Память 8 / 21 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В миру Василий Севастьянович Ефимов, родился 12 / 25 апреля 1903 года в Москве. Работал курьером в 33-м отделении милиции.

В 1935 году тайно принял монашеский постриг с именем Варлаам.

29 сентября 1937 года был арестован вместе с архиеп. Димитрием (Добросердовым) и группой духовенства и мирян. Варлаама обвинили в том, что он, «будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди окружающих проводил систематическую антисоветскую агитацию. Свою квартиру он предоставил для совершения тайных богослужений и ночлега возвратившемуся из ссылки духовенству. В 1935 году он принял пострижение в тайное монашество, к чему склонял и других своих единомышленников».

Следователь спросил его, как в его квартиру попало священническое облачение. Василий Севастьянович ответил, что оно оставлено иеросхимонахом Аристоклием[224], которого глубоко почитала вся его семья и который несколько раз совершал молебны в их квартире. Но «в данное время его нет в живых, так как он умер лет пять тому назад», – пояснил Василий Севастьянович.

Виновным он себя ни в чем не признал.

17 октября 1937 года тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения. Был отправлен в Локчимлаг в Коми область, где вскоре скончался.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • Иг. Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 129-149.
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...997
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...8E*

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе[225], со всеми святыми по всей Ахаии[226]: 2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

5Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

6Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.

7И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

8Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии[227], потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.

9Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, 11при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

12Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.

13И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, 14так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

15И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, 16и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.

17Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то "да, да", то "нет, нет"?

18Верен Бог, что слово наше к вам не было то "да", то "нет".

19Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был "да" и "нет"; но в Нем было "да",- 20ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь",- в славу Божию, через нас.

21Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 24не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Евангелие (от Луки): 17В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,- 18вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; 19и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

20И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что́ вы помышляете в сердцах ваших?

23Что́ легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

25И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

26И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чу́дные дела видели мы ныне.

27После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

28И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.

29И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

30Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; 32Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

33Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

34Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

35Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

36При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

37И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́ и другое.

39И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Господь призывает будущего апостола и Евангелиста Матфея (Левий (Леви – по-еврейски) – его второе имя), а тот, несомненно, уже слышавший о Христе и внутренне готовый к встрече с Ним, откликается на призыв. Тут же, радостный, он устраивает пир для Христа и учеников. Однако у фарисеев это внешнее проявление обращения к Богу вызывает лишь настороженность, мол Учитель ваш нарушает заповедь, запрещающую сообщаться с «нечистыми» людьми (Напомню, что мытари – это не сборщики налогов, как бытует ошибочное мнение, этот древнерусский термин обозначал таможенных чиновников, то есть, тех. кто оформлял провоз товаров через границу. В Иудее собирали налоги, а также выполняли функции таможни выходцы из местного населения, которых за это презирали, как предателей, плюс к тому, считали отступниками от веры, ибо они собирали деньги в пользу языческого Рима. Отсюда и запрет на общение с ними). Покаяние и обращение к Богу человека снова оставляет их глухими. Но Господь ведет себя странно в их глазах, ибо взирает не на внешнее, а на состояние души… Нам же этот текст предлагается, как предостережение от любимого нашего занятия – осуждения ближних за их внешние дела. Впрочем, дело не в одном осуждении, ведь часто мы с вами судим человека за сделанное им, хоть весьма вероятно, что тот уже раскаялся в нем и Бог простил его, а мы – осуждаем, собирая на свои головы «горячие угли», по выражению апостола…

Наши рекомендации