А что говорят каноны святых соборов?
10 правило Св. Апостолов:
Тот, кто молится вместе с отлученным, хотя бы даже у себя дома, да будет отлучен.
11 правило Св. Апостолов:
Клирик, молящийся вместе с извергнутым клириком, также да будет извергнут.
45 правило Св. Апостолов:
Епископ, пресвитер или дьякон, вместе с еретиками молившийся, да будут извергнуты.
46 правило Св. Апостолов:
Заповедуем вам: да будет извергнут тот епископ или пресвитер, который признает крещение или жертву еретиков, ибо какое может быть общение Христа с Велиаром? И что общего может быть у верного с неверным?
48 правило свв. Апостолов:
Епископ, пресвитер или дьякон, если кто из них примет рукоположение от кого-то другого, да будет извергнут и он, и тот, кто его рукополагал, если только он не докажет, что рукополагал его не еретик. Ибо те, кто от таковых крещались или рукополагались, не могут быть ни верными, ни клириками.
9-й канонический ответ св. Тимофея Александрийского:
Вопрос: Может ли клирик молиться в присутствии еретиков?
Ответ: Перед великим входом дьякон произносит слова: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите», следовательно они присутствовать не смеют, если только не пообещают покаяться и оставить свою ересь.
33 правило Лаодикийского Собора:
С еретиками или раскольниками вместе молиться запрещается.
9 правило Лаодикийского Собора:
Нельзя допускать, чтобы являющиеся членами Церкви Христовой ради молитвы приходили на службы, отправляемые на кладбищах или в так называемых «храмах» еретиков, а те, кто это делал, должны находится некоторое время вне общения. Если покаются, исповедуют свой грех, тогда опять могут быть допущены к общению.
32 правило Лаодикийского Собора:
Не следует принимать благословения от еретиков, поскольку это не благословения, а хуже злословия.
34 правило Лаодикийского Собора:
Ни один христианин не смеет оставлять мучеников Христовых и обращаться к лже-мученикам, т.е. еретикам или же тем, кто прежде еретиком был, ибо далеки они от Бога. Те, кто к ним обращаются, да преданы будут анафеме.
37 правило Лаодикийского Собора:
Праздничные дары, присылаемые иудеями или еретиками, не следует принимать, праздновать с ними вместе также не следует.
38 правило Лаодикийского Собора:
Нельзя праздновать и общаться с безбожниками.
6 правило Лаодикийского Собора:
Нельзя разрешать еретикам, которые в своей ереси упорствуют, входить в дом Божий.
7 правило Лаодикийского Собора:
Тех же, кто обращается, оставляя ересь, нельзя принимать до тех пор, пока они не предадут анафеме всякую ересь, а в особенности же ту, в которой прибывали. Только тогда, предварительно изучив Символ Веры и будучи помазаны св. мирром, могут приобщиться Святых Тайн.
10 правило Лаодикийского Собора:
Являющиеся членами Церкви Христовой не могут оставаться равнодушными к браку своих детей с еретиками.
31 правило Лаодикийского Собора:
Нельзя давать родительское благословение на брак сына или дочери с еретиком.
72 правило Трулльского (Шестого Вселенского) Собора:
Православному человеку не разрешается соединяться с женой-еретичкой, а православная женщина не может быть обвенчана с мужчиной-еретиком, а если откроется, что кто-то подобное содеял, брак этот будет считаться недействительным, связь, как незаконная, должна быть расторгнута, ибо нельзя смешивать то, что не может быть смешано, нельзя сводить с овцой волка, а с Христовым наследием – еретика.
5 правило Св. Василия Великого:
Еретиков, которые каются в конце жизни, следует принимать; однако принимать их надо, разумеется, не без разбора, а предварительно испытавши, истинно ли их покаяние и могут ли они представить плоды, которые свидетельствуют об их стремлении спастись.
1 правило Карфагенского Собора:
Те, кто крещены были еретиками, должны снова креститься, чтобы быть принятыми в Церковь [1].
Кроме выдержек из священных канонов, приведем еще несколько цитат, высказываний Святых Отцов в связи с вопросом отношения к ереси. Посмотрим прежде, что говорит боговдохновенный Максим Исповедник: «Я не желаю еретикам мучений, не радуюсь их несчастью. Боже сохрани! Я радуюсь больше их обращению. Потому как, что может быть для верного милее, чем видеть, как разбросанные чада Божьи собираются вместе. Я не настолько впал в неистовство, чтобы говорить, что немилость выше ценится, нежели человеколюбие. Напротив, я советую, что надо со вниманием творить добро всем людям и для всех быть тем, что им необходимо. При этом я лишь желаю и советую, что не следует поддерживать еретиков в их безумном веровании, напротив, надо быть непримиримым и твердым. Ибо я назову не любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от божественной любви, когда кто-то поддерживает еретическое заблуждение к еще более глубокому падению тех людей, которые его придерживаются» [2].
Святитель Ефесский Марк Евгеник также предупреждает верных, чтобы они подальше держались от тех лже-пастырей, которые попирают святоотеческое Предание: «Бегите, братья от них и от всякого общения с ними. Таковы эти лже-апостолы, лукавые хитрецы, выдающие себя за апостолов Христовых. Это и неудивительно, ибо сам сатана рядился в светлого ангела. Потому и не странно, что слуги его превращаются в слуг праведных, но конец их будет по делам их... А вы, как и положено святыми апостолами, стойте, сохраняя Предание, которое приняли вы как писаное, так и неписаное!»
Святитель Герман Новый Патриарх Константинопольский (Иосиф Вриений) велит киприотам: «Народу Божьему на Кипре живущему, как истинным чадам Кафолической Церкви, повелеваю бежать от священников, которые поддались латинскому обману, не входить в их церкви, не подходить к ним под благословение. Ибо лучше молиться Богу у себя в доме, нежели вместе с латинами идти в церковь, а потом вместе с ними отправиться и в ад».
Святитель Афанасий Великий, известный борец против арианства, мученик и исповедник, советует верным: «Ступая путем верным и живоносным, вырвем око, которое нас соблазняет, не телесно, а через ум. Если, например, встретится вам епископ или пресвитер, который ведет себя неблагочестиво [имеется в виду ересь] и соблазняет народ, надо от них отделиться. Так как лучше без них собираться в каком-нибудь молитвенном доме, нежели с ними быть ввергнутым в геенну огненную».
И наконец, приведем текст послания Св. Афанасия Великого, адресованного монахам, в котором изложены положения, во многом не утратившие своего значения и для сегодняшних монахов, и для всех православных христиан, сталкивающихся с опасным распространением экуменической ереси.
«Во славу Божию приветствую всех возлюбленных моих братьев, кто ведет уединенную жизнь и кто тверд в своей вере в Господа! Возблагодарим Господа, который дал вам веру, чтобы вы вместе со святителями наследовали жизнь вечную. Поскольку много таких, кто вслед за Арием идет по монастырям, якобы желая вас посетить, а на самом деле, отвратившись от нас, православных, намереваясь обмануть чистых сердцем, а много и таких, которые, хотя и не согласны с Арием, снисходят до него и до общения с его последователями, я вынужден, по просьбе братий весьма искренних сразу написать вам: как вы верно и без притворства храните веру, которая дана вам по Божественной благодати, хочу предупредить – не становитесь соблазном для других. Ибо если кто увидит вас, верных чад Христовых, общающимися с такими людьми или даже служащими вместе с ними, конечно же, станут считать их ересь чем-то не очень важным и сами увязнут в этой трясине. Итак, возлюбленные мои, чтобы такое не совершилось, избегайте тех, кто следует арианству, а еще важнее, избегайте тех, кто, делая вид, будто не согласен с Арием, на самом деле служит вместе с его последователями. Очень важно избегать общества тех людей, чьи позиции нам мерзки. Но ежели кто-то придет к вам и, как говорит блаженный Иоанн Богослов, принесет с собой исправное верование, приветствуйте его и принимайте, как брата. Если же кто-то притворяется, будто исповедует нашу веру, а на самом деле сам общается с теми, кто пребывает в зловерии, удалитесь от общения с ними. Если пообещает он прекратить это, почитайте его братом своим. А если противится исправлению – бегайте его. Я мог бы продолжить свое письмо, приводя доказательства правильности подобного учения из Священного Писания. Но поскольку вы все люди мудрые, вы хорошо понимаете того, кто обращается к вам, а подвизаясь в самоотречении, можете и других наставлять, а посему обращаюсь к вам с письмом кратким, как друг к возлюбленному другу своему, и верю, что живя так, вы сохраните веру чистой и искренней, а те люди, которые увидят, что вы не участвуете в молитве с неверными, получат от этого пользу, боясь не впасть в грех и стремясь поступать так же, как и те, на кого они смотрят» [3].
