Святитель Тихон, патриарх Московский
Дни памяти: День Новомучеников, 9 / 22 Февраля (Обретение мощей), 25 Марта / 7 Апреля (преставление), 26 Сентября / 9 Октября (прославление), 5 /18 Октября (Моск. Свт.), 5/18 ноября (память избрания на патриаршество).
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси |
Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января / 1 февраля 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем».
Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 / 27 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.
В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября / 1 ноября 1897 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, после чего, 14 / 27 сентября 1898 переведен на Алеутскую и Североамериканскую кафедру, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке, куда была переведена его кафедра. Также была учреждена духовная семинария в Миннеаполисе (что устранило необходимость присылать священников из России), был основан Тихоновский монастырь возле Скрантона (штат Пенсильвания) со школой-приютом при нем. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы[98], индейцы, алеуты и эскимосы. В 1900 году он был наименован епископом Североамериканским и Аляскинским, а в 1905 году возведен в сан архиепископа с титулом Алеутский и Североамериканский.
Святый патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре | Московские святители |
Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру (назначен в 1907 году), по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности, причем, он любил приезжать неожиданно - тихо и без обычной помпезности, чтобы в простой обстановке побеседовать с народом и духовенством, увидеть жизнь на местах. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно[99], он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска. В 1917 году был поставлен митрополитом Московским.
Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, Февральская революция 1917 года вызвала хаос в стране. Именно в это время на открывшемся 15 / 28 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов (Кремль обстреливали большевики, уже захватившие власть в Петрограде и стремившиеся подавить сопротивление и в Москве) поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца. Видя спасение от большевистского безбожия не в кровавой войне, а в духовной борьбе, патриарх рано вступил на тот путь попыток взаимоотношения с советской властью, каким прошёл до конца земной жизни. Уже 6 декабря 1918 года, когда прочность позиций советской власти вовсе не казалась безусловной, патриарх тем не менее написал в Совнарком о том, что против советской власти он никаких действий не предпринимал и предпринимать не собирается, и хотя многим мероприятиям правительства не сочувствует, "не наше дело судить земные власти". Впоследствии, в разгар братоубийственной войны, 8 октября 1919 года патриарх обратился с посланием, в котором призывал священнослужителей Русской Православной Церкви отказаться от всяких политических выступлений. В течение 1920 года подвергался неоднократным домашним арестам.
7 ноября 1920 года Священный Синод и Высший церковный совет издает за подписью патриарха Тихона известный Указ № 362 о временной автономии епархий на канонической территории РПЦ, связь которых с Патриархией прервана. Позже этим указом Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.
Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности (также был организован сбор средств, но Церковный комитет помощи голодающим был властями распущен, а все собранные им средства – арестованы), выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован[100] и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, фактически, в заточении, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах. 12 апреля 1925 года патриарх Тихон был торжественно погребен в Московском Донском монастыре[101]. На погребении присутствовало 59 епископов, а количество людей пришедших перед этим проститься с первосвятителем-
исповедником исчислялось многими сотнями тысяч.
Русская Православная Церковь Заграницей на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года прославила патриарха Тихона как исповедника в лике святых новомучеников Российских
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом
Промысел Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».
В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. 22 февраля 1992 года мощи святителя были обретены в Малом соборе Донского монастыря. Особое почитание святого патриарха выразилось в многочисленных храмах посвященных ему, а также в быстро выросшей обильной иконописной традиции. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.
3 декабря 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов еще один день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Новая дата приурочена к дню избрания святителя Тихона на Всероссийский Патриарший престол — 5/18 ноября.