Стих 1 Милость и суд воспою Тебе, Господи.

"Сделаю, говорит, милость и суд Твой, Господи, предметом песни... А восхваляя сии свойства Божии, я буду и подражать им, милуя и вместе производя суд, по словам Евсевия, право ".

Стих 2 Пою и разумею(что пою) в пути непорочне, когда приидещи ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.

«Совершая, говорит, путь жизни безпорочно и неукоризненно, таким образом я стану петь и разуметь, что пою: потому что кто поет, тот должен разуметь, что поет. Итак совершать путь, т.е. жить безпорочно составляет деятельную добродетель, а петь песни с разумением содержания их - созерцательную. Или пением выражает деятельную добродетель, а разумением созерцательную; и то и другое должно совершать с тою целию, чтобы приобресть путь, или образ жизни безпорочный и неукоризненный".

Когда приидеши ко мне?Здесь снова говорится об обóжении,обещанном всем истинным и непорочным рабам Господним: Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.(Иоанн.14,23).

Этот псалом воспевает милость Христову- Боговоплощение и путь непорочных – последователей Агнца непорочна и кротка, верных и служащих Христу и живущих посреде дому Его – Церкви Его, ради них воутрии – в воскресении Своем и в день Суда, сокрушил демонов и беззаконие.

В нем изображается добродетельная жизнь праведного человека.

Стих 3Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя

преступление возненавидех

Все преступное буду ненавидеть ("не положу пред очами" - не буду любоваться, подражать), равно как и людей преступных.

Стих 4не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющегося от мене лукаваго

не познах.

Стих 5 Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым

Сердцем, с сим не ядях.

"Сердце развращенное будет удалено от меня" - гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных.

Стих 6Oчи мои на верныя земли, посаждати я со мною; ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Стих 7Не живяше посреде дому моего творяй гордыню; глаголяй неправeдная не исправляше пред oчима моима..
Стих 8Воутрiя избивах вся грешныя земли, eже потребити от града Господня вся делающыя беззаконiе.

Все благоволение Давида будет к тем, кто верует в Бога, благочестив ("верные земли"), чист в поступках ("кто ходит путем непорочности"). - "Говорящий ложь не останется пред глазами моими" - не будет прав, не будет поощряем и награждаем мною. - "С раннего утра" - с возможной и полной быстротой ("утро") и неуклонностью буду заботиться об очищении города от всех беззаконников.

Стихи 3-8 В них говорится о враждебном настроении праведника по отношении к греховным помыслам, страстям и бесам, так и в особом отношении к порочным людям, лицемерно именующим себя христианами, с которыми православный христианин не должен иметь тесного общения (1Кор.5,11- см. толк. свт. Феофана (18)). В частности слова стиха 8 Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззакония- относятся, согласно мнению многих св. Отцов, к борьбе с греховными помыслами, которую должен начинать православный христианин с самого утра.

Согласно бл.Феодориту 100-ый псалом имеет и такой пророческий смысл - предсказывает о действиях царя Иосии, жившего в ветхозаветное время, который предал смертной казни идольских жрецов, которыми стали некоторые израильтяне.

Этой молитвой Давида заканчиваются псалмы 1-го часа. Здесь в дополнение к Псалму 5 Церковь предлагает человеку общие указания для руководства в своей деятельности при наступающем дне.

Литература.

1.Типикон, СПб., 1992.

2.Бл.Феодорит . Псалтирь в объяснением значения каждого стиха, М., 1997.

3.Преп.Ефимий Зигабен. Толковая Псалтирь, Калуга, 2000.

4.Преп.Исихий Слово о трезвении и молитве. В кн. "Добротолюбие", т.3, М., 1993.

5. Колчуринский Н.. БЕСЕДЫ О БОГОСЛУЖЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЧАСЫ. Москва, 2006.

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь

НАРОДНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛИТУРГИКА

ДОКЛАД

Тема: 1 час. Толкование псалмов.

Подготовила: Студент 2 курса

Борисова С.А.

г. Санкт-Петербург

2017 г.

Наши рекомендации