Прочитав о многочисленных экуменических встречах, молитвах, торжествах, мы можем убедиться в том, что все только что приведенные каноны и учения святых полностью нарушены: еретики называются «братьями во Христе», их организации «сестринскими Церквами», признаются их священство, крещение и другие «таинства», их имена поминаются во время богослужений, благословляются браки между православными и еретиками, совершаются совместные молитвы, прославляются праздники, идет открытое сотрудничество. При всем этом самым удивительным является то, что очень небольшое число людей считает все это отступничеством, большинство же отмахиваются или же индифферентно молчат. Это подтверждает тот факт, что сегодня совесть многих членов Церкви парализована.
---
1. «Сборник правил Святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов» с толкованиями д-ра богословия еп. Никодима (Милоша).
2. Epistol, XII; Patrologia Graeca, t. 91, col. 465 C.
3. Patrologia Graeca, 26:1185D-1188C.
ЦЕЛИ ЭКУМЕНИЗМА
Основной целью и задачей экуменического движения является реинтерпретация христианства, или другими словами, полное уничтожение Православия. Диалоги между различными христианскими конфессиями, а также между христианством с одной стороны, исламом и иудаизмом с другой, без сомнения, – звенья в цепи общего плана религиозного объединения всего человечества. Необходим только новый «вселенский» собор, который бы «на самом деле» был вселенским (οικουμενικοζ), поскольку Семь Святых Вселенских Соборов не являются таковыми для экуменистов (в противном случае они бы уважали их решения). Итак, нужен новый собор, который бы провозгласил «новые истины» во всем мире. Мы видели, как легко была снята анафема против папизма, как монофизиты были провозглашены «восточными православными», как открыто признаются еретические «святые таинства». Много еще отдельных шагов, которые на этом «великом соборе» могут быть официально одобрены и подтверждены специальными решениями. На таком соборе, за проведение которого уже не первое десятилетие ратует Константинопольская патриархия, может быть провозглашено всемирное единение христиан. Программой же «минимум» такого лже-собора станет aggiornamento – модернизация всех сторон духовной жизни в среде официальной Православной Церкви по примеру Второго Ватиканского собора.
По сути дела экуменисты [1] живут иллюзиями всеобщего единения «церквей», которое, по их мнению, должно стать основанием для возникновения Царства Божия на земле. Поскольку конечной целью экуменизма является объединение всех религий, вполне логичным представляются сегодняшние утверждения о том, что не только отдельные Церкви не обладают всей полнотой истины, но также и само Христианство полноты Божественной истины не содержит. Другими словами, исходя из этой теории, истина о Боге-Творце выше всех существующих религиозных форм, выраженных в различных религиях и традициях. В этом смысле охотно используется образ высокой горы, до пика которой можно добраться с разных сторон, т. е. до Бога можно добраться и через Христианство, и через ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, а следовательно, совершенно нет необходимости обращаться из одной религии в другую, поскольку в каждой из них так или иначе присутствует «благодать Духа Святого». По сути дела подобные мысли индуистские гуру уже не первое десятилетие распространяют по всей Европе и Америке. Между тем, тот факт, что экуменическое движение возникшее на основе христианства, в настоящий момент весьма активно расширяет контакты с нехристианами, свидетельствует о том, что цели экуменизма не исчерпываются рамками христианских конфессий. Однако здесь и встают основные трудности, ибо истинное Христианство, которым обладает лишь Православная Церковь Христова, и является главным препятствием на пути осуществления этой идеи. Отсюда такое упорное стремление ослабить Православие, разбавив его всевозможными ересями. Этим самым осуществление плана заметно упростится, ведь большинство других религий не абсолютизирует своих учений как единственно правильных. Итак, встает необходимость «единства в многообразии». Другими словами, задача не в том, чтобы создать некую новую религию с каким-то унифицированным культом и учением, а в том, чтобы провозгласить все религии проявлением одной и той же духовной сущности.
