Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий (Цельсий)

День памяти: 14 / 27 Октября

Святые мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий (Цельсий) пострадали в царствование императора Нерона (54 - 68). Святой Назарий (сын христианки Перпетуи и иудея Африкана) родился в Риме и был крещен епископом Лином. С юных лет святой Назарий решил посвятить свою жизнь проповеди Христова учения и оказанию помощи гонимым христианам. С этой целью он покинул Рим и прибыл в Медиолан (нынешний Милан (Milano) в Италии). Посещая христиан в Медиоланской темнице, Назарий познакомился там с близнецами Протасием и Гервасием. Братья-близнецы родились в городе Медиолане в семье богатых римских граждан - Виталия и Валерии. Оставшись сиротами (их родители были замучены за христианскую веру), братья раздали имущество бедным, отпустили на волю рабов и подвизались в посте и молитве. За исповедание Христа язычники заключили их в темницу. Святой Назарий полюбил близнецов и, как мог, облегчал их страдания. За это язычники избили его и выслали из Медиолана. Святой Назарий уехал в Галлию и там успешно проповедовал христианство и обратил многих язычников.

Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий (Цельсий) - student2.ru
Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий

В городе Кимеле он крестил сына одной христианки по имени Келсий (Цельсий – по-латыни) и, воспитав его, приобрел себе верного ученика и сподвижника в миссионерских трудах. За проповедь христианства язычники отдали их на растерзание диким зверям, но звери не коснулись святых. Затем пытались утопить мучеников в море, но они ходили по водам, как по суше. Воины, исполнявшие казнь, были так поражены, что сами приняли христианство и отпустили святых мучеников.

Освобожденные Назарий и Келсий ушли в Медиолан и навестили в темнице мучеников Гервасия и Протасия. Об этом донесли Нерону. Тот приказал обезглавить святых Назария и Келсия. Вскоре после этого казнили и святых братьев Гервасия и Протасия.

Спустя много лет мощи святых были явлены. Было это при следующих обстоятельствах. В 385 году настроенная про-ариански императрица Юстина, мать малолетнего Валентиниана II, провозглашенного императором Западной Римской империи, потребовала от православного епископа, святителя Амвросия Медиоланского передать одну из городских церквей изгнанному с Востока и нашедшему прибежище при миланском дворе арианскому епископу Авксентию Доростольскому[389]. После решительного отказа Амвросия Валентиниан II в Пасху 386 года разрешил арианам силой захватить требуемую базилику при поддержке императорской гвардии. Но православные христиане Медиолана, окружив своего епископа, бодрствовали в базилике и не позволили арианам занять её. Юстина и Валентиниан II, испугавшись народных волнений, временно уступили.

На Пасху следующего 387 года Валентиниан II приказал святителю Амвросию, обвинённому в подстрекательстве к бунту и неповиновении императорской власти, удалиться из Медиолана. Но православные горожане окружили дом епископа и не позволили властям изгнать Амвросия. Противостояние накалялось, так как император и его мать на этот раз не намерены были уступать. Вскоре Амвросию, по его собственному признанию, в видении было указано место погребения мучеников Гервасия и Протасия, совершенно забытое к этому времени. 19 июня / 1 июля 387 года в месте, указанном Амвросием, были обретены нетленные тела братьев. Мощи были торжественно перенесены в одну из миланских базилик (ныне называется Сан-Амброджо – католический собор, в котором покоятся мощи, как мучеников Гервасия и Протасия, так и самого святителя), при этом торжество сопровождалось многочисленными явными чудесами и исцелениями. Юстина и Валентиниан II перед лицом несомненных чудес, происходящих от мощей, были вынуждены навсегда оставить мысль о покровительстве арианам и гонениям на православных.

Обретение мощей Гервасия и Протасия описано самим святителем Амвросием в письме к его сестре Марцеллине, биографом Амвросия святым Павлином, а также упомянуто Блаженным Августином в его «Исповеди» (9:7) и трактате «О граде Божием» (22:8). Августин, находившийся в этот момент на пути к обретению веры, взволнованно описывает виденное и слышанное им:

«Тогда упомянутому предстоятелю Твоему открыто было в видении место, где сокрыты тела мучеников Протасия и Гервасия, которые столько лет хранил Ты нетленными в тайной сокровищнице Твоей, чтобы своевременно взять их оттуда в обуздание женщины лютой, но царственной…Исцелялись не только мучимые нечистыми духами…;один медиоланец, слепой в течение многих лет и известный всему городу,…добился разрешения подойти и прикоснуться платком к носилкам, где покоились те, о ком сказано: «дорога в очах Господних смерть святых Его». Затем он поднёс платок к глазам своим, и они сразу открылись. Об этом разнеслась молва, Тебе возносили хвалы, горячие, сиявшие радостью, поэтому противница Твоя, хотя и не приникла к здравой вере, но подавила в душе своей неистовость в преследованиях («Исповедь» (9:7))».

Мощи святых мучеников Назария и Келсия (Цельсия) были обретены святителем Амвросием позднее – уже после 394 года, когда над Западной частью империи воцарился Феодосий I, бывший до этого императором Востока. Мощи, согласно источнику, были найдены в саду, находившемся за пределами Медиолана, и позднее положены в местном соборе.

Наши рекомендации