1780). Так возникла концепция Второисаии. Главные аргументы в пользу разделения книги Исаии на две части могут быть сведены к следующему перечню.
1) Исаия умер на 100 лет ранее разрушения Иерусалима, в то время как 2-я часть книги написана после разрушения Иерусалима (LI, 17-23), говорится о будущем возрождении этого города (XLIV, 26-28).
2) 2-я часть книги написана после разрушения храма (XLIV, 26-28), ожидается восстановление храма (LXVI, 1).
3) Общий фон 2-й части книги – Вавилон. Автор обращается к иудеям, живущим в Вавилоне (XLIII, 14; XLVIII, 20), говорит о скором окончании плена и новом исходе (XL, 1-11; LI, 3, 14), ожидает в ближайшем будущем падения Вавилона (XLIII, 14-15; XLVIII). В то же время об Ассирии, мировой державе 2-й половины VIII века, подчинившей в дни Исаии весь Ближний восток, говорится только один раз, причем она упоминается как угнетательница в прошлом (LII, 4).
4) Пророк Исаия принимал активное участие в политической жизни своего времени, был близок ко двору, обличал власть имущих. В то же время во 2-й части книги нет ни этих обличений, ни упоминаний о царях Иудеи.
5) Во 2-й части книги нет акцента на историческую роль дома Давида, представлен иной образ Мессии – не потомок Давида, а страдающий «раб Яхве».
6) Единственным историческим лицом, названным во 2-й части книги, является Кир Великий (559 – 530), который захватил Вавилон и дал иудеям возможность вернуться на родину (XLIV, 28 – XLV, 4).
7) В то время как Исаия Иерусалимский говорил о бедствиях, которые постигнут Иудею, 2-я часть книги начинается сообщением о том, что время бедствий прошло (XL, 1-2), проникнута оптимизмом.
Богословие обеих частей книги (1 – 39 и 40 – 66) во многом сходно, как и их язык, но вторая часть обнаруживает углубление и дополнение учения Исаии Первого, у которого мы не находим ни страждущего «раба Яхве», ни темы Нового Иерусалима; и то и другое – характерные черты богословия Второисаии.
Все отмеченные черты привели библеистов к выводу, что написана 2-я часть книги (гл. 40 – 66) не Исаией иерусалимским, а его последователем, жившим в период Плена. С ХVIII века его стали называть Второисаией (также встречаются наименования Девтероисаия, Исаия Вавилонский).
Почему боговдохновенные пророчества Второисаии были включены в книгу иерусалимского пророка? Одни библеисты предполагают, что он тоже носил имя Исаия, так что собиратели рукописей отождествили его с пророком VIII века. Другие считают, что пророк сам предпочел остаться анонимным в силу разных причин. Но в любом случае есть единство духа и родство стиля у обоих пророков. Их объединяют основной акцент на теме спасения, отношение к культу, пристальное внимание к Мессии как личности. У пророка Исаии еще при жизни были ученики. По-видимому, автор второй части книги принадлежал к этой школе, которая не исчезла после смерти Исаии.
Сторонники традиционного мнения объясняют все указанные отличительные особенности 2-й части книги пророческим предвидением Исаии Иерусалимского. Но, как справедливо говорит один из современных библеистов, «пророчество, в 16-ти последних главах подробно излагающее то, что должно было произойти через два века после того, как оно было написано, явилось бы уникальным среди пророческих писаний, и трудно понять, какой цели оно могло бы служить для современников Исаии».[2] В дореволюционное время среди православных авторов теорию Второисаии принимали такие крупные ученые, как С. Трубецкой и Б. Тураев.
В конце XIX века известный западный библеист Дум отделил главы LVI – LXVI в особый раздел, который обозначил как Тритоисаия. Эта часть признана им неоднородной, не являющейся произведением одного автора. Общий фон этих глав – Палестина. Говорится о том, что храм уже восстановлен (LVI, 5, 7; LX, 7), городских стен еще нет (LX, 10), но ожидается их восстановление (LXII, 6). На этих основаниях делается вывод, что 3-я часть книги Исаии была составлена учениками Второисаии после возвращения первой группы переселенцев. Однако далеко не все критики разделяют это воззрение, указывая на единство словарного состава всех XL – LXVI глав, подтвержденное в 1970 году машинным анализом, и некоторое его отличие от лексикона 1-й части книги Исаии. Потому многие считают, что 3-я часть книги также была написана Второисаией, но уже после возвращения из плена, тогда как главы XL – LV были написаны им в Вавилоне.
Таким образом, книга Исаии делится на части следующим образом:
1) Протоисаия (I – XXXIX);
2) Второисаия (XL – LXVI).
Протоисаия (I – XXXIX).
Книга представляет собой антологию – сборник отдельных пророчеств, произнесенных по разным случаям, в связи с разными событиями и обстоятельствами и объединенных в одну книгу послепленным редактором. В книге сбита хронология. В частности, о призвании пророка говорится только в VI-й главе, а не в начале.
740 г.: VI гл.
740 – 735 гг.: I – V гл..
735 – 716 гг.: VII – XII гл..
716 – 705 гг.: XIV, 24 – XXII гл..
705 – 690 гг.: XXIII, XXVIII – XXXIII гл..
Наконец, ряд глав не принадлежат непосредственно Исаие, они составлены в послепленную эпоху:
а) XIII, 1 – XIV, 23. Пророчество, вероятно, написано около 539 года, незадолго до падения Вавилона. Это грозный гимн о падении Вавилона, города, который воплощал в себе великие царства мира сего, построенные на лжи и насилии. Образ Вавилона приобретает в гимне еще более широкий смысл: он уподобляется Сатане, который восстал против Бога и ввержен в Преисподнюю. Хотя в пророчестве упомянуты мидяне, враги халдеев, в целом оно далеко от реальных исторических событий. Предмет его не столько конкретный Вавилон, сколько вообще языческая богоборческая тирания. Автором гимна мог быть один из пророков школы Исаии;
б) XXIV – XXVII («великий апокалипсис Исаии»). Этот текст датируют обычно V – IV веками до Р.Х.;
в) XXXIV – XXXV («малый апокалипсис Исаии»). Судя по языку и содержанию, эти главы принадлежат Второисаие.
г) XXXVI – XXXIX. Это исторические главы, которые почти дословно (за исключением хвалебного псалма Езекии, XXXVIII, 9-20) совпадают с соответствующими главами 4 книги Царств (XVIII – XX).
«Само собой разумеется, что все эти пророчества, раз включенные в священный, канонизированный текст, сохраняют для нас силу вероучительной, догматической обязательности независимо от их авторской неизвестности … по принципу их принятия нами из рук ветхозаветной и новозаветной Церкви в качестве Священного Писания».[3]
Богословие пророка Исаии.