Эти же идеи открыто проповедует масонство, которые, по мнению многих духовных авторитетов, как раз и является главной движущей силой всего движения в целом и действует сразу по двум направлениям: экономико-политического и религиозного объединения мира. Именно поэтому большая часть функционеров мирового экуменизма, если и не в прямую, то косвенно причастна к всемирному масонскому движению. Зададимся вопросом: возможно ли быть масоном и в то же время христианином? Для убежденных экуменистов здесь дилеммы не существует. Они понимают Христианство по-своему, как одно из самых сильных и наиболее аутентичных отражений божественной истины, при этом, безусловно, не являющееся единственным. В соответствии с такой позицией, на нижней ступени находятся тотемистические и анимистические религии, обладающие весьма примитивным представлением о Боге. На самой вершине – мировые религии, среди которых и Христианство. При этом даже эти наиболее крупные религии рассматриваются как различные «фольклорные и культурные образцы» одного и того же содержания. Отсюда и угрожающее стремление экуменистов «поднять простой народ» до уровня единого «Нового Христианства», освобожденного от всех исторических и культурных анахронизмов (в число коих, вероятно, входят церковные каноны, которые по мнению экуменистов, сегодня не имеют никакой ценности, разве что как экспонаты исторического прошлого). Возможно, это то самое «христианство», которое ищет американский архиепископ Иаков; оно должно быть освобождено от всех «неудобных» святоотеческих терминов и трудно усвояемых истин. В самом деле именно эти «анахронизмы» – главная помеха для экуменистов, поскольку они мешают попыткам приспособить Христианство к «новым» тенденциям. Вот и ответ на наш недоуменный вопрос: почему экуменисты так открыто попирают церковные каноны и предания? – Да ведь они имеют для них только музейную и археологическую ценность.
«Новый христианин», архиеп. Иаков, будучи облачен в подрясник, примеряет бейсбольную кепку
Если мы будем иметь в виду способ мышления экуменистов, нам будет нетрудно понять, как патриарх может поздравлять мусульман с их праздником Байрам или молиться в мечети вместе с имамами. Вожди экуменического движения верят, что все религии служат единому Богу и в каждой из них в той или иной степени присутствует благодать Божия, облаченная, разумеется, в местные культурные и исторические одежды.
Патриарх Алексий II и верховный муфтий Сирии Ахмад Кефтаро
Дойдя до таких рассуждений, они в каждой религии узнают Бога, которому можно молиться по-своему. Существенных различий при этом не существует. А чтобы этой истиной прониклись широкие массы, надо освободить христианство и все прочие религии от тех элементов, которые разжигают прозелитизм, «агрессивность», уверенность в том, «что только моя религия правильная, а все прочие нет», другими словами, необходимо утвердить дух «терпимости и понимания». В этом случае люди будут готовы в каждом человеке признать своего брата, в каждой вере – свою веру и в каждом духе – своего бога.
