Опочитаниисв. Ангеловисв. УгодниковБожиих.

Вопрос:КтосоставляетистиннуюЦерковьХристову?

Все, ктоистинноверуют, исповедуютиправославятХристаСпасителя: иживущиеназемле, ипребывающиенанебе.

Вопрос:ГоворитсяливСловеБожием, чтоземныеинебесныеисповедникиХристасоединеныводнообщество, воднуЦерковь?

Да, говорится: БогиОтецГоспода... положил ... всенебесноеиземноесоединитьподглавоюХристом(Еф. 1: 10)

Вопрос:Ктосоставляетнебесную, торжествующуюЦерковь?

АнгелыБожииидушиправедников. Ап. Павелговорилобэтиххристианахтак: выприступиликгореСионуикоградуБогаживаго, кнебесномуИерусалимуитьмамАнгелов, кторжествующемусоборуицерквипервенцев, написанныхнанебесах, икСудиивсехБогу, икдухамправедников, достигшихсовершенства, икХодатаюновогозаветаИисусу, икКровикропления, говорящейлучше, нежелиАвелева. (Евр 12:22-24).

Вопрос:Вкакихотношенияхмы, христиане, живущиеназемле, снебесноюЦерковью?

Мы, какобъясняетАпостол, согражданесвятымисвоиБогу (Еф. 2:19)

ВсеЦарствоБожиепредставляетсякакбыгородом. Главагорода - ХристосБогочеловек, асвв. Ангелы, праведники, угодникиБожииивсеправославныехристиане - горожане.

Вопрос:Вчемвыражаетсянаше, живущихназемлехристиан, отношениекЦерквинебесной?

Мы: а) вспоминаем Ангеловиправедников, б) поучаемся отжизниих, в)подражаемим, г) восхваляемих, д) поклоняемсяим, е) просимунихмолитвыизаступничествапредБогом.

а)

Вопрос:Гдевсвящ. ПисанииестьповелениевспоминатьугодниковБожиих?

Ап. Павелговорит: Поминайтенаставниковваших, которыепроповедоваливамсловоБожи. (Евр 13:7)

СамАпостолвспоминаетвсехветхозаветныхправедников (Евр. 11 гл); такжеипремудрыйИисус, сынСирахов, подробновспоминаетихжизньивысокиеихдобродетели (Сирах. 44-49 гл)

б)ив)

Вопрос:ГоворитсяливсловеБожием, чтодолжноподражатьправедникам, учитьсяунихистиннойжизни?

Ап. Павелговорит: Поминайтенаставниковваших, которыепроповедоваливамсловоБожие, и, взираянакончинуихжизни, подражайтевереих. (Евр 13:7)

Ап. Иаковговорит: впримерзлостраданияидолготерпениявозьмите, братиямои, пророков, которыеговорилиименемГосподним. (Иак 5:10)

г)

Вопрос:Естьливсвящ. Писанииуказание, чтонужнопрославлятьугодниковБожиих?

Есть. ВВетхомЗаветеГосподьговорил: ЯпрославлюпрославляющихМеня. (1 Цар 2:30) Псалмопевецжевосклицал: даторжествуютсвятыевославе, дарадуютсяналожахсвоих. (Пс 149:5)

ПремудрыйжеИисус, сынСирахов, всвоейкнигес 44 по 49 главувозвеличиваетлюдейдостославных: восхвалим, говоритон, славныхмужей(44:1)

Вопрос:ДопустимоливНовомЗаветеэтопрославлениелюдейБогоугодных?

СамХристосСпасительвмолитвекБогуОтцусказалобАпостолахтак: славу, которуюТы (Отче) далМне, ЯдалИм(Иоанн 17: 22). Значит, воздаватьславуугодникамБожиимнискольконепротиворечитволеБожией.

ВдругомместеГосподьговорит: ктоМнеслужит, тогопочтитОтецМой(Иоан 12: 26). ЕслиОтецНебесныйпочитаетугодников, токакнамнепочитатьих!!

Вопрос:Почиталили, действительно, христианеугодниковБожиих?

ВцерквиХристовойугодникиБожиипочитаютсясоднейАпостольских. Ап. Иаковговорит: мыублажаемтех, которыетерпели(Иак. 5: 11)

Свв. Апостолы, живяещеназемле, удостоилисьпрославленияотхристиан: РукамиАпостолов, говоритсявкн. ДеянийАпостольских, совершалисьмногиезнаменияичудесаи... изпостороннихжениктонесмелпристатькним, анародпрославлялих (Деян. 5: 12,13)

ИАп. ПавелсамсвидетельствуетГалатамотом, какониотносилиськнему: , хотяявнемощиплотиблаговествовалвамвпервыйраз, новынепрезрелиискушениямоеговоплотимоейиневозгнушалисьим, апринялименя, какАнгелаБожия, какХристаИисуса. ИАпостолнепорицалГалатовзатакоепрославлениеего, нохвалит, говоря: Каквыбылиблаженны! Свидетельствуюовас, что, еслибывозможнобыло, выисторглибыочисвоииотдалимне. (Гал 4:13-15)

Еслитакпочиталисвв. Апостоловприжизниих, тонеужелижеменьшепрославлятьихдолжнопослетого, каконипретерпелимученическуюсмертьзаХриста?!

Вопрос:Какиеунасестьдоказательстваотистории, чтоугодниковвсегдапочитали?

Этовидноизтого, чтовкатакомбахвРимесохранилисьизображениясв. Апостоловиправедников. Еслибынепочиталиих, тонесталибыхристианеизображатьихвхрамахсвоихиместахмолитвы.

д).

Вопрос:Вчемвидимовыражаетсяпочитаниесвв. Ангелов, праведниковиугодниковБожиих?

Оновыражаетсявпоклоненииим.

Вопрос:Естьливсв. Писаниипримерыпоклонениясвв. Ангелам?

Есть. ВБыт. 19: 1 читаем. ИпришлитедваАнгелавСодомвечером, когдаЛотсиделуворотСодома. Лотувидел, ивстал, чтобывстретитьих, ипоклонилсялицемдоземли(Быт 19:1). ИоВалаамесказано, что, когда увиделонАнгелаГосподня, стоящегонадорогесобнаженныммечомвруке, ипреклонился, ипалналицесвое. (Числ 22:31).

КогдавождьвоинстваГосподняявилсяИисусуНавину, тоИисуспаллицемсвоимназемлюипоклонился(Иис. Нав.5: 14)

ПраведныеродителиСампсонасовершили, посоветуАнгела, жертвоприношениеГосподу, икогдапламеньсталподниматьсяотжертвенникакнебу, АнгелГосподеньподнялсявпламенижертвенника. Видяэто, Манойиженаегопалилицемназемлю. (Суд 13:20)

ПророкДаниилговоритоявленииемуАнгелаГосподня: икактолькоуслышалглассловего, воцепенениипаляналицемоеилежаллицемкземле. (Дан 10:9). ИкогдаАнгелповелелемувстатьнаногиисталговорить, топророкопятьпалпредАнгелом: когдаонговорилмнетакиеслова, яприпаллицеммоимкземлеионемел. (Даниил 10:15)

Вопрос:Былоликогда-либопоклонениелюдямправедным?

ПророкуЕлисеюпоклонилисьсыныпророческие. Увиделиегосыныпророков, которыевИерихоне, издали, исказали: опочилдухИлиинаЕлисее. Ипошлинавстречуему, ипоклонилисьемудоземли. (4 Цар 2:15). Истражтемничный, увидевший, чтоГосподьчудесноизбавляетАпостоловизтемницы, втрепетеприпалкПавлуиСиле(Деян. 16: 29)

СпасительговорилОтцуНебесному: славу, которуюТыдалМне, Ядалим(Ин. 17: 22), тоестьАпостоламиУгодникамБожиим. Богумыпоклоняемся; должны, следовательно, поклонятьсяитем, комуданаСпасителемславаЕго (т.е. славаБожия).

Вопрос:ПоклонялисьлилюдипереселившимсякБогуправедникам?

Да, поклонялись. Когдапр. СамуилявилсякСаулу, тогдаузналСаулчтоэтоСамуилипаллицемназемлюипоклонился(1 Цар. 28: 14)

е)

Вопрос:ВчемещевыражаетсянашеотношениекнебеснойЦеркви?

Втом, чтомыпросимугодниковБожиихмолитьсяонас.

Вопрос:Почемумыобращаемсякнимстакойпросьбой?

Потому, чтоневозможнопредставитьхристианбезихвзаимнойдругзадругамолитвы. Братия! молитесьонас(1 Фесс. 5: 25), пишетАпостолПавел; вдругомместеонжеговоритхристианам: неперестаеммолитьсяовас (Кол 1:9; смовзаимноймолитвехристианещеиследующиеместа: Деян 12 :5; Еф. 6: 18,19; 1: 16; Филим. 1:4; Кол. 4:3; 1 Фес 5:17; 1 Тим. 2:1; 1 Ин. 5: 16).

Вопрос:НопочемумыименноугодниковБожиихпросиммолитьсяонас?

Потомучтомолитваправедныхмногодейственнее, чеммолитвамногогрешных.

Ап. Иаковговорит: многоможетусиленнаямолитваправедного. Илиябылчеловек, подобныйнам, имолитвоюпомолился, чтобынебылодождя: инебылодождяназемлютригодаишестьмесяцев. Иопятьпомолился: инебодалодождь, иземляпроизрастилаплодсвой. (Иак 5:16-18) Вотнасколькодейственнамолитваправедного!

ТакиАп. ПетрговоритсогласноспсалмопевцемДавидом: очиГосподаобращеныкправеднымиушиЕгокмолитвеих(1 Петр. 3: 12; ср. Пс. 33: 16). СамГосподьмногократнопризнавалсилумолитвыправедных. КогдаГосподьразгневалсянаАвимелехазаСарру, женуАвраама, тосказалАвимелеху: он (Авраам) пророкипомолитсяотебеитыбудешьжив... ИпомолилсяАвраамБогу, иисцелилБогАвимелеха(Быт. 20: 7, 17)

Еще: когдадрузьямногострадальногоИоваоскорбилиГосподасвоимиречами, Богсказалим: пойдитекрабуМоемуИовуипринеситезасебяжертву; ирабМойИовпомолитсязавас, иботольколицеегоЯприму, дабынеотвергнутьвасзато, чтовыговорилиоМненетакверно, какрабМойИов. (Иов 42:8)

Ясно, чтоГосподьслушаетправедников, поэтомуидолжнопроситьунихмолитвих.

Вопрос:Могутлиправедникипослесвоейсмертиходатайствоватьзагрешныхлюдей, живущихназемле?

Могут, потомучтомертвыхуБоганет: БогженеестьБогмертвых, ноживых, ибоуНеговсеживы (Лук. 20: 38)

Даинеможетлюбовьлюдей, молившихсязасвоихближних, прекратиться, потомучтосказановсвящ. Писании: любовьникогданеперестает (1 Кор. 13: 8)

Вопрос:Можнолиуказатьизсв. Писания, что, действительно, угодникиБожииходатайствуютзанаспредБогомнанебе?

Можно. Господьчрезпрор. Исаиюговорилеврейскомународу: ходатаитвоиотступилиотМеня(Ис. 43: 27) Значит, могутбытьходатаипредБогом, иГосподьСамобъясняет, когдаужебессильноходатайствопредНим. КогдапрогневалсяГосподьнаИзраильскийнародприцареМанассии (около 690-гогодадоР.Х), тосказалпророкуИеремии: хотябыпредсталипредлицеМоеМоисейиСамуил, душаМоянеприклонитсякнародусему; отгониихотлицаМоего, пустьониотойдут. (Иер 15:1). Вотещедоказательствотого, чтовозможноходатайствоправедников! АвкнигеМаккавейскойописано, чтоИудаМаккавейвиделтакоевидение: онвиделОнию, бывшегопервосвященника, мужачестногоидоброго, почтенноговидом, кроткогонравом, приятноговречах, издетстваревностноусвоившеговсе, чтокасалосьдобродетели, — видел, чтоон, простираяруки, молитсязавесьнародИудейский. Потомявилсядругоймуж, украшенныйсединамииславою, окруженныйдивныминеобычайнымвеличием. ИсказалОния: этобратолюбец, которыймногомолитсяонародеисвятомгороде, Иеремия, пророкБожий. (2 Мак 15:12-14)

ИдушиубиенныхзасловоБожие, понаучениюОткровения, просятГосподаомщении (Откр. 6: 9). ВтомжеОткровениичитаем: идвадцатьчетырестарцапалипредАгнцем, имеякаждыйгуслиизолотыечаши, полныефимиама, которыесутьмолитвысвятых. (Откр 5:8). Иеще: Ангелуданобыломножествофимиама, чтобыонсмолитвамивсехсвятыхвозложилегоназолотойжертвенник, которыйпередпрестолом. 4 ИвознессядымфимиамасмолитвамисвятыхотрукиАнгелапредБога. (Откр 8:3,4)

Вопрос:Можнолидоказатьизсв. Писания, чтокАнгеламлюдиобращалисьсмолитвой?

Можно. Патр. Иаков, благословляяИосифаисыновего, молилсятак: Ангел, избавляющийменяотвсякогозла, даблагословитотроковсих(Быт. 48: 16)

Вопрос:СлышатлиАнгелынашимолитвыимогутлионивидетьнашинужды?

Ангелыслышатнашимолитвы. Ангел, явившийсяпрор. Даниилу, говорил, чтоонслышалегомолитвы: спервогодня, кактырасположилсердцетвое, чтобыдостигнутьразуменияисмиритьтебяпредБогомтвоим, словатвоиуслышаны, ияпришелбыпословамтвоим. НокнязьцарстваПерсидскогостоялпротивменядвадцатьодиндень (Дан 10:12,13)

Затем, Ангелыинемогутнезнатьнашихнужд, таккакСпасительсказаловерующихвНего: АнгелыихнанебесахвсегдавидятлицеОтцаМоегоНебесного(Мф. 18: 6,10)

Вопрос:ПомогаютлиАнгелылюдям?

АнгелГосподень, говоритПсалмопевец, ополчаетсявокругбоящихсяЕго (Господа) иизбавляетих (Пс. 33: 8)

АнгелговоритправедникуТовиту: когдамолилсятыиневесткатвояСарра, явозносилпамятьмолитвывашейпредСвятаго, икогдатыхоронилмертвых, ятакжебылстобою. (Тов 12:12). Вкнигежепрор. ЗахариичитаемтакуюмолитвуАнгела: ГосподиВседержителю! ДоколеТынеумилосердишьсянадИерусалимоминадгородамиИуды, накоторыеТыгневаешьсявотужесемьдесятлет? ТогдавответАнгелу, говорившемусомною, говоритпрор. Захария, изрекГосподьсловаблагие, словаутешительные. (Зах 1:12,13)

ТаковозаступлениезанасАнгеловБожиих. Поэтому-тоиговоритонихАп. Павел: Невселионисутьслужебныедухи, посылаемыенаслужениедлятех, которыеимеютнаследоватьспасение? (Евр 1:14)

Вопрос:МожетлиГосподьдатьчеловекумилостьСвоюрадикого-нибудьдругогоилипозаступлениюкого-либодругого?

Может. Ивсв. Писаниичастопередается, чтолюдивмолитвахсвоихпросилиуГосподамилостирадидругихлиц. МоисеймолилсяБогуоеврейскомнародетак: даневоспламеняется, Господи, гневТвойнанародТвой... ВспомниАвраама,ИсаакаиИзраиля.... ПослеэтоймолитвыотменилГосподьзло, окоторомсказал, чтонаведетегонанародСвой. (Исх. 32: 11, 13,14) ТакжеиСоломонуГосподьговорил, чтонекараетегорадиДавида, отцаего (3 Цар. 11: 12 ср 13 ст) Наконец, какпередаетсявкн. прор. Даниила, помолитвеиходатайствуАнгела, заступавшегосязаИудеев, имданамилостьотГоспода (Даниил. 10: 8-14)

Вопрос:Могутлиправедникизнатьнашинужды?

Конечно, могутизнают. Ещеприжизнисвоейназемлеправедникизнают, поблагодатиБожией, многотайного, чтогрешнымлюдямнедоступно.

КогдаГиезий, слугапрор. Елисея, согрешил, догнависцеленногоотпроказыНееманаСириянинаивыпросивунегодваталантасеребраидвепеременыодежд, тоЕлисейсразуузналогрехесвоегослуги, и, повозвращениипоследнего, сказал: развесердцемоенесопутствовалотебе, когдаобратилсянавстречутебечеловектотсколесницысвоей? ....ПустьжепроказаНеемановапристанетктебеикпотомствутвоемунавек. . (4 Цар 5:26,27)

Отомжепрор. Елисееговорится, чтововремявойныцаряСирийскогосИзраильтянамионпередавалИзраильтянамтайныенамеренияврага. ИвстревожилосьсердцецаряСирийскогопосемуслучаю, ипризвалонрабовсвоихисказалим: скажитемне, ктоизнашихвсношениисцаремИзраильским? Исказалодинизслугего: никто, господинмойцарь; аЕлисейпророк, которыйуИзраиля, пересказываетцарюИзраильскомуитеслова, которыетыговоришьвспальнойкомнатетвоей. (4 Цар 6:11,12)

Такжеислепомупр. АхииГосподьоткрыл, чтокнемупришлаженацаряИеровоама (3 Цар 14: 4-6)

ИАп. Петрузнал, чтоАнанияиСапфирасогрешилиДухуСвятому, утаившичастьденег, вырученныхотпродажиихимущества (Деян. 5: 3,4)

Вопрос:МогутлиугодникиБожиипослесвоейсмертизнатьземнуюжизньлюдей?

