Духовная близость супругов есть залог крепости брака
Жена должна, как ниточка за иголочкой, следовать за мужем. Есть многие профессии, когда человека просто в приказном порядке с одного места отправляют на другое. Например, военные. Бывает, что семья офицера живет в городе, в квартире, и вдруг их направляют в какое-нибудь захолустье, в военный городок, где, кроме общежития, ничего нет. И жена должна ехать за мужем своим и не ворчать, не капризничать, мол, я не поеду в эту глухомань, а поживу у мамы. Если она не поедет, значит, мужу будет очень плохо. Он станет переживать, расстраиваться, а следовательно, и службу нести должным образом ему будет очень трудно. Над ним и коллеги могут смеяться: «Ты и с женой-то сладить не можешь!» Это как яркий пример. То же самое можно сказать о духовенстве. Выпускника семинарии, например, из города могут отправить в какой-нибудь дальний приход, где придется жить в избушке и из-за бедности прихожан перебиваться «с хлеба на квас». И молодая жена священника должна ехать с ним. Если же нет и женщина настаивает на своем, то это – начало разрушения семьи. Она должна понимать: если выходит замуж, то интересы мужа, его служение, помощь ему – для нее теперь главное в жизни. Мужчине нужно выбирать себе невесту, которая за ним пойдет «в огонь и в воду». Если посмотреть на крепкие семьи, то там как раз такие жены. Они понимают: чтобы стать генеральшей, надо сначала выйти замуж за лейтенанта и поездить с ним полжизни по всяким гарнизонам. Чтобы стать женой ученого или художника, нужно выйти за бедного студента, который только спустя много лет станет известным и преуспевающим. А может, и не станет...
Невесту следует искать близкую по духу, своего круга, чтобы представления о жизни, уровень жизни, привычки были похожие. Нужно, чтобы мужу не приходилось стесняться своей жены среди друзей, коллег. Большая разница в образовании, в материальном положении очень впоследствии сказываются. Если мужчина женился на богатой невесте, то ее семья с большой вероятностью будет смотреть на него как на нахлебника. Его, конечно, постараются продвинуть в карьере, дать возможность роста, но всегда будут требовать благодарность за то, что его «возвысили». И если жена образованна лучше, чем муж, – это тоже в конечном итоге будет создавать трудности. Надо иметь очень благородный, именно настоящий мужской характер, чтобы на семейных отношениях пагубно не сказывалось более высокое служебное положение жены.
Чтобы жизнь мужчины состоялась, жена не должна мешать ему делать свое дело. Поэтому жену нужно выбирать именно как помощницу. Важно, чтобы невеста была из хорошей, крепкой семьи. Обычно дети копируют поведение своих родителей, поэтому надо посмотреть, как живет ее семья. Хоть всегда молодежь и говорит, что будет жить совсем по-другому, но все равно жизнь родителей – пример, хороший или дурной. Посмотрите, как мать невесты относится к мужу, – точно так же и ваша избранница будет относиться к вам. Конечно, сейчас очень много разводов, и найти себе невесту из крепкой семьи бывает нелегко, но нужно просто знать заранее те трудности, которые могут возникнуть, чтобы быть готовым и правильно реагировать. В любых ситуациях родителей надо почитать, но слушать их советы типа «ты брось мужа, проживешь и без него, а захочешь – найдешь и получше» никогда нельзя. Семья – понятие нерасторжимое.
Женщине следует помогать мужу в профессиональном возрастании – это должен быть рост всей семьи. Но нельзя его продвигать в том направлении, к чему у него не лежит душа или нет способностей. Хотите, чтобы он обязательно стал руководителем, подумайте, а надо ли ему это? А вам это зачем? Простая жизнь зачастую бывает спокойнее и радостнее. Иерархия, о которой мы все время говорим, подразумевает разные уровни: все одинаково жить не могут, одинаковыми быть не должны. Поэтому не надо стараться никому подражать. Надо жить, как Господь благословил, и помнить, что для благополучия семье не так уж много надо. На этот минимум с Божией помощью могут заработать любой мужчина и любая женщина. Но есть некие претензии на большее, и они не дают людям покоя: надо, мол, занять положение не ниже, чем у этого, и жить не хуже, чем те...
Надо понимать, что то дело, к которому человек призван, вовсе не обязательно позволит ему жить богато. Молодая семья в свой начальный период должна научиться жить скромно. В тесной квартире с мамой и папой или в съемной – потерпеть эту тесноту и скудость какое-то время. Надо научиться жить по средствам, ни у кого ничего не требуя и никого не упрекая. Этому всегда мешает зависть: «Другие живут вон как, а мы – вот как!» Последнее дело, когда семья начинает мужчину укорять, что он мало зарабатывает, если он старается, трудится, делает все, что может. А если и не старается... Значит, он и до свадьбы был таким. Большинство женщин по каким-то непонятным соображениям выходят замуж. Вот подвернулся эдакий «орел» – видный, шустрый. А что он умеет, чем занимается, как живет, как к семье, к детям относится, что об этом думает, трудолюбивый ли, ответственный, не выпивает ли – это и не интересует. Но раз вышла замуж – все терпи и люби мужа таким, какой он есть.
Сохранение целомудрия до брака и супружеская верность
как необходимые условия для развития личности
Важно сказать и о том, что если молодые люди, юноши и девушки, теряют целомудрие до брака и начинают вести блудную жизнь, то с этого момента прекращается духовное становление их личностей, прекращается духовный рост. Сразу прерывается та линия развития, которая была дана им от рождения. И внешне это тоже сразу становится заметным. У девушек, если они до замужества блудили, характер меняется в скверную сторону: они становятся строптивыми, капризными, скандальными. Юноши же в результате нецеломудренной жизни сильно затормаживаются или даже вовсе останавливаются в своем развитии: духовном, психическом, социальном, да и умственном. Поэтому сейчас нередко можно встретить взрослых мужчин с развитием на уровне 15-18 лет – того возраста, когда было разрушено их целомудрие. Они ведут себя, как неразумные юноши: у них не развито чувство ответственности, нет воли, нет мудрости. Разрушена «цельность мудрости», «целостность личности». Это имеет необратимые последствия для всей дальнейшей жизни человека. Те способности и таланты, которые были у него от рождения, не только не получают развития, но и нередко вовсе утрачиваются. Поэтому, конечно же, целомудрие нужно хранить не только девушкам, но и юношам. Только сохранив чистоту до брака, а затем – храня супружескую верность, мужчина может на самом деле достичь в жизни того, к чему призван. У него будут для этого необходимые средства. Он сбережет свою свободу и в духовном, и в творческом, и в материальном плане. Сохранив свои природные дарования, он получает возможность развития, достижения полноты личности.