Основную евангельскую идею воцерковления всех людей в единой Церкви Божией, в единой истине, единой вере, что осуществится в полной мере в Царствии Небесном, после Второго пришествия Христа и общего воскресения, эту идею экуменисты реинтерпретируют по-своему. Осознанно или неосознанно они по сути дела проповедуют идею хилиазма об установлении исторического «царства Божия» здесь, на земле. Всем нам отлично известно из Священного Писания и святоотеческой литературы, что подобная идея неосуществима. Все люди призваны ко спасению, но не все на этот призыв отзываются. Христос открыл имя Божие людям, которых Отец Небесный дал Ему от мира (Иоан. 17, 6). «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Иоан. 17, 9). Господь пришел не для того, чтобы спасти «мир, который лежит во зле», но чтобы спасти людей от мира и «князя мира сего», ибо этот «мир» – его орудие в борьбе против Христа и Его Церкви. Поэтому Церковь и мир находятся друг с другом в постоянном противоречии, Церковь и христиане «не от мира» (Иоан. 17, 16), они живут в нем временно, как путники, а дом их – на небесах. Господь учит нас: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоан. 15, 19). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоан. 2, 15). Все Священное Писание ясно дает нам понять: между членами Церкви и всеми прочими людьми, ей не принадлежащими, существует огромная разница. Не существует ни единого доказательства того, что весь мир перед концом света примет Христово Евангелие, мы нигде не найдем ни слова о том, что весь мир к этому времени к этой Церкви придет, как убеждены ревнители экуменизма. Напротив, Св.Писание учит нас тому, что число истинных христиан будет уменьшаться, ибо Христос высказывал сомнение, обрящет ли Он, вновь придя на землю, веру среди людей? Господь учит нас, что христиане будут претерпевать муки, их будут гнать и преследовать, и станут они ненавидимы всеми народами за Имя Его; появится множество лжепророков, которые многих прельстят... (Мф. 24, 9-12). Он открыто говорит еретикам и отступникам от истины: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 8, 22-23).
Все эти слова Священного Писания показывают, что по своей сути экуменизм – это хилиастическая ересь, проявляющаяся в стремлении осуществить единство на основе компромисса между истиной и ложью, между добром и злом, между Христом и Велиаром с целью создания единой «новой церкви» и единого «нового мира». Они словно забывают о том, что в этот день «небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10). Забывают о том, что только после скончания этого века появятся новые небеса и земля, вместе с этим придет и единство всех верных Господу, единство, которое не есть плод человеческих усилий, а результат созидательной силы Творца. История Церкви учит нас еще и тому, что Христианство никогда не распространялось посредством диалогов и компромиссов с безбожниками, оно ширилось благодаря живому свидетельствованию истины и борьбе против всякой лжи и заблуждений. Разве апостолы шли в безбожные храмы, чтобы там вместе со жрецами молиться Богу за мир? Экуменисты же торжественно объявляют, что времена «нетерпимости и столкновений» прошли. Они провозглашают ложный мир, вовсе не тот, который идет от Христа («Мир Свой даю вам!»), но мир, являющийся результатом ложного компромисса.
Из всего этого ясно, что экуменизм является важным звеном в цепи многочисленных попыток заменить человеком Бога, Царство Божие заменить царством человеческим, истину – ложью, а небеса – землей. В нем мы находим те же элементы, что и в папизме, гуманизме, коммунизме и многих других «измах» падшего человечества. А в основе всего этого – намерение «князя этого мира» – дьявола – установить на земле свое царство, свою псевдо-церковь и во главе ее установить своего избранника, лже-Христа – антихриста. Это – основные цели и направления экуменической ереси.
Чтобы все эти экуменические идеи «пробились» в общество и закрепились в среде простых людей, необходимо создать соответствующие условия. Появлению таких условий немало способствовала постепенная утрата православными людьми понимания того, что Церковь – это не только епископы и священники, это и весь верный народ. Вопросы веры в основном решают, конечно же, церковные пастыри, но эти решения не становятся обязательными для выполнения, пока их не примет все народное тело Церкви, пока они не войдут как единое целое в жизнь Церкви. Вспомним множество примеров из истории, когда епископы создавали разные унии, вводили ереси и т.п., однако верный народ не принимал этого, открыто восставая против таких беззаконных решений, а порой и свергая лже-пастырей, подобных волкам в овечьих шкурах. Именно таким является пример с Флорентийской унией, которая хотя и была официально подтверждена, но так и не получила настоящей жизни в среде православного народа.