ЖизньлюдскаяугодникамБожиим, переселившимсянанебо, известнаболее, чемкогдаонижилиназемле.

ОбАвраамесказаноСпасителем: Авраам, отецваш, радбылувидетьденьМой; иувиделивозрадовался(Ин. 8: 56). Точнотакжеиумершийпр. Самуилзналвсе, чтоделалосьвЦарствеИзраильскомпослеегосмерти, ипредсказалСаулу, чтослучитсянадругойдень (1 Цар. 28: 14-19).

Вопрос:Какоеунасестьдоказательствоотистории, чтодолжнопроситьугодниковмолитвих?

Нагробахпервыххристианскихмучеников, погребенныхвРимевкатакомбахвпервыевека, сделанынадписи, сохранившиесядоныне. Напамятникахсделанытакиеобращениякскончавшимся: Молионас, дабымыбылиспасены; молизаединственноедитя, оставленноетобою; Аттикус, душатвоявблаженстве, молизародныхтвоих; втвоихмолитвахмолизанас, потомучтомызнаем, чтотывоХристе!!

Ясно, чтопервыехристиане, какитеперешниетвердоверили, чтомолитвыскончавшихсяугодниковсильныидейственныипосемупросилиих, нетаккакнашивозгордившиеся, подобнобесу, сектанты!

Вопрос:Какдолжноспрашиватьсектантовопочитаниисвв. угодников?

Чтовы, сектанты, захристиане, еслиотреклисьотсвв. АнгеловиугодниковБожиихивсейЦерквиНебесной?! Гдевсв. ПисаниинашливызапрещениечтитьАнгелов, угодниковБожиихиобращатьсякнимсмолитвой?

Вопрос:Чтосектантыговорятвсвоеоправдание?

Ониссылаютсянадвапримераизсв. Писания: наДеян. 10: 26, гдеговоритсяотом, чтоАп. ПетрнепозволилКорнилию, чтобыонпоклонилсяему, инаОткр. 19: 10 и 22: 8,9, гдеАнгелнепозволилАп. Иоаннукланятьсяему.

Вопрос:ЧтодолжносказатьотносительнопримераАп. Петра?

Корнилийбылязычник, икогдакнемупришелАп. Петр, тоонпринялегозаБогаипоклонилсяему, принимаяегозаБога; поэтому-тоПетризаявилКорнилию: Ятоже человек, анеБог, какзначит, подумалКонилий. Вязычествечастьлюдейпринимализабогов. Ликаонцы, например, кричали: богивобразечеловеческомсошликнам. ИназывалиВарнавуЗевсом, аПавлаЕрмием, потомучтоонначальствовалвслове, - ихотелипринестиим (т.е. ПавлуиВарнаве) вжертвуволовивенки. НоАпостолызаявили: Мужи! чтовыделаете? имыподобныевамчеловеки инепозволилиобоготворитьих. (Деян. 14: 11-15)

НокогдаАпостоламвоздаваласьнеБожеская, асоответствующаяимчесть, тоонинепрепятствовалиэтому (см. Деян. 16: 29 иГал 4: 14,15)

ОпочитанииБожиейМатери.

Вопрос:КтобольшевсехвозвышенвЦерквиНебеснойторжествующей?

СредивсехАнгеловиугодниковБожиихбольшевсехвозвышенаипрославленаБожияМатерь, Оттого-тохристианеичтутЕебольшевсехипоютЕй: "неимамыиныяпомощи, неимамыиныянадежды, развеТебе, Владычице!" Христианевысказываютэтимтумысль, что, еслиБожияМатерьнепоможетнамсвоимимолитвами, тосредитваринетуженикоговышеЕе, инетнамнадеждыназаступлениепредХристомБогом.

Вопрос:ПочемухристианеназываютЕеБогородицей?

Потому, чтодажепророкипредвозвещали, чтоОнародитБогавплоти. СамГосподьдаствамзнамение, сказалпророкИсаия: сеДевавочревеприиметиродитСына, инарекутимяЕму: Еммануил(Ис. 7: 14), чтозначит, поясняетАпостол, снамиБог(Мф. 1: 23). ТакжеиЕлисавета, когдаувиделаБогоматерь, тоотДухаБожиявоскликнула: Откудаэтомне, чтопришлаМатерьГосподамоегокомне. (Лк. 1: 43)

Вопрос:НакакомоснованиихристианевеличаютБогоматерь, превозносятЕевышевсехтварейивсяческиублажают?

ЭтообъясниланамСамаБогородица, когдаговорилаправеднойЕлисавете: величитдушаМояГоспода, ивозрадовалсядухМойоБоге, СпасителеМоем, чтопризрелОннасмирениеРабыСвоей; ибоотнынебудутублажатьМенявсероды; чтосотворилМневеличиеСильный... (Лук. 1: 46-49) Ясно, чтовсеродыхристианскиеублажаютБогоматерьивеличаютЕепотому, чтовеличиеэтодаровалБогородицеСамБог..

Вопрос:ВеличаютлисГосподомиублажаютлиБогородицусектанты?

Нет, невеличаютинепрославляют, потомучтоонинехристиане, аеретики. СектантыненазываютПриснодевуМариюБогородицей, называютЕепрямо - МариейисчитаютЕеженойИосифа. ПриэтомониссылаютсянасловаЕв. Матфея (1: 16,20,21,24,25), гдеИосифназываетсямужемМарии, аОнаегоженой.

Вопрос:Действительнолионибылимужемиженойвполномсмыслеэтихслов?

