Освящ. изображениях (иконах) идругихсвящ. Предметах.
Вопрос:Какаяещеестьухристианчтимаявещественнаясвятыня, кромесв. крестаХристова?
ХристианеимеютичтутсвященныеизображенияГосподаБога, вТроицеславимого, изображениясобытийнашегоспасения, изображенияБожьейМатери, св. Ангеловисвв. УгодниковБожьих.
Вопрос:Упоминаетсяливсв. Писанииобизображенияхвообще?
Упоминается, иоченьчасто.
Вопрос:Какотноситсясв. Писаниекизображениям?
Одниизизображенийсв. Писаниесовершенноотвергаетизапрещает, какизображенияложные: изнельзяделать, нельзяиметьихипочитать. ДругиеизображениявПисанииповелеваетсяделать, повелеваетсясчитатьихсвященнымиипочитатьих. Св. Писание, такимобразом, всеизображенияразделяетнадваразряда: одни - ложные, адругие - истинные священные.
Вопрос:Чтотакое - ложныеизображения?
Ложныеизображениясутьбесчувственныидолы, которымиязычникизаменяютистинногоБога. Таковы: телец (Исх. 32:4); Молох (Лев. 18: 21); Ваалфегор (Числ 25: 3); ВаалиАстарта (Суд. 2: 13; 3 Ц. 18: 21-29); Дагон (1 Ц. 5 гл) идр.. Этибогисутьидолы.
Вопрос:Почемуидолысчитаютсяложнымиизображениями?
Потомучтоничегосоответствующегоэтимизображениямвдействительностинет. Это - выдумканевежественныхлюдей.
КогдаунасизображаетсяСпаситель, тоОнинаСамомделесуществует; ноничегоподобногокакой-либоАстарте, илиВаалу, илидругихидоловвдействительностиникогданесуществовалодаисуществоватьнеможет. Нехорошопоступалиипоступаютлюди, делавшиеиделающиеидолов, ноещехужето, чтоониэтиизображениянесуществующих, выдуманныхсуществставилииставятвместоистинногоБога. Поэтому-тоАп. Павелиговорит, чтоидолы - сутьизображениянесуществующего. Мызнаем, пишетАпостол, чтоидолвмиреничто, ичтонетиногоБога, кромеЕдиного(1 Кор. 8: 4-6)
Вопрос:Чтожетакоеидолынасамомделе?
Это - изделиерукчеловеческих. ТакговоритГосподь: неучитесьпутямязычниковинестрашитесьзнаменийнебесных, которыхязычникистрашатся. Ибоуставынародов — пустота: вырубаютдеревовлесу, обделываютегорукамиплотникаприпомощитопора, покрываютсеребромизолотом, прикрепляютгвоздямиимолотом, чтобынешаталось. Они — какобточенныйстолп, инеговорят; ихносят, потомучтоходитьнемогут. Небойтесьих, ибоонинемогутпричинитьзла, ноидобраделатьневсилах... Безумствуетвсякийчеловеквсвоемзнании, срамитсебявсякийплавильщикистуканомсвоим, ибовыплавленноеиместьложь, инетвнемдуха. Этосовершеннаяпустота, делозаблуждения;вовремяпосещенияихониисчезнут. . (Иеремия 10:2-5; 14,15)
Вопрос:ЕстьливПисаниипрямоезапрещениеделать ложные изображения?
Такихзапрещенийоченьмного. Господьвсюдууказываетнапреступностьделанияложныхизображений - идолов, которымиязычникизаменяютотвергаемогоимиистинногоБога. ВСинайскомзаконодательствеГосподьговорит:
ЯГосподьБогтвой... ДанебудетутебядругихбоговпредлицемМоим. Неделайсебекумираиникакогоизображениятого, чтонанебевверху, ичтоназемле, внизу, ичтовводенижеземли. Непоклоняйсяиминеслужиим; ибоЯГосподь, Богтвой, Богревнитель... (Исх. 20: 3-5; ср. Втор. 5: 6-9)
Вопрос:ЧтозапрещаетсяэтимисловамиГоспода?
Этимисловамизапрещаетсяидолопоклонство, т.е. запрещаетсяделатьложныеизображениянесуществующихбоговипоклонятьсяим, вместоистинногоБога, ТворцаиИзбавителя.
Вопрос:Незапрещаетсялиэтимисловамиделаниевсяких, вообще, изображений?