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем полную индифферентность к ключевым вопросам вероучения со стороны большинства верующих. Преобладает общее убеждение в том, что эти вопросы касаются только теологов и иерархов, а народу остается лишь безоговорочно принять то, что ему будет сказано. Такая позиция является очень опасной. Одним из «предохранительных клапанов» Православной Церкви является монашество, которое никогда за время своей истории не было равнодушным к вопросам вероучения. Монахи живут в подвиге покаяния, удалившись от всего мира, и стараются избегать осуждения ближних в каких бы то ни было моральных падениях, считая себя первыми среди грешников. Однако в вопросах веры монахи отвергают «ложное смирение и ложное послушание» и поднимаются, когда истине Православия начинает грозить опасность. На это их толкает совесть, заставляя печься о чистоте той самой веры, за которую наши предки, мученики и исповедники порой отдавали свою жизнь [2]. Спастись можно и покаявшись после совершенного греха, но вот если мы утратим настоящую, истинную веру, потеряем общение с Христом, впадем в гордыню, которая есть «хула на Духа Святого», – прощения нам не будет. И, разумеется, не потому, что Господь не простит нас, а потому, что впадая в ересь, христианин утрачивает живую связь с Богом, отстраняется от Божией благодати и становится идолопоклонником, поклоняющимся ложному божеству, фальсифицированному «христу», за образом которого стоит сам сатана, как творец всякой лжи и обмана. У ереси нет и не может быть аутентичного духовного опыта, нет Божией благодати и святости, нет спасения; впадая в ересь, человек впадает в прелесть, духовный обман и становится союзником дьявола и его злой энергии. Большая ошибка считать, будто и еретики служат тому же самому Богу, что и правоверные, а именно в этом заключается одна из основных посылок современного экуменизма, которые идут и еще дальше, утверждая, что и вне христианского вероучения существует подлинная духовная жизнь, святость и спасение.
---
1. Здесь мы прежде всего имеем в виду тех протагонистов экуменического движения, которые творят официальную экуменическую политику. Среди участников экуменических диалогов существует много тех «наивных» православных христиан, которые воспринимают экуменизм как возможность познакомить с православной истиной других, между тем, хотя их намерения вполне корректны, результаты такой «миссионерской» деятельности показывают, что сами они больше перенимают от римо-католиков и протестантов, нежели те от православных. Они считают большим достижением, если еретики в каком-нибудь своем официальном документе признают некоторым образом учение Православной Церкви, при этом не понимая, что за этим «признанием» живет холодный дух интеллектуальной гордыни, считающий Православие богатой ризницей, из которой любой может взять то, что ему понравится. Любой поистине православный теолог на сегодняшний день не может не признать, что экуменический диалог не принес ничего, кроме вреда для Православной Церкви. Не говоря уже о том вреде, который был нанесен православным верующим, наблюдавшим своих пастырей во время «совместных молитв», на торжественных встречах по случаю интронизации или хиротонии, освящения храма и т.д. Какая-то часть православных экуменистов, к сожалению, оказалась подкупленной богатыми дарами и взносами, сделанными еретиками на строительство храмов, институтов и других образовательных учреждений. Есть в их среде, безусловно, и те, кто сознательно работает на «тайну беззакония». В любом случае речь идет о разноликом сообществе, которое в большей или меньшей степени, вольно или невольно работает против своего личного спасения, против православной веры и, в конечном счете, против Самого Бога.
2. Вспомним слова Иосифа Врения, которые лучше всего иллюстрируют ревностное служение вере и истине: «Никогда не отречемся от тебя, любимое Православие! Никогда не предадим тебя, благочестие отцов! Никогда не оставим тебя, Мать набожности! В тебе мы рождены, в тебе живем и за тебя умрем. А если время потребует, то и тысячу раз за тебя умрем».
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Этот вопрос сегодня встает перед многими православными христианами, которые сталкиваются со все большим распространением идей экуменизма на различных уровнях. Многочисленные события новейшей истории ясно свидетельствуют о том, что идет ускоренная работа по созданию анти-церкви, по переработке Христианства, реинтерпретации догматов, церковной истории, секуляризации и модернизации духовной жизни. Мы живем в период, во многом куда более опасный, нежели времена свт. Марка Ефесского или же времена арианской, монофизитской и монофелитской ересей. В то время как наши предки сталкивались только с одной какой-то ересью, угрожавшей Церкви, сегодня же из экуменического «пакета», как из зловещего сосуда Пандоры, появляются сотни ересей. Нам известно, что до сих пор Церковь выходила победительницей из борьбы с разного рода опасностью. Так, например, после неудачной Флорентийской унии Православие переживало настоящий духовный ренессанс, коснувшийся практически всех сфер духовной жизни. А сейчас всерьез встает вопрос о том, что, возможно, не за горами то время, когда Церковь сможет существовать только в катакомбах и в пустыне, где она и встретит Христа, – там, откуда начала свой исторический путь.
