III. Естественное Состояние Первоосновы
1(7). За пределами всех обусловленных состояний, присущих Явленному Миру (Тремирью — Яви–Нави–Прави), Всеобщая Основа неизменно пребывает в Изначальной Естественности, называемой также Естественным Состоянием Первоосновы.
2(8). Изначальная Естественность, будучи неотъемлемым свойством Истинной Природы всего сущего, не может быть утеряна, ибо является Беспричинным Корнем всех предметов и явлений. Изначальная Естественность также не может быть достигнута, ибо всякое достижение осуществляется как движение ума, не знающего Первоосновы, для Которой «достигать» нéчего и нéзачем.
3(9). Лишь когда всякое движение ума останавливается, и ум находит свою «могилу» в Сердце, — Первооснова проявляется как Изначальная Пустота, как незамутнённая Естественность НЕРОЖДЁННОГО. Всякое действие, совершённое человеком из Естественного Состояния Первоосновы, не ограничено причинно-следственными связями (ср. санскр. Карма, др.-греч. Гемармена, рус. Судьба[10]), будучи действием без «я-делателя» и следованием Пути без пути.
IV. Недвойственное вúдение
1(10). Путь Великого Совершенства называют Путём без пути, ибо используемым на нём методом и одновременно его целью является недвойственное вúдение, опирающееся на Изначальную Недвойственность Первоосновы.
2(11). Согласно Учению Великого Совершенства, всякое «продвижение» по Пути есть не что иное, как иллюзия, рождённая в уме и поддерживаемая умом, не ведающим своей Истинной Природы (ср. санскр. Атман), не отличной от Истинной Природы всего сущего (ср. санскр. Брахман), для Которой нет движения и нет достижения, нет разделения и нет слияния, нет Рождения и нет Смерти, нет невежества и нет Прозрения, нет вовлечённости и нет Освобождения.
3(12). В определённом смысле, не мы обладаем нашей Истинной Природой, но Она обладает «нами». В то время как различные учения говорят о Пути, «ведущем» человека от обусловленного состояния к Чистому Сознанию нашей Истинной Природы, Учение Великого Совершенства напрямую указывает на Естественное Состояние Первоосновы, лишённое всякой двойственности, изначально и неизменно являющейся нашей Истинной Природой — нашим Истинным Я (АЗ ЕСМЬ)[11], пребывающим за пределами всех ложных личин нашего ego, всех имён и всех форм.
V. Истинное и ложное
1(13). Наша Истинная Природа — Великая Навь, Пустота Бездны, Полнота НЕРОЖДЁННОГО, являющаяся Беспричинным Источником всего сущего, всей «полноты» Явленного Мира (Тремирья).
2(14). Ошибочное отождествление Истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) со своей ложной самостью, или ego, вызывает в уме человека мόрочное[12] вúдение себя как отдельного существа, отчуждённого от Полноты Первоосновы. Такое состояние называется неведением (ср. санскр. авидья), Духовным невежеством вовлечённого в мирскую маяту человека. Ср. также у Г.И. Гурджиева[13]:
Вы помните, что я так часто говорю: вы должны быть свободны внутренне. Вы понимаете, что значит быть свободными. Ни с чем не отождествляться.[14]
3(15). Разотождествление СЕБЯ со своей ложной самостью, неконцептуализированное постижение своей Истинной Природы — Высшей Самости за пределами ума — называется Пробуждением, или Духовном Прозрением, ведущим человека к Освобождению из «дурной бесконечности» блуждания в Коловерти Явленного Мира (Тремирья).
VI. Боги-Покровители Учения
1(16). Согласно представлениям Славянского Родноверия, главным из Богов Явленного Мира (Тремирья) и всего обусловленного существования является Сварог (ср. Брахма[15]), Бог-Творец — Демиург[16] всего сущего. Богами-Покровителями Явленного Мира (Тремирья) являются Боги-Сварожичи: Даждьбог, Перун и др.
2(17). Божественными Покровителями Учения Великого Совершенства являются Вещий Бог Велес — Великий Рогатый Бог, и Великая Чёрная Мать Морена — Та, Которая владычествует в Смерти. В Явленном Мире (Тремирьи) — Они проявляют Себя как Боги-Разрушители, растворяющие установленный Сварогом и поддерживаемый Перуном порядок. В Великой Нави — Они являются олицетворениями Предвечного Хаоса и Великой Бездны (Безбрежного и Бездонного Окиян-Моря русских народных сказок), олицетворениями Изначальной Мудрости и Силы Необусловленного Сознания НЕРОЖДЁННОГО.
3(18). Будучи Богами-Покровителями четвёртой стадии Кόла Жизни Земной — зимы[17], — Велес и Морена ведут души людей, относящихся к плотскому и душевному типам, к переходу на Новый Круг Жизни в Великом Коловращении Сваржьего Кόла (ср. «Колесо Сансары»). Людей, относящихся к Духовному типу, постигших свою Истинную Природу, Они ведут к выходу из «дурной бесконечности» Вечного Возвращения и Духовному Освобождению.
VII. Великая Навь
1(19). Всё сущее является проявлением Великой Нави, но не всё способно осознавать себя таковым — воплощением Чистого Духа, проявлением Великой Нави.
2(20). Так, камни (Минеральное Царство Природы), растения (Растительное Царство Природы) и животные (Животное Царство Природы)[18], по сути своей, равно являются проявлениями НЕРОЖДЁННОГО, но не осознают своей причастности к НЕМУ, в отличие от человека (Человеческое Царство Природы), способного постичь свою Истинную Природу — Великую Навь.
3(21). Смысл Жизни человека, согласно Учению Великого Совершенства, — в постижении своей Истинной Природы, НЕРОЖДЁННОГО в себе как Истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ).