Священномученик александр гривский
Память 11 / 24 октября, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 25 мая / 7 июня 1874 года на погосте Болчино Порховского уезда Псковской губернии в семье протоиерея Рождественской церкви с. Чирская. Брат священников Никандра и Сергия.
Окончил Псковскую духовную семинарию по второму разряду. Во втором классе семинарии был облачен в стихарь.
До 1900 года служил псаломщиком на погосте Дубки Псковской губернии.
С 1900 года - псаломщик Рождественской Церкви пог. Черский (с.Черская).
В 1907 году рукоположен в сан священника к церкви погоста Сине-Никола Опочецкого уезда.
Около 1908 года переведен настоятелем в Богоявленский храм погоста Подоклинье Порховского уезда. Также состоял законоучителем земских школ в Подоклинье и в Бяницах, член Правления Порховского духовного училища.
В семье Гривских детей не было. Приход насчитывал около трех тысяч человек. Богоявленская церковь неизменно собирала множество прихожан. К Подоклинскому приходу было приписано 9 часовен: 1 каменная и 8 деревянных. Проведение богослужений в часовнях и попечение об их благоустройстве также входило в круг забот батюшки.
Осенью 1918 года был арестован по обвинению: "принадлежность к контрреволюционному направлению и погромные проповеди в церкви", при аресте был сильно избит. Полуживой о.Александр был поднят за руки и за ноги и брошен на подводу. Когда подвода двинулась, было видно, как содрогаются в конвульсиях ноги священника. Он был заключен в Порховскую тюрьму. Чрезвычайная следственная комиссия Порховского уезда приговорила о. Александра к расстрелу.
Расстрелян 24 октября 1918 года в "Песках" под Порховом, погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года.
Награды
- набедренник (6 / 19 мая 1911)
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HY...b**
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2находящимся в Колоссах[324] святым и верным братиям во Христе Иисусе: 3благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8который и известил нас о вашей любви в духе.
9Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, 12благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; 17и Он есть прежде всего, и все Им стои́т.
18И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
Апостол приветствует паству, уча ее…. Пожалуй, в словах «поступать достойно Бога, принося плод во всяком деле благом…» заключается краткое и емкое наставление относительно всей жизни христиан, так как всякое дерево познается по плодам и по ним будет оценено. Что же значит – «поступать достойно Бога»? Это и есть то, о чем говорит Господь: «да видят ваши добрые дела и прославляют Отца вашего Небесного…». Как уже писалось, речь не идет о показном благочестии, но о благочестии истинном, которому человек следует и в делах и словах и мыслях. Если же человек стремиться исполнять заповеди, то это выражается во всем, а потому, как ни скрывай деласвои, а правда откроется и добрые дела человека послужат лучше всякой проповеди словами. И наоборот, злые дела, сколь бы много человек не проповедовал о Христе устами, вредят проповеди о Христе. Поэтому то, к чему призывает апостол паству, очень важно и для нас с вами. Господи, да сподобиши и да научиши нас приносити Тебе плод благ!
Евангелие (от Луки): 1После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
16Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.
Господь продолжает проповедовать и… здесь впервые встречается упоминание о женщинах, служивших Ему. В будущем они будут прославлены, как Жены-Мироносицы. В период земной жизни Христа о них в Евангелии почти нет упоминания, но когда Его предали на казнь, именно они продолжали следовать за Ним, а впоследствии именно они, прежде апостолов услышали о Его воскресении….
И чтения праздника апостола Филиппа. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
2Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.
3А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
4Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.
5Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8И была радость великая в том городе.
9Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
18Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
26А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу[325], на ту, которая пуста.
27Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
40А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию[326].
Обстоятельства того, как апостол Филипп обращает ко Христу евнуха, которого предание награждает именем Аэций (Аэтий) и в некоторых календарях он упоминается в лике святых. Такой успех проповеди, конечно, имеют не все, а те, чьи слова не расходятся с делами, то есть, если человек выполняет сказанное в Евангелии в своей жизни, а смысл всех повелений Евангелия: «будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен». Здесь никто да не приписывает мне укорения кого-либо, просто мои слова или слова кого-то из читающих никогда не будут иметь такого эффекта, ибо это будет говорить просто человек. А апостолу содействовала благодать Божия, живущая в нем и это, так сказать, норма, к которой нам предлагается стремиться….
Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир