Память 16 / 29 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых.

Родился в 1867 году в с. Акатная Маза Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина-старообрядца. В хозяйстве Заседателевых были две лошади, корова и три овцы. Семья засевала четыре десятины (4,36 га) земли. Чтобы помочь отцу прокормить семью, Ваня с детства нанимался работником к зажиточным крестьянам, его собственная семья считалась бедняцкой. Окончил церковноприходскую школу.

В 1883 году женился. Дети — сын Николай (1888 г.р., на 1934 г. был завучем десятилетки в Саратове) и дочери Татьяна (1898 г.р.) и Анна (1896 г.р.).

В 1885 г. под влиянием местного священника Елпидифора Владыкина Иван с отцом присоединились к Православной Церкви. Иван примкнул к кружку священника Владыкина, который тот организовал для борьбы со старообрядчеством в с. Акатная Маза. Отец Иоанн впоследствии показал следователю: "Я сблизился с миссионерами, разъезжал с ними для бесед со старообрядцами. Больше всего связи я имел с миссионером диаконом Кармановым, с которым мне зачастую приходилось выезжать на диспуты со старообрядцами, цель наша была обратить их в православное вероисповедание".

Иван Иванович имел разрешение Саратовского епископа Авраамия (Летницкого) проводить собеседования со старообрядцами самостоятельно.

По благословению епископа Саратовского Николая (Налимова) Иван Заседателев перешел в Самарскую епархию и в 1896 году был рукоположен во иерея к Богородице-Рождественскому единоверческому храму города Николаевска Самарской губернии (ныне Пугачев Саратовской области), где и прослужил 37 лет. Ни обычного школьного, ни семинарского образования бывший старообрядец не имел и самого себя называл самоучкой. Рукоположение крестьянского юноши без образования в те годы было редкостью; в данном случае оно говорит о большом стремлении молодого миссионера к знаниям, о его способности самообучением восполнить недостаток классического образования.

В 1912 году принял участие в I Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), прошедшем в Санкт-Петербурге.

В первые годы советской власти принимал участие в открытых диспутах с членами Союза воинствующих безбожников. Однако 24 января 1929 года подобные диспуты были запрещены секретным циркуляром Политбюро ЦК ВКП(б) как «форма пропаганды религии». Как скажет позже на допросе сам святой Иоанн, власть «запретила проводить религиозное учение вне церкви». Видимо, этот запрет и послужил для него побудительной причиной для начала письменной полемики с безбожием. Он начал составлять богословские апологетические трактаты.

С июня по октябрь 1932 года служил в Михаило-Архангельском храме села Сулак Балаковского района (ныне Краснопартизанского района) Саратовской области. Есть сведения, что перевод отца Иоанна в Сулак был вызван закрытием николаевского единоверческого храма.

В феврале 1933 года переведен в Покровскую церковь села Корнеевка Пугачевского района Саратовской области, проживал в этом же селе.

К 1934 году овдовел.

5 сентября 1934 года был арестован Пугачевским РО НКВД. В постановлении на арест было указано: «Занимается сочинением “богословской” литературы контрреволюционного характера и нелегальным ее распространением среди граждан». Вместе с ним были арестованы священники Константин Самуилов, Мстислав Курмышский, Михаил Смирнов, Василий Баннов и трое мирян. Арестованные были препровождены в изолятор Заволжского сектора УНКВД по Саратовскому краю; они обвинялись в том, что «под флагом религии вели организованную борьбу против Советской власти: размножали и распространяли антисоветскую литературу религиозного характера, вербовали себе единомышленников из числа учащейся молодежи, колхозников и единоличников, нелегально обучали детей школьного возраста “закону божьему”, вели среди населения антисоветскую и антиколхозную агитацию».

На допросе 8 сентября (всего его допрашивали 10 раз) святой Иоанн заявил:

«Я своей основной целью в жизни считаю борьбу с атеизмом, борьбу за привлечение населения к вере и Церкви, с этой целью я занимаюсь сочинением богословских трудов. /…/ В своих брошюрах я старался доказать существование Бога, души, в них разбивал точку зрения атеистов о несуществовании Бога и души /…/ этим я пытался привлечь внимание читающих мои брошюры к Церкви и религии. /…/ В своих брошюрах я старался доказать неверность взглядов на религию вождей коммунистического движения Маркса, Энгельса, Ленина, осуждая в своих брошюрах их выводы о религии, о Боге и душе. Все это делалось мной в целях привлечения больше верующих, в части отвоевывания кадров от воспитанных в духе атеизма властью. /…/ Этим самым я шел против того учения, которое вела Соввласть против религии».