Нет, незапрещается, потомучто втомже Синайскомзаконе СамГосподьповелеваетсделатьистинныеизображения: ковчегслитымихерувимами, скиниюизавесусвышитыминанейизображениями.
Вопрос:КакимисловамиГосподьповелеваетделать истинные изображения?
Запрещениеделатьложные изображенияизложенов 20 глкн. Исхода, аповелениеделатьистинные священныеизображенияипредметыизложенов 25, 26, 30 и 40 главахтойже книги. Сделайте, говоритГосподь, ковчегиздереваситтим.... Сделайтакжекрышкуизчистогозолота ... исделайиззолотадвуххерувимов: чеканнойработысделайихнаобоихконцахкрышки; сделайодногохерувимасодногокрая, адругогохерувимасдругогокрая; выдавшимисяизкрышкисделайтехерувимовнаобоихкраяхее; ибудутхерувимысраспростертымивверхкрыльями, покрываякрыльямисвоимикрышку, алицамисвоимибудутдругкдругу: ккрышкебудутлицахерувимов. .... Ябудуоткрыватьсятебе (т.е. Моисею) иговоритьстобоюнадкрышкою, посредидвуххерувимов, которыенадковчегомоткровения, овсем, чтонибудузаповедыватьчрезтебясынамИзраилевым. (Исход 25:10, 17, 18-20, 22)
Кромелитыхизображений, Господьповелелсделатьеще шитые: Скиниюжесделайиздесятипокрывалкрученоговиссонаиизголубой, пурпуровойичервленойшерсти, ихерувимовсделайнанихискусноюработою... Исделайзавесуизголубой, пурпуровойичервленойшерстиикрученоговиссона; искусноюработоюдолжныбытьсделанынанейхерувимы (Исход 26:1, 31)
Вопрос:КакГосподьповелеваетсмотретьнасвященныеизображения?
Господьповелелосвятитьихисчитать "великоюсвятыней". Сделай, повелелГосподьМоисею, миродлясвященногопомазания. Ипомажьимскинию собрания(накоторойвышитыбылихерувимы - Исх. 26: 1) иковчег откровения(накоторомбылилитыехерувимы - Исх. 25: 18-20)... Иосвятиих, ибудетсвятынявеликая:все, прикасающеесякним, освятится(Исх. 30: 25,26,29)
Вопрос:КакотносилисьИзраильтянекэтимсвященнымпредметам?
Величайшиеветхозаветныеправедники, пророкиицариблагоговелипредвещественнойсвятыней, имевшейнасебеистинныеизображения. КовчегЗаветавзнактого, чточрезнегооткрывалсяИзраилюГосподьБог, ичтооннапоминалсобоюИегову, - называлсяГосподомиБогом. Когдаподнималсяковчегвпуть, Моисейговорил: восстань, Господи, ирассыплютсяврагиТвои, ипобегутотлицаТвоегоненавидящиеТебя! Акогдаостанавливалсяковчег, онговорил: возвратись, Господи, ктысячамитьмамИзраилевым! (Числа 10:35,36) ЦарьДавидскакалпредковчегом, когдапереносилиего, изаэтобылосужденсвоеюженоюМелхолою; носамПсалмопевецнепризнавалсебядостойнымосуждениязасвоескаканиепредковчегомисказалДавидМелхоле: предГосподом [плясатьбуду. ИблагословенГосподь], Которыйпредпочелменяотцутвоемуивсемудомуего, утвердивменявождемнародаГосподня, Израиля; предГосподомигратьиплясатьбуду; ияещебольшеуничижусь, исделаюсьещеничтожнеевглазахмоих, ипредслужанками, окоторыхтыговоришь, ябудуславен. (2-яЦарств 6:21,22). ЦарьДавидназывалковчегГосподомпотому, чтоковчегозначал, изображалсобоюГоспода.
Вопрос:Какоеунасдоказательствотого, чтоковчегозначал, изображалсобоюГосподаБога?
Этоможнодоказатьтем, чтодействияБожиисоединялисьсвыходамиковчегаБожия. Боже! восклицаетПсалмопевец, когдаТывыходилпреднародомТвоим, когдаТышествовалпустынею, землятряслась, даженебесатаялиотлицаБожия. (Пс. 67: 8,9) ЭтоцарьДавидвспоминает, какковчегпредшествовалИзраилювпустыне, какчрезковчегтворилисьчудеса.
Вопрос:БылиливВетхомзаветеистинныеизображенияпослетого, какскиниябылазамененахрамом?
ИстинныеизображенияукрашалитакжеихрамСоломонов. Ипостроил, читаемвПисании, Соломонхрам, икончилего... Исделалвдавиредвуххерувимовизмасличногодерева, вышиноювдесятьлоктей... Иобложилонхерувимовзолотом... Инавсехстенаххрамакругомсделалразныеизображенияхерувимовипальмовыхдеревираспускающихсяцветов, внутриивне. (3 Цар 6: 14, 23,29)
Вопрос:КакотнессяГосподькСоломонузапостроениехрамасизображениями?
Послетого, какСоломонкончилстроениехрамаГосподня ...., явилсяСоломонуГосподьвовторойраз, какявилсяемувГаваоне. ИсказалемуГосподь: Яуслышалмолитвутвоюипрошениетвое, очемтыпросилМеня. Яосвятилсейхрам, которыйтыпостроил, чтобыпребыватьимениМоемутамвовек; ибудуточиМоиисердцеМоетамвовседни. ....ЕслижевыисыновьявашиотступитеотМеняинебудетесоблюдатьзаповедейМоихиуставовМоих, которыеЯдалвам, ипойдетеистанетеслужитьинымбогамипоклонятьсяим, тоЯистреблюИзраиляслицаземли, которуюЯдалему, ихрам, которыйЯосвятилимениМоему, отвергнуотлицаМоего..... (3 Цар 9:1, 2,3,6,7).
Итак, истинныесвященныеизображенияприятныГосподу, иГосподьхвалитзаустроениеих.
Вопрос:ЕслиГосподьблагословляетистинныеизображения, тонеужелионосуждаетдругиекакие-либо?
Да, Господьосуждаетистрогокараетзаложныеизображения. Бог, благословившийСоломоназаистинныеизображения, осудилипокаралегозаложные.
Писаниепередает, чтосталСоломонслужитьАстарте, божествуСидонскому, иМилхому, мерзостиАммонитской. ИделалСоломоннеугодноепредочамиГоспода ...ТогдапостроилСоломонкапищеХамосу, мерзостиМоавитской, нагоре, котораяпредИерусалимом, иМолоху, мерзостиАммонитской. Таксделалондлявсехсвоихчужестранныхжен, которыекадилииприносилижертвысвоимбогам. ИразгневалсяГосподьнаСоломоназато, чтоонуклонилсердцесвоеотГосподаБогаИзраилева, Которыйдваразаявлялсяему изаповедалему, чтобыоннеследовалинымбогам; нооннеисполнилтого, чтозаповедалемуГосподь. (3 Цар 11:5-10)
Вопрос:Почемубылопреступнымделаниеложных, язычекихизображений?
Потомучтоонивеликразврату. Так, околоидолаАстартыбылиблудилищныедома. ИосияЦарьрешилуничтожитьложныеизображения, которыебылипоставленывхрамеИерусалимском. ОнвынесАстартуиздомаГосподнязаИерусалимкпотокуКедрону, исжегееупотокаКедрона, иистереевпрах, ибросилпрахеенакладбищеобщенародное; иразрушилдомыблудилищные, которыебылиприхрамеГосподнем, гдеженщиныткалиодеждыдляАстарты(4 Цар. 23: 6,7)
Вопрос:Почемуксвященнымизображениямвсегдаотносилисьсвысокимпочтением?
ПотомучтоГосподьчрезистинныеизображениятворилчудеса. КогдаКовчегЗаветапопалвпленкФилистимлянамиегопоставиливхрамДагона, толожноеизображениеДагонабылонизвергнутоиразбитоневидимоюсилоюБожией (1 Цар. 5 гл).
ВдругойразГосподьпоразил.... жителейВефсамисазато, чтоонизаглядываливКовчегГоспода, иубилизнародапятьдесяттысячсемьдесятчеловек(1 Цар. 6: 19) ГосподьпоразилтакжеиОзузато, чтоонприкоснулсякКовчегу, чегонельзябылоделать (2 Цар. 6:7)
Вопрос:Вчемвыражалосьпочтениексвященнымизображениям?
Предсвященнымиизображениямии, вообще, предвещественнойсвятынейпоклонялись. ПоклонюсьсвятомухрамуТвоему(Пс. 5:8; ср. Пс. 137: 2), говорилПсалмопевец. МоисейиАаронускиниипалиналицасвои (Чис. 20:6) ИисусНавинпалналицесвоепредКовчегом(И. Нав. 7:6)
II
Вопрос:КакотнессяСпасителькистиннымизображениям?
