Исповедально-покаянная беседа со священником
В своей проповеди в день Пятидесятницы апостол Петр указал, что покаяние должно предшествовать Крещению: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Свято- го Духа» (Деян. 2:38).
В Древней Церкви перед принятием Крещения оглашенным предписывалось исповедоваться: «Настоящее время есть время исповедания. Исповедуй содеянное словом, делом, в ночи, во дни» [39].
В современных условиях перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении от- казаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви [40].
Во время покаянно-исповедальной беседы священнику необходимо раскрыть смысл обетов Крещения и выявить отношение к ним оглашаемого, искренне ли он желает принять православную веру и придерживаться ее неизменно до конца жизни или притворно, ради каких-либо выгод и пристрастий.
Священнику также необходимо выяснить, нет ли в жизни человека препятствий к участию в таинстве Крещения. В случае выявления таковых совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого с предложением провести серию дополнительных встреч со священником для преодоления препятствий к принятию Таинства Крещения.
Покаянно-исповедальная беседа помогает пастырю Церкви составить для себя представление о будущем члене приходской общины, а оглашенному дает возможность приобрести навык участия в таинстве Покаяния.
Проводить покаянно-исповедальную беседу имеет право только священник. В конце такой беседы не читается разрешительная молитва (прощение грехов происходит при совершении таинства Крещения).
1.10 Аскетические элементы подготовки к Крещению
Уже на начальном этапе оглашения очень важно помочь новообращенному человеку включить в свою личную жизнь следующее:
– регулярное чтение Евангелия;
– ежедневную молитву;
– посильное участие в богослужениях и церковно-общинной жизни прихода;
– стремление к нравственной жизни по Евангелию.
Очень важно познакомить и приобщить человека к посильным делам милосердия.
Оглашенным следует рекомендовать соблюдать пост перед Крещением в течение 2–3 дней, а живущим в браке – накануне принятия Крещения воздержаться от супружеского общения. Приступать к Таинству Крещения необходимо предельно чистыми и опрятными (женщинам – без косметики и украшений).
Восприемник для взрослого оглашенного
Для взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие восприемника не обязательно.
В то же время, по древней традиции, у взрослого оглашенного может быть опытный в церковной жизни восприемник (крестный родитель), который принимает участие в обучении оглашенного и выступает как поручитель серьезности его намерений [41].
Восприемник призван свидетельствовать перед Церковью о жизни новообращенного во время его оглашения. На основании этого свидетельства оглашенный объявляется достойным приема в Церковь.
При Крещении оглашенного в бессознательном состоянии за него поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за него обеты и Символ веры: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию» (54-е правило Карфагенского Собора и 4-й канонический ответ Святейшего Тимофея Александрийского).
Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) в том случае, если такой человек ранее твердо выражал намерение в ближайшем времени принять Крещение и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь.
Условия допуска к Крещению
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет», – сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк. 16:16; Мф. 28:19).
К Крещению может быть допущен всякий человек, но при условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога – Творца мира и Небесного Отца, в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех верующих в Него людей и мира [42], и в Духа Святого, исходящего от Отца и подаваемого верующим через Сына: «Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры» [43].
Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Не допускались к Крещению те, кого побуждала к его принятию корысть, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще все те, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.
1.12.1 Взрослые допускаются к Таинству после огласительной подготовки
Согласно канонам Церкви, оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).
Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления оглашенного приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви: «Взрослые допускаются к таинству после соответствующей подготовки, то есть оглашения – наставления в христианском вероучении и христианской нравственности» [44]. «Недопустимо совершения таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в таинстве». [45]
Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без длительного оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после выздоровления. При этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти: «В болезни приявшим Крещение и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися» (47-е правило Лаодикийского Собора).