На втором допросе 15 сентября священник Иоанн Заседателев говорил:

«Я ставил своей целью проведение борьбы за религию, в частности боролся с проводимой антирелигиозной пропагандой, проводимой Соввластью, путем распространения своей литературы, которая у меня была направлена в противовес учениям Маркса, Энгельса, Ленина, этим самым я ставил себе целью не дать возможности умереть религии. /…/ Считаю своим долгом признаться открыто, что я не одобряю политику Соввласти по отношению к религии, которая борется с ней, проводит антирелигиозную пропаганду, я считаю религию частным делом, а поскольку религия частное дело, являясь ревнителем ее, я боролся за нее с мероприятиями Соввласти, которые я не одобряю и не согласен с ними, а потому и вел борьбу». На вопрос следователя, что заставило арестованного встать на путь сочинения и распространения религиозной литературы, он ответил, что писал ее «для привлечения массы к верованию, с целью вырвать из среды безбожия неверующих, которые могли бы также бороться за веру во Христа, не давая ей возможности погибнуть».

На третьем допросе 24 сентября отец Иоанн высказал убеждение, что религия и советская власть никогда не примирятся, что чем больше религиозно настроенных людей, тем больше ее врагов. Причина этой вражды, по словам новомученика, — то, что советское правительство «старается разрушить религию, которая веками строилась и расширялась».

На допросе 1 декабря священник вновь подтвердил свою позицию:

«В своих рукописях я доказывал, что марксистское миропонимание не верно, в частности я доказывал неверно[сть] учения Энгельса, Ленина. Эти доказательства я приводил в большинстве своих рукописей, поставив перед собой задачу — активно отстаивать религиозную науку, борясь с материалистической наукой. Цель у меня была такова: доказать неправильность марксистского учения и, в частности, неправильность научных трудов Энгельса и Ленина, доказать правильность библейского учения».

Один из свидетелей по делу показал, что отец Иоанн в разговоре с ним «упоминал имя ученого Дарвина, по учению которого человек произошел от обезьяны. Учение это Заседателев называл неправильным и доказывал, что человека сотворил Бог».

По словам одного из обвиняемых, священномученик говорил, что «колхозники живут очень плохо, т. к. колхозы не могут улучшить материальную потребность крестьянина даже в хлебе, колхозники голодают, раньше крестьянин в несколько раз лучше жил, чем при Советской власти».

5 октября сотрудниками НКВД был арестован благочинный Пугачевского округа священник Николай Амассийский. В постановлении на арест было указано, что отец Николай,«будучи тесно связан с Заседателевым, занимался обсуждением нелегальной “религиозной” литературы антисоветского содержания».

3 ноября 1934 года срок содержания отца Иоанна под стражей был продлен еще на месяц, а 5 ноября, после телеграфного распоряжения замначальника УНКВД по Саратовскому краю, все арестованные были этапированы в Саратов и заключены в Саратовскую фабрично-заводскую исправительно-трудовую колонию (СарФЗИТК). Накануне отправки в Саратов отец Иоанн был освидетельствован в амбулатории Пугачевской межрайонной больницы и признан здоровым и способным следовать по этапу.

К делу был приобщен акт «экспертизы» трудов новомученика, выполненной 10 декабря 1934 года ответственным секретарем Саратовского краевого оргбюро Союза воинствующих безбожников Д. А. Гнездиловым и временно исполняющим должность начальника Саратовского краевого объединения литераторов С. И. Ванштейном. «Эксперты» охарактеризовали представленные им рукописи как «сплошной контрреволюционный выпад наиболее остервенелого представителя церковников». При этом автор рукописей с результатами «экспертизы» так и не был ознакомлен. Однако в 1988 году в протесте прокуратуры Саратовской области в Президиум Саратовского областного суда, который привел к пересмотру «дела пугачевских церковников» и их реабилитации, было указано, что «указанные экспертные заключения являются тенденциозными и необъективными, сама экспертиза проведена с нарушениями соцзаконности и некомпетентными лицами. /…/ Никаких ни прямых, ни “тонко завуалированных” выпадов против советской власти в рукописях не содержится, а “выпады против безбожия” сами по себе антисоветскими не являются. /…/ В этих рукописях не содержится выпадов или призывов, направленных против существующего в СССР строя или на его ослабление».