Нет, ИосифбылмнимыммужемБогоматери, потомучтотолькодумалилюди, чтоХристосрожденотплотскогоотца (Лк. 3: 23). Насамомжеделе, БогоматерьродилаСпасителянеотИосифа, аотДухаСвятого. КогдаАнгелсказалПриснодевеМарии, чтоонародитСпасителя, КоторыйбудетСыномВсевышнего, тоБогоматерьсказалаАнгелу : какбудетэто, когдаЯмужанезнаю?АнгелсказалЕйвответ:ДухСвятыйнайдетнаТебя, исилаВсевышнегоосенитТебя; посемуирождаемоеСвятоенаречетсяСыномБожиим. (Лк 1:34,35)

Вопрос:НеужелисектантынеубеждаютсятакимисловамиинечтутПриснодевуМариюБогоматерью?

Сектантыверятнетак, какправославныехристиане; онинемогут, очевидно, согласиться, чтоуБоганеостаетсябессильнымникакоеслово(Лк. 1: 37)

Вопрос:Былолитакоевремя, когданечтилихристианеБогоматери?

Нет, такоговременинебыло. ЧтилиБогоматерьприЕеземнойжизнииещебольшепослеславногоЕеуспения, когдателоЕебыловоскрешеноГосподомипрославленнымвзятонанебо.

Вопрос:Чтодолжносказатьсектантам, неверующимтому, чтопречистаяБогоматерьужевоскрешенаипрославлена?

НужнонесчастныхсектантовзаставлятьпоказатьтелоБогородицы. ХристианесохранялимощиугодниковБожиих, сохранилиризуБогоматери, - неужелижеонинесохранилибыдрагоценныхмощейБогоматери, еслибыОнанебылаужевоскрешенаипрославлена. ХристианевсегдавысокочтилиБогородицу: этодоказываетсятем, чтоещевпервомвекеухристианбыломногоиконПриснодевыМарии. Этииконыдонынесохраняютсявкатакомбах. Этодоказываютдажеученыееретическихвер, непочитающихБогородицы. Асвидетельстводоброеотнедругасамоесильноедоказательство.

Вопрос:НакакомоснованиихристианепросятмолитвиходатайстваБогородицы?

Натомосновании, чтоОна - МатерьСпасова. ОнаещеприжизниходатайствовалапредГосподомодругих, иХристосисполнялЕепросьбу. ТакОнаходатайствовалазабедняков, укоторыхОнаиСпасительбылинасвадебномпиру, иГосподьудовлетворилЕепросьбу, претворивводуввино, вкоторомбылнедостаток.(Ин. 2: 1-11)

Вопрос:Чтодолжноразъяснятьсектантам, когдаониоправдываютсявсвоемнепочитанииБогоматеритем, чтоГосподьсказал: ктобудетисполнятьволюБожию, тотМне братисестраиматерь(Мр. 3: 31-35)?

КогдаСпасительговорилснародом, тогдапришлаповидатьсясНимМатерьЕгоимнимые братья [сводные], сыновьяИосифаотумершейегожены. ОнихотелинавремяотвлечьСпасителяотпоучениянарода, чтобыпобеседоватьожитейскихделах, ноГосподьпоставилвышедуховноедело, чемжитейское, исказал, чтоЕмуродные -всете, ктоисполняетволюБожию.

ЧтожекасаетсяБогоматери, тоОна - вышевсехлюдей, какобъяснилэтоДухСвятыйчрезАнгела, сказавшегоПриснодевеМарии: радуйся, благодатная! ГосподьсТобою; благословеннаТымеждуженами... ТыобрелаблагодатьуБога (Лк. 1: 28,30)

Вопрос:Чтоотвечатьсектантам, когдаониклевещут, говоря, чтоБожияМатерьимела, будто, детейпослеХристаГоспода?

Должноговорить, чтоникогданиктонедокажет, чтоуБогоматерибылидети, кромеСпасителя. БогородицапребылаПриснодевой, тоестьбылаДевойдорождества, вовремярождестваипослерождестваГосподня. Обэтомпророчествовалещепрор. Иезекииль: "ИсказалмнеГосподь: воротасиибудутзатворены, неотворятся, иникакойчеловекневойдетими, ибоГосподь, БогИзраилев, вошелими, ионибудутзатворены". (Иез 44:2)

Вопрос:НакакомоснованиихристианеназываютБогоматерьЦарицейНебесной?

ХристосестьЦарьнебаиземли, иестественноМатьЕго - Царица, ипочтениедолжновоздаватьЕй, какМатериЦаря.

Вопрос:Чтодолжноразъяснятьсектантам, когдаонибезумносравниваютБогоматерь, которуюмыназываемЦарицейНебесной, сАстартой, иговорят, чтопрор. ИеремиябудтобыобличаетнашепочитаниеБогородицы, котороймыпечемпирожки, тоестьпросфоры (Иер. 44: 15-19)?

Нужноразъяснятьсектантам, чтопророкИеремияобличалИудеев, жившихвПафросе, вземлеЕгипетской, втом, чтооникланяютсяАстарте (идолу), называютее "башнейнеба", кадят, возливаютвозлиянияипекутпирожки сизображениямиее. Нотобылотогда, когдаБогоматериещенебыло. ЗатемидольскоеизображениенельзяприравниватькБогородице, потомучтоникакойАстартывдействительностинет, аПриснодеваМарияесть; ОнаотДухаБожияродилаСынаБожия, ЦаряНебесного, иразумно, поэтому, называтьЕеЦарицейНебесной.

Вопрос:ПочемухристианемолятсяБогородице: "спасинас", какскороспасаетХристос, анеОна?

БожияМатерьспасаетнасСвоимимолитвамииблагодатиюСынаСвоего. ДажеАп. Павелговорит: неспасулинекоторыхизних (Рим. 11: 14). НетемлиболееможетспастиБожияМатерь?!

Омолитвахзаумерших.

Вопрос:Естьликакая-нибудьсвязьмеждуживущимиещеназемлеиужеумершимихристианами?

