Семеричная структура человеческого существа
Физическое тело.
Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи именно эфирного двойника медиума.
Прана — жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений в Космосе.
Кама — животная душа (или высшее астральное тело, через которое проявляется желание в двух аспектах):
а) Кама-манас — низший ум, или интеллект; б) Кама-рупа — форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии).
Манас — самосознание, или мыслитель (Высший Разум).
Буддхи — духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма.
Атма — Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая во всём Космосе.
Но, приняв это семеричное подразделение, перейдём к обобщению, ибо всегда следует обобщать. Потому укажите, что так называемые принципы в нас [исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти] суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на дух, душу, манас, высший и низший, по существу, являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому для достижения высшей духовности мы должны трансмутировать и сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так, Мир высшей духовности, Мир Огненный, есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Ни одно человеческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своём сублимированном или утончённом состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации. Весь Космос построен на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную скалу напряжения и утончения.
“Неправильно называть тонкое тело бесформенным, ибо бесформенность эта относительна. В Учении говорится о бесплотности, но не о бесформенности. Кроме того, в эзотерических Учениях есть указания на то, что эти тонкие, бесплотные тела отличались красотою и совершенством форм. Нельзя утверждать, что они не имели ничего общего с нашей теперешней физической формою. Ведь тонкое тело есть прототип физического. Конечно, первобытный физический, высокий животный тип, который заключал в себе человеческую Монаду, далеко не соответствовал внешней видимостью тонкому телу или духовной сущности, воплощенной в нем”.
Материально-энергетическая структура человека
О чакрах человека Елена Ивановна пишет:
“Вы хотите знать, где помещаются чакры. Принято перечислять семь главных чакр.
1. Муладхара-кундалини, помещающаяся у основания спинного хребта.
2. Свадиштхана-чакра — в животе между основанием спинного хребта и пупком.
3. Манипура-чакра, или солнечное сплетение.
4. Анахата-чакра, или центр “Чаши”.
5. Вишудха-чакра, или центр гортани.
6. Аджна-чакра, или Третий глаз.
7. Брамарандра-чакра, или центр “Колокола” в темени.
Но, конечно, в одном мозгу их гораздо больше. Редко, когда перечисляются центры оплечий, скул, лёгких, запястий, почек и так далее.
Много разногласий даже в индусской литературе о том, где помещается Третий глаз. Одни помещают его в шишковидную железу. На личном опыте скажу, что когда наступает настоящее ясновидение, то чаще всего видишь центром “Колокол”. Можно видеть центром солнечного сплетения и можно даже сказать, что каждый центр видит. Можно видеть внутренность своего организма. И всё это возможно при достаточном накоплении духовности и при особых условиях праны.
Также среди великих учителей ценится особенное проявление глаза данг-мы, что не есть ясновидение, как оно понимается, но выражение чувствознания, накопленного в “чаше” на протяжении тысячелетних жизненных опытов и самоотверженных жизней, устремленных к одной цели, к достижению своего великого назначения стать полным Архатом, или Богочеловеком”.
Очень ценны для нас знания об энергии человека, поскольку не понял ещё человек всей важности и ценности этого аспекта.
“Если в мире земном люди нуждаются в каком-то оружии, то в Мире Надземном психическая энергия является оружием единственно возможным и доступным для применения теми, кто его имеет, то есть, кто накопил эту энергию при жизни в физическом теле. Это обстоятельство чрезвычайно важно, ибо человек, растративший свою огненную силу, возвращается в Тонкий Мир совершенно беззащитным. Правда, стражи пространственных сфер и служители Иерархии охраняют развоплощенцев, но лишь в известных пределах, обусловливаемых Законом, и по слоям. Но врага можно встретить и там, и защищаться необходимо. Тёмные проявляют активность и в Мире Надземном, и огненная энергия будет единственной защитой от них”.
О смысле земной жизни она пишет:
“В космическом для личного места не остаётся. Уходящее малое “я” будет пытаться себя отстоять, забывая, что ограничено сроком, за пределом которого оно умирает. Смысл жизни и свобода — за пределами проявления малого “я”. И если это малое “я”, воплощённое в теле, в воплощении этом может что-то собрать, хотя бы крупицы, для “Я” большого, то это уже хорошо, ибо эти крупицы взять можно дальше с собой, за пределы малого круга, ограничивающего жизнь малого “я”. Если смотреть на малое “я” как на собирателя нужного материала для “Я” большого, чтобы смогло проявляться Оно в Сферах Высших, то тогда проблема его решена, проблема отдельного земного воплощения человека, ибо тогда становится оно осмысленным и целеустремленным. Даже в течение отдельного дня можно что-то собрать и отметить и отложить в “чашу”, как нечто пригодное на дальнем пути. Каждый поступок, каждое действие можно осмыслить и одухотворить, то есть сделать полезным. И если высшим подвигом, доступным для смертного, является несение Света, то можно в чувствах и мыслях и поступках своих стремиться вносить Свет, но не тьму в мир, окружающий человека. И это сознательное внесение Света и будет тем подвигом жизни, который столь нужен Земле и людям, под солнцем живущим.