Святитель Марк Эфесский
В настоящий момент существует два возможных варианта реакции православных христиан на ересь экуменизма. Первый – это борьба против экуменизма в канонических рамках поместных православных церквей. Второй же вариант связан с выходом за эти рамки и разрывом всех официальных отношений с церквами, главы которых активно участвуют в экуменическом движении. Те, кто избирает первый способ, верят в то, что еще возможно восстановить святоотеческий курс в Православии в целом и победить ересь экуменизма, они считают, что еще не исчерпаны все возможности борьбы в существующих границах, что не следует ранить новыми расколами и без того страдающее тело Православной Церкви. С другой стороны, те, которые отошли от официальной церковной организации, стоят на позиции, которую можно было бы определить как «экклезиология сопротивления». О чем на самом деле здесь идет речь?
По сути дела, понятия сопротивления и разделения в церковном обиходе имеют негативную окраску, поскольку качествами Церкви являются любовь, мир и согласие. Поэтому всякий раздел и раскол, вызванный личными или далекими от истинно церковных целями, никак не оправдан и считается идущим против Христа. Однако в истории мы можем наблюдать сколько угодно случаев, когда на Церковь нападали «волки в овечьих шкурах», т.е. еретики, а среди них были и имеющие высокий церковный сан, и тогда священство и народ отходили от них, прекращая с ними всякое общение. В связи с этим важно напомнить, что говорит 15 канон Перво-Второго Константинопольского собора IX века: «...Потому пресвитер или епископ или митрополит, который решится прекратить общение со своим патриархом и перестанет поминать его имя, как это положено, во время божественной литургии прежде принятия соборного решения и окончательного осуждения его, произведет тем самым раскол, а значит Священный Собор наказывает такового устранить от всякой священнической деятельности, но только в том случае, если найдутся явные доказательства его беззаконного поступка. Впрочем, все это касается тех, кто только под предлогом каких-то нарушений отступает от своего начальства, а на самом деле производит раскол и разрушает единство Церкви. Те же, кто отделяется от общения с епископом по причине какой-либо ереси, осужденной священными соборами или святыми Отцами, то есть когда он[епископ]явно проповедует ересь и открыто в храме учит ей, те не только не подлежат никакому наказанию по закону за то, что прежде соборного разбирательства отошли от такого епископа, но и напротив, будут заслуживать чести, которая православным надлежит. Ибо не епископов они осудят, но так называемых епископов и так называемых учителей, и не расколом разрушили единство Церкви, а наоборот поспешили избавить Церковь от расколов и разделений».
Из приведенной цитаты ясно, что христиане обязаны безоговорочно слушаться своих пастырей, даже в случаях каких-то погрешностей или ошибок, которые они подозревают, и дожидаться решения соборов. Разрешено не дожидаться решения собора и нарушить послушание только в случае открытого проповедования ереси, поскольку, проповедуя ересь, пастырь перестает быть истинным епископом и пастырем. Апостол Павел учит нас послушанию своим духовным руководителям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7); «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13, 17). Но если учителя наши нехороши, что нам делать? Святитель Иоанн Златоуст отвечает: «В каком смысле? Если в вопросах веры, бегите от него и отстранитесь от него не только если это человек, но даже ангел, явившийся вам с неба» [1]. Тому же учит нас и Священное Писание: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема, как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1, 8-10).
Многие экуменисты категорически отрицают то, что они проповедуют иную веру, более того, они открыто утверждают, будто бы именно им принадлежит правильное толкование Христова учения. Посмотрим, что говорит по этому поводу прп. Феодор Студит в одном из своих писем: «Мы православные во всех смыслах, отвергаем любую ересь и принимаем любой собор, вселенский или поместный, который является общепризнанным. Но мы также твердо придерживаемся священных и канонических правил, которые на них приняты. Ибо невозможно полностью изучить слово истины, если думать, что обладаешь истинной верой, но при этом не руководствуешься божественными канонами» [2]. Разве возможно быть православным, но при этом мимоходом попирать священные каноны?