Унас, живущихещеназемлехристиан, самаяблизкаясвязьснашимибратьями, переселившимисякоГосподу: БогсоблаговолилвсенебесноеиземноесоединитьподглавоюХристом (Еф. 1: 10) Такимобразом, мысумершими - однасемья, аГлаванашейсемьи - Христос.

Вопрос:Нетлибольшойразницымеждуживущимииумершимихристианами?

АпостолПавелтакотвечаетнаэто: Никтоизнаснеживетдлясебя, иниктонеумираетдлясебя; аживемли — дляГосподаживем; умираемли — дляГосподаумираем: ипотому, живемлиилиумираем, — всегдаГосподни. ИбоХристосдлятогоиумер, ивоскрес, иожил, чтобывладычествоватьинадмертвымиинадживыми. (Рим 14:7-9). Значит, воХристе нетразницымеждумертвымииживыми: всехристианесоставляюттелоХристово, всеонибратья, обязанныелюбитьдругдругаизаботитьсядругодруге.

Вопрос:Вчемдолжнавыражатьсялюбовьхристиандругкдругу?

Главнымобразомвмолитве. Молитесьдругзадруга, говоритАп. Иаков (Иак. 5: 16) ИАп. Павелнаставляет: всякоюмолитвоюипрошениеммолитесьвовсякоевремя ... овсехсвятых(Еф 6:18), т.е. овсеххристианах.

Вопрос:Но, бытьможет, здесьговоритсяомолитвекБогутолькозатакиххристиан, которыеживутещеназемле?

УГосподатакогоделениянет, потомучтоБогнеестьБогмертвых, ноживых, ибоуБогавсеживы(Лук. 20: 38)

Вопрос:Умершиехристианенуждаются-ливтом, чтобыЦерковьХристовавозносилазанихмолитвыкБогу?

Несомненно, нуждаются.

Вопрос:Чемвызываетсяэтаихнужда?

Онавызываетсятем, чтоонилюди, и, каклюди, несвободныотнедостатков (Иова 4: 17-19) иниктоизних, умирая, немогсказать: яочистилсердцемое, ячистотгрехамоего(Притч 20: 9 ср. Лк. 17: 10. Иак. 3:2)

Вопрос:КакоеможетбытьоснованиедляумилостивленияБожиязагрехилюдейумерших?

Ап. Иоаннразъясняет, чтоХристосестьумилостивлениезагрехинашиинетольконаши, ноизагрехивсегомира. (1 Ин. 2: 2) Кэтомуумилостивителю, ГрядущемуСудиииобращаютсяхристианесмолитвамиопрощениигреховбратьевсвоихповере.

Вопрос:Можнолидумать, чтоэтихристианскиемолитвыбудутуслышаны?

Можно, ибоСамСпасительсказал, чтохристианамдолжновсегдамолитьсяинеунывать(Лк. 18:1). Спасительтакжеговоритистинноверующим: еслипребудетевоМне, исловаМоивваспребудут, то, чегонепожелаете, просите, ибудетвам(Ин 15: 7)

Вопрос:Но, можетбыть, Христоснеимеетвластиоблегчитьучастьмногогрешных (Иак 3:2) христиан, переселившихсявзагробныймир?

Господьимеетполнуювозможностьивластьсделатьэто, потомучтоОнСамсказалоСебе: данамневсякаявластьнанебеиназемле(Мф. 28: 18) Еслитак, тоуСпасителяестьвластьоблегчитьучастьсогрешившихгрехаминесмертными.

Вопрос:Правильнолирассуждаютсектанты, когдадоказывают, чтонельзяизменитьсудьбучеловекавмирезагробномиссылаютсяприэтомнасловаГосподнивпритчеобогатомиЛазаре?

Нет, неправильно. ВприводимойпритчеобогатомиЛазаре, действительно, говоритсяотом, чтопереходаизадаврайнет, ноговоритсяэтонеоновозаветных, аоветхозаветныхлюдях, обывшемпрежде, атеперьужеотмененном.

Вопрос:ОкакомвремениговоритпритчаобогатомиЛазаре?

Овремениветхозаветном, т.е. овременидосовершенияХристомСпасителемискупления.

Вопрос:Откудаэтовидно?

ИзсловГосподнихвидно, чтотогдадействовалзаконМоисеевипророки: унихт.е. утогдашнихлюдей, говоритСпаситель, естьМоисейипророки; пустьихслушают(Лук. 16: 29) СпасительСамобъяснилвтойже 16 главеЕв. Луки, чтозаконипророкидоИоанна(Крестителя), ассеговремени, т.е. послеИоанна, ЦарствоБожиеблаговествуется, ивсякийусилиемвходитвнего(Лк. 16: 16) ЧтотеперьнеМоисеевзаконцарствует, этоговоритсяивЕванг. Иоанна: законданчерезМоисея, благодатьжеиистинапроизошличерезИисусаХриста(Ин. 1: 17). Моисеевзаконбылдетоводителем коХристу (Гал. 3: 24) иконецзаконаХристос(Рим. 10: 4)

Вопрос:КакжеобъяснитьсловаГоспода, чтомеждуадомираемутвержденавеликаяпропасть, такчтохотящиеперейтииз "адаврай" немогутсделатьэтого (Лк. 16: 26)?

ЭтисловаГосподнивполнесправедливы: переходаизадаврайнебылодотоговремени, покаСамСпасительнашнеперешелэтойпропасти. ГосподьвАпокалипсисеговоритоСебе: имеюключиадаисмерти(1: 18). СвоеюсмертьюнакрестеОнсокрушилвереи (затворы) вечные, содержащиесвязанных, т.е. отворилдвериада. Христос, повествуетАп. Петр, чтобыпривестинаскБогу, однаждыпострадалзагрехинаши, праведникзанеправедных, бывумерщвленпоплоти, нооживдухом, которым(т.е. духомСвоимБожественным) Онинаходящимсявтемницедухам, сойдя, проповедал, некогданепокорныможидавшемуихБожиюдолготерпению, водниНоя, вовремястроенияковчега, вкоторомнемногие, тоестьвосемьдуш, спаслисьотводы. (1-еПетра 3:18-20)

Вопрос:Чтоэтозанепокорныедухи, которымпроповедалХристос?