Думают ли люди о том, что эволюция духа может стать стремительной, если жизнь на Земле будет понята и принята, как подготовительная ступень к пребыванию в Мире Надземном. Тогда забота будет не о том, что стяжать на Земле, а о том, как использовать время земное наиболее целесообразно. Собираясь в путешествие, заботятся о том, что взять с собою, как одеться и что будет в пути — аналогия полная с тем, что предстоит человеку в его посмертных странствиях. Есть много, что надо с собою взять в путь дальний, например, бесстрашие, мужество, устремление, стойкость, спокойствие и многие другие качества духа. Знание тоже нужно, нужно качество распознавания и чистые мысли и преданность Тем, Кто Позвал. Многое взять с собой нужно. А взять можно лишь на Земле и с Земли. Земля дает полную возможность сделать выбор нужного материала и всего того, что необходимо в дальнейшем пути. Но, право же, стоит внимательно посмотреть, о чем заботятся люди и как готовят себя к будущему. Ведь понимание смысла земного существования не освобождает человека от его земных дел и долга земного и земного строительства жизни, которое может быть плодоносным и целесообразным лишь при осознании всех трех миров, бессмысленна земная жизнь без осознания Тонкого Мира. Человек — триединая сущность, и мир — триедин. В осознании триединства всего, что было и будет и есть, и заключается решение жизни”.
Черты характера и качества духа, необходимые на пути самосовершенствования:
“Спокойствие
Сознательная, огненная любовь, прежде всего, доверяет и не позволяет своему земному “я” терять спокойствие и выявлять сомнение и тем приводить всю схему своих вибраций в невообразимый хаос. Хаотические вибрации не только прекращают доступ Лучей высшей Благодати посылаемой, но совершенно расшатывают здоровье. Потому мы должны приказывать себе полное спокойствие, ибо ничто не может случиться с учеником, всецело доверяющим и следующим путем Учения.
Без мужества и доверия ничего нельзя достичь. Недоверие и сомнение в своих способностях подтачивают все силы и здоровье. Также и самосожаление уподобляется в Учении “луже, в которой скользит нога”.
Правдивость
На пути к Служению нужно запомнить насущность правдивости, ибо это есть первое требование в построении. На пути к Миру Огненному первое условие Огненного Служения есть честность.
Бесстрашие
Самые сильные враги не могут устрашить истинного ученика, ибо он знает о Высшей помощи. Но все уклоняющиеся, все убоявшиеся, все усомнившиеся не могут рассчитывать на такую помощь. Самый малый враг может уничтожить их. Страшны не ничтожные личные враги, но восстающая тьма, открывающая доступ энергиям Хаоса.
“Свет истины — свет мужества, свет преданности рассеивает тьму” — этими словами начинается устав Братства.
Мужество
Но ведь если мужество утеряно, то все потеряно, ибо лишь мужество питает искру духа в нас. Без мужества нет и духовности. Недаром всюду во всех Учениях и в словах Христа в основу полагалось именно мужество. Не говорил ли Христос, что он принёс Меч, именно меч Духа или Мужество. Разве Преподобный Сергий не воспитывал и не закалял русский дух в суровости и мужестве?
Счастлив тот, кто обладает мужеством пылающего сердца! Сердце его будет неисчерпаемым источником сил, и сознание не будет двоиться, ибо цель достижения будет ярко сверкать перед ним и все мысли, все устремления его, как стальные стрелы, будут лететь, послушные указам Иерархии Света.
Терпение
Терпение лежит в основе всех достижений, потому оно и есть величайшее качество. Легче всего обрести терпение через любовь к служению и Великому Учителю. Именно терпение есть одно из наиболее трудных качеств, недаром сказано — величайший человек тот, кто велик терпением. Но ценно именно то, что трудно, потому правильно приложить все силы к овладению этим сокровищем.
Терпимость
Терпимость усилит магнит Вашей сущности, ибо благословение Лучом станет очевидным. Мы сильны лишь Иеровдохновением, но как можно ожидать этого благословения при раздражении и нетерпимости?