Следствие по делу отца Иоанна было окончено 1 января 1935 года, 9 января было подготовлено обвинительное заключение по делу. По версии следователей, все обвиняемые входили в единую контрреволюционную группу, члены которой «прикрываясь религией, вели контрреволюционную деятельность, имея своей задачей восстановить отсталые слои населения против Советской власти и проводимых ею мероприятий, нелегально воспитывать молодежь — учащихся и детей — в религиозном и антисоветском направлении, дискредитировать проводимые Советской властью и общественностью мероприятия по культурному воспитанию масс».

Священномученик Иоанн обвинялся в том, что, «будучи участником контрреволюционной группы, составлял и распространял среди населения рукописи антисоветского содержания с целью восстановить отсталые элементы против Соввласти».

По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года был сослан в Казахстан сроком на три года, считая срок со дня ареста. Вернуться из ссылки ему было позволено только в феврале 1939 года. Сначала после освобождения он приехал к сыну Николаю Ивановичу в Саратов, но по прошествии двух дней власти предписали ему немедленно покинуть город, и о. Иоанн уехал в г. Пугачев (до 1918 - Николаевск), сняв квартиру у некоего И. И. Галахова по адресу ул. Хрущевская, 110.

Одной из своих духовных дочерей, которая окормлялась у него еще в начале XX века, он с горечью говорил:

«Верующие перед Богом много нагрешили, поэтому и настало такое время, что послал Бог такую власть, что она не верует в Бога и закрывает церкви. Не дают православным помолиться Богу. Каждая власть дана именно Богом».

В церкви он не служил, совершал по домам требы по приглашению верующих: крестил, отпевал усопших. Дома у отца Иоанна хранился антиминс. Священник обращался в Пугачевский горсовет за разрешением открыть молитвенный дом, но ему отказали. С сентября 1940 г. проживал по адресу ул. М. Горького, д. 15, напротив закрытого, но еще не разрушенного Богородице-Рождественского храма. Вероятно, священник пытался хлопотать об открытии храма. Но 2 апреля 1941 года исполком Пугачевского горсовета прининял следующее решение:

«Согласно акту комиссии, здание бывшей единоверческой церкви пришло в ветхость и угрожает общественной безопасности. В силу чего под культурные мероприятия использовано быть не может. А потому — здание разобрать и поручить финансовому отделу полученный от разбора храма строительный материал реализовать населению. Вырученную сумму зачислить в доходы государственного бюджета».

17 сентября 1941 года о. Иоанн был вновь арестован, во время следствия содержался в Пугачевской тюрьме №2. В постановлении на арест обвинение было сформулировано так: _«Являясь враждебно настроенным человеком к Советской власти, проводит среди окружающего населения церковную пропаганду и контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию руководства ВКП(б) и Советского Правительства, распространяет антисоветскую клевету о жизненных условиях трудящихся Советского Союза и высказывает пораженческие настроения в отношении Советской власти».

В период с 21 сентября по 21 декабря в его доме семь раз производился обыск, но, кроме 85 рублей, ничего не нашли. В описи изъятых при обыске предметов числятся комплект иерейского облачения (фелонь, епитрахиль, пояс), два подрясника и почти полный комплект необходимой для храма церковной утвари: шелковый антиминс, губка, два флакона с миром, потир, лжица, копие, два комплекта покровцов, два кадила, два стручца для помазания, сосуды с вином, 47 свечей. По этому списку видно, что священник готовился к возможному открытию храма в Пугачеве, но он совсем немного не дожил до исполнения этого чаяния — богослужения в единственном уцелевшем храме Пугачева, Воскресенском соборе, в котором до того размещалось зернохранилище, были возобновлены в конце 1942 года, а официально передан верующим храм был в 1945 году.

В анкете арестованного указано, что семидесятичетырехлетний старец был лыс и картавил в разговоре. Сумма в 1000 рублей, размещенная на сберегательном счете священника, была сдана в кассу Пугачевского РО УНКВД.

В доносе на отца Иоанна в качестве свидетельства «ненависти и злобы к Соввласти» приводились его слова:

«Я остался таким же крепким, каким и был, своим учением — проповедью Божией многих людей убеждаю против неверов-коммунистов, меня не только пожилые слушают, но через меня слово Божие воспринимают и молодежь, и от своего дела я не отступлю».

Виновным в антисоветской деятельности и агитации себя не признал.

На допросе 7 октября следователь потребовал от святого Иоанна назвать фамилии тех верующих, в семьях которых он совершал Таинство Крещения, однако священник наотрез отказался сообщать эти данные, поскольку

крещения совершались «нелегальным путем».

Следствие было закончено 17 октября, 21 октября было подготовлено обвинительное заключение. В суд было передано обвинение в отношении святого Иоанна в том, что он, «будучи враждебно настроен к ВКП(б) и Советскому Правительству, среди близких знакомых религиозно настроенных проводил активную контрреволюционную агитацию, направленную на восхваление фашистской Германии, на дискредитацию Красной Армии и ее боеспособности, распространял антисоветские клеветнические измышления, доказывал о неминуемом поражении Советского Государства, о жизни трудящихся в СССР и восхвалял жизнь капиталистических стран».

На суде о. Иоанн заявил: "Обвинение в контрреволюционной агитации не признаю. Признаю обвинение в том, что я религиозный и занимался крещением младенцев".

Далее последовал допрос, на котором он показал:

«В течение 20 лет я изучал ученье Дарвина, изучал материализм, с учением последнего я не согласен. /…/ Прочитав всю эту литературу, я еще больше убедился, что все создано Богом, человек создан Богом, в нем есть дух и душа. Я всегда и всюду говорил и говорю: Богу верую, от Бога не отступлю. На власть никогда не роптал, потому это грешно, всякая власть дана от Бога. Среди верующих и вообще окружающих я никогда никакой антисоветской агитации не проводил.

Я делал все, что полагается делать религиозно верующему человеку. N все показывает ложно. Он из-за зависти, что ко мне идут крестить, на меня донес в НКВД, он многих людей оклеветал.

Немца я не ждал и не радовался ему, потому [что] он опровергает нашу религию. Все государства и власти во власти Бога. В 1934 году по 1938 год я находился в ссылке органами НКВД, где я тоже занимался изучением Дарвина и материализма. Я всегда говорил и говорю. Всего жизнь живут люди по-разному, одни хорошо, другие плохо, но Советскую власть не опошлял, и я как человек религиозный этого не позволю. Власть дана Богом».

21 декабря 1941 года выездной сессией Саратовского областного суда был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п. 10 ч. 2 УК РСФСР, приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. 26 декабря о. Иоанн обратился в Верховный суд РСФСР с кассационной жалобой. Он писал:

«Мне, как бывшему священнослужителю, предъявлено обвинение, что якобы я был враждебно настроен против советской власти и занимался контрреволюционной деятельностью. Эти обвинения я отрицаю, но не отрицаю того обстоятельства, что как священнослужитель по просьбе верующих производил крещение новорожденных и как верующий остаюсь при своих убеждениях и сие время. А поэтому прошу Верховный Суд РСФСР внести изменения в обжалуемый приговор и смягчить меру наказания до пределов возможности, т.е. заменить расстрел лишением свободы».

14 марта 1942 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР, рассмотрев в заседании протест Председателя Верховного суда СССР на приговор Саратовского облсуда от 21 декабря 1941 года, определила: «Приговор Саратовского облсуда изменить, расстрел Заседателеву И. И. заменить лишением свободы в ИТЛ сроком на десять лет, с поражением в правах на пять лет».

Священник был направлен в Карагандинский лагерь, куда прибыл 25 октября 1942 года.

Скончался 29 октября 1942 года на станции Карабас от правосторонней пневмонии и истощения, всего через три дня после прибытия в лагерь.

По архивному уголовному делу за 1934-35 гг. Заседателев И. И. реабилитирован постановлением президиума Саратовского областного суда от 10 октября 1988 года, а по архивному уголовному делу за 1941-42 гг. — прокуратурой Саратовской области 24 марта 1994 года.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Сочинения

В апологетических целях занимался составлением богословских трактатов. Рукописи его трудов «Генеалогия человека», «Всемирный потоп», «Мозг, душа и дух», «О душе» и других, изъятые при его аресте, хранятся в его следственном деле в архиве УФСБ по Саратовской области (дело №22580).

Публикации

  • «Две беседы с баптистами» (1910), брошюра, посвященная вопросу о крещении

Литература

  • Алфавитный список новомучеников и исповедников Саратовской епархии, от безбожных властей пострадавших. // Архив Братства свв. равноапп. Мефодия и Кирилла. С. 11.
  • Письмо УФСБ по Саратовской области от 12.09.2001, № П-21 // Архив Братства свв. равноапп. Мефодия и Кирилла.
  • Материалы из архива комиссии по канонизции святых Митрополичьего округа Казахстана.

Использованные материалы

  • Свящ. Максим Плякин, В. В. Теплов. «Богу верую, от Бога не отступлю». // Ведомости Саратовской митрополии, №28 (44), 2013. С. 84 – 91
    • http://eparhia-saratov.ru/Articles/bogu-veruyu-ot-boga-ne-otstuplyu
  • "Святой священномученик Иоанн иерей, Пугачевский память 16 (29) октября". Жизнеописание на сайте Воцерковление.ru
    • http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/svyatost/2147-------16-29-.html
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...u**

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Давид Семенов. Чин полиелея возглавлял… о.Антоний Новицкий в сослужении о.Евгения Кузнецова, о.Никола Ларионова и о.Давида Семенова. Пели на службе, как и в прошлый раз, штатный верхний хор, а также хор воспитанников регентско-псаломщических курсов, причем, управлял их пением (весьма нестройным даже по сравнению с тем, как они пели в прошлый раз) некий незнакомый священник. Также будущие регенты, как и в прошлые разы, читали все, что должно читаться. Также оба хора попеременно пели не только стихиры, но и оба антифона в начале всенощного бдения (103 псалом и избранные строки из 1 кафизмы[433]). Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[434] пело духовенство в алтаре. Песнопения «Воскресение Христово видевшее…» и «Воскресый Иисус из гроба…» пел верхний хор. Традиция пения этих песнопений диакона с народом в соборе уходит в прошлое (хоть народ все равно подпевал).

Евангелие на бдении (от Иоанна): 1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море.

8А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот[435],- таща сеть с рыбою.

9Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

С воскресной службой совмещалась служба мученику Лонгину сотнику, потому каноны читались воскресный (два тропаря), Божией Матери и мученику Лонгину (по одному тропарю). Ирмосы канона, как и во все прошлые разы, пел хор будущих регентов, а катавасии – верхний хор.

По окончании службы ничего о возможном архиерейском служении сказано не было. В то же время, стоит отметить, что во дворе храма появилось объявление о том, что 6 ноября – в праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в поселке Гайдук у строящегося храма в 12.00 состоится молебен.

Литургия.

В сам день яна службе также был в Свято-Успенском соборе, где службу возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Николая Ларионова и о.Давида Семенова. Пели штатный верхний хор собора и хор воспитанников регентско-псаломщических курсов. из особенностей службы отмечу лишь то, что и на этот раз оба хора все три антифона литургии пели попеременно, как это и положено…

Чтении литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

6И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.

7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа[436] и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

11Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

От дел никто не оправдается, как бы кто ни подвизался. Цену дел явил Ветхий Завет, когда все, вне зависимости от дел их, шли во ад. И лишь приход Христа все изменил и дал человеку надежду на спасение и вход в обетованное Царство. Необходимость дел, впрочем, не отменяется, но они не имеют силы вне Христа, как и сам Он сказал: «без Меня не можете делать ничего». Лишь с помощью Божией на пути всякого доброго дела и начинания человек может преуспеть, но и тогда преуспевает не сам человек, но Дух Божий, направляющий его. Впрочем¸ говоря о «делах», апостол имеет в виду не столько деятельное исполнение заповедей, сколько обряды Закона Моисеева, отмененные апостолами. Никакого спасения они не приносили ввиду склонности человека ко греху (ведь в ад шли и те, кто пренебрегал ими, и те, кто скрупулезно их исполнял), а с приходом Христа они стали бессмысленными….

Евангелие (от Луки): 1После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Причта о сеятеле. В ней, под видом земли, показана душа человека – как она принимает Слово Божие. У одних ум и душа настолько вытоптана всевозможными учениями и толками, греховными пристрастиями, что не принимает Слова Божия, так что духам злобы легко похитить слово, так что они забудут, что и слышали что-то такое. Другие, как будто слышат, но их душа все же слишком черства, так что слово не укореняется в них, а стоит прийти какой-нибудь напасти, как оно бывает сметено стихией и человек ничего не делает с этим. Душа другого, как будто принимает Слово и не противится Ему, но наряду с ним, в душе этой растут страсти и греховные влечения, не истребляемые человеком, а потому заглушающие все доброе. Но чтобы почва была способна принимать Слово, чтобы оно укоренялось, ее надобно рыхлить, ограждая от вытаптывания до уровня камня, а чтобы оно приносило добрые плоды, его надобно поливать, подкармливать, выпалывать сорняки. Так и с душой – дабы душа принимала Слово Божие, ее надо ограждать от вытаптывания всяким чуждым влиянием, чуждыми учениями и греховными наклонностями, а также надо выпалывать сорняки страстей и греховных влечений, кои, не получая отпора, разрастаются, заглушая все доброе в человеке, требуя себе больше внимания. Лишь если все это совершается, Слово Божие приносит в человекек плод, так что питает многих и становясь деревом, укрывает под своей сенью многих. Плоды же действия Божия, по слову апостола Павла есть радость, мир, долготерпение, благость (доброта), милосердие, вера, кротость, воздержание. Все сие невозможно стяжать без помощи Божией, так как труд сей чрезвычайно тяжел. Почва сия от рождения человека пребывала в безвестности, так что семена сорняков свободно попадали в нее, будучи вносимые посторонними ветрами, либо врагом, желающим погубить весь урожай человека, а потому как человеку трудно бывает привести в порядок участок земли, много лет бывший заброшенным и заросшим бурьяном, так и человеку, живущему в беспечности, трудно бывает привести в порядок свою душу. На этот труд уходит подчас вся жизнь – выпалывание сорняков, рыхление почвы, полив и подкормка. Слова о ветре, приносящем семена сорняков, да о врагах, непрестанно пакостящих человеку, не буду повторять. Господь многократно предупреждает нас о том, что все это – выше сил человека. Должный полив и подкормку для почвы сей человек может найти лишь в Церкви, созданной Христом. Ими являются таинства Церкви, в которых подается Дух, один имеющий силу очищать человека. Более того, лишь в Церкви есть орудие, позволяющее искоренять сорняки. Это – покаяние, искореняющее грех и пост, правильно пользуясь которым, можно, искоренять эти сорняки. Сам человек, ежеминутно согрешающий, не может все это сделать, так что лишь вырывает стебли и тем…. помогая сорняку разрастаться, так как корни остаются в земле, а потому стебли через некоторое время снова поднимаются и вся работа человека идет прахом. Лишь во Христе человек получил возможность очистить поле своей души и дать ему возможность приносить плод и пример многих людей, которых мы прославляем в лике святых, показывает это…. Писать об этом можно бесконечно, приводя довод за доводом в пользу того, что надо делать и чего – не надо. Увы, в наших устах все это подобно рассуждениям какого-нибудь пьяницы по поводу того, как хорошо вести трезвый образ жизни. Увы мне! Пока что мы с вами, читаем эти строки, смотря на себя, как в зеркало, видя в них состояние своей души. Кто-то увидит себя в одном примере, кто-то – в другом…. Для этого эти строки и читаются, так как в противном случае, мы и дальше будем жить, считая себя «хорошими»….

И чтения праздника мученика Лонгина. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Апостол наставляет ученика, уже находящегося в священном сане, в первую очередь, призывая быть верным Богу, имея в себе пример верности даже до готовности принять страдания…. Что тут прибавить? В той или иной мере это касается нас всех…

Евангелие (от Матфея): 1Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.

5И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

6Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что

Наши рекомендации