Семеричная структура человеческого существа

Физическое тело.

Эфирный двойник (иногда называемый низшим астраль­ным телом). Многие феномены на спиритических сеансах со­вершаются при помощи именно эфирного двойника медиума.

Прана — жизненный принцип, нераздельный от всех про­явлений в Космосе.

Кама — животная душа (или высшее астральное тело, через которое проявляется желание в двух аспектах):

а) Кама-манас — низший ум, или интеллект; б) Кама-рупа — форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии).

Манас — самосознание, или мыслитель (Высший Разум).

Буддхи — духовность, духовная душа, в отличие от челове­ческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма.

Атма — Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая во всём Космосе.

Но, приняв это семеричное подразделение, перейдём к обобщению, ибо всегда следует обобщать. Потому укажите, что так называемые принципы в нас [исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти] суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на дух, душу, манас, высший и низший, по существу, являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Пото­му для достижения высшей духовности мы должны трансмути­ровать и сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так, Мир высшей духовности, Мир Огненный, есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Ни одно челове­ческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своём сублимированном или утончённом состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации. Весь Космос построен на се­меричном основании, потому каждая энергия, каждое проявле­ние заключает в себе свою семеричную скалу напряжения и утончения.

“Неправильно называть тонкое тело бесформенным, ибо бесформенность эта относительна. В Учении говорится о бесплотности, но не о бесформенности. Кроме того, в эзотери­ческих Учениях есть указания на то, что эти тонкие, бесплот­ные тела отличались красотою и совершенством форм. Нельзя утверждать, что они не имели ничего общего с нашей тепереш­ней физической формою. Ведь тонкое тело есть прототип фи­зического. Конечно, первобытный физический, высокий жи­вотный тип, который заключал в себе человеческую Монаду, далеко не соответствовал внешней видимостью тонкому телу или духовной сущности, воплощенной в нем”.

Семеричная структура человеческого существа - student2.ru

Материально-энергетическая структура человека

О чакрах человека Елена Ивановна пишет:

“Вы хоти­те знать, где помещаются чакры. Принято перечислять семь главных чакр.

1. Муладхара-кундалини, по­мещающаяся у основания спинного хребта.

2. Свадиштхана-чакра — в животе между основанием спинного хребта и пуп­ком.

3. Манипура-чакра, или солнечное сплетение.

4. Анахата-чакра, или центр “Чаши”.

5. Вишудха-чакра, или центр гортани.

6. Аджна-чакра, или Третий глаз.

7. Брамарандра-чакра, или центр “Колокола” в темени.

Но, конечно, в одном мозгу их го­раздо больше. Редко, когда перечисляются центры оплечий, скул, лёгких, запястий, почек и так далее.

Много разногласий даже в индусской литературе о том, где помещается Третий глаз. Одни помещают его в шишковидную железу. На личном опыте ска­жу, что когда наступает настоящее ясновидение, то чаще всего видишь центром “Колокол”. Можно видеть центром солнечно­го сплетения и можно даже сказать, что каждый центр видит. Можно видеть внутренность своего организма. И всё это воз­можно при достаточном накоплении духовности и при особых условиях праны.

Семеричная структура человеческого существа - student2.ru

Также среди великих учителей ценится особенное проявление глаза данг-мы, что не есть ясновидение, как оно понимается, но выражение чувствознания, накопленного в “чаше” на про­тяжении тысячелетних жизненных опытов и самоотверженных жизней, устремленных к одной цели, к достижению своего ве­ликого назначения стать полным Архатом, или Богочеловеком”.

Очень ценны для нас знания об энергии человека, поскольку не понял ещё человек всей важности и ценности этого аспекта.

“Если в мире земном люди нуждаются в каком-то оружии, то в Мире Надземном психиче­ская энергия является оружием единственно возможным и дос­тупным для применения теми, кто его имеет, то есть, кто нако­пил эту энергию при жизни в физическом теле. Это обстоя­тельство чрезвычайно важно, ибо человек, растративший свою огненную силу, возвращается в Тонкий Мир совершенно без­защитным. Правда, стражи пространственных сфер и служите­ли Иерархии охраняют развоплощенцев, но лишь в известных пределах, обусловливаемых Законом, и по слоям. Но врага можно встретить и там, и защищаться необходимо. Тёмные проявляют активность и в Мире Надземном, и огненная энер­гия будет единственной защитой от них”.

О смысле земной жизни она пишет:

“В космиче­ском для личного места не остаётся. Уходящее малое “я” будет пытаться себя отстоять, забывая, что ограничено сроком, за пределом которого оно умирает. Смысл жизни и свобода — за пределами проявления малого “я”. И если это малое “я”, воплощённое в теле, в воплощении этом может что-то собрать, хотя бы крупицы, для “Я” большо­го, то это уже хорошо, ибо эти крупицы взять можно дальше с собой, за пределы малого круга, ограничивающего жизнь мало­го “я”. Если смотреть на малое “я” как на собирателя нужного материала для “Я” большого, чтобы смогло проявляться Оно в Сферах Высших, то тогда проблема его решена, проблема отдельного земного воплощения человека, ибо тогда становится оно осмысленным и целеустремленным. Даже в течение от­дельного дня можно что-то собрать и отметить и отложить в “ча­шу”, как нечто пригодное на дальнем пути. Каждый поступок, каждое действие можно осмыслить и одухотворить, то есть сде­лать полезным. И если высшим подвигом, доступным для смертного, является несение Света, то можно в чувствах и мыс­лях и поступках своих стремиться вносить Свет, но не тьму в мир, окружающий человека. И это сознательное внесение Све­та и будет тем подвигом жизни, который столь нужен Земле и людям, под солнцем живущим.

Думают ли люди о том, что эволюция духа может стать стремительной, если жизнь на Зем­ле будет понята и принята, как подготовительная ступень к пре­быванию в Мире Надземном. Тогда забота будет не о том, что стяжать на Земле, а о том, как использовать время земное наи­более целесообразно. Собираясь в путешествие, заботятся о том, что взять с собою, как одеться и что будет в пути — анало­гия полная с тем, что предстоит человеку в его посмертных странствиях. Есть много, что надо с собою взять в путь даль­ний, например, бесстрашие, мужество, устремление, стойкость, спокойствие и многие другие качества духа. Знание тоже нуж­но, нужно качество распознавания и чистые мысли и предан­ность Тем, Кто Позвал. Многое взять с собой нужно. А взять можно лишь на Земле и с Земли. Земля дает полную возмож­ность сделать выбор нужного материала и всего того, что необ­ходимо в дальнейшем пути. Но, право же, стоит внимательно посмотреть, о чем заботятся люди и как готовят себя к будуще­му. Ведь понимание смысла земного существования не освобо­ждает человека от его земных дел и долга земного и земного строительства жизни, которое может быть плодоносным и це­лесообразным лишь при осознании всех трех миров, бессмыс­ленна земная жизнь без осознания Тонкого Мира. Человек — триединая сущность, и мир — триедин. В осознании триедин­ства всего, что было и будет и есть, и заключается решение жизни”.

Черты характера и качества духа, необходимые на пути самосовершенствования:

“Спокойствие

Сознательная, огненная любовь, прежде всего, до­веряет и не позволяет своему земному “я” терять спокойствие и выявлять сомнение и тем приводить всю схему своих вибра­ций в невообразимый хаос. Хаотические вибрации не только прекращают доступ Лучей высшей Благодати посылаемой, но совершенно расшатывают здоровье. Потому мы должны прика­зывать себе полное спокойствие, ибо ничто не может случиться с учеником, всецело доверяющим и следующим путем Учения.

Без мужества и доверия ничего нельзя достичь. Недоверие и сомнение в своих способностях подтачивают все силы и здо­ровье. Также и самосожаление уподобляется в Учении “луже, в которой скользит нога”.

Правдивость

На пути к Служению нужно запомнить насущ­ность правдивости, ибо это есть первое требование в построе­нии. На пути к Миру Огненному первое условие Огненного Служения есть чест­ность.

Бесстрашие

Самые сильные враги не могут устрашить истинно­го ученика, ибо он знает о Высшей помощи. Но все уклоняю­щиеся, все убоявшиеся, все усомнившиеся не могут рассчиты­вать на такую помощь. Самый малый враг может уничтожить их. Страшны не ничтожные личные враги, но восстающая тьма, открывающая доступ энергиям Хаоса.

“Свет истины — свет мужества, свет преданности рассеивает тьму” — этими слова­ми начинается устав Братства.

Мужество

Но ведь если мужество утеряно, то все потеряно, ибо лишь мужество питает искру духа в нас. Без мужества нет и духовности. Недаром всюду во всех Учениях и в словах Хри­ста в основу полагалось именно мужество. Не говорил ли Хри­стос, что он принёс Меч, именно меч Духа или Мужество. Раз­ве Преподобный Сергий не воспитывал и не закалял русский дух в суровости и мужестве?

Счастлив тот, кто обладает мужеством пылаю­щего сердца! Сердце его будет не­исчерпаемым источником сил, и сознание не будет двоиться, ибо цель достижения будет ярко сверкать перед ним и все мыс­ли, все устремления его, как стальные стрелы, будут лететь, по­слушные указам Иерархии Света.

Терпение

Терпение лежит в основе всех достижений, потому оно и есть величайшее качество. Легче всего обрести терпение че­рез любовь к служению и Великому Учителю. Именно терпение есть одно из наиболее трудных качеств, недаром сказано — ве­личайший человек тот, кто велик терпением. Но ценно именно то, что трудно, потому правильно приложить все силы к овладе­нию этим сокровищем.

Терпимость

Терпимость усилит магнит Вашей сущности, ибо благословение Лучом станет очевидным. Мы сильны лишь Иеровдохновением, но как можно ожидать этого благослове­ния при раздражении и нетерпимости?

Наши рекомендации