ГосподьбылвхрамеИерусалимском, гдебылиистинныеизображения, иОннеосудилих, но, напротив, сказал: домМойдомоммолитвынаречетсядлявсехнародов (Мр. 11: 17 ср. Мф. 21: 13; Лук. 19: 46; Иоанн 2: 16)
Но, можетбыть, вещественнаясвятыняпочиталасьтольковВетхомЗавете?
ПослесозданияЦерквиХристовойАпостолыпродолжалиходитьвхрамИерусалимский. ПетриИоанншливместевхрамвчасмолитвыдевятый (Деян. 3:1) Ап. ПавелвовремяпроповедихристианстваприходилвИерусалимдляпоклонения. Тыможешьузнать, говорилПавелправителюФеликсу, чтонеболеедвенадцатиднейтому, какяпришелвИерусалимдляпоклонения... (Деян. 24: 11). Значит, АпостолпоклонялсяпредсвященнымиизображениямиИерусалимскогохрама.
Вопрос:НеосудиллиГосподьАп. Павлазапоклонениепредсвящ. изображениями, какосуждаютхристианвсякиесектанты?
Нет, ГосподьнетольконеосудилАп. Павла, ноиСамявилсяемувовремямолитвывхрамепредсвященнымиизображениями. Апостолговоритосебе: когдажеявозвратилсявИерусалимимолилсявхрамепришелявисступлениеиувиделЕго (Христа). (Деян. 22: 17,18) ГосподьжеявляетсятолькоисполнителямЕговоли (Ис. 14: 21). Значит, молитваАп. ПавлавИерусалимскомхрамепредсвященнымиизображениямибылаугоднойГосподу.
Вопрос:Былилиухристиансвоихрамы, гдебыимможнобыломолиться?
Христианевесьмараноначалиустраиватьсвоихрамы, каэтобыловыясненовглавеосв. храмах.
Вопрос:Былиливхрамахпервенствующиххристиансвященныеизображения?
Былииоченьмного. Обэтоммызнаемизистории, вособенностижеубеждаемся, исследуякатакомбы, тоестьместамолитвыпервыххристианвРиме. Катакомбы - этоогромныеподземелья, огромныепещерысмножествомвсякихкоридоровибольшихкомнатдлясобранийхристиан. Боясьпреследованийязычниковиудеев, христианеприходилисюдадлясовершениясвоегобогослужения, атакжехоронилиздесьхристианскихмученикови, вообще, своихусопшихединоверцев. Подземныехрамысохранилисьдонашихдней, хотяибылидолгоевремявнеизвестностиизапустении. Теперьжевэтихподземныххрамахнаходятмножествовсякихсвященныхизображенийпервыххристиан.
Вопрос:Естьливсв. Писаниисвидетельствоотом, чтоухристианбылисвященныеизображения, ивообще, вещественнаясвятыня?
Есть. Ап. Павелговорил, чтоантихрист, когдапридет, будетглумитьсянадсвятынейхристианской: откроетсячеловекгреха, сынпогибели, противящийсяипревозносящийсявышевсего, называемогоБогомилисвятынею, такчтовхрамеБожиемсядетон, какБог, выдаваясебязаБога. (2 Фесс 2:3,4) Итак, ухристиан, поАпостолу, будутсв. храмывсегдадовторогопришествияГосподня; вхрамахжебудетвещественнаясвятыня, называемаяБогом, тоесть, значит, вхрамахвсегдабудетобразСпасителя. Антихрист, какпророчествуетсявОткровении, вместообразаСпасителяБогапринудитмногихпоклонятьсяему, зверюиобразуего. (Откр. 14: 9)
III
Вопрос:Зачемухристиансуществуютсвященныеизображения?
Священныеизображениясуществуютухристиан: во-первых, длянапоминанияоБоге; во-вторых, длянаученияхристиан; в-третьих, длявозбуждениярелигиозногочувства; в-четвертых, дляпрославленияБожия.
Вопрос:Какмогутсвящ. изображениянапоминатьоБоге?
ЗажизненнымихлопотамилюдичастозабываютоБоге. свящ. изображения, поставленныевхраме, вдоме, надорогах, илиносимыехристианаминасебе, напоминаютимоБоге, удерживаютчастоотхудыхпоступков. Множествобылослучаев, когдалюдиостанавливалисьпредпреступлениеминесовершалиего, благодарятому, чтоихвзорывминутуискушениявстречалисвящ. изображения, напоминающиеоБоге, судеивоздаянии.