ЭтосовременникипатриархаНоя. Передпотопомлюдиоченьразвратились, такчтовсемыслиипомышлениясердцаихбылизлововсякоевремя(Быт. 6:5) ГосподьповелелправедномуНоюстодвадцатьлетпризыватьихкпокаянию (6:3), асамомустроитьковчег. Итаккаклюдинепокаялисьвсвоемразвращении, тоГосподьповелелНоювойтиссемьеювпостроенныйковчег, инавелнавсехпотоп. Никтоизнепокорныхлюдейнеосталсяживымназемле, всепогибливводе. Нокогдазатоплялаихвода, тогдаонивспомнилиНоевупроповедьикаялись, однако, наказанияизбежатьбылоуженевозможно, иплодовпокаянияонинемоглипринести. ОнибыливадскойтемницеиожидалимилосердияБожия. Кним-тоипришелСпаситель "духомСвоим" втовремя, когдаплотьего, умерщвленнаянакресте, лежалавогробе. ОбэтомсобытиипоетнашаЦерковьтак, чтоХристосбыл "вогробеплотски, вадежесдушею, якоБог"...

Вопрос:Вывелли, действительно, СпасительизадаврайскуюжизньБожиюнаходившихсявтемницедухов, свероюожидавшихЕго?

Да, вывел, ибоговоритАп. Петр, длятогоимертвымбылоблаговествуемо, чтобыони, подвергшисьсудупочеловекуплотию, т.е. значит, умершиплотски, каквселюди, жили(далее) поБогудухом (1 Петра 4:6). ПосемуиАп. Павелговоритоветхозаветныхлюдях, чтоонинебезнасдостиглисовершенства(Евр. 11: 40). Итак, переходизадскойжизникрайской, (поБогу), возможен. Исектанты, еслиотвергаютего, тотолькопотому, чтонезнаютПисаний, нисилыБожией (Мф. 22: 29)

Вопрос:Можнолидоказать, чтоГосподьдействительносходилкпребывавшимвадскойжизни?

ЭтодоказываетубедительноАпостолПавел, когдаговорит, чтоХристосвосшеднавысоту, пленилпленидалдарычеловекам. А "восшел" чтоозначает, говоритвопросо-ответноАпостол, какнето, чтоОн(Спаситель) инисходилпреждевпреисподниеместаземли! (Еф. 4: 8,9)

Вопрос:Акакдумаютсектанты осостоянииумерших?

Онисчитают, чтовсеумирающиетотчаспослесмертиполучаютполноевоздаяниезасвоюжизнь.

Вопрос:Можнолидуматьпосектантски, чтодушиотшедшихлюдейтеперьжеполучаютполноеиокончательноевоздаяниезасвоюжизньназемле?

Такоепонятиенеразумноинеосновательно. Еслибызагробноесостояниелюдейокончательноопределялосьтотчаспослеихсмерти, тогдаиСтрашныйсуд, окоторомпредсказалГосподь, былбысовершенноненужным. НоСпасительсказал, чтоСтрашныйсуднепременнобудет, итогдавоздастсявсемдолжное: грешникипойдутвмукувечную, аправедникивжизньвечную (Мф. 25: 46)

Вопрос:ВселилюдидолжныпредстатьнаСтрашныйсуд, или, можетбыть, верующиенасуднепойдут?

Вселюди, вседоодного, будутнаСтрашномсуде, ибо, говоритАпостол, всемнам должноявитьсяпредсудилищеХристово, чтобыкаждомуполучитьсоответственнотому, чтоонделал, живявтеле, доброеилихудое(2 Кор. 5: 10)

Вопрос:Какжесектантыговорят , чтоонинеподвергнутсясуду, потомучтосказано-де: ВерующийвНего(СынаБожия) несудится, аневерующийужеосужден, потомучтонеуверовалвимяЕдинородногоСынаБожия(Иоан. 3: 18)?

Сектантызаблуждаются, незнаяПисания, нисилыБожией (Мф. 22: 29). ВприведенномместеизЕв. ИоаннаСпасительговоритотом, чтоискренноверующиевНегонеподвергнутсянаказанию, тогдакакневерующиевБожествоЕгоосудятся. Ачтосудбудетодинаковоидляправедныхидлягрешных, этовидноизсловАп. Петра: времяначатьсясудусдомаБожия(т.е. сЦерквиХристовой, котораяестьдомБожий (Евр. 3:6)), еслижепрежде, говоритАпостол, снасначнется, токакойконецнепокоряющимсяЕвангелиюБожию? Иеслиправедникедваспасается, тонечестивыйигрешныйгдеявится? (1 Петр. 4: 17,18). Пустьженедумаютсектанты, чтопосмертионисразуврайпойдут; будетинанихещесуд!

Вопрос:ЕслипритчейобогатомиЛазареСпасительнеотвергаетмолитвзаумерших, токакой-жеистинныйсмыслее?

ГлавнаямысльГосподнявпритчета, что, еслилюдиназемлезаконаБожьегослушатьнехотят, тоихничемнеисправишь: еслидажемертвыйвоскреснет, тоитогданеповерят.

Вопрос:Чемможнодоказать, чтоглавнаямысльпритчиименнотакова?