Вопрос:Какимобразомсвящ. изображениямогутнаучатьнас?
Онинаучаютнасчрезнаглядноесообщениенамсобытийнашегоспасения. НаиконахнаписаныявленияБогачеловеку, написанысобытияземнойжизниСпасителя, Егострадания, погребение, воскресениеивознесениенанебо; написаныБожественныечудесаинаучениеГосподнепритчами; написанпредсказанныйСпасителемСтрашныйСуд; написанаБожияМатерь, Ангелы, УгодникиБожииипоучительныесобытияизихжизни. Христианесмотрятнавсеэтисвященныеизображенияи, какпокниге, читаютдлясебянаученияотвсехэтихсобытий. Татолькоразницаукнигсизображениями, чтокнигимогутчитатьневсе, аизображения - понятныидлянеграмотных.
Вопрос:Какслужатсвящ. изображениядлявозбуждениявнасрелигиозногочувства?
Также, какизображенияблизкихнамлюдейвозбуждаютнашулюбовькним; также, какписьмо, напоминающееодорогихдлянаслюдях, наполняетнашесердценежностьюиблагожелательствомкним.
Когдамыстоимвхраме, инасокружаютсвящ. изображенияГосподнииликисвятыхБожиих, томычувствуемсебяболееблизкимикнебу, убеждаемсявнеобходимостидобродетели, укрепляемсвоюволю, усердиеисмелеемолимсяотом, чтобыГосподьпослалнамвсесильнуюблагодатьСвою. Благодарятому, чтосвящ. изображенияпостояннонапоминаютнамоБоге, мыделаемсяболееиболеерелигиозными.
Вопрос:КаквозможнопрославлятьБогасвященнымиизображениями?
Также, какпрославляеммылюдей, созидаяимпамятники. МыпрославляемБогаискусствомрисованияизображенийточнотакже, какпрославляемЕгоидругимиискусствами, как, например, пением, писаниемипод. Всюдумыставимсвящ. изображенияБожиииизображениясобытийнашегоспасенияиэтимвсюдувозвещаемоГосподеивеличииЕго.
Вопрос:Почемужемымолимсяпредиконами?
Потомучтопредсвященнымиизображениямимыскореевозбуждаемсякусердноймолитве, яснееиточнеевспоминаемомилостяхБожиихкнам.
Вопрос:Чтоотвечатьсектантам, когдаониговорят, чтохристианемолятсяпредиконами, какпредидолами?
Должносказать, чтониктоизхристианнесчитаетсвятыхиконбогами; никтоизправославныхнедумает, чтоиконасотворилаилибудетсудитьегонаСташномСуде. Еслибыхристианепочиталииконытак, какязычникисвоихидолов, тоонисчиталибы, чтомолитьсяможнотолькопредиконами; нохристианемолятсяБогунетолькопредиконами, ночастоинеимеяпредсвоимиглазамиикон: наполе, влесу, нарекеит.д.
Вопрос:Почемухристианепоклоняютсяпредиконами?
Потомуже, почемуивВетхомЗаветепоклонялисьпредхрамом (Пс. 5:8; 137: 2), предскинией (Числ. 20:6) ипредковчегомЗавета (Иис. Нав. 7:6) Поклоняютсяхристианенедоске, накоторойнарисованаикона, атому, ктонарисованнаней: ГосподуБогу, БожиейМатери, АнгелуилиУгодникуБожию.
Вопрос:Почемухристианевозжигаютпредиконамисветильникиивоскуряютфимиам?
Во-первых, потому, чтотакчтиливещественнуюсвятынювВетхомЗавете: возжигалилампады всвятилище: Исх 25: 31; 27: 20, 21; Числ. 8: 2, ивоскурялифимиам: Исх 30:8; 40:5; Лев. 16: 12, 13; во-вторых, христианеделаютэтовобозначениесвоихчувств ижеланий: христианежелают, чтобы, какгорятлампадаисвеча, такгорелоиихсердцекБогу, онижелают, чтобы, какподнимаетсядымкадильныйкнебу, такподнималасьиихмолитвакБогу, и - чтобы, какблаговоннокурение, такбылаблагоприятнаГосподуиихмолитва.
Вопрос:Длячегохристианелобызаютсвящ. изображения?
Длявыраженияпочтенияилюбвиктемлицам, которыенарисованынаних. Почтениеилюбовьприцелованиисв. иконотносятсянекдоске, нокизображеннымсвященнымлицам, - точнотакже, когдамать целуетизображение, находящегосядалеко, сына, тонебумаге относитсвоюлюбовь, ноизображенномунаней.
IV
Вопрос:Какоправдываютсясектантывтом, чтоунихнетсвященныхизображений?
СектантыприводятизПисанийвсетеместа, вкоторыхзапрещаютсяиликоторымиосуждаютсяложныеизображения - идолы - служениеимвместоТворца.
Вопрос:Чтодолжноуказатьсектантам?
Должноуказать, чтовприводимыхимиместахосуждаютсяложныеизображения, авдругихместахГосподьповелеваетсделатьипочитатьистинныеизображения.
Вопрос:Накакиеместавособенностиссылаютсясектанты, когдаоправдываютсявсвоемотвержениисвященныхизображений?
ОниссылаютсянаИсх 20: 4,5 иВтор. 4: 13,15-19, 23,24,28 ; 5: 8,9
Вопрос:ЧтоговоритсявэтихместахПисания?
ЗдесьизложенаСинайскаязаповедьБожия, запрещающаяложные, анеистинныеизображения. Христианежедолжныиметьистинныесвященныеизображения, которыеприказывалосьиметь: Исх 25: 8-10,17-21; 26:1,31 идр., Истинныесвященныеизображенияпризнавал ухристианиАп. Павел: 2 Фесс. 2: 3, 4
Вопрос:Какиеещеместаизсв. Писанияприводятсектантывсвоеоправдание?
Попорядкукнигсв. Писанияместаэтиследующие: Лев. 26: 30 (овысотахиидолах); Втор 12: 2, 3 (обогахложных, истуканахижертвенникахим); 27: 15 (оложныхлитыхкумирах); Иис. Навин 24: 14 (обогахЕгипетских); 3 Ц. 18: 21-40 (опосрамлениипр. ИлиейжрецовидолаВаала); 4 Ц. 17: 9-41 (ослуженииистуканам, идоламимерзости); Пс. 113: 12-16 (осеребряныхизолотыхидолах); Пс 134: 15-18 (оязыческихидолахимастерахих); Прем. Сол. 13: 10-19; 14: 8-31; 15: 8-19 (опустотеидольскогослужения); Ис2: 20 (обидолах); 17: 7-8 (ослужении Богу, вместоВаалаиАстарты); 42: 8 (отом, чтоГосподьнедастславыСвоейистуканам); 44: 8-21 (идолы - неБог, иделаниеих - глупо); Иер. 2: 26-28 (обидолопоклонствеИзраильтян); 10: 2-5, 14,15 (пустотаидоловиглупостьидолопоклонства); ПосланиеИеремии (внемосуждаетсяидолопоклонствоВавилонян); Иер. 6: 4-6 (предсказаниеопораженииидолопоклонства); 30: 13 (обуничтоженииидоловвЕгипте); Дан. 2 гл. (озолотомистуканеНавуходоносора); Дан. 14 (обидолеВиле); Авв 2 : 18,19 (обесполезностиистуканов)
Вопрос:Оправдываютлиэтиместасектантоввтом, чтоунихнетистинныхсвященныхизображений?
Нет, неоправдывают, потомучтовперечисленныхместахвовсенеговоритсяобистинныхизображениях, аидетречьобизображенияхложных, обидолопоклонствеикумирах.
Вопрос:Чтодолжносказатьсектантам, когдаониговорят, чтоонинепризнаютистинныхизображенийпотому, чтопоклоняютсяБогувдухииистине?
Должноответить, чтосвящ. изображениянепрепятствуютпоклонениювдухеиистине, анапротив, научаютдобродетелиибогопознанию.
Вопрос:Чтодолжносказатьсектантам, когдаониговорят, чтонеимеютсвящ. изображений, таккакнемогутдумать, чтоБожествоподобнозолоту, илисеребру, иликамню, получившемуобразотискусстваивымыслачеловеческого (Деян. 17: 29)?
Должноотвечать, чтохристианеникогданедумалиинедумают, чтоБожество - похоженазолотоиликамень, илидерево, какнедумалиМоисей, чтоВсевышнийподобенковчегу, которымозначалосьприсутствиеБожие, инакоторомзначилосьимяБожие. Божествонеподобнобумаге, исписаннойбуквами; однако, мыизображаемнабумагебуквамиимяисвойсваГосподаБога. Мызнаем, чтоБожествонепохоженаАнгелаилистранника; однако, БогявлялсявобразеАнгела (Гедеону - Суд 6) истранников (Аврааму- Быт. 18) ВотихристианеизображаютБогавтехобразах, вкоторыхОнявлялсялюдям: ввиде "Ветхогоднями", тоесть, старца, какоткрывалсяОнДаниилу (Дан. 7:9); СынаБожия, какОнвоплощался (Иоанн 1: 14; Галл. 4:4; Филип. 2: 6,7); ДухаСвятого "втелесномвиде", ввидеголубя, какявилсяОнприкрещенииГосподнем(Лук. 3: 22); Св. Троицухристианеизображаютввидетрехстранников, какбылоявлениеАврааму (Быт. 18)
Вопрос:Чтодолжноразъяснитьсектантам, когдаониприводятРим. 1: 23?
Должноуказать, чтовРим 1:23 говоритсянеобистинныхизображениях, аоложных: обидолах, которымслужатязычникивместоТворца, какразъясняетАп. Павел (Рим. 1: 25). ХристианежеслужатТворцу, исвящ. изображениянезаменяютимБога; но, какцарскийпортретнезаменяетсобоюцаря, атольконапоминаето нем, такиизображениеБожиенезаменяетсобоюГосподаБога, нотолькопостояннонапоминаетоНем.
Освященныхпредметах
Вопрос:Кромесвящ. изображений, какаяестьухристианвещественнаясвятыня?
Ухристианестьещесвящ. предметы, употребляющиесяприбогослужении: св. книги, сосуды, светильники, одежды.
Вопрос:НепротивноливсеэтосвященномуПисанию?
Нет, непротивно. ВсеэтобылопоповелениюБожиюещевВетхомЗавете. СамГосподьпоказал (Исх. 25: 40), каксделатьжертвенникдлявсесожжения (Исх. 27:1), светильникищипцы (Исх. 25: 31-39), жертвенникдлякурения (Исх 30: 1), столспринадлежностями, умывальникспринадлежностями (Исх. 30: 18) исвящ. одежды (Исх. 28 гл.)
Вопрос:Неотмененолиупотреблениесвящ. предметоввНовомЗавете?
Нет, неотменено. Ветхозаветныепредметыуженеупотребляются, таккакветхозаветноебогослужение, прообразовавшеесобоюбогослужениеновозаветное, отменено. Вместоветхозаветныхсвящ. предметовунастеперьдругие, которыеприспособленыкбогослужениюновозаветному.
Освятыхмощах
Вопрос:Какаяестьухристианособочтимаявещественнаясвятыня?
Ухристианестьвысокочтимыеимимощисвв. Апостолов, ПророковиразличныхУгодниковБожиих.
Вопрос:Чтотакое - св. мощи?
Святыемощи - этоилисовершеннонеподвергшиесятлениютелапрославленных святых, либочастителУгодниковБожиих - костиидругиеихостанки.
Вопрос:Вчемвыражаетсяпочитаниесв. мощей?
Ихблагоговейнохранятвместахосвященных, ихлобызают, преднимипоклоняются, околонихпросятзаступленияпредБогомутехлиц, чьимощи.
Вопрос:ПочемухристианехранятсвященныеостанкиУгодниковБожиих?
Св. мощипотому, именно, ихранятся, чтоонидляхристиан - драгоценныеостанкиотпрославленныхГосподомправедников. Еслилюдиобыкновенноберегутдляпамятьнезначительныепредметы, оставленныеиоставшиесяотблизкихимлиц, тонетемлиболеедолжноблагоговейнохранитьсвященныеостанкиУгодников - "друзей" (Иоанн 15: 14) Божиих, анашихзаступниковимолитвенников?!
Вопрос:Зачтоособенночтутхристианесв. мощи?
Святыемощиособеннопочитаютсязато, чтоониживонапоминаютнамосвятой, богоугоднойжизнитех, чьиони; зато, чтоониукрепляютхристианввереиявляютсяпроводникамиблагодатиБожией: черезнихГосподьпроявляетСвоюсилу, черезсв. мощиисточаютсямногиечудесаиисцеления.
Вопрос:Свидетельствуетсялисв. Писаниемто, чтоотсв. мощеймогутбытьчудеса?
ВчетвертойкнигеЦарстврассказывается, чтомощипророкаЕлисеявоскресилимертвого. ИумерЕлисей, ипохоронилиего. ИполчищаМоавитянпришливземлювследующемгоду. Ибыло, что, когдапогребалиодногочеловека, то, увидевэтополчище, погребавшиебросилитогочеловекавгробЕлисеев; ионприпадениисвоемкоснулсякостейЕлисея, иожил, ивсталнаногисвои. (4 Царств 13:20,21)
Вопрос:БылиличудесаотмощейсвятыхвНовомЗавете?
Были, бываютиесть. Первоевеличайшеечудо - этото, чтотеланекоторыхсвятыхнеразлагаются, нерассыпаются, апребываютсовершеннонетленными. Никакаянауканеможетобъяснить, почемуэтотелотогоилидругогоУгодника, лежавшеедолговземлеизатемвынутоеоттуда, хотяипребываетнавоздухеиподвергаетсяеговлиянию, однако, неразлагается. Это - явноечудоБожие, которымГосподьпрославляетУгодникаСвоего.
Вопрос:ТелавсехлиУгодниковБожиихпребываютсовершеннонетленными?
Нет, невсех, но, каковымибынибылиостанкисв. Угодников, всеониисточалииисточаютчудесаиисцеления. Таковы - многочисленныечудеса, например, совершеныунетленныхмощейСвятителяФеодосияЧерниговскогоиуостанковпреп. СерафимаСаровского. Сотниэтихчудесзасвидетельствованымножествомсвидетелейисветскимивластями.
Вопрос:КаквозможнывНовомЗаветечудесаотостанковУгодниковБожиих?
Также, каквозможныбыличудесаоттениАп. Петра (Деян. 5: 15) иотплатковиопояснанийАп. Павла, которые, когдавозлагалисьнабольных, тоуних (т.е. больных) прекращалисьболезни, излыедухивыходилиизних (Деян. 19: 12)
Вопрос:ДавноливЦерквиХристовойсуществуетпочитаниесв. мощей?
КакначаласьЦерковьХристова, такстехпорибыловнейпочитаниесв. мощей. Первенствующиехристианевсегдасовершалисвоибогослужениянагробахмучеников. ВподземныхкладбищахРима - катакомбах - развилосьхристианство, издесьбылипервыехрамыхристианские. ОттогоисуществуетвЦерквиХристовойправило, чтобывсехрамыБожиинепременноимелимощиУгодниковБожиих. Еслинетантиминсасмощаминапрестоле, нельзяиЛитургиисовершать, ихрамабезантиминсасмощамиосвещатьнельзя.
Вопрос:Почемусектантыотвергаютпочитаниесвятыхмощей?
Потомучтоони - нехристианеинеимеютобычаевиправилЦерквиХристовой. СектантынечтутниУгодниковБожиих, нимощейих. ИвоправданиесвоессылаютсянасловаАп. Павла: скажувам, братия, чтоплотьикровьнемогутнаследоватьЦарствияБожия, итлениененаследуетнетления. Говорювамтайну: невсемыумрем, новсеизменимся ... иботленномусемунадлежитоблечьсявнетление, исмертномусемуоблечьсявбессмертие... (1 Кор 15: 50,51, 53).
Вопрос:ГоворитлиздесьАп. ПавелоненужностипочитаниямощейУгодниковБожиих?
Нет, неговорит. ЗдесьАпостолразъясняетлишьто, чтовсенашителадолжныизмениться, преобразиться, автакомвиде, кактеперь, онивЦарствоБожиеневойдут.
Вопрос:Неужелижеправославныехристианеверят, чтотеласв. Угодниковнепреобразятсяввсеобщеевоскресение?
ТакЦерковьХристованеучит. Поправославному научению, всеприкончинемирадолжныпреобразиться, ителаУгодниковпреобразятсясообразноТелуславномуХристову (Филипп. 3: 21). Первенствующиехристианенискольконедумали, чтоплаткииопоясаниянаследуютЦарствиеБожие, и, однако, чудесаотэтихпредметовбыли, ихристиане, конечно, чтилиисохранилиих. Такпоступаливсегдахристианеисблагодатными, чудотворнымиостанкамисв. УгодниковБожиих. ВРимемощисвятыхсначалахранилисьвкатакомбах, апотомбыливынесеныдлявсеобщегопочитанияипоклонения.
ЦерковьНебесная