Длядоказательстванужнорассмотретьсамуюпритчуинекоторыесобытия, случившиесяпослееепроизнесения. ФарисеинехотеливеритьХристу, хотявсе, чтоОнговориличтоделал - былосогласносзакономМоисеевымиспредсказаниямипророковоМессии. Фарисеямхотелосьпризнаватьтолькото, чтоимнравилось, ипотомужилионинепоМоисеевузакону, нопоприхотямсвоим. ВотСпасительиговоритпритчею, чтотакихлюдейничтонеизменит: еслионизаконаБожиянеслушают, то, пустьдажемертвыйвоскреснет, неповерят. ВпритчеГосподьпоказываетнечестивцабогатогоиблагочестивогонищего. БогатогоОн никакненазывал, анищемудалимя - Лазарь. ЗатемГосподьизображаетзагробнуюсудьбуобоих. Богачвмукахузнал, чтоемунетпомощи, ижалеясвоихбратьев, которыеещежилиназемле, началпроситьАвраамаотом, чтобыкнимдлявразумлениябылпосланвестникомЛазарь. НоАвраамнаэтупросьбуответилтак: уних(убратьевбогачаназемле) естьМоисей ипророки; пустьихслушают... ЕслиМоисеяипророковнеслушают, то, еслибыктоизмертвыхвоскрес, неповерят. (Лук. 16: 29,31) Тогдамногиеговорили, чтоониповерилибытольковоскресшемумертвецу, итеперьмногиеповторяюттоже; такжеисектантыиныеговорят, чтонежелаютмолитьсязаумерших, ичто, пожалуй, онисталибымолиться, есликто-либостогосветасказалбы, чтомолитвазаумершихполезна. НоСпасительпрямообъясняет, что, ктоПисаниянеслушает, тотдажевоскресшемуизмертвыхнеповерит. АчтобыниктонесомневалсявсловахГосподних, Христосдоказалэтоинаделе. ВпритчеОнназвалчеловеканищегоЛазарем, ачерезнекотороевремявоскресилЛазаряизВифании.

Вопрос:Чтоже, врагиХристасталиливеритьвНегопослетого, какОнвоскресилчетырехдневногомертвеца?

Нет, неповерили. УзнавовоскрешенииЛазаря, врагиГоспода, посоветовавшисьмеждусобою (Ин. 11: 45-52), положилиубитьего(Господа) (Ин. 11: 53). Такимобразом, СпасительпритчейобогатомиЛазареобъяснилипредсказал, чтоктоПисаниянеслушает, тотдажеивоскресшегонепризнаетзадостоверногосвидетеляинеповеритему. ПротивжемолитвзаумершихГосподьничегоздесьнеговорит.

Вопрос:ЧегодолжнопроситьуГосподавнашихмолитвахобумерших?

Тогоже, чегомыпросимвсвоихмолитвахоживых: должно проситьмилостиГосподнейкумершимиблагодатиБожией, очищающейдушиихидоставляющейимблаженноесостояние.

Вопрос:МолилисьлизаумершихверующиевистинногоБога?

МолитвызаумершихбылиещевВетхомЗавете. ИзжизнинародаИзраильскогоузнаем, чтопослеодногосраженияИудаМаккавейотвсегообществаБожиямолилсяопавшихвоинах: надругойденьбывшиесИудоюпошли, кактребовалдолг, перенестителапавших ... ИнашлиониукаждогоизумершихподхитонамипосвященныеИамнийскимидоламвещи, чтозаконзапрещалИудеям.... иобратилиськмолитве, прося, дабудетсовершенноизглаженсодеянныйгрех... Сделавжесборпочислумужейдодвухтысячдрахмсеребра, он(ИудаМаккавей) послалвИерусалим, чтобыпринестижертвузагрех, ипоступилвесьмахорошоиблагочестно, помышляяовоскресении; ибо, еслибыонненадеялся, чтопавшиевсражениивоскреснут, тоизлишнеинапраснобылобымолитьсяомертвых. Ноонпомышлял, чтоскончавшимсявблагочестииуготованапревосходнаянаграда, — какаясвятаяиблагочестиваямысль! Посемупринесзаумершихумилостивительнуюжертву, даразрешатся отгреха. (2 Мак 12:39-45)

ВБиблииприводитсяидругой, подобныйже, пример, аименно, пророкВарухмолилсязаумерших, говоря: ГосподиВседержителю, БожеИзраиля!... Невспоминайнеправдыотцевнаших(Варух 3: 4,5)

ТакжеипремудрыйСирахговорит: милостьдаяниядабудетковсякомуживущему, ноиумершегонеминаймилость(Сирах. 7: 36)

Вопрос:Чтоотвечатьсектантам, еслионискажут, чтоневеряткнигамМаккавейским, потомучтоэтокнигинеканонические?

Нужноспроситьусектантов, гдевсловеБожиемсказано, чтоМаккавейскиекнигинехороши? - Ачтоониназываютсянеканоническими, такэтотакихназваладревняяПравославнаяЦерковь, когдадиаволневыдумалсовременныхсектантскихглупостей. НоЦерковьвсегдапризнавалакнигиМаккавейскиекаккнигиправильные, рассказывающиеожизниИудеевдалекодопришествияГосподня, а 85 правилосв. АпостоловповелеваетпризнаватькнигиМаккавейские.

Вопрос:Чтоозначаетслово "апокриф", каклюбятсектантыназывать Маккавейскиеидругиенеканоническиекниги?

Наименование: "книгиапокрифические", попереводусгреческого, означает: "книгисокровенные". Древниееретикидавалиэтонаименованиесоставлявшимсявихсредеподложнымкнигам, дабылучшеуверитьдругих, будтоэтикнигиневновьсоставлены, атольконеизвестныбыли, каксокрываемые.

Нашинеканоническиекнигивовсенеапокрифы, потомучтовселживыекниги, как, например, Ев. Петра, Ев. Фомы, сонБогородицыидр. отвергнутыЦерковью.

Вопрос:Можнолинайтиподтверждениемолитвзаумершихвкнигахканонических?

Такие подтвержденияесть.

Вкн. Второзакония, 26 гл. 14 стговорится: янеелотнее(отдесятины, посвященнойБогу) впечалимоей... инедавализнеедлямертвого. Следовательно, изоставшегосяимуществаможнобылоуделятьнапоминовениемертвецов.

Вопрос:Молилисьлизаумершихсвв. Апостолы?

Да, молились. Ап. ПавелвблагодарностьсвоемуученикуОнисифору, которыйвернослужилему, молился<